Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения)


НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения)
страница1/7
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Бланки > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права

(для студентов очной и заочной форм обучения)
Учебным планом для изучения Особенной части уголовного права предусмотрены как лекционные, так и семинарские /практические занятия/. Традиционной формой проведения практических занятий для студентов-бакалавров в области юриспруденции является решение задач.

Прежде чем приступить к изучению Особенной части российского уголовного права, следует ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями. Необходимо помнить о тесной взаимосвязи Общей части уголовного права с Особенной. Методически очень важно определить характер опасности каждой группы преступлений, объединенных в отдельную главу Уголовного кодекса, и уметь дать их общую характеристику. Конкретные составы преступлений рекомендуется изучать в следующей последовательности:

- место данного состава преступления в системе Особенной части уголовного права;

- понятие и признаки этого состава в уголовном законе;

- юридический анализ данного состава преступления (анализ объекта, объективной стороны, субъекта преступления);

- виды данного преступления;

- отграничение этого состава от смежных, сходных по признаку.

Определяя место преступления в системе Особенной части, студент должен установить, в какой именно главе Уголовного кодекса это преступление предусмотрено, затем определить место преступления внутри главы.

Дать понятие отдельного преступления – значит запомнить и воспроизвести его основное содержание и необходимые признаки. Если уголовный закон не содержит такого понятия, то надлежит использовать те определения, которые даны уголовно-правовой наукой.

Чтобы избежать ошибок при юридическом анализе преступления, необходимо:

  1. Отграничивать родовой (видовой) объект от непосредственного, а непосредственный от предмета преступления.

  2. Следить за тем, чтобы характеристика объективной стороны не была поверхностной. Здесь важно разделить материальный и формальные составы.

  3. Уяснить возможные формы и виды форм вины в каждом составе при характеристике субъективной стороны преступления.

  4. Выяснить при анализе субъекта преступления возраст, с которого ответственность наступает за конкретный состав преступления, его вменяемость – невменяемость, а так же, в случае необходимости, признаки специального субъекта преступления.

5. При анализе видов состава преступления студентам необходимо раскрыть каждый из квалифицирующих признаков, обратившись к разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по различным категориям уголовных дел.

Целью семинарских занятий является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, и иных нормативных материалов, и уголовно-правовой литературы.

Студенты должны уметь анализировать уголовно-правовые нормы действующего законодательства и применять их к конкретным обстоятельствам, знать современные тенденции в области борьбы с преступностью и уяснить основные проблемы науки уголовного права.

Семинарские занятия служат одновременно и средством проверки знаний студентов по Общей части уголовного права, и средством отработки навыков самостоятельного изучения этого предмета, работы с литературой; кроме этого семинарские занятия способствуют умению логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений.

По всем темам семинарских занятий по Особенной части уголовного права дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список основной и дополнительной литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию.

Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия. В определенных случаях от студента потребуется уточнение специальной терминологии, что поможет правильно сориентироваться в материале и определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и четкого ответа.

Далее целесообразно, прежде всего, обратиться к конспекту лекций и действующему законодательству, включая иные нормативные материалы, постановлениям Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, Российской Федерации.

Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения можно и должно обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинарское занятие, поэтому подготовку к семинару следует начинать заблаговременно.

Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару студентам следует вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а в определенных случаях и кратким ответом, подкрепленным ссылками на соответствующие источники: нормативные материалы и литературу. Это окажет существенную помощь при выступлении на семинарском занятии. В этой же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.

Чтобы облегчить подготовку к последующим семинарам, зачетам и экзаменам, рекомендуется в этой же тетради отвести место для юридического словаря, куда в алфавитном порядке вписывать специальные правовые термины и пояснения к ним.

Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан самостоятельно наверстать пропущенный материал и во внеучебное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.

Практические занятия в форме решения задач являются одной из наиболее важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых являются проверка теоретических положений на практике и неразрывная связь теории с практикой.

Практические занятия по уголовному праву имеют цель помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности. Эти занятия тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями и семинарскими занятиями. На лекциях, семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные ньюансы тех или иных вопросов. Между тем, знание этих ньюансов нередко во многом определяет умение будущих специалистов правильно применять уголовный закон. Практические занятия дают возможность доработать со студентами все ньюансы уголовно-правовых проблем, добиться конкретных знаний материала, выработать практические навыки его реализации. Они призваны научить студентов правильно применять уголовные законы к конкретным жизненным фактам, другими словами, правильно квалифицировать те или иные преступления по соответствующей норме уголовного закона.

В ходе семинарских занятий и при подготовке к ним студенты должны активно использовать свои теоретические знания при решении задач, максимально приближенных к судебной и следственной практике и адаптированных, по необходимости, в учебных целях применительно к действующему Уголовному кодексу России.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к решению задач. Во первых, вызванный для ответа студент обязан кратко изложить содержание казуса. При этом он может заглядывать в текст пособия для того, чтобы не заучивать наизусть фамилии, даты и менее конкретные положения казуса. Но фабула должна быть усвоена в процессе предварительной подготовки к семинару. Изложение сути казуса свидетельствует об его усвоении. К тому же студент при этом учится кратко и четко излагать свои мысли, формулировать необходимые для решения вопросы. Во вторых, от студентов требуются развернутые, аргументированные ответы, относящиеся к рассматриваемым проблемам, со ссылками на соответствующие законы и другие нормативные правовые акты, на теоретические положения, на руководящие разъяснения и постановления Пленумов Верховных судов СССР, РСФСР, РФ и обзоры судебных практик.

Решение задач не должно сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач.

Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого понимания анализируемой ситуации.

После обсуждения всех наиболее важных вопросов, относящихся к казусу, и рассмотрения его вариантов преподаватель подводит итоги дискуссии. Он дает правильное, с его точки зрения, решение казуса, кратко характеризует выступление студентов, указывает на допущенные ошибки и неточности.

Казусы на комплексных семинарах лучше всего решать в конце занятия, после анализа теоретического материала. Хотя существует и другая альтернативная методика, где казусы берутся за основу занятия. Решая задачу, студент всегда сталкивается с теоретическими проблемами, поэтому, предлагая решение, он не просто должен обосновать его, а изложить изученную проблему шире. И так при решении каждой задачи.

Преподаватель оценивает, во первых, правильное решение задачи (квалификацию деяния с обязательными ссылками на статьи УК РФ, т.е. студент должен отразить формулу и формулировку обвинения); во вторых, обоснование данного решения.

Задачи целесообразно выполнять в специальных (рабочих) тетрадях. Решая задачи, следует иметь в виду, что все изложенное считается установленным и доказанным и не следует «выходить» за фабулу. Если в задаче упоминается несколько лиц, то следует произвести квалификацию содеянного в отношении каждого из них.

Для более качественной подготовки к решению задач рекомендуется использовать следующие юридические журналы: «Бюллетень Верховного суда», «Российская юстиция», «Российский судья», «Адвокатская практика», «Законность», «Журнал Российского права», «Следователь», «Уголовное право», серии «Право», «Государство и право» и др.

Таким образом, решение задач по Особенной части уголовного права - это, в основном, квалификация действий конкретных, указанных в казусах лиц, с указанием статьи (статей), частей и пунктов Уголовного Кодекса и доказывание предложенной студентом квалификации - показом наличия в действиях виновного всех признаков вменяемого состава преступления. Также желательно назначить наказание и вид ИТУ.

При решении задач необходимо исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными, а лица, совершившие деяния, вменяемые и достигли необходимого возраста уголовной ответственности.

Решение задач должно отвечать следующим требованиям:

  1. Прежде всего, необходимо отметить в обобщенной форме наличие или отсутствие в деянии состава конкретного преступления (отграничить преступление от других правонарушений).

  2. При положительном ответе необходимо дать квалификацию деяния, т.е. указать статью, часть статьи, пункт части статьи Особенной части УК РФ, подлежащей применению. В необходимых случаях надо дополнительно квалифицировать деяния с применением ст. ст. 30 и 33 УК РФ.

Особое внимание следует обратить на наличие и раскрытие содержания привелегированных и квалифицированных признаков данного преступления.

  1. Предлагаемую квалификацию следует обосновать, т.е. показать, что в действиях виновных содержатся все признаки совершаемого преступления (объективные и субъективные), помня о том, что совершенное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если это деяние содержит все предусмотренные законом признаки данного преступления.

  2. Доказательства необходимо начинать с объективной стороны, так как эти признаки подробнее описаны в диспозиции и явственнее выступают в деяниях виновных. Раскрытие объективной стороны нужно начинать с указания на то, в какой форме уголовный закон допускает возможность совершения данного преступления (путем действия или бездействия) и в какой форме было совершено преступление лицом, указанным в условии задачи. После этого следует раскрыть конкретное содержание совершенного лицом действия или допущенного бездействия, последовательно отмечая соответствие объективных признаков совершенного лицом деяния объективным признаком состава преступления указанного в диспозиции статьи УК, по которой предложена квалификация. Также проанализируйте наступившие или угрожавшие наступлением последствия и причинно-следственную связь.

Если диспозиция статьи УК носит бланкетный характер, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрывается содержание указанных в диспозиции объективных признаков состава преступления.

Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – материальный или формальный либо усеченный, в соответствии с чем следует определить, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то почему.

При описании субъективной стороны необходимо указать, какую форму и какой вид формы вины допускает закон при совершении данного преступления, раскрыть их предметное содержание, затем доказать наличие у виновного именно такой формы и вида вины; обратить внимание – внезпно возникший или заранее обдуманный умысел имел место в рассматриваемом случае. Следует отметить значение мотива и цели преступления, обосновав их обязательный и факультативный характер.

Характеризуя субъект преступления, следует указать на его признаки – вменяемость и возраст, по достижении которого возможна уголовная ответственность за данное преступление, а также признаки специального субъекта, если они имеются.

После уяснения всех этих признаков необходимо определить, какое общественное отношение охраняется данной статьей закона, т.е. является непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного данной статьей (непосредственный объект необходимо определить, исходя из диспозиции Уголовного закона). Родовой (видовой) объект определяется по расположению данной статьи в системе Особенной части закона. После этого показывается, какие общественные отношения нарушены действиями виновных. В необходимых случаях анализируются предмет преступления, орудия и средства, способ и обстановка совершения преступления.

Если в содеянном несколько составов преступлений, каждый необходимо анализировать отдельно; указать форму и вид множественности преступлений, содержащейся в анализируемом деянии.

Особое внимание следует обратить на наличие и раскрытие содержания привелегированных и квалифицированных признаков данного преступления.

  1. Показать, почему применяется вменяемая статья (часть статьи, пункт части статьи), а не смежная с ней, отграничить эту статью от смежных составов.

  2. Затем следует назначить наказание и, в случае назначения наказания в виде лишения свободы, определить вид ИУ.

При доказывании студентом правильности предложенной квалификации необходимо использовать руководящие разьяснения и Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ, сослаться на эти Постановления, привести соответствующие выдержки, а при выполнении письменных контрольных работ сделать соответствующие постраничные сноски.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Курс уголовного права России - одна из ведущих дисциплин специальности «юриспруденция». Глубокие знания уголовного законодательства России являются непременным условием успешной работы в органах правосудия, полиции, прокуратуры и других правоприменительных учреждениях.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины уголовное право России способствует развитию умения активно и творчески мыслить. В ходе занятий обучающиеся вырабатывают навыки аргументации своей точки зрения и точного изложения своих мыслей перед аудиторией.

Необходимым условием успешного усвоения курса уголовного права является изучение Уголовного кодекса Российской Федерации в его действующей редакции.

Важное значение для правильного понимания содержания некоторых норм уголовного закона имеют разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации), которые небходимо хорошо знать. Более конкретные рекомендации даны к темам семинарских занятий.

Изучение практики высших судебных органов будет способствовать более успешному усвоению курса уголовного права России. Материалы судебной практики опубликованы в периодических изданиях: Бюллетене Верховного Суда СССР, Бюллетенях Верховного Суда РСФСР и Российской Федерации.

Освоение курса уголовного права России предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому обучающийся не должен ограничиваться только изучением учебников, а должен ознакомиться с нормативными источниками и дополнительной литературой.

Порядок проведения самостоятельной подготовки включает ознакомление с поставленными вопросами, изучение литературы, рекомендованной к теме занятий, конспектов прослушанных лекций, законодательства. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на уголовный закон, постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации и теоретические положения курса уголовного права России.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Право»
Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080100 «Экономика»

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим)...
Практические занятия по Особенной части уголовного права помогают закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, семинарах...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconПрограмма и методические указания для студентов всех форм обучения
Учебная практика проводится на 2-м курсе для студентов очной формы обучения и студентов бакалавров, на 1-м курсе для студентов очно-заочной...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические указания и рекомендации к подготовке и защите дипломных...
Методические указания предназначены для студентов 5-6 курсов очной и заочной форм обучения, научных руководителей и рецензентов дипломных...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой государственной...
Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации студентов инженерно-экономического факультета предназначены...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой государственной...
Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации студентов инженерно-экономического факультета предназначены...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconМетодические указания
Методические указания к выполнению дипломных работ по специальности 080115 «Таможенное дело» для студентов очной и заочной форм обучения...

Методические указания по подготовке к семинарским /практическим/ занятиям и решению задач по Особенной части уголовного права (для студентов очной и заочной форм обучения) iconДелопроизводство в кадровой службе методические указания
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080505 «Управление персоналом»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск