Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители»


НазваниеОбразовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители»
страница1/16
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Бланки > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Образовательная программа

по оптимизации детско-родительских отношений

«Успешные родители».


Борисова И.С., Михеева М.П., Слезкина И.Н.,

г. Самара

г. Самара

Оглавление.

  1. Аннотация ………………………………………………………………………3-7

  2. Учебный план программы……………………………………………………......8

  3. Учебно-тематический план……………………………………………….....9 - 12

  4. Учебная программа ………………………….................................... ……13 - 167

    1. Пояснительная записка………………………………………….............13 - 23

    2. Основное содержание…………………………………………………24 - 167

  1. Список литературы………………………………………………………168 - 169

  2. Методические рекомендации…………………………………………....170 - 171

Приложение…………………………………………………………..172 - 191

Одна  из актуальных проблем, относящихся к вечным  проблемам  человечества, - воспитание  детей. Сегодня  эта проблема  обсуждается  педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика  и  проведенные исследования, показывают,  что   родители  испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом  причин:

  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;

  • ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

  • социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).

По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;

  • педагогическая и психологическая неграмотность;

  • нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;

  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях детско-родительского клуба, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как детско-родительский клуб «Успешные родители». Детско-родительский клуб является местом, где всегда есть возможность членам развивать свои творческие способности, быть интересным друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества. Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека.

Наша программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Воспитание родительской ответственности.
Направленность программы «Успешные родители» - образовательная (просветительская) психолого-педагогическая.

Новизна программы заключается в ее ориентированности не только на воспитанников, но и на их семейное окружение. В то время как большинство дополнительных образовательных программ нацелено на развитие, обучение и воспитание только детей.

Целью программы является повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизация детско-родительских отношений.

Основные задачи программы:

  • повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

  • помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

  • просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.


Адресована она родителям, заинтересованным в оказании помощи в овладении навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Программа осуществлялась в несколько этапов. Смена этапов работы обусловлена задачами программы, из которых следует содержание заданий и приемов, а также определенная стратегия психолого-педагогического воздействия.

Целью первого этапа – подготовительного - стало выявление психолого-педагогических проблем в семьях, определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

На второй этапе – организационном – сформирована нормативно-правовая база: Положение о детско-родительском клубе, перспективный план работы, график проведения занятий. Определены наиболее эффективные методы сотрудничества с семьей, которые позволили вызвать у родителей интерес к познанию себя и детей, поддержать их в развитии компетентности в области воспитания, осознании особенностей их взаимоотношений с детьми.

Третий этап – основной – реализация поставленных задач через проведение заседаний клуба: проблемная постановка вопроса, просмотр видеороликов, решение педагогических ситуаций, практикум, обмен опытом семейного воспитания, организация совместной деятельности детей и родителей. Данный этап был разделен на 4 блока:

  • I блок: «Молодая семья» - ранний возраст (2-3 года)

  • II блок: «Учусь быть родителем» - младший и средний возраст

  • III блок: «Мы вместе» - старший дошкольный возраст

  • IV блок: «Год до школы» - старший дошкольный возраст

На четвертом этапе программы – итоговом - оценивается эффективность программы родителями, администрацией, воспитателями и детьми: по результатам численности посещения,  анкетированию, по отзывам, по результатам диагностики.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны дошкольной организации.

В итоге работы у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка.

В течение 4-х лет (2009-2013гг) данная программ проходила апробацию на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №33 городского округа Самара. Занятия проводились в группах численностью от 10 до 20 человек. За время апробации количество участников составило 80 человек (26 % от общего числа родителей).

Учебный план.

Цель:

  • повышение воспитательной культуры родителей,

  • укрепление внутрисемейных связей,

  • оптимизация детско-родительских отношений.

Категория обучающихся:

  • I, II, IV блок посещают родители детей дошкольного возраста;

  • III блок - пары «родитель – ребенок старшего дошкольного возраста».

Срок обучения: 4 года.

Режим занятий:

  • I, II блок – 1 раз в месяц ;

  • III блок – 1 раз в неделю;

  • IV блок – 1 раз в 2 месяца.





наименование тем

всего часов

в том числе

форма контроля

теоретических

практических

1.

I блок: «Молодая семья»

13,5 часов

5,25 часа

8,25 часа

наблюдение

анкетирование

отзывы

посещаемость

2.

II блок: «Учусь быть родителем»

12,5

часов

4,16 часа

8,34 часа

3.

III блок: «Мы вместе»

14 часов

0,5часа

13,5 часа

итоговая диагностика детей и родителей

4.

IV блок: «Год до школы»

7 часов

1,5 часа

5,5 часов

наблюдение

анкетирование

отзывы

посещаемость

итого

47 часов

11,41 часа

35,59 часа




Учебно-тематический план.

Цель:

  • повышение воспитательной культуры родителей,

  • укрепление внутрисемейных связей,

  • оптимизация детско-родительских отношений.

Категория обучающихся:

  • I, II, IV блок посещают родители детей дошкольного возраста;

  • III блок - пары «родитель – ребенок старшего дошкольного возраста».

Срок обучения: 4 года.

Режим занятий:

  • I, II блок – 1 раз в месяц ;

  • III блок – 1 раз в неделю;

  • IV блок – 1 раз в 2 месяца.

I блок «Молодая семья».



наименование тем

всего

в том числе

форма контроля

теория

практика

1.

Родитель – это звучит гордо.

1,5 часа

1час

0,5 часа

наблюдение

посещаемость

2.

Адаптируемся вместе.

1,5 часа

0,5 часа

1 час

3.

Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста.

1,5 часа

0,75 часа

0,75 часа

4.

Секреты психологического здоровья.

1,5 часа

1 час

0,5 часа

5.

Что наша жизнь?...Игра!

1,5 часа

1 час

0,5 часа

6.

Детские страхи.

1,5 часа

0,5 часа

1 час

7.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

1,5 часа

0,25 часа

1,25 часа

8.

В царстве упрямства и капризов.

1,5 часа

0,25 часа

1,25 часа

9.

Итоговое.

1,5 часа




1,5 часа

анкетирование

отзывы

итого

13,5 часов

5,25 часа

8,25 часа



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconЛитература
Цель: оптимизация детско – родительских отношений, повышение психологической компетенции родителей

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательных отношений в мбоу...

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconОбразовательная программа маоу дод «Детско-юношеский центр «Рифей»...
Миссия, приоритетные направления, цели и задачи дюц «Рифей» на 2012-2017 гг

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconОбразовательная программа магистратуры «Математические методы оптимизации и стохастики» Правила
Положением «О курсовой и выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры...

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconУважаемые родители!
Федеральных законов от 27. 07. 2010 №210-фз, от 29. 11. 2010 №313-фз. В целях оптимизации процесса регистрации детей и подростков...

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconУважаемые родители!
Федеральных законов от 27. 07. 2010 №210-фз, от 29. 11. 2010 №313-фз. В целях оптимизации процесса регистрации детей и подростков...

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconАдминистративный регламент по предоставлению муниципальной услуги
...

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconЗаявление о выплате регионального материнского (семейного) капитала
Сведения о каждом рожденном (усыновленном) ребенке (за исключением ребенка, в отношении которого заявитель лишен родительских прав...

Образовательная программа по оптимизации детско-родительских отношений «Успешные родители» iconИсковое заявление о лишении родительских прав
Он(и) не выполняет(ют) своих родительских обязанностей, длительное время пьянствует(ют) (употребляет(ют) наркотики), по заключению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск