Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине


НазваниеМетодические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине
страница1/5
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические указания
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»

Методические указания (рекомендации)

по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной

работы студентов

по общепрофессиональной дисциплине

«Семейное право»
для специальностей

030912/ 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

40.02.03 «Право и судебное администрирование»

Воронеж 2015

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

(общеобразовательных дисциплин, учетно-финансовых дисциплин, гуманитарных и социально экономических дисциплин, компьютерных дисциплин, юридических дисциплин, социально-правовых дисциплин)
Протокол № __________ от_____ ______ 2015 г.

Разработчик: Щербакова Е.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Пояснительная запаска
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется государственным образовательным стандартом и по дисциплине «Семейное право» составляет 16 часов.

Формы самостоятельной работы

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана - конспекта лекции; графическое изображение структуры лекции; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, тестирование, контрольные работы, защита рефератов и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

5 («отлично») – заслуживает студент:

  • способный правильно применить полученные теоретические знания к предлагаемым правовым ситуациям;

  • свободно владеющий основными понятиями, юридической терминологией,

  • способный четко, грамотно и последовательно изложить ответ на задание самостоятельной работы;

4 («хорошо») – заслуживает студент:

  • показавший полное усвоение учебного материала и нормативно-правовой базы, владение основными понятиями по рассматриваемой теме, но допустивший незначительные неточности в ответе на задания самостоятельной работы, затруднившийся в четкой формулировке и (или) последовательности изложения ответа на практические задания;

  • способный применить полученные знания к правовым ситуациям;

3 («удовлетворительно») - заслуживает студент:

  • показавший усвоение лекционного материала в целом, но допустивший отдельные ошибки, неточности в содержании ответа на задания самостоятельной работы,

  • затруднившийся без помощи преподавателя применить полученные знания к практическим ситуациям;

2 («неудовлетворительно») – заслуживает студент:

  • не способный применить учебный материал для решения практический заданий и задач;

  • допускающий при ответе на задачи существенные ошибки;

  • не способный сориентироваться в нормативно-правовой базе для решения задач самостоятельной работы.


Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;

  • мотивация получения знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь преподавателя.

Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, и условий учебной деятельности.

Тематический план внеаудиторной работы студентов


Название темы

Вид самостоятельной работы студента

Кол-во часов

Тема 1.

Понятие, предмет и метод семейного права

Подготовка сообщения на тему «Этапы развития семейного права и семейного законодательства»


2

Тема 2.

Семейные правоотношения

Работая с нормативно-правовыми актами: найти в СК РФ статьи, указывающие на содержание правоспособности и дееспособности субъектов семейных правоотношений. Из СК РФ сделать выписку статей, в которых предусмотрены:

а) сроки реализации семейных прав и обязанностей;

б) сроки исковой давности.

2

Тема 3.

Брак

1. Составление заявления о регистрации брака (по образцу)

(См. Приложение № 1)

2. Составление искового заявления о расторжении брака.

(См. Приложение № 2)

2

Тема 4.

Права и обязанности супругов

Составить исковое заявление о разделе совместно нажитого имущества супругов по предложенным образцам (см. Приложение № 3,4)

а) одновременно с требованием о расторжении брака

б) о разделе имущества приобретенного в браке и после расторжения брака при совместном ведении хозяйства

2

Тема 5.

Права и обязанности родителей и детей

Составить следующие документы:

1. исковое заявление об установлении отцовства (см. Приложение 5.2);

2. соглашение об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (см. приложение 5.1)

3. исковое заявление о лишении родительских прав (по следующему образцу)   (См. Приложение № 5)

Подготовить компьютерную презентацию на тему «Установление отцовства»

4

Тема 6.

Алиментные обязательства

Составить следующие документы:

1. алиментное соглашение (см. приложение 6.1)

2. исковое заявление о взыскании алиментов на содержание ребенка (по образцу) (см. приложение № 6)

3. исковое заявление о взыскании дополнительных расходов на лечение.(см приложение 6.2)

2

Тема 7.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

1. Составление заявления об усыновлении (по образцу)

(См. Приложение № 7)

2. Составление договора о передаче ребенка в приемную семью (по образцу) (См. Приложение № 8)

2




ИТОГО

16


Методические рекомендации по написанию рефератов:
Реферат является неотъемлемой составной частью самостоятельной работы студентов. Работа над подготовкой реферата начинается с подбора литературных источников, их изучения и конспектирования. В целях соответствия материала, изложенного в реферате, действующему гражданскому законодательству, используемые источники должны быть изданы не позднее чем за последние 3 года, предшествующих выполнению реферата.

Затем составляется план (содержание) работы, который может быть по необходимости согласован с преподавателем. Завершающий этап – написание реферата на основе изученных литературных источников (реферат должен быть написан на базе не менее 5-7 источников). Схема подготовки реферата следующая: чтение исходного текста – его анализ – выбор необходимых фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата).
Структура реферата должна быть следующая:

  1. Титульный лист.

  2. Введение

  3. Содержание работы:

4. Заключение.
5. Список использованной литературы
6. Приложение (схемы, рисунки и др.)

Введение должно содержать обоснование актуальности темы, краткий обзор мнений по данной проблеме, цель и задачи исследования. Главы содержат конкретный фактический материал. Изложение должно быть цельным и логичным.

Заключение должно содержать основные выводы по всем главам.
Список литературы составляется в алфавитном порядке. Для каждого источника указываются: автор, название книги, место издания, издательство, год. Для статьи, кроме этого, указываются название сборника или журнала, в котором она опубликована, год, его номер или выпуск. Рекомендуемый объём реферата – 15 страниц печатного текста.
Методические рекомендации по подготовке презентаций:
Перед созданием презентации на компьютере важно определить: назначение презентации, понять то, о чем вы собираетесь рассказывать;

- примерное количество слайдов – должно быть по 1-2 слайда на каждую политическую партию и общественное объединение;

- продумайте, как представить информацию наиболее удачным образом;

- сформулируйте текстовое содержание слайдов;

- продумайте графическое оформление каждого слайда.

Требования к оформлению презентаций: заголовки должны привлекать внимание аудитории – быть выделены крупным шрифтом; слова и предложения – должны быть сформулированы коротко, предлогов, наречий, прилагательных должно использоваться по минимуму; временная форма глаголов - одинаковая

Требования к расположению информации: горизонтальное расположение информации, при этом наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке лучше располагать внизу.

Требования к шрифтам: не рекомендуется использовать более двух - трех типов шрифтов в одной презентации; для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание. Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный.  

При подготовке материалов к презентации следует изучить нормативно-правовые акты по теме, конспект лекции, содержание учебной и дополнительной юридической литературы. Если студент пользуется Интернет-ресурсами, необходимо тщательно проверять выбранный материал на соответствие действующему законодательству.
Методические рекомендации по работе с нормативно-правовыми актами:
При выполнении задания по теме № 2 начинать работу следует с общего анализа Семейного кодекса РФ.

Студенту следует иметь в виду, что срок - это определенный момент или отрезок времени, с наступлением или истечением которого возникают, изменяются или прекращаются семейные правоотношения. Сроки реализации семейных прав, примеры которых требуется подобрать по условию задания, - это, прежде всего, периоды времени, в течение которых участники семейных правоотношений вправе или обязаны совершить то или иной действие. Примером такого срока является трехлетний срок со дня рождения общего ребенка, в течение которого жена имеет право требовать от мужа уплаты алиментов на свое собственное содержание. Другим примером такого срока является семидневный срок, в течение которого орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав после отобрания у них ребенка.

Сроки исковой давности - установлены для защиты законных прав участников семейных правоотношений.

Студенту следует иметь в виду, что в СК РФ исковой давности посвящена ст. 9, в п. 1 которой закреплено общее правило: на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется. Следовательно, необходимо найти в СК РФ исключения из общего правила. Например, брачный договор может быть признан недействительным в течение трех лет с момента, когда стали известны обстоятельства, дающие основания считать его ничтожным.

Методические рекомендации по составлению проектов исковых заявлений и иных

правовых документов:
Для успешного выполнения заданий по составлению правовых документов (исковых заявлений, соглашений, договоров и т.д.), студенту рекомендуется внимательно изучить содержание темы по учебнику, материалу лекции, нормы законодательства, регулирующие тот или иной вид правового документа. Рекомендуется воспользоваться образцами документов, которые содержатся в приложениях к данному методическому пособию или же обратиться к типовым формам (бланкам) правовых документов, которые имеются в справочных правовых системах «Гарант», «Консультант плюс» или на правовых сайтах в Интернете.

Однако, прежде чем приступать к оформлению документов юридического характера, следует определиться, какие пункты в обязательном порядке должны быть внесены в содержание того или иного соглашения, потому что если договор данного вида не будет содержать этих обязательных условий, то он не будет считаться заключенным, а, следовательно, не будет обладать правовой силой.

Иногда задание преподавателя уже содержит требования к содержанию условий правового документа, значит, данные требования должны быть учтены при его составлении.

Остановимся отдельно на правилах составления исковых заявлений, поскольку оформление именно этих документов наиболее часто встречается в заданиях для самостоятельной работы студентов по семейному праву:

1. Исковое заявление оформляется в виде письменного документа. В тексте искового заявления лучше не допускать сокращений, писать все наименования полностью.

2. В верхней части (шапке) искового заявления нужно указать полное наименование суда, в который адресуется иск. Затем указывается фамилия, имя, отчество и полный домашний адрес истца, фамилии, имена и отчества ответчика, третьих лиц, их место жительства. Если в деле участвует организация, указывается ее полное наименование, адрес местонахождения. В шапке искового заявления указывается цена иска, которая определяется, как сумма всех имущественных требований.

3. При составлении искового заявления в основной части иска указывается наименование документа (например, Исковое заявление об установлении отцовства). Дальше подробно описывается суть спора, все обстоятельства произошедшего, в чем заключается нарушение прав и законных интересов истца со стороны ответчика. При составлении искового заявления необходимо опираться на конкретные факты, которые потом в суде можно будет подтвердить имеющимися доказательствами. Истцу требуется указать точные даты произошедших событий. Желательно указать нормы права, обосновывающие его позицию по делу.

4. В просительной части искового заявления четко формулируются исковые требования, что необходимо получить в результате обращения в суд. При выборе заявленных требований обязательно учитываются существующие способы защиты прав. Обращаем внимание, что заявленные требования должны логически вытекать из основной части искового заявления, быть взаимосвязаны и мотивированны. Требования должны быть предусмотрены нормой права, регулирующей спорные правоотношения.

5. После исковых требований можно изложить дополнительные ходатайства, например, о вызове свидетелей, истребовании доказательств, назначении судебной экспертизы, наложении ареста и других обеспечительных мер, рассмотрении дела без своего участия. Заявленные требования необходимо мотивировать, указав основания для обращения с ними к суду. В данном методическом пособии представлены образцы исковых заявлений по большинству возможных семейных споров, например о взыскании алиментов.

6. В конце искового заявления приводится перечень приложенных документов.

7. Заявление должно быть подписано истцом лично или представителем по доверенности, в исковом заявлении проставляется дата подписания иска.


Методические рекомендации по решению ситуационных задач по Семейному праву:
Решение задач по семейному праву должно включать следующие этапы:

1. Выявление спорного правоотношения. Студен должен уяснить для себя, в чем, собственно говоря, состоит правовой спор, какой конкретно вопрос он должен разрешить, изложив ответ на задачу. Для этого следует внимательным образом прочитать условие задачи, определить, между кем из лиц, указанных в этом условии, возникло спорное правоотношение, уяснить для себя правовый статус этих лиц.

2. Определение нормативно-правовой базы, регламентирующей спорное правоотношение. На данном этапе лицу, решающему задачу, необходимо ознакомиться с требованиями нормативно-правовых актов относительно спорного правоотношения.

3. Сопоставление требования правовой нормы с фабулой дела. Для этого необходимо подвергнуть анализу как текст выбранной нормы права, так и юридическую ситуацию. Начинать текст решения задачи рекомендуется со слов "В соответствии с требованиями п…. статьи….СК РФ,….". Далее необходимо привести требования соответствующей нормы права, регламентирующей спорное правоотношение, указать, какие юридические факты соответствуют этой норме либо нарушают ее.

Довольно часто для решения задачи по Семейному праву следует обратиться к руководящему постановлению Пленума Верховного Суда РФ.

4. Формулирование вывода, четкого ответа на поставленные в условии задачи вопросы, опирающиеся на примененную норму права.
Образец задачи по Семейному праву и изложения ответа на нее:
Условие задачи: " Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.

Законны ли действия органов ЗАГСа?

Ответ:

В соответствии со ст. 14 СК РФ « Обстоятельства, препятствующие заключению брака», не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными.

Руководствуясь содержанием данной статьи и условиями задачи, можно сделать вывод, что такое обстоятельство, как родство более отдаленных степеней, например, двоюродных братьев и сестер, каковыми, по условию задачи, и являются Попов и Лариса, не препятствует заключению брака, так как они не основаны на кровной близости происхождения.

Следовательно, решение органов ЗАГСа неправомерно.


Перечень рекомендуемых нормативно-правовых актов,

дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты

Конвенция о правах ребенка: от 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. I: федерал. закон: от 30.11.1994, №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 1994.- №32.- Ст.3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. II: федерал. закон: от 26.01.1996, №14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 1996.- №5.- Ст.410.

Семейный кодекс Российской Федерации: федерал. закон: от 29.12.1995, №223-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 1996.- №1.- Ст.16.

Об актах гражданского состояния: федерал. закон: от 15.11.97 №143-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 1997.- №47.- Ст. 5340.

Об опеке и попечительстве: федерал. закон: от 24.04.2008 №48-ФЗ // Собр. законодательства РФ.- 2008.- №17.- Ст.1755.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федерал. закон: от 24.07.1998 №124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) //Собр. законодательства РФ.- 1998.- №31.- Ст.3802.

*

О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей: постановление Правительства РФ: от 18.07.1996 №841 (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 1996.- №31.- Ст.3743.

Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства: постановление Правительства РФ: от 29.03.2000 №275 (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 2000.- №15.- Ст.1590.

Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью: постановление Правительства РФ: от 14.02.2013 №117 (с изменениями и дополнениями) // Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

*

О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ: от 20.04.2006 №8 // Бюл. Верхов. Суда РФ.- 2006.- №6

О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верхов. Суда РФ: от 27.05.1998 №10 (с изменениями и дополнениями) // Бюл. Верхов. Суда РФ.- 1998.- №7

О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: постановление Пленума Верхов. Суда РФ: от 05.11.1998 №15 (с изменениями и дополнениями) // Бюл. Верхов. Суда РФ.- 1999.- №1.

О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов: постановление Пленума Верхов. Суда РФ: от 25.10.1996 №9 (с изменениями и дополнениями) // Бюл. Верхов. Суда РФ.- 1997.- №1.

Учебная и дополнительная литература:
Агамиров Н.И., Антипенков А.А., Гольдин Г.Г. Онтология брачного договора: учебное пособие М.: Юнити-Дана. - 2012. - 215 с.

Антропова И.Р. Недействительность брачного договора // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2-4. С. 113-118. // http://elibrary.ru/
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации для студентов 1 курса всех профессии по...
...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Настоящие методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении курса «Экономика» составлены...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Методические рекомендации предназначены для использования студентами гбпоу «пгк» в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной...

Методические указания (рекомендации) по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине iconМетодические рекомендации для студентовпо выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
filling-form.ru

Поиск