Деранжулин Павел Николаевич,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института экономики, управления и права Иркутского государственного технического университета Правовой статус наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при проведении региональных и местных выборов
(учебно-методическое пособие)
ВВЕДЕНИЕ Состоявшиеся в декабре 2011 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации породили неподдельный интерес к процессу наблюдения за организацией и проведением выборов различного уровня. Интерес этот зачастую «подогревался» опубликованными в сети Интернет и СМИ высказываниями различных лиц, имеющих непосредственное или, что было зачастую – весьма отдаленное, отношение к прошедшим выборам.
Тем не менее, на волне протестных настроений и не всегда справедливой критики избирательной системы, можно считать фактом повышения интереса со стороны общества к институту наблюдения за выборами и появившийся тренд желания участвовать в качестве наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса представителей различных социальных и политических групп.
При проведении выборов Президента РФ, состоявшихся в марте 2012 года, отдельные политические силы пытались организовать институт наблюдения. Так, в качестве примера, организации системы наблюдения всероссийского масштаба можно назвать проект «За чистые выборы», а в качестве примера масштаба местного – появление в городе Иркутск движения «Гражданский Иркутск». Данное движение объединило в своих рядах неравнодушную и политически активную молодежь, которая была впервые задействована в качестве наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса именно на президентских выборах. Отметим, что в отличии от корпуса наблюдателей «За чистые выборы», назначавшего наблюдателей только от одного из кандидатов в Президенты РФ, организаторы «Гражданского Иркутска» подошли к данному процессу более рационально и направляли своих сторонников в участковые комиссии от различных кандидатов и выдвинувших их политических партий, показав тем самым более объективный характер организации системы наблюдения и обеспечив членам своего движения возможность отстаивать прозрачность процедуры выборов, не вступая в противоречия со своими политическими убеждениями.
Прошедшие федеральные избирательные кампании показали, что со стороны общества институт наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса весьма востребован. Следовательно существует потребность в его совершенствовании и изучении, т.к. зачастую и сами наблюдатели и члены УИК с правом совещательного голоса и лица, их направившие в избирательные комиссии не всегда полно и достоверно представляют себе тот объем прав и полномочий, которыми они наделены в соответствии с избирательным законодательством.
Такое непонимание напрямую отражается не только на работе избирательной комиссии, но и на восприятии института выборов в целом. Завышенность ожиданий от работы наблюдателей порождает разочарование в институте выборов в целом, а также вызывает не всегда справедливую критику по отношению к системе избирательных комиссий и отдельных её представителей.
Представляется важным отметить и небольшое количество комплексных теоретико-правовых исследований институтов наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В последние время такие исследования либо не проводились, либо исследуют отдельные вопросы.1 Однако, по прошествии времени данные работы в отдельных моментах несколько устарели, что вызвано объективными причинами, как то изменения избирательного законодательства, и требуют не просто технической переработки, но и морального переосмысления, вызванного в первую очередь либерализацией политической системы России.
Автор данного пособия сам неоднократно принимал участие в работе участковых, окружных, территориальных избирательных комиссий в качестве члена с правом совещательного голоса, а также выстраивал системы наблюдения за процедурой голосования при проведении различных местных и региональных выборов на территории Иркутской области. С учетом приобретенного практического опыта работы в рамках данного пособия будут освещены не только теоретические положения, касающиеся правового статуса наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса (на примере участковых избирательных комиссий) при проведении местных и региональных выборов, но и практические советы по методике системы наблюдения избирательными штабами.
Данное пособие может быть интересно как студентам и преподавателям вузов, так и различным категориям участников избирательного процесса, особенно в преддверии выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, которые должны состояться в сентябре этого года.
В рамках организации обучения наблюдателей и ПСГ на базе данного пособия рекомендуется проведение однодневного шестичасового семинара, которого будет достаточно для рассмотрения трех ключевых тем, представленных в данном пособии.
|