Скачать 2.12 Mb.
|
Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители». Борисова И.С., Михеева М.П., Слезкина И.Н., г. Самара г. Самара Оглавление.
Приложение…………………………………………………………..172 - 191 Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика и проведенные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров). По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва). Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей. При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях детско-родительского клуба, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как детско-родительский клуб «Успешные родители». Детско-родительский клуб является местом, где всегда есть возможность членам развивать свои творческие способности, быть интересным друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества. Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека. Наша программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Воспитание родительской ответственности. Направленность программы «Успешные родители» - образовательная (просветительская) психолого-педагогическая. Новизна программы заключается в ее ориентированности не только на воспитанников, но и на их семейное окружение. В то время как большинство дополнительных образовательных программ нацелено на развитие, обучение и воспитание только детей. Целью программы является повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизация детско-родительских отношений. Основные задачи программы:
Адресована она родителям, заинтересованным в оказании помощи в овладении навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Программа осуществлялась в несколько этапов. Смена этапов работы обусловлена задачами программы, из которых следует содержание заданий и приемов, а также определенная стратегия психолого-педагогического воздействия. Целью первого этапа – подготовительного - стало выявление психолого-педагогических проблем в семьях, определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей. На второй этапе – организационном – сформирована нормативно-правовая база: Положение о детско-родительском клубе, перспективный план работы, график проведения занятий. Определены наиболее эффективные методы сотрудничества с семьей, которые позволили вызвать у родителей интерес к познанию себя и детей, поддержать их в развитии компетентности в области воспитания, осознании особенностей их взаимоотношений с детьми. Третий этап – основной – реализация поставленных задач через проведение заседаний клуба: проблемная постановка вопроса, просмотр видеороликов, решение педагогических ситуаций, практикум, обмен опытом семейного воспитания, организация совместной деятельности детей и родителей. Данный этап был разделен на 4 блока:
На четвертом этапе программы – итоговом - оценивается эффективность программы родителями, администрацией, воспитателями и детьми: по результатам численности посещения, анкетированию, по отзывам, по результатам диагностики. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны дошкольной организации. В итоге работы у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка. В течение 4-х лет (2009-2013гг) данная программ проходила апробацию на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №33 городского округа Самара. Занятия проводились в группах численностью от 10 до 20 человек. За время апробации количество участников составило 80 человек (26 % от общего числа родителей). Учебный план. Цель:
Категория обучающихся:
Срок обучения: 4 года. Режим занятий:
Учебно-тематический план. Цель:
Категория обучающихся:
Срок обучения: 4 года. Режим занятий:
I блок «Молодая семья».
|
Цель: оптимизация детско – родительских отношений, повышение психологической компетенции родителей | Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательных отношений в мбоу... | ||
Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения | Миссия, приоритетные направления, цели и задачи дюц «Рифей» на 2012-2017 гг | ||
Положением «О курсовой и выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры... | Федеральных законов от 27. 07. 2010 №210-фз, от 29. 11. 2010 №313-фз. В целях оптимизации процесса регистрации детей и подростков... | ||
Федеральных законов от 27. 07. 2010 №210-фз, от 29. 11. 2010 №313-фз. В целях оптимизации процесса регистрации детей и подростков... | ... | ||
Сведения о каждом рожденном (усыновленном) ребенке (за исключением ребенка, в отношении которого заявитель лишен родительских прав... | Он(и) не выполняет(ют) своих родительских обязанностей, длительное время пьянствует(ют) (употребляет(ют) наркотики), по заключению... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |