Редакция от 1 янв 2018
Как оформить и учесть списание основных средств С.С. Бычков, С.В. Разгулин
С 1 января 2018 года ввели критерии, по которым списывают имущество. Чтобы ликвидировать объект, получите решение от комиссии по активам. При необходимости согласуйте ликвидацию с вышестоящим собственником имущества. Далее оформите акты на списание и проведите операции в учете: спишите основное средство и его амортизацию. Годные материалы и запчасти, которые остались от объекта, примите к учету. В рекомендации читайте о новых критериях выбытия основных средств, этапах ликвидации и как отразить списание в учете.
Когда ОС списывают Когда основное средство можно списать
Основные средства ликвидируют и списывают с учета, если:
имущество морально устарело или физически износилось;
случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;
обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;
выявили порчу имущества;
объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной;
приняли решение, что объект не соответствует критериям актива;
передали в аренду или безвозмездное пользование, принимающая сторона учла его в составе основных средств;
передали учреждению госсектора, продали или подарили.
Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.
Когда принимаете решение списать основное средство, учитывайте критерии, по которым объект перестает быть активом:
учреждение не контролирует актив, не несет расходы на него и не получает доходы или полезный потенциал;
учреждение не распоряжается имуществом;
величину дохода или расхода от выбытия можно оценить;
прогнозируемые к получению доходы или полезный потенциал, а также прогнозируемые затраты или убытки от выбытия имеют оценку.
Это следует из пунктов 45, 46 Федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н, пункта 81 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016. № 256н, пунктов 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, ликвидировать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус. Как оформить частичную ликвидацию, читайте в рекомендации.
Нужно ли списать и ликвидировать полностью самортизированное основное средство
Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество, которое нельзя восстановить или дальше использовать экономически невыгодно. Объекты, которые используете, списывать не нужно. 100-процентная амортизация не является самостоятельным основанием, чтобы списать имущество с учета (п. 45, 46 Стандарта «Основные средства», п. 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.
Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС от 08.02.2010 № 3-3-05/128.
Что делать при ликвидации основного средства
Основные средства списывайте в таком порядке:
материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской;
руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;
сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу;
комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно;
руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами;
бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.
|