Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики»


НазваниеИсследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики»
страница1/5
ТипИсследовательская работа
filling-form.ru > Туризм > Исследовательская работа
  1   2   3   4   5

МКОУ Песковская ООШ №1

Исследовательская работа на тему:

«Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики»

Выполнила:

учитель математики МКОУ Песковской ООШ №1, I КК

Горбатенко А. А.
Пески, 2014

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….

3

Глава 1. Нейро-лингвистическое программирование и его применение в образовании……………………………………………………….

11

1.1. Основные положения нейро-лингвистического программирования ………………………………………………………………………

11

1.2. Специфика процесса получения школьного образования……..

19

1.3. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации ……………………………………….

22

1.4. Роль невербальной коммуникации в обучении………………….




Глава 2. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе …………………………………………………

30

39

2.1. Организация исследования ………………………………………..

39

2.2. Процедура и методы исследования ……………………………..

39

2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ ….

48

Выводы ………………………………………………………………….

50

Заключение ……………………………………………………………..

51

Список использованной литературы …………………………………

53

Приложения …………………………………………………………….

55

Введение

Математика занимает в системе наук особое место. Изучает она, в конечном счете, природу, и это дает основание отнести ее к естественным наукам. Но в отличие от других наук о природе она пользуется не методами наблюдения и эксперимента, а дедуктивным методом, носящим чисто умозрительный характер, и это сближает ее с гуманитарными науками. Математика с ее специфическим содержанием является средством развития теоретического мышления и тем самым обеспечивает полноту интеллектуального формирования личности ученика. Математика является двигателем мирового научно-технического прогресса и одной из основ познавательной способности человечества. Она незаменима в общественных отношениях, доставляя людям знания, необходимые в повседневной жизни. В мире математическое образование является средством повышения успешности и мобильности человека. Много столетий математика играет ведущую роль в физике, инженерном и военном деле. Велико значение математических методов в социально-экономических, биомедицинских науках и языкознании. Фундаментальное значение математика имеет в современном обществе, построенном на информационных технологиях.

Качественное математическое образование граждан существенным образом влияет на экономический потенциал страны и ее обороноспособность. Мировой опыт показывает, что сравнительно небольшие вложения в математическое образование многократно окупаются за счет роста эффективности экономики, позволяют стране быть готовой к возникающим вызовам различного характера.

В СССР была создана система математического образования, с одной стороны подразумевавшая всеобщее обучение по единым программам, начиная с дошкольной ступени, с другой – индивидуальное внимание к ученикам всех уровней, а также массовое выявление способных школьников и активную работу с ними. Для 50-60-х годов прошлого века эта система была передовой и позволяла готовить значительное число высококвалифицированных

специалистов. Этой системе Советский Союз во многом обязан успехами в космических программах, оборонной промышленности, а также ядерной энергетике. Невозможно было бы создать ядерное оружие без высокого уровня развития математики, достигнутого в СССР к началу ядерной программы.

Советский опыт в области математического образования активно перенимался за рубежом и лег в основу образовательных систем ряда стран, ныне занимающих передовые позиции в создании современных технологий.

Во второй половине XX века Советский Союз входил в круг лидеров в области математического образования и подготовки специалистов инженерно-технического профиля, но к сожалению к 90-м годам прошлого века математическое образование в СССР в значительной мере утратило престиж вследствие ряда политических и экономических явлений.

К настоящему времени в российском математическом образовании накопилось много проблем, решение которых является первоочередной задачей уже на ступени начального образования в современной школе.

Ситуация изменилась по всем направлениям. Нет успехов в самолетостроении – скорее, оно разваливается, потому что нет вложений. Точно такая же ситуация с точными науками. Более того, точные науки должен ведь кто-то преподавать! Но о сохранении преемственности лучших традиций в преподавательском деле не приходится вспоминать...

Как-то, когда я еще обучалась на 5 курсе физико-математического факультета педагогического ВУЗа, нам задали вопрос: кто из вас пойдет работать в школу? Из 120 человек руку подняли пять-шесть студентов. Остальные ухмыляются: зачем идти работать туда, где добросовестный и качественный труд никак не оценивается?

А ведь математическое образование является частью экономического потенциала страны, обеспечивая квалифицированную рабочую силу во всех сферах деятельности.

Изучение и преподавание математики играет ключевую роль в образовательной системе; с одной стороны оно обеспечивает готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны – выступает в роли системообразующего звена, существенно влияя на интеллектуальную готовность школьников и студентов к учению, а также на содержание и методики преподавания многих школьных предметов.

В современной России математическое образование должно ориентироваться на достижение индивидуальных образовательных целей каждого ученика и на обеспечение потребностей государства в высоко квалифицированных кадрах.

Сущность развития личности ученика с помощью математики состоит в целенаправленном формировании у учащихся единства разных видов интеллектуальных умений – специфико-математических и общеинтеллектуальных, реализуемых на математическом материале.

Под качеством математического образования понимается не только уровень сформированности специально–научных знаний учащихся, но и развитие их личности, включая овладение базовыми компетенциями в процессе изучения математики, необходимыми для повседневной жизни и продолжения образования.

Цель математического образования в школе – это обучение школьников умениям доказывать и рассуждать, причем эти доказательства основаны на точно сформулированных принципах. Например, в математике есть закон исключенного третьего: любое утверждение либо истинно, либо ложно, третьего не дано.

В 1998 году в докладе «Антинаучная революция и математика» на сессии Папской академии наук в Ватикане академик РАН В.И. Арнольд сказал: «Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные политики. Результатом может стать массовый гипноз и социальные потрясения».

К большому сожалению, всё российское образование испытывает в настоящее время огромные трудности. Этому есть несколько причин.

Во-первых, важно отметить, что очень немногие учителя умеют заинтересовать детей математикой. Это довольно сложная психолого-педагогическая проблема. Кто он, настоящий учитель? Это интеллектуал, имеющий хорошее образование и воспитание, человек с чувством юмора, любящий детей и свою профессию. Настоящий учитель – это не начальник детей, а старший товарищ. Но он не имеет права бороться за любовь детей к нему, а просто должен изо дня в день честно и неустанно делать свое дело. Нельзя идти на поводу у детей или их родителей. Надо быть требовательным, но справедливым. В первую очередь спрашивать с самого себя.

Нельзя пересказывать учебник, нужно вместе с детьми открывать – как будто впервые в жизни – новое, уметь радоваться и восхищаться этими открытиями. Необходимо учить детей самостоятельности и исследовательскому подходу к трудным заданиям, умению переносить приобретенные навыки на решение жизненных задач.

Во-вторых, родители большинства учеников не сумели – может быть, не захотели? – воспитать в детях трудолюбие и тягу к знаниям. Многие российские родители теперешних учеников – это поколение людей, которые достаточно многое не имеют и не успели еще оторваться от соски потребления. На детей у них времени остается совсем мало.

Примером служит один поучительный анекдот. Заглядывает как-то папа к сыну в тетрадь: «Ровнее палочки пиши, сынок!». В следующий раз снова заглядывает в тетрадь: «Ровнее палочки пиши, сынок!». Сын ему в ответ: «Да это интегралы, отец, а не палочки!»…

В-третьих, в государстве нет зависимости между уровнем образованности человека и его профессиональными и жизненными успехами. Ученый человек сегодня вовсе не идеал для школьника. Кем мечтает стать большинство современных детей? Чиновниками, в лучшем случае – экономистами или бизнесменами. Причем дети, да и их родители, не совсем понимают, что экономист или бизнесмен – это, прежде всего, образованный человек.

В-четвертых, большинство радио и телепередач антипедагогичны. Они работают только на себя.

Наконец, большая информационная нагрузка детей, которая приводит не к увеличению качества знаний, а лишь к умственной и психологической перегрузке. Следствием такой перегрузки становится нежелание ребенка идти в школу, потому что там создается ни ситуация успеха, а наоборот, ребенок испытывает психологический дискомфорт из-за большой информационной нагрузки. Как следствие нежелание выполнять домашнее задание, возникновение агрессии, которая в дальнейшем проявляется в отчуждении от образовательной деятельности, дестабилизации межличностных отношений "ученик-учитель", нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия учителя и семьи ребенка.

Хочу добавить, что в своем педагогическом опыте я пришла к тому, что перед учителями нужно ставить более узкие и конкретные цели. Учитель обязан научить школьников читать учебник (и не только его), писать (конспектировать, излагать точно мысль, используя математический язык) и говорить (рассуждать, доказывать, приводить примеры и контрпримеры, обобщать и так далее).

Необходимо привить своим воспитанникам способности к сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию. Это можно назвать принципами четырех «СО».

Важно научить их формулировать и задавать вопросы по сути изучаемых явлений и проблем.

Наконец, учитель должен научить школьников делать работу честно и вовремя. Последний принцип имеет отношение не только к урокам математики, однако замечу, что в математике этому научиться наиболее сложно и, наоборот, – научился школьник не откладывать работу на завтра и решил, тем самым проблему невыученных уроков, лишней головной боли и тому подобного. Сразу становится интересно учиться, увлекательно: решив одну задачу, браться за другую.

И еще две цели математического образования в школе:

  • давать ученику инструмент для познания других предметов: физики, химии, биологии, географии, истории, языков, литературы, – поскольку математика не только и не столько уравнения и их системы, а, в первую очередь, правила для точных рассуждений и сформированная ответственность за полученный результат;

  • также развивать пространственное воображение (этому способствует более всего изучение геометрии): без развитого пространственного воображения невозможно стать ни хорошим инженером, ни архитектором или дизайнером, ни диспетчером, ни специалистом в области маркетинга.

Школьная математика – это целостный организм, существующий много веков и, к сожалению, вздрагивающий каждый раз от стараний различных «хирургов».

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что самой актуальной проблемой сегодняшнего российского образования является повышение качества образования в целом и математического образования в частности.

Эта необходимость обусловлена потребностью общества для сохранения своего потенциала и развития в будущем.

Как повысить уровень и качество математического образования современных школьников? Как привить детям любовь к математике на всю оставшуюся жизнь? Как привести детский ум в порядок, если сам ребенок этому противится?

Я считаю, что это сделать только незаметно для самого учащегося, путем учета его психологических и физических особенностей, воздействуя на его внутренние, зачастую скрытые чувства и эмоции. Заставить работать психику ученика в нужном направлении.

Помочь в этом может одна из технологий психологического взаимодействия – нейро-лингвистическое программирование.

В ходе подготовки проведения исследования можно сделать предположение о том, что использование техники НЛП в обучении математике значительно повысит процент успеваемости и качество усвоения знаний учащимися. Хотя и нужно отдавать себе отчет в том, что дорога эта нелегкая и далеко не самая быстрая. Но полученные результаты позволят хоть на самую малую часть, в рамках одного учебного класса приблизится к желаемому результату обучения в школе.

Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причем, что интересно, это относится к любому обучению, не обязательно школьному. На применении НЛП в образовании я и хотела бы остановиться подробнее.

Цель исследования: выявление степени эффективности применения методов НЛП при обучении математике по сравнению с традиционными методами обучения.

Задачи исследования:

  • Определение методов и методик НЛП при обучении. Их систематизация.

  • Практическая работа и анализ исследования эффективности применения методов НЛП при обучении математике на примере среднестатистического класса.

  • Обоснование выбора методов проверки гипотезы

  • Разработка процедуры (схемы) исследования

  • Проведение исследования

  • Формулировка выводов

Объект исследования: Применение методов нейро-лингвистического программирования при обучении

Предмет исследования: методы НЛП при обучении математике в школе.

В данной исследовательской работе сначала перечислены и подробно изложены основные методы и постулаты НЛП при обучении в школе, затем проведена практическая работа и анализ эффективности применения методов НЛП при обучении математике в школе, основанные на разработанной мною процедуре исследования, а после - сделаны выводы.

Технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП) в их практическом применении стали изучаться совсем недавно, в последние 30-60 лет, хотя знакомы были человечеству ещё со времён античности. В современном образовании это ещё не исследованная область, хотя и вызывающая определённый интерес. У НЛП-технологий есть свои сторонники и противники. Имеющийся опыт применения НЛП-технологий, к сожалению, больше распространен в Западной Европе и Америке. Познакомиться с опытом педагогов, практикующих НЛП, можно на сайтах сети Интернет, в материалах фестиваля педагогический идей «Открытый урок» (сайт газеты «Первое сентября»). Однако в современном образовании использование техник НЛП применяется больше в плане психологического подспорья или в качестве развития памяти.
Глава 1. Нейро-лингвистическое программирование и его применение в образовании.

1.1. Основные положения нейро-лингвистического программирования.

"Каждый заключен в тюрьму своих собственных идей."

А.Эйнштейн

За последние пять лет в нашей стране получила огромную популярность литература по эриксоновской психотерапии и нейролингвистическому программированию (НЛП). НЛП изучают и успешно используют в своей деятельности учителя, политики, бизнесмены, психологи, медицинские работники. Тренировочные семинары по НЛП стали традиционной формой обучения,  позволяющей в сжатые сроки получить необходимые навыки.
Как-то одному провинциальному  зоопарку  полярники  подарили белого медведя. Дирекция распорядилась временно поместить медведя в большую клетку,  пока не будет построен бассейн.  Но даже самая большая  клетка,  какая нашлась в зоопарке,  оказалась тесной для полярного гиганта. И медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался,  задевая прутья клетки,  затем три шага в другую, опять грузно разворачивался...
Прошло некоторое  время,  работы по сооружению бассейна были полностью закончены,  прутья клетки разобрали, и у медведя появились  новые  возможности.  Но медведь упорно продолжал делать три шага в одну сторону, грузно разворачивался, затем три шага в другую сторону, и опять грузно разворачивался... За это время он тоже построил не менее прочную клетку... клетку внутри себя.

Эта история может  послужить хорошей метафорой для описания жизни многих наших современников, когда внешние условия жизни меняются,  предоставляются новые возможности,  но старые стереотипы поведения сохраняются.  Сама эта история рассказана  в  одной  из книг  Ричарда  Бендлера и Джона Гриндера - создателей нового направления в психологии,  которое  называется  нейролингвистическое направление (НЛП).

Немного об истории возникновения. В начале семидесятых годов развивается новое направление в науке: область искусственного интеллекта.  Создаются первые компьютерные программы играющие в шахматы,  моделирующие работу композитора, сочиняющие стихи, экспертные системы  и  т.д.  НЛП было создано специалистами в области компьютерных технологий, изучавшим стратегии поведения гениальных коммуникаторов:  психотерапевтов,  бизнесменов,  педагогов,  -  с целью разработать информационно-математическую модель их  поведения.  Основные  результаты  были получены при изучении творческой деятельности таких выдающиеся психотерапевтов, как Вирджиния Сэйтер,  Фриц Перлс и Милтон Эриксон.  Первые фундаментальные работы были посвящены структурной лингвистике, они вышли в 1975 и 1976  годах под названием «Структура магического».  В этих трудах были описана мета-модель языка, позволяющая психотерапевту эффективно  работать с клиентом,  анализируя шаблоны речевых конструкций.
Некоторые называют НЛП психологическим карате.  Что же,  это звучит неплохо.  У американцев есть поговорка, что Бог создал людей сильными и слабыми,  но пришел Кольт и уравнял  шансы  людей.  Перефразируя эту поговорку,  можно сказать,  что Бог создал людей умными и глупыми, но Р.Бендлер и Дж.Гриндер создали НЛП и уравняли шансы. Недаром одна из книг по НЛП называется «Используйте свой мозг для изменения».
Если попытаться в сжатой форме отразить мировоззрение НЛП то лучше всего это сделать через его аксиоматику.

•    Карта - это еще не территория.

Здесь под  картой  понимается модель мира,  которую строит каждый человек и  затем пользует ее.  Эта модель является субъективной и зависит от разрешающей способности наших сенсорных каналов  (нейрофизиологиии), а также от множества фильтров, через которые проходит поступающая информация. Такими фильтрами могут быть некоторые убеждения,  культурные особенности, цели и задачи, которые ставятся при обработке информации.
•    Сознание и тело - это части одной и той же кибернетической системы.

Человек рассматривается как кибернетическое устройство,  где телу отводится роль как бы оборудованию, которое управляется психикой, т.е. набором готовых программ. Психика и физиология взаимосвязаны и  мы можем воздействовать на психику через физиологию,  и наоборот.

•    Субъективный опыт образуется из сенсорной информации:  визуальных образов (V),  звуков (A),  вкусовых ощущений (G), запахов (O), чувств (K).
Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.  Основными сенсорными информационными каналами для нас являются  визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К). Таким образом вся информация,  с  помощью  которой создается карта,  состоит из кортежа {V,А,К,O,G}.  Каждый элемент кортежа  называется  модальностью в НЛП и в свою очередь может быть разложен на более тонкие составляющие: субмодальности. Работая с субмодальностями, и внося на их уровне необходимые изменения,  мы можем изменять субъективный опыт.

Что же представляют технологии нейро-лингвистического программирования? По выражению одного из основателей этих технологий, М.Гриндера, «точную модель ВОСПРИЯТИЯ, ОПЫТА, СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ». Этот педагог, использующий около 20 лет технологии НЛП в образовании, так трактует «расшифровку» аббревиатуры: «В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь «мышление – тело» организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. «Нейро» означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А «лингвистическое» указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает «слова и нервы».

Общеизвестно, что все люди имеют индивидуальную форму восприятия действительности и мышления (формулу стратегии). Так, существуют

визуалы (V), воспринимающие прежде всего зрительные сигналы;

аудиалы(А), воспринимающие сигналы звуковые;

кинестетики (К), реагирующие в большей мере на тактильные сигналы.

Сушествует также индивидуальная стратегия, воспринимающая в большей мере запахи и вкусы (О)- тоже кинестатическая система.

Информационный поток, обрабатываемый человеком, проходит одновременно по всем каналам восприятия, однако наше сознание уделяет внимание преимущественно только одному сигналу из ранее перечисленных четырёх. Соответственно, зная эти особенности наших детей, мы можем достичь определённых успехов в донесении до них познавательной информации.

•    Смысл моего общения заключается в той реакции,  которую он вызывает.
Не бывает поражений, а есть только обратная связь. Если я получаю не  тот  результат,  то это означает только одно:  надо делать по-другому. Это особенно бывает важно, когда учитель сталкивается с сопротивлением  ученик,  врач - пациента,  и т.д.

•    Любое поведение имеет позитивную направленность.

Предполагается, что существует на подсознательном уровне  как  бы некоторая часть, которая отвечает за соответствующий паттерн поведения.  Эта часть пытается осуществить какие-то полезные функции, но делает это теми средствами,  которым обучена. Решение проблемы в таком случае заключается в переобучении этой части.

•    Каждый  располагает  необходимыми ресурсами для достижения своих целей.
В опыте  самого  человека и других людей есть все необходимое для решения возникающих проблем.

На основании полученных данных дальнейшее обучение на уроках математики неразрывно свяжем с особенностью восприятия и мышления каждого обучающего в отдельности.

НЛП занимается  моделированием  процессов мышления и поведения, позволяет определить « Как люди думают,  когда они думают?», дает методики изучения стратегий эффективного поведения одних людей с целью обучения других. В рамках НЛП разработаны эффективные  процедуры позволяющие генерировать новые стратегии поведения. Одной из таких широко известных техник является шестишаговый  рефрейминг.  На примере этой техники попробуем понять основные принципы переформирования происходящие на уровне подсознания.

Шаг 1.  Устанавливаются сигналы доступа к  подсознанию.
Это может быть поднятие одного пальца - сигнал  «да»,  другого  - «нет», что позволит использовать на следующих шагах более  глубокую гипнотическую индукцию.
Шаг 2. Определяется паттерн поведения, который следует изменить.
Клиент вступает в диалог с  этим  паттерном  на  подсознательном уровне,  что придает ему большую актуальность. Этот паттерн можно обозначить каким-нибудь именем, например «Х». Таким образом дается условно-рефлекторное закрепление.

Шаг 3.  Отделение позитивной функции части «Х» от ее поведения.  На  этом шаге обычно задается вопрос подсознанию следующего типа: «Не хочет ли часть «Х» сообщить на сознательном уровне чего она  собственно  добивается,  осуществляя данное поведение?».  Как правило,  подсознание выдает истинные причины  такого  поведения.  Таким  образом,  с помощью этого шага происходит ослабление старых рефлекторных связей. В случае, если получен сигнал «нет», то считается, что намерения подсознания неприемлемы для осознания.
Шаг 4.  Создание новых альтернатив поведения. На этом  шаге устанавливается контакт с творческой частью.  Часть «Х» сообщает творческой части свое намерение,  а творческая часть в  свою  очередь генерирует новые варианты поведения для «Х»,  до тех пор пока та не выберет для себя три приемлемых для нее и позволяющих осуществить предполагаемое намерение.
Шаг 5.  Необходимо спросить подсознательную часть «Х», возьмет ли она на себя ответственность применить новые стереотипы поведения, как более эффективные.
Если ответ «нет», то следует вернуться к шагу 3. Здесь происходит дополнительное внушение,  что новые варианты  поведения  являются более  эффективными,  и с помощью сигнала «да» происходит его условно-рефлекторное закрепление.
Шаг 6.  Экологическая проверка.

На этом этапе проверяются на корректность новые паттерны  поведения по отношению к другим частям. Задается вопрос: «Существуют ли какая-нибудь часть вашей личности,  которая возражают против выбранных  паттернов поведения?».  Если получен ответ «да»,  то надо все повторить начиная с шага 2,  объединив эту новую часть с  «Х» на всех последующих шагах.  Фактически, на этом этапе проверяется прошло ли постгипнотическое  внушение.  Если  возражающих  частей нет, то алгоритм шестишагового переформирования можно считать завершенным.

Как хорошо можно заметить из приведенного алгоритма, техника рефрейминга является суггестивной.  Клиенту фактически внушается, что новые варианты поведения лучше старых. Но эта суггестия является  недирективной и опирается на внутренние ресурсы самого клиента. Впрочем, тоже самое можно сказать и обо всех остальных техниках НЛП, все они используют гипнотическую индукцию, позволяющую вступить в контакт с подсознанием.
В разных городах создаются лаборатории по применению НЛП в  образовании,  которые  финансируются из федерального бюджета.  В этих лабораториях разрабатываются новые методики обучения,  компьютерные обучающие программы,  использующие биообратную связь.  Компьютеры сейчас обладают мощной памятью,  огромным быстродействием и различным периферийным оборудованием, - но они бездушны, не умеют чувствовать собеседника,  не умеют эффективно вступать в коммуникацию,  подстраиваясь под человека. НЛП позволяет в недалеком будущем устранить эти недостатки. НЛП - это новые психотехнологии общения,  поистине эффективные и гибкие,  так как они используют биообратную связь.  Это так приятно находиться в обществе человека,  который тебя понимает  и чувствует, разделяет твои мысли и убеждения, это так замечательно понимать самому других людей,  понимать без слов,  уметь их чувствовать,  уметь их переубеждать,  делать их союзниками, друзьями.  Эти качества просто бесценны в бизнесе,  при ведении переговоров, при обучении, в семье, в школе, в вузе. 
Они нужны политику, страховому агенту, юристу, продавцу, медицинскому работнику, преподавателю,  руководителю фирмы,  специалисту по рекламе.  Сейчас НЛП успешно используется при ведении предвыборных компаний,  создании эффективных рекламных роликов.  НЛП позволяет создавать и использовать новые стратегии поведения, и система или лицо с наибольшей гибкостью  в  поведении,  в конечном счете,  будут контролировать взаимодействие.
Большие возможности НЛП предоставляет в образовании,  фактически оно разработано для эффективного обучения новым  стратегиям поведения. Навыки преподавателя в НЛП,  позволяют  ему  построить процесс обучения творчески и с наибольшей эффективностью. Это недирективный подход к преподаванию,  в отличии от повсеместно  используемого под  лозунгом «делай как я».  Если новый подход выразить также через какую-нибудь метафору, то можно предложить такой вариант: «я объясняю так, как понятно тебе».
Некоторые проблемы,  традиционно относящиеся к медицине, такие как фобии,  аллергии, решаются просто, быстро и изящно, в течении порой десяти минут.  Разные  нежелательные  привычки  -  не только курение и пьянство,  но и другие, а также разные убеждения - например,  «я никогда не смогу этому научиться!» можно изменять быстро и эффективно. НЛП дает другой взгляд на многие проблемы, и само это направление ориентированно на эффективное принятие решений в различных человеческих областях.
Научное знание лежит вне этики, но его конкретное применение носит уже этический характер. Но можно заметить и другое, что человек,  знакомясь с технологией НЛП и его философией,  становится лучше. И не удивительно,  ведь основатели НЛП стояли на  позициях гуманистической  и  гештальт психологии.  Можно сказать,  что НЛП изучает этичные средства для достижения цели, цель в НЛП не борьба, не сражение, а взаимопонимание и сотрудничество двух сторон.

Умный человек - изучает, глупый - перенимает. НЛП обучает необходимой гибкости в общении с клиентами, разными по своему культурному уровню.  Создатели НЛП часто приводят примеры из книг Карлоса Кастанеды,  где старый индеец из племени яки дон Хуан обучает своего ученика премудростям  «магической реальности».

Процесс обучения состоит из проб и ошибок. Позитивный опыт сохраняется, а негативный как ненужный «хоронится», и не стоит  без  нужды  ходить на кладбище своего «бессознательного» и раскапывать эти могилы.  Однако в ряде случаях такой  вытесненный негативный опыт является ограничивающим, что отражается на психофизиологических уровнях,  и может составлять  основу  внутреннего конфликта (не конгруэнтность). В этом случае использование регрессионных техник является вполне оправданным.
Как изменить свою жизнь в лучшую сторону? Могут ли в этом помочь методики НЛП?  - Нужно постоянно учиться! Быть готовым к изменениям в своей жизни, готовым совершать какие-то действия, постоянно меняться самому. Жизнь как река, она постоянно меняется, и мы тоже должны меняться постоянно, если хотим быть конгруэнтными.  Если ничего не делать,  то ничего и не может измениться.  Не надо бояться ошибок.  Лучше пусть будут ошибки,  чем поражения. Ошибки могут привести к цели,  а бездействие только к поражению.  Роберт Дилтс, специализирующийся в области НЛП, спасший свою мать от рака груди,  хотя прогноз врачей был безнадежен, выделил три основные компоненты в процессе обучения:  вам нужно ЗНАТЬ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ, вы должны ХОТЕТЬ ИЗМЕНЕНИЙ и вы должны ДАТЬ СЕБЕ ШАНС произвести эти изменения. 

1.2. Специфика процесса получения школьного образования

Методы и техники, используемые без понимания, лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления.

Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными моделями процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная - несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные модели эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:

Начальные (третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ

Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб ” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.

Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... - все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.

Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины. Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

УЧИТЕЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.

КОНВЕЙЕР И КОРИДОР

Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в “коридор” со специальными программами и классами. Коридор - это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер - на содержание.

Когда акцент делается на содержании, учитель должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвейерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.

КОНВЕЙЕР

Фокус на классе как целом. Многосенсорное обучение.

Ориентация на новое содержание. Успех основан на технике подачи

КОРИДОР

Фокус на отдельном учащемся.

Ориентация на новый процесс

Первоначальное обучение каждого в его модальности.

Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации.

Принимая во внимание вышесказанное можно сделать вывод о том, что одной из основных задач учителя в обучении детей становится формирование умения с возрастом безболезненно переходить от одной формы восприятия и мышления к другой: от кинестетической к аудиальной, от аудиальной к визуальной.

1.3. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации.

Уже с четвертого класса способность “видеть слова глазами мозга” - основной ключ к академическому успеху. Рассмотрим следующие области:

1. Как ученики “видят глазами мозга”?

2. Как развить визуальную способность “невидящих” детей?

3. Повторение - это движение от аудиально записанной информации к визуальной форме (при подготовке к экзамену/тесту).

4. Примеры визуализации (счет).

КАК УЧЕНИКИ ВИДЯТ?

Ученики, имеющие сложности с системой образовательного конвейера - это ученики, которые не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию. Самый простой путь - выполнить это посредством записи.

Существуют 4 способа врожденной визуализации, от наиболее распространенного до наименее используемого, но самого искусного:

1. Самый распространенный стиль демонстрируется учениками, посещающими уроки математики и делающими записи того, что слышат.

(Внешний аудиальный переход через записи к внутреннему визуальному.)

2. Второй популярный стиль демонстрируется учениками, которые читают информацию, делают записи, затем смотрят на них и воспроизводят картину в мозгу.

(Внешний визуальный переход через записи к внутреннему визуальному.)

Некоторые ученики могут составлять внутренние визуальные картины без предварительной записи. Эта возможность соединяет еще два вида визуализации.

3. Внешний визуальный без записи к внутреннему визуальному.

4. Внешний аудиальный без записи к внутреннему визуальному. Ученики, использующие любую из первых трех модальностей памяти, легко учатся в школе по сравнению с теми, кто запоминает информацию в аудиальной модальности. Ученики, которые услышав, могут сразу заполнить визуально, часто воспринимаются как талантливые и одаренные.

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

Как развить визуальную способность у тех, кто плохо видит глазами мозга? Работа эта требует, от учителя большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в ресурсное состояние, состояние заинтересованности. Вначале желательно потратить 2-4 недели на правополушарную визуализацию, а затем перейти к левополушарной визуализации. И еще, согласно исследованиям, невербальное поведение учителя в огромной степени влияет на обучение. Когда мы стремимся, чтобы ученики на занятии ВИДЕЛИ, то классу поможет следующее невербальное поведение учителя: неподвижное тело/ руки, мягкий спокойный голос, медленная речь, увеличение длины предложений.

Учителю необходимо знать визуальные способности своих детей, позволяющее запоминать информацию. Прекрасно, если мы можем опрашивать своих учеников в предпочитаемой ими модальности. Однако общий успех и завершение образования на школьном конвейере будет в прямой зависимости от их визуальных способностей. Это самый значимый фактор, начиная с четвертого класса. Как помочь ученику перейти с аудиального запоминания информации на визуальное.

Предварительное введение класса в визуализацию

1. Учитель предоставляет ученикам простую сцену без описаний (предложение с простым подлежащим и сказуемым, например: “Ученик изображает треугольник.”)

2. Учитель просит учеников дополнить описание конкретными визуальными деталями и характеристиками. Ученики добавляют такие прилагательные, как “прямоугольный”, «на доске», «мелом» и т.д. Во время представления своих картин можно попросить учеников закрыть глаза.

3. Ученики обмениваются конкретными визуальными характеристиками.

Такие занятия проводим каждый день в течение 2-4 недель. Обращаем внимание, какие изменения произошли за первую неделю, как изменились ответы через две недели. Результаты представлены в таблице 1:

Таблица 1




1-ый день

1-я неделя

2-неделя

4-неделя

Предложение

Ученик чертит треугольник

Ученик чертит прямоугольный треугольник

Ученик на доске чертит равнобедренный треугольник

Ученик с помощью длинной линейки на доске чертит произвольный треугольник

Количество учащихся активно участвующих в работе

3

4

7

10


Кроме того, для большей эффективности можно добавить еще одно упражнение, заменяющее минутку отдыха, в целях смены вида деятельности.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconИсследовательская работа на тему: Магические квадраты
Результаты проделанной работы. Заключение

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconКурсовая работа проверка правильности заполнения форм и другая обработка...
Данная курсовая работа посвящена изучению анимационных эффектов в рамках JavaScript. Раскрывая тему, мы сочли нужным раскрыть понятие...

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconСамостоятельная работа на уроках литературы. Работа выполнена
Теретическая основа изучения самостоятельную работу учащихся на уроках литературы

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconВыпускная квалификационная работа
На тему: «Применение международных стандартов информационной безопасности при деятельности российских коммерческих организаций»

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconИсследовательская работа На тему: «Криминалистическая тактика»
Общие задачи криминалистики реализуются в конкретных основных целевых направлениях уголовно-процессуальной деятельности, а именно...

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconНаучно-исследовательская работа Активизация учебно-познавательной...
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconМетодические указания (рекомендации) по организации и проведению...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconНаучно-исследовательская работа Москва | 2015 Оглавление Аналитическая...
Обзор индикаторов налоговой нагрузки, применяемых в России, за рубежом и предлагаемых в теоретических научно-исследовательских работах...

Исследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики» iconУроках математики
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск