Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал


НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал
страница1/5
ТипРеферат
filling-form.ru > Бланки > Реферат
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки
Факультет гуманитарно-технический

Кафедра русского языка и литературы


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А. ШОЛОХОВА»


Студента 5 курса группы 5Р

Сергиеко Михаила Николаевича

Специальность 050301.65

Русский язык и литература




Научный руководитель:

Кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры русского языка и литературы

Откидач надежда Андреевна

Рецензент:






Работа допущена к защите

Дата защиты

«____»__________ 2014 г.

«_____»_________ 201 г.

Зав. кафедрой

Оценка _______________

В.А.Петригина _____________





2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА М.А. ШОЛОХОВА ВОЕННЫХ ЛЕТ И ЕГО РАССКАЗЫ «НАУКА НЕНАВИСТИ», «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»…………………………………………………………………..6

1.1 Идейно-художественное своеобразие публицистики Шолохова……….6

    1. «Наука ненависти»: типичность истории лейтенанта Герасимова……..12

    2. Замысел рассказа «Судьба человека»……………………………………..16

    3. Необычность жанровой формы и гуманизм «Судьбы человека»……....19

ГЛАВА II. ЭПОС ВОЙНЫ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»…………………………………………………29

    1. «Они сражались за Родину» - новая «Война и мир»...................................29

    2. История создания романа и его судьба…………………………………...31

    3. Суровый реализм романа и образы героев………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....51

ЛИТЕРАТУРА………………………...…………………………………….....56

ВВЕДЕНИЕ

Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остаётся война – самое безнравственное действие из всех, какие породил человек.

Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашего народа. Это трагическое и героическое время показало всему миру силу русского характера, величие русского духа. Народ-победитель заплатил страшную цену за победу над фашизмом. Поэтому навсегда в памяти людей останутся имена сотен тысяч героев, солдат той войны.

«Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей», - писал Ф.Г Бирюков[2, c.19]

Действительно, в творчестве русских писателей разных поколений, воевавших и не воевавших, сильной нотой звучала и продолжает звучать тема Великой Отечественной войны, поскольку есть необходимость и живая человеческая потребность осмыслить и художественно запечатлеть грандиозную и трагическую картину защиты отечества от вероломного врага, разгадать истоки воинского героизма и подвига, вникнуть в психологию человека на войне, выявить те черты народного характера, которые сделали русский народ народом - победителем, сокрушившим фашизм не только на территории своей страны, но и ставшим освободителем всей Европы, в этом и заключается актуальность работы.

Подход к решению темы войны у разных писателей различен: эпические полотна К. Симонова, Ю Бондарева, М. Шолохова; пристальное исследование отдельных эпизодов войны у В. Быкова и Б. Васильева; критический пафос и внимание к замалчиваемым ранее фактам и эпизодам войны в произведениях В. Некрасова, К. Воробьева, В. Астафьева и других - все это свидетельствует о неослабевающем интересе писателей к теме Великой Отечественной войны.

В критической литературе, посвященной творчеству М.А. Шолохова, наряду с высокой оценкой таланта писателя в художественном воплощении темы Великой Отечественной войны (исследователи Ф. Бирюков, Л. Киселева, И. Козлов, А. Ларионов, Я Якименко и другие), есть и весьма ироничный и даже снижено-разоблачительный взгляд (в частности, в статье А. Кобринского «Миф и идеология» о рассказе М. Шолохова «Судьба человека»).

На наш взгляд произведения Шолохова о войне глубоко реалистичны. Их героями являются простые люди, одни из сотен тысяч, сражавшихся на фронтах. Война – это страшное зло, она ломает людские судьбы, добрых людей учит ненавидеть и убивать. Человек на войне проходит суровую школу ненависти к захватчикам. Герой рассказа «Наука ненависти» лейтенант Герасимов так говорит о войне: «Вы думаете, можно рассказать словами обо всём, что пришлось видеть? Нельзя! Нет таких слов. Это надо видеть самому».

Цель - выявить идейно-художественное своеобразие решения темы войны в творчестве писателя, особенность гуманистического пафоса и позицию автора, опираясь на анализ публицистики М. Шолохова о войне, его романа «Они сражались за Родину», рассказа «Судьба человека».

Объектом исследования являются произведения М.А. Шолохова о Великой Отечественной войне: «Наука ненависти», «Судьба человека», «Они сражались на Родину».

Предметом исследования является изображение М.А. Шолоховым темы Великой Отечественной войны.

В связи с поставленной целью определяются следующие задачи:

1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие публицистики

М.А. Шолохова;

2. Изучить историю создания романа «Они сражались за Родину»,
рассказа «Судьба человека»;

3. Раскрыть образы героев;

4. Выявить особенности гуманистического пафоса и позицию автора.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ научной литературы, описательный и сопоставительные методы, систематизация и обобщение полученных данных.

При выработке концепции работы и анализе материала основой исследования стали труды: Ф. Бирюкова, Л. Якименко, В. Кочеткова, А. Ларионова, А. Овчаренко, Киселевой Л., А. Хватова, Т. Осинова, Ю. Лукин, М. Юркович и др.

Практическая и теоретическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в литературно-педагогической практике, при написании рефератов, курсовых работ и филологических исследований.

Структура и объём дипломной работы продиктованы логикой раскрытия темы и решением поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА М.А. ШОЛОХОВА ВОЕННЫХ ЛЕТ И РАССКАЗЫ «НАУКА НЕНАВИСТИ»,

«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

1.1. Идейно-художественное своеобразие публицистики

М.А. Шолохова

Всенародная война породила великую литературу, летопись народного подвига, своих летописцев. Нашу литературу невозможно представить без произведений о Великой Отечественной войне.

Героический эпос редко создается по горячим следам событий, для него необходима дистанция времени, историческая перспектива, в которой виднее масштабы этих событий и их значение в общем развитии мира.

Однако первые его страницы создавались писателями с самого начала войны. «Радуга» В. Василевской; «Волоколамское шоссе» А. Бека; «Взятие Великошумска» Л. Леонова; «Василий Теркин» А. Твардовского; «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова стали вехами на пути будущих художественных исследований трагического и героического времени.

Уже 24 июня 1941 года, на третий день войны М. Шолохов говорил на проводах казаков в ряды Советской армии: «Со времен татарского ига русский народ никогда не бывал побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем» [30, с.24]. Писателю ясно было, что война потребует массового героизма и очень важен поэтому вдохновляющий пример наших мужественных патриотов в прошлом. Шолохов сказал мобилизованным на фронт: «Мы ждем от вас сообщений только о победе. Донское казачество всегда было в передовых рядах защитников священных рубежей страны. Мы уверены, что вы продолжите славные боевые традиции предков и будете бить врага так, как ваши деды бивали Наполеона, как отцы ваши громили кайзеровские войска» [30, с.24].

Сам он телеграфирует наркому: «Дорогой товарищ Тимошенко! Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне сталинскую премию первой степени. По вашему зову в любой момент готов встать в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать Родину...» [30, с.24].

Так Михаил Шолохов начинал путь во время войны: он вместе с народом. В июле 1941 года газета «Правда» печатает очерк Шолохова «На Дону». Рассказ повествует о том, как встретил народ весть о войне, как вскипала благородная ярость, какой гранитной стеной вставал он на защиту Отечества.

Митинг на станичной площади. Сюда спешат те, на чьи плечи легла тяжесть войны. «Он - дюжий парень, по виду тракторист, в аккуратно заштопанном синем комбинезоне, в чисто выстиранной рубашке. Она - молодая смуглая женщина. Губы ее строго поджаты, глаза заплаканы. Равняясь со мной она тихо, только мужу говорит:

- Вот и опять ... Лезут на нас, не дали они нам с тобой мирно пожить... Ты же, Федя, гляди там, не давай им спуску!

Медвежковатый Федя на ходу вытирает черным промасленным платком потеющие ладони, снисходительно, покровительственно улыбаясь, басит:

- Всю ночь ты меня учила, и все тебе мало. Хватит! Без тебя ученый и свое дело знаю» [28, т.8, с. 291].

На станичной площади возле трибуны - строгие ряды мобилизованных. Кругом - огромная толпа провожающих. Взволнованные наказы, отцовские призывы к сыновьям, напутственные речи: «бить врага беспощадно, до полного уничтожения, и в воздухе и на земле...» [28, т.8, с.292]. Это было то время, когда в военкоматы шли нескончаемым потоком заявления: пошлите на фронт... Когда люди отрывались от самых неотложных дел, брались за винтовку. И боль становилась тем невыносимее, что вот прямо перед глазами: «Доцветающая озимая пшеница - густая, сочно зеленая, высокая – стоит стеной, как молодой камыш. Рожь выше человеческого роста. Сизые литые колосья тяжело клонятся, покачиваются под ветром» [28, т.8. с.293].

Нарушен мирный труд - вероломно, по-разбойничьи, по-фашистски. Прозорлив и мудр наш народ. Всадник, выехавший из зеленого разлива пшеничного поля говорит автору:

«Вот она какая раскрасавица уродилась, а тут этот Гитлер, язви его душу! Зря он лезет. Ох зря!... Ну, да он, вражина, своего дождется!» [28, т.8, с. 293].

Перед лицом повисшей опасности народ трудится на полях, добровольно выходят на поля старики. Кипит трудовая жизнь.

Очерк сжат, лаконичен, но в нем с огромной силой отражено дыхание тревожного времени. И то, что сказано о станице, происходило тогда по всей стране. «Два чувства живут в сердцах донского казачества: любовь к родине и ненависть к фашистским захватчикам. Любовь будет жить вечно, а ненависть пусть поживет до окончательного разгрома врагов.

Великое горе будет тому, кто разбудил эту ненависть и холодную ярость народного гнева!» [28, т.8, с.296]. Слова писателя прозвучали в те дни как напутствие всем, кто шел на фронт и кто оставался в тылу. Шолохов объезжал тогда донские колхозы. Шла уборка хлебов. Он видел настроение народа: трудом помогать фронту, собрать урожай до единого колоса.

Шолохов едет на передовую фронта, пишет очерки. На Смоленском направлении он видит, с чем пришли к нам гитлеровцы: «Вытоптанная, тоскливо ощетинившаяся рожь, дотла сожженные деревни и села, разрушенные немецкими снарядами и бомбами церкви, и всюду страшные следы безжалостного, ничем не оправданного разрушения» [28, т.8, с. 302].

Шолохов видит и их, «цивилизованных европейцев», носителей идеи «нового порядка»: во многих вытравлено все человеческое, они стали автоматами, механизированными убийцами. Война для них - грабеж, насилие, мародерство, разнузданные утробные инстинкты. Нет такой мерзости, которая бы смутила обезумевших головорезов. Они издеваются даже над трупами. Под Ельней выставили перед своими окопами русских женщин и детей. Надо было очень много поработать гитлеровской пропаганде, чтоб довести по-нацистски настроенных вояк до полного морального падения.

Шолохов наблюдает немецких военнопленных. Они были разные. Одни превратились в стервятников, настолько «вошли во вкус убийства», что в плену жалели больше об одном - «не нанюхались вволю чужой крови». Никаких более сложных мыслей, чем «фюрер сказал», «Германия превыше всего», «славяне, французы, англичане - люди неполноценные», «к зиме наша армия разделается с вами», у этих существ уже нет.

Но автор указывает и на других немцев, которые задумывались над тем, что творили их растленные соотечественники на русской земле, к чему все это ведет. «За два месяца войны, - рассказывает пленный из крестьян, - я вдоволь насмотрелся на произведенные нашей армией разрушения, на брошенные поля, на все, что сделали мы, идя на восток... Я лишился сна и кусок не идет мне в горло. Знаю, что также разорили почти всю Европу и что за все это Германии придется нести страшную расплату. Не только этой собаке -Гитлеру, но всему германскому народу придется расплачиваться. Вы понимаете меня?» [28, т.8, с. 311].

Нельзя сказать, что писатели обошли вниманием другую, честную Германию, немецких коммунистов, бывших при Гитлере в подполье. Эти люди не мирились с нацизмом, попадали в Бухенвальд, Дахау и другие лагеря. Многие были казнены за сочувствие русским, за листовки, за прослушивание иностранных радиопередач. Но, думается, литература еще в долгу перед этой второй Германией.

М. Шолохов скажет в 1958 году: «Советский народ помог этим героям засеять окровавленную, испепеленную почву Германии добрыми семенами жизни» [29, с. 185].

Когда фронт придвинулся непосредственно к Вешенской... Шолохов накоротке появился в станице, чтобы позаботиться о родных, укрыть свой архив, где хранились рукописи «Тихого Дона», второй книги «Поднятой целины», других произведений, а также письма многих современников, являющихся документами времени. В Вешенской не было ни укреплений, ни сооружений военного характера. Но там находился, по мнению немецко-фашистского командования «стратегический объект», нанесенный на карту под грифом особо важных - дом Шолохова. В упомянутой карте он стоял в одном ряду с такими «объектами», подлежащими уничтожению, как Третьяковская галерея, Ясная Поляна...

Был ясный солнечный день. Все было готово к отъезду. В небе появился самолет, он кружил над станицей, явно высматривая заранее намеченную цель. Казалось, все необходимое уже уложено в предстоящую дорогу, но мать Михаила Александровича - Анастасия Даниловна - замешкалась: нелегко расставаться с родным домом. В этот момент и была сброшена бомба. Погибла мать писателя, сгорела часть архива, разметались бесценные страницы «Тихого Дона». Пройдут десятилетия и лишь рукопись отдельных глав эпопеи вернется к Шолохову, чтобы затем обрести свое место в хранилище ИР ЛИ (Пушкинский дом) АН СССР.

Как бы, однако, ни была остра боль, вызванная личной утратой, иные думы, иные чувства переполняли сердце.

А. Хватова в статье «Гуманизм М. Шолохова» приводит цитату писателя: «Но ведь, в конце концов, - писал Шолохов, - это личные боли, личное горе каждого из нас. Из этих тяжестей складывается всенародное, общее бедствие, которое терпят люди с приходом в их жизнь войны. Личное наше горе не может заслонить от нас мучений нашего народа, о которых ни один писатель, ни один художник не сумел еще рассказать миру» [27. с. 167].

Шолохов всей душой отдается работе военного корреспондента. Цепкая память художника вбирала все: и горестный рассказ советских людей на оккупированной территории, и кипящие ненавистью слова о фашистских зверствах, и повествования о боевых подвигах фронтовиков, даже в лихую минуту не терявших ни твердости духа, ни боевого настроя. Писатель не изменял своим привычкам, не прибегал к традиционной записной книжке и на фронте. Суровые впечатления оставляли неизгладимые следы в памяти сердца.

До 1959 года (когда вышел в свет восьмой том первого собрания сочинений М. Шолохова в издательстве «Молодая гвардия») было опубликовано семь военных очерков писателя.

В указанном томе впервые появилось «Письмо американским друзьям», написанное в июне 1943 года. В этом письме, рассказав о том, что творят немецкие фашисты с нашими людьми на советской земле, Шолохов заявил: «Эту же судьбу гитлеризм готовит всем странам мира - и вашей стране, и вашему дому, и вашей жизни. Мы хотим, чтобы вы трезво взглянули вперед. Мы очень ценим вашу дружескую, бескорыстную помощь... Но я хочу обратиться к вам очень прямо, так, как нас научила говорить война... Схватка еще лишь разгорается. И мы хотим видеть наших друзей бок о бок с нами в бою. Мы зовем вас в бой. Мы предлагаем вам не просто дружбу наших народов, а дружбу солдат... Последствия колебаний могут быть непоправимы. Вы еще не видели крови ваших близких на пороге вашего дома. Я видел это, и потому я имею право говорить с вами так прямо» [28, т.8, с. 321].

До 1964 года читателям не было известно письмо-обращение Шолохова к ленинградцам в дни блокады. Оно прозвучало в 1942 году по ленинградскому радио. Его сохранила и передала в газету «Литературная Россия» к двадцатилетней годовщине снятия блокады Ольга Бергольц.

«Родные товарищи ленинградцы! - писал Шолохов. - Мы знаем, как тяжело вам жить, работать, сражаться во вражеском окружении. О вас постоянно вспоминают на всех фронтах и в тылу... Мы жадно ждем тот час, когда кольцо блокады будет разорвано и великая Советская страна прижмет к груди исстрадавшихся, героических сынов и дочерей овеянного вечной славой Ленинграда» [30, с. 121].

До 1965 года оставались неизвестными еще три военных очерка Шолохова, написанные в конце лета 1941 года, их нашли в архиве Совинформбюро и опубликовали в 78-ом томе «Литературного наследства». В. В. Котовсков пишет, что вэтих очерках - «По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии» - речь идет о встречах и беседах писателя с жителями сожженных немцами деревень, с бойцами и командирами на Смоленском направлении. Отмечая высокие моральные черты наших воинов, Шолохов писал: «Воистину скромность - неотъемлемое качество всех героев, бесстрашно сражающихся за свою Родину» [17. с.161].
  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconМинистерство образования и молодежной политики ставропольского края приказ
Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 г. N 421-п, в целях установления...

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconРоссийской Федерации в сфере образования
О реализации министерством образования и молодежной политики Ставропольского края переданных полномочий

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconДипломный проект тема: «Оценка эффективности функционирования трудового потенциала»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconМинистру образования и молодежной политики Ставропольского края
В соответствии с законодательством Российской Федерации прошу подтвердить путем проставления апостиля документ об образовании и (или)...

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconОбразец заявления
В аттестационную комиссию министерства образования и молодежной политики Ставропольского края

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconОтчет о деятельности департамента образования, науки и молодежной политики
Деятельность департамента образования, науки и молодежной политики в 2015 г была направлена на реализацию государственной политики...

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconМинистру образования и молодежной политики
Прошу допустить меня к участию в конкурсе на соискание премии Губернатора Ставропольского края в области науки и инноваций молодым...

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconИ молодежной политики алтайского края
Алтайского края (далее управление) просит повысить качество наградной работы, а также установить взаимодействие с подведомственными...

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconИ молодежной политики алтайского края
Алтайского края (далее управление) просит повысить качество наградной работы, а также установить взаимодействие с подведомственными...

Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал iconЗакон ставропольского края
Ставропольского края, внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае"...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск