Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации


НазваниеМетодика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации
страница1/5
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4   5



Учет и аудит основных средств.


Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита основных средств. 6

    1. Экономическое содержание основных средств. 6

    2. Методика учета основных средств в организации 7

    3. Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации……………………………………………………11

Глава 2. Состояние и пути совершенствования учета основных средств в организации ……………………………………………………………………...16

2.1.Краткая экономическая характеристика организации ООО «Белеза». .....16

2.2 Учет основных средств на предприятии…………………………………..21

2.3. Совершенствование учета основных средств на предприятии…………..30

Глава 3. Аудит основных средств: основные процедуры и оформление результатов проверки……………………………………………………………33

3.1.Планирование аудиторской проверки операций с основными средствами в организации……………………………………………………………………... 33

3.2. Проведение аудиторской проверки операций с основными средствами в организации………………………………………………………………………40

3.3. Оформление результатов аудиторской проверки………………....………43

Заключение………………………………………………………………………49

Список использованной литературы…………………………………………..52

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночным отношениям, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизмы системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль или аудит, который проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе.

Основные производственные фонды - материально-техническая база общественного производства. От их объема зависит производственная мощность предприятия и в значительной мере уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-творческий уровень общества. В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды - главная предпосылка, обеспечивающая дальнейший экономический рост за счет всех факторов интенсификации производства.

Проблема учета, контроля и эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятий и организаций занимает центральное место в период перехода России к рыночным отношениям. От решения этой проблемы зависит финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность на рынке.

С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, не загрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, таки на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение современного состояния учета и внутреннего контроля операций с основными средствами и разработка предложений по его совершенствованию на конкретном предприятии, а также проведение аудиторской проверки данных операций.

Объектом исследования является деятельность общества с ограниченной ответственностью «Белеза», осуществляющего производство и реализацию продукции деревообработки.

В связи с поставленной целью задачами выпускной квалифицированной работы являются:

  • Изучение теоретических основ учета и методологических основ аудиторской проверки основных средств;

  • Краткая характеристика производственной деятельности предприятия ;

  • Выявление нарушений правил ведения учета основных средств на предприятии;

  • Разработка мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков;

  • Планирование аудиторской проверки;

  • Проведение проверки и оформление ее результатов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ученых-экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики аудиторской деятельности, постановления Правительства РФ по вопросам аудита, Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Кроме того, для написания работы использовались другие нормативно-правовые документы и научно-практическая информация по теме исследования.

Источниками информации при написании выпускной квалифицированной послужили бухгалтерские документы по учету основных средств, бухгалтерская отчетность за ряд лет.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
1.1. Экономическое содержание основных средств.
В зависимости от характера перенесения стоимости на готовую продукцию, средства организации подразделяются на основные и оборотные. Оборотные средства целиком потребляются в производственном процессе в течение 1-го цикла, меняя свою натуральную форму, их стоимость полностью включается в стоимость готовой продукции. Основные средства многократно участвуют в производственном процессе, частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей вещественно-натуральной формы.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в качестве основных средств к бухгалтерскому учету принимаются активы организаций, для которых выполняются следующие условия:

  • использование внеоборотных активов в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг сторонним организациям, для управленческих нужд организации;

  • использование в течение длительного периода времени, т.е. срок полезного использования данных внеоборотных средств должен быть продолжительностью свыше 1 года или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • организацией не предполагается данные активы в последующем перепродать;

  • способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем организации для организации.

Сроком полезного использования является период времени, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать:

  • контроль за сохранностью основных средств;

  • своевременное документальное оформление, поступление и выбытие основных средств;

  • правильное и своевременное начисление износа (амортизации) основных средств (7).


1.2. Методика учета основных средств в организациях.
Поступающие в организацию основные средства должны быть документально оформлены и оприходованы. Формы первичных учетных документов по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2008г. №7. Основным документом на оприходование основных средств (как построенных в организации, так и приобретенных со стороны) является:

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1.

В нем приводится характеристика принятого внеоборотного актива, в соответствие с его техническими характеристиками, результатами пробных испытаний. Акт утверждается руководителем предприятия и представляется в бухгалтерию. К нему прилагается вся техническая документация, относящаяся к принятому объекту (техпаспорт, чертежи). Акт составляется в 1 экземпляре и подписывается всеми членами приемочной комиссии.

Приобретение основных средств через представителя организации осуществляется по «Доверенности формы № М 2». В случае расхождения фактических данных с данными сопроводительных документов или обнаружения повреждений, составляют с участием представителя железной дороги «Коммерческий акт». На его основании в дальнейшем предъявляются претензии транспортной организации. Машины, оборудование и другие приобретенные основные средства при доставке их на Организация принимает комиссия, назначенная для этих целей руководителем организации. Комиссия тщательно проверяет поступившие основные средства с данными счетов фактур поставщиков, транспортными документами и оформляет прием по актам формы ОС-1. Изготовленный в своих мастерских инвентарь и другие виды основных средств приходуют на основании накладных внутрихозяйственного назначения или требований- накладных, в которых дается характеристика изготовленных объектов.

Оприходование отремонтированных и реконструированных объектов основных средств осуществляется в «Акте приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» формы № ОС-3.

Помимо вышеперечисленных документов в качестве документов на оприходования основных средств могут выступать:

  • Акт о приемки оборудования ф № ОС-14.

  • Акт приемки – передачи оборудования в монтаж ОС -15

В случае если при монтаже оборудования выявляются дефекты и брак составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования ф № ОС- 16», который подписывается представителем заказчика, подрядчика и организацией изготовителем–оборудования или его официальным дилером.

Соколов В.Я. отмечает, что основные средства выбывают из организации в результате полного износа, продажи, безвозмездной передачи и др. причин. Каждое выбытие объектов должно быть отражено в первичных документах. Списание основных средств осуществляется комиссией, в состав которой включают заместителя руководителя организации, главного инженера, главного энергетика, специалиста цеха, главного бухгалтера или его заместителя, а в необходимых случаях других специалистов. Комиссия определяет непригодность к дальнейшему использованию объекта, оформляет документы на списание имущества. После принятия решения о списании того или иного объекта комиссия составляет:

  • Акт на списание зданий и сооружений формы № ОС-4

  • Акт на списание машин, оборудования и транспортных средств формы № ОС-4а;

Результат от выбытия имущества (прибыль, убыток) определяется бухгалтерией организации (26).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Каждому объекту при принятии его к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный номер. Номера списанных основных средств не присваиваются другим объектам в течение 5 лет по окончании года списания. Пообъектный инвентарный учет основных средств ведут в бухгалтерии организации в инвентарных карточках, являющимися регистрами аналитического учета. В настоящее время применяется инвентарная карточка учета основных средств формы №ОС-6.

Как правило, инвентарные карточки открывают на каждый инвентарный объект. В карточках дают краткую характеристику основных средств и отдельных их элементов и отражают индивидуальные особенности объекта на основе данных актов, технических паспортов, других документов на приобретение основных средств. Карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации.

Заполненные инвентарные карточки регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств формы №ОС-10, в которой приводят порядковый № карточки, инвентарный номер и наименование объекта. Описи составляют в одном экземпляре по видам основных средств. Ведение описей улучшает контроль за сохранностью и полнотой учета инвентарных объектов. Все инвентарные карточки должны храниться в карточке основных средств с разбивкой по видам и местам нахождения объектов. Одна группа карточек отделяется от другой специальными разделителями (картонными пластинами), что облегчает работу с картотекой. Перед каждой группой основных средств в картотеке помещают Карточки учета движения основных средств формы №ОС-12, в которых отражают все изменения, произошедшие с объектами данной группы. В карточке формы №ОС-12 учет ведут в суммовом выражении, подсчитывая в конце отчетного периода итоги. В этой же карточке отражается сумма амортизации по учитываемой группе основных средств, а также затраты на ремонт. Основные средства, находящиеся в эксплуатации, закрепляются за бригадами, цехами и др. подразделениями, а также по материально ответственным лицам в инвентарных списках основных средств формы №ОС-13. Учет в них ведут по видам основных средств с указанием места их нахождения (эксплуатации). В начале года записи в них делают на основании инвентарных карточек, а в дальнейшем по документам на поступление и выбытие. Здесь указывается № инвентарной карточки, инвентарный № объекта, его первоначальная стоимость, сведения о приемке.

Если учет по местам их эксплуатации ведут не в инвентарных списках, а в инвентарных карточках, то в этом случае инвентарные карточки составляются в 2-х экземплярах, один из которых находится в месте эксплуатации основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, осуществляется на активном счете 01 (основные средства), к которому могут быть открыты одиннадцать субсчетов.

Методика учета выбытия объектов основных средств согласно инструкции по применению плана счетов, следующая: при выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передачи безвозмездно, передаче в уставный капитал другой организации) должен быть открыт специальный субсчет к счету 01-11 «Выбытие основных средств». По дебету данного счета отражают первоначальную стоимость выбывшего объекта, по кредиту сумму накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия, на субсчете выбытие основных средств должна определиться остаточная стоимость, которая относится в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы». Все остальные операции (отражение выручки от продажи, НДС, расходы по демонтажу и разборке, продаже и т.д. стоимость полученных материальных ценностей и другие) должны быть отражены, развернуто, соответственно в составе операционных доходов и операционных расходов по счету 91«Прочие доходы и расходы». Сопоставляя в конце месяца дебетовый и кредитовый оборот по счету 91 «Прочие доходы и расходы» выявляется финансовый результат от выбытия основных средств.

Для отражения операций по учету основных средств в регистрах журнально-ордерной формы учета предназначен журнал-ордер формы № 13, который ведется по кредиту счетов 01, 03, 04.

В журнале- ордере формы №13 выделен раздел, где отражают кредитовые обороты по счету 01 в корреспонденции с соответствующими счетами на основании первичных документов по учету основных средств. Операции по выбытию животных основного стада группируются в ведомости формы № 13.

На основании первичных документов по реализации и прочему выбытию основных средств производят записи в «Ведомость учета реализации выбытия основных средств и прочих активов».

Синтетический учет операций по списанию основных средств и прочих активов ведут в журнале- ордере формы №11.
1.3. Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации.
В соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" - целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Для достижения цели аудитору необходимо:

- оценить СВК организации - клиента;

- определить методы проверки;

- разработать программу аудиторских процедур по существу.

При оценке СВК аудитор должен проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств, осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота, провести экспертизу применяемой формы учета, проверить наличие регистров налогового учета, установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде. Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудитор осуществляет тестирование.

Для детальной проверки операций с основными средствами, как нам представляется, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:

- оценка сохранности и проверка наличия основных средств;

- проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам;

- проверка документального оформления и учета основных средств;

- проверка начисления амортизации в бухгалтерском налоговом учете;

- анализ и обобщения результатов аудита.

Выполняя аудиторскую проверку, аудитор должен ответить на следующие вопросы:

- имеется ли приказ о назначении материально ответственных лиц за сохранность основных средств;

- заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

- организована ли материальная ответственность в отношении арендованных основных средств;

- установлены ли в помещениях пожарно-охранные сигнализации;

- имеется ли приказ о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии;

- закреплен ли в учетной политике план проведения инвентаризаций основных средств;

- проводятся ли инвентаризации основных средств при смене материально ответственного лица.

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- указанные основные средства способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

- проверка наличия договоров (соблюдения простой письменной формы);

- проверка наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки;

- проверка полноты и правильности заполнения реквизитов и наличия соответствующих печатей и подписей;

- анализ условий договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров;

- анализ условий договора о моменте перехода права собственности.

От результатов выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в бухгалтерском учете.

Важным направлением методики аудита основных средств является проверка обоснованности применения норм и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные связаны с формированием себестоимости продажи товаров, продукции, работ, услуг и в конечном итоге влияют на финансовые результаты предприятия (его прибыль или убыток), сумму налога на имущество и размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль. Выбор амортизационной политики оказывает значительное влияние на формирование финансовой стратегии организации.

При проверке порядка начисления амортизации аудитор должен использовать результаты аудита документального оформления и оценки основных средств. Работа осуществляется по двум направлениям: проверка данных бухгалтерского учета и проверка информации налогового учета.

При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется ПБУ 6/01, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, учетной политикой организации.

Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.

При проверке начисления амортизации в налоговом учете аудитор руководствуется нормами гл.25 НК РФ, в соответствии с которыми можно выделить два принципиальных аспекта методики:

- проверка формирования состава амортизируемого имущества;

- проверка расчета сумм амортизационных отчислений.

На этапе обобщения полученных результатов аудитор анализирует обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

Ошибки, обнаруживаемые в процессе аудита основных средств, оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, так как приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

По результатам осуществления процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор может дать оценку амортизационной политике организации. С помощью выбранной учетной политики организация приобретает возможность оказывать влияние на формирование расходов, прибыли, налоговых баз по налогу на прибыль и налогу на имущество через способы начисления амортизации. Выбор способа зависит от целей и стратегии финансово-хозяйственной деятельности организации. Если целью организации является поддержание стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений, то линейный способ начисления амортизации, по нашему мнению, отвечает этим требованиям. Если организация предпочитает значительный рост уровня рентабельности или аккумулирование крупных финансовых ресурсов для обновления материальной базы, то она закрепляет в учетной политике один из нелинейных способов начисления амортизации.

Таким образом, заключительное мнение аудитора определяется не только результатами детальной проверки операций с основными средствами, но и адекватностью учетной политики в отношении этих средств.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconКурсовая работа по дисциплине «Аудит» на тему: «Аудит учета основных средств»
Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconЗадачи учета основных средств 3 Классификация и оценка основных средств...
Рекомендации по совершенствованию учета основных средств и эффективности их использования

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconАудит основных средств в инвестиционных циклах
Выявление возможных рисков при проведении аудиторской проверки основных средств на примере пао «Газпром» и пао «Фармстандарт» 36

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconКурсовая работа написана по теме: "Механизация и автоматизация обработки...
Целью написания работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по организации учета основных средств, овладение...

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации icon3 Теоретические и организационные вопросы аудита учета основных средств
Оформление результатов аудиторской проверки (аудиторское заключение, отчет аудитора)

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconМетодические рекомендации по проведению учебного занятия на тему...
«Учёт поступления основных средств» по мдк 01. 01Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации icon«Бухгалтерский учет основных средств и анализ их использования в...
Бух учет Основных средств и анализ их использования в ООО "Даймон" (на основании з 043 Отчет Даймон)

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconКурсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» на тему: «Особенности учета основных средств»
Понятие и классификация основных средств, их оценка и бухгалтерские счета для их учета

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации icon1. 3 Учет нематериальных активов 18 Глава Оценка сложившейся практики...
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета основных средств и других активов, разработка...

Методика учета основных средств в организации 7 Методика аудиторской проверки наличия и движения основных средств в организации iconПриказ о составе комиссии по списанию основных средств в организации...
Письмо обращение на имя министра по управлению государственным имуществом Свердловской области о согласовании списания основных средств...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск