Автор методики: Холланд Дж


Скачать 125.76 Kb.
НазваниеАвтор методики: Холланд Дж
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Опросник Холланда

Автор методики: Холланд Дж.

Цель: Выявление подходящей сферы деятельности
В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.

Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации — Дж.Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный — на умственный труд; социальный — на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный — на четко структурированную деятельность; предпринимательский — на руководство людьми и бизнес; художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из шести типов личности и среды (рис.1). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный.

Согласно теории Дж.Холланда успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Для установления типов личности Дж.Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы.

По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии, и, следовательно, составить альтернативные пути профессионального развития.

Оснащение: опросник с инструкцией; бланк ответов, в котором испытуемые отмечают выбранные ими варианты профессий (специальностей).

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено.

  Текст опросника Дж. Голланда:

1

а) инженер

б) социолог

2

а) кондитер

б) священнослужитель

3

а) повар
б) статистик

4

а) фотограф
б) администратор
торгового зала

5

а) механик

б) дизайнер

6

а) философ

б) врач

7

а) эколог

б) бухгалтер

8

а) программист

б) адвокат

9

а) кинолог

б) переводчик художественной литературы

10

а) страховой агент

б) архивист

11

а)тренер

б) телерепортер

12

а) следователь

б) искусствовед

13

а) нотариус

б) брокер

14

а) оператор ЭВМ

б) манекенщица

15

а) фотокорреспондент

б) реставратор

16

а) озеленитель

б) биолог-исследователь

17

а) водитель автотранспорта

б) бортпроводник

18

а) метеоролог

б) картограф

19

а) радиомонтажник

б) художник росписи по дереву

20

а) геолог

б) гид-переводчик

21

а) журналист

б) режиссер

22

а) библиограф

б) аудитор

23

а) фармацевт

б) юрисконсульт

24

а) генетик

б) архитектор

25

а) продавец

б) оператор почтовой связи

26

а) социальный работник

б) предприниматель

27

а) преподаватель вуза

б) музыкант-исполнитель

28

а) экономист

б) менеджер

29

а) корректор

б) дирижер

30

а) инспектор таможни

б) художник-модельер

31

а) телефонист

б) орнитолог

32

а) агроном

б) топограф

33

а) лесник

б) директор

34

а) мастер по ремонту и пошиву одежды

б) хореограф

35

а)историк

б) инспектор ГАИ

36

а) антрополог

б) экскурсовод

37

а) вирусолог

б) актер

38

а) официант

б) товаровед

39

а) главный бухгалтер

б) инспектор уг. розыска

40

а) парикмахер-модельер

б) психолог

41

а) пчеловод

б) коммерсант

42

а) судья

б) стенографист

Бланк ответов

Ф.И.О

Возраст_________ Школа №___________

Дата заполнения_______________________

Класс_____________




Р

И

С

К

П

X


































За



10а

10б

11б

12б








11а

13а

13б

14б








12а

14а

15а

15б




16а

16б

17б

18б

21а

19б




17а

20а

20б

22б

26б

21б




18а

22а

23б

25б

30а

24б




19а

23а

25а

28а

33б

27б




20а

24а

26а

29а

38б

28б




31а

31б

27а

31б

39б

29б




32а

35а

36б

35б

41б

30б




33а

36а

38а

39а




34б




34а

37а

40б

42б




37б




41а




42а







40а

Сумма





















Тип

Предпочитаемый
вид деятельности


Личностные
характеристики


Предпочитаемое
окружение


Хобби, профессии

Примечание

Реалистический
(Р-тип)

• Механические виды деятельности, управление большегрузными машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации.

• Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы

• Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость, механические и математические способности • Эмоциональная стабильность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность консервативность, ригидность, конформность.

• Работает тщательно, аккуратно, систематично, предпочитает регламентацию работы

• Природа, сельская местность • Наименьшее взаимодействие с другими людьми • Организации, основанные на жесткой иерархической подчиненности и авторитарности (вооруженные силы, УВД и т. п.) • Организации, производящие конкретные ощутимые продукты.

• Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия

Хобби:

• Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств

• Строительство и восстановительные работы

• Фермерство, обустройство дачи, охота, рыболовство, туризм.

Профессии:

картограф, фермер, инженер, лесничий, пшют, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик

Более всего не схож с социальным типом. Взаимодействие с ним может вызвать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к интеллектуальному и конвенциональному типам личности

Интеллектуальный
(И-тип)

• Сбор информации и ее систематизация; выполнение сложных или абстрактных заданий

• Независимая, самостоятельная научная или лабораторная работа

• Развитые математические, аналитические способности, склонности к научной работе, склонности к рациональному логическому анализу • Рациональность, эрудированность

• Независимость, самомотивация, ориентация на задачу, сдержанность

• Интроспективность, оригинальность, ориентация на нетрадиционные методы

• Слабоструктурные организации

• Организации, ориентированные на достижение (исследовательские и проектные лаборатории, университеты, институты)

• Ограниченность общения с другими людьми

Хобби:

• Работа, сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих факторов, деталей, принципов (яхтенный спорт, альпинизм, астрономия и т. п.)

• Компьютеры, чтение научной литературы.

Профессии:

- биохимик, ботаник, энтомолог, генетик, геофизик, антрополог, астроном, геолог, программист, криминалист, инженер-конструктор, искусствовед, психиатр

Более всего не схож с предпринимательским типом. Это вызывает много проблем в процессе взаимодействия. Близок к реалистическому и артистическому типам

Социальный
(С-тип)

• Обучение, объяснение, разъяснение

• Оказание помощи организация групповых мероприятий, ведение дискуссий

• Развитые вербальные, коммуникативные способности

• Преподавательские, ораторские способности, навыки слушания

• Социальные организации, школы, религиозные организации

• Медицинские учреждения, психологические и консультативные службы

Хобби:

• Организация развлечений

• Выполнение благотворительной и социальной работы

Профессии

- учитель, воспитатель, работник здравоохранения, психолог

Более всего несхож с реалистическим типом, близок к артистическим и предприимчивым типами

Конвенциальный (К-тип)

• Работа, требующая внимания к деталям и аккуратности.

• Ведение карточек, хранение и систематизация записей, фактов, данных финансовых книг

• Подготовка отчетов, схем, таблиц, диаграмм

• Развитые арифметические и канцелярские способности, ручная тонкая моторика

• Высокий само-контроль, консервативность, практичность, упорство

• Потребность в четком планировании работы

• Большие организации, финансовые организации (банки, бухгалтерские конторы)

• Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции

• Структурированные организации с четкой иерархией

Хобби

:• Коллекционирование

• Постройка моделей

•Игры с четкими и ясными правилами

Профессии

- бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь

Несхож с артистическим типом, ближе всего к реалистическому и предприимчивому типам

Предпринимательский
(П-тип)

• Руководство организациями, управление людьми • Финансовый и межличностный риск • Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство

• Развитые организаторские способности, вербальные способности

• Лидерские способности

• Доминантность, агрессивность, экстравертированность

• Ориентация на деньги, власть

• Посты в государственных и политических организациях

• Промышленные компании, агенства по продаже недвижимости

Хобби:

• Спортивные состязания

• Организация вечеринок, увеселении

Профессии:

предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер

Затруднено взаимодействие с интеллектуальным типом, хорошее взаимодействие с социальным и кон-венциальным типами

Художественный (Х-тип)

• Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество) • Игра на музыкальных инструментах • Исполнительская актерская деятельность

• Развитые воображение, творческое мышление

• Музыкальные и артистические способности

• Нонконформизм,
экспрессивность,
интуитивность,
демонстративность, стремление
к самовыражению

• Неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. д.)

• Музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы

Хобби

• Фотография, рисование, живопись, игра на музыкальных инструментах

• Посещение концертов, театров, музеев

Профессии

артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, музейный работник

Более всего несхож с конвенци-альным типом, эффективное взаимодействие с социальным и интеллектуальным типами

Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда лап «Самонаправленный поиск»: Руководство. Ярославль, 1993.

Похожие:

Автор методики: Холланд Дж iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н

Автор методики: Холланд Дж iconОпыт модификации методики Н. В. Бузина
С аналогом Теста структуры интеллекта Амтхауэра и методики штур является Краткий ориентировочный тест (кот)

Автор методики: Холланд Дж iconПрактическая работа №1 «Изучение методики определения уровня физической...

Автор методики: Холланд Дж iconЗадачи: Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;...
Диагностика сформированности познавательных процессов учащихся 2-3-х классов: “Определение уровня умственного развития”, автор Амтхауэр...

Автор методики: Холланд Дж iconПрименение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения
Практически все инновации в области педагогики, все новые методики прямым или косвенным образом направлены на организацию понимания...

Автор методики: Холланд Дж iconКраткое руководство по применению методики поло
«проективными айтем-ловушками», т е утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное...

Автор методики: Холланд Дж iconРабочая программа учебной дисциплины
РФ, Верховного Суда РФ и Приказов Генерального прокурора РФ в регулировании прокурорской деятельности, анализ судебной и прокурорской...

Автор методики: Холланд Дж iconЗакупочная документация
Руп-17 «Разработка методики определения параметров и применения грунтовых моделей упрочняющегося грунта (Hardening Soil) и слабого...

Автор методики: Холланд Дж iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Д. И. Фельдштейна, М.: Баласс, 2010 год, программой умк «Школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, рабочей программой...

Автор методики: Холланд Дж iconПсихологическая готовность к егэ автор статьи
Автор статьи: Олеся Чуча, ведущий специалист научно-методического отдела цтр «Гуманитарные технологии»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск