Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение»


Скачать 359.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

– готовность студентов к самостоятельному труду;

– мотивация получения знаний;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.

Эта работа включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) решение правовых задач;

3) подготовку к практическим занятиям;

4) подготовку к промежуточному контролю;

5) подготовку к зачету (экзамену).

Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу составляет 36 часов.
К теме 1. « Понятие, признаки и функции государства».
Задания для самостоятельной работы.


  1. Перечислите шесть основных признаков государства.

  2. Заполните таблицу «Теории происхождения государства».




Название теории

Авторы

Содержание теории

Недостатки
















  1. Заполните в схеме недостающие пропуски.




функции государства




внутренние

























































охранительная


Рекомендуемая литература.


  1. Байтин М.И. Политическая власть и государство // Теория политики (общие вопросы). Саратов.,1994.

  2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность. // Государство и право. 1993. №7.

  3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. №7.

  4. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе. // Государство и право. 1993. № 6.

  5. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий. // Государство и право. 1997. №2

  6. Черданцев А.Ф. Государственная власть и её обоснование //Правоведение. 1992. №2.


К теме 1.2 «Формы государства».

Задания для самостоятельной работы.


  1. Заполните таблицу «Формы государства».




государ-ство

столица

форма гос. правле-ния

форма гос.

устройства

полити-

ческий режим

глава

государ-ства

парла-мент: структура и состав

система избрания главы государ-ства

система избрания палат парламента

Германия

























Франция

























США

























Великобритания

























Италия

























Швеция

























Япония

























Финляндия

























Канада

























Россия




























  1. Объясните следующие термины:

- монархия;

- республика;

- унитарное государство;

- автономия;

- федерация;

- сецессия;

- конфедерация;

- демократия;

- тоталитарный режим;

- авторитарный режим.


  1. Выполните тест:


1. Укажите форму правления при которой правительство образуется на парламентской основе и несет ответственность перед парламентом:

1) дуалистическая монархия;

2) парламентская республика;

3) президентская республика;

4) смешанная республика.
2. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства:

1) способ объединения населения на определённой территории;

2) право вступления страны в международные организации;

3) источник и способ организации власти;

4) средства и методы осуществления государственной власти.
3. В чём заключается отличие унитарного государства от федеративного:

  1. наличие двух уровней государственного аппарата;

  2. в том, что субъект суверенитета – народ;

  3. в наличие двойного гражданства;

  4. в существовании единой налоговой системы.


4. Укажите форму правления при которой правительство образуется на парламентской основе и несёт ответственность перед парламентом:

1) дуалистическая монархия;

2) парламентская республика;

3) президентская республика;

4) смешанная республика.
5. Какой из признаков характеризует президентскую республику:

1) внепарламентский способ избрания президента;

2) ответственность правительства перед парламентом;

3) наличие у президента права роспуска парламента;

4) наличие поста премьер-министра.
6. Монархия отличается от республики:

1) наличием института референдума;

2 ) наличием поста президента;

3) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;

4) ответственностью правительства перед парламентом.
7. Укажите отличие авторитарного режима от тоталитарного:

  1. государство не претендует на всеобъемлющий контроль над обществом;

  2. проводятся равные свободные выборы;

  3. личность имеет широкие возможности влиять на принятие политических решений;

  4. во главе государства единая руководящая партия.


Рекомендуемая литература.


  1. Громыко А.Л. Политический режим. М.,1994.

  2. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века //Вопросы философии. 1992. №2.

  3. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,1994.

  4. Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. 1993 №5.

  5. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.

К теме 2.4 «Правоотношения».
Задания для самостоятельной работы.
1. Объясните следующие термины:

- правоотношение;

- юридические факты;

- правоспособность;

- дееспособность;

- деликтоспособность;

- правосубъектность;

- эмансипация несовершеннолетнего.
2. Выполните тест:
1. С какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:

  1. 14 лет;

  2. 18 лет;

  3. 16 лет;

4) с момента рождения.
2. Какие из перечисленных юридических фактов относятся к действиям:

1) достижение пенсионного возраста;

2) стихийное бедствие;

3) заключение брака;

4) принятие наследства.
3. Как называется закреплённое в законодательстве возможность субъекта своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности:

  1. дееспособность;

  2. эмансипация;

  3. правоспособность;

  4. деликтоспособность.


4. Какие из ниже перечисленных общественных отношений являются правоотношениями?

1) покупка хлеба в булочной;

2) прогулка по парку;

3) поздравление товарища с днём рождения;

4) заказ билета на самолёт.
5. С какого момента начинается правосубъектность юридических лиц?

1) с момента образования;

2) с момента регистрации;

3) с момента утверждения совета директоров;

4) с момента принятия устава организации.
3. Решите задачи.
1. Иванова вступила в брак, в 16 лет, в результате снижения ей брачного возраста. Через год она расторгла брак. После расторжения брака она продала автомобиль, подаренный отцом. Её отец подал в суд иск о признании акта купли-продажи недействительным, обосновав иск тем, что несовершеннолетняя дочь не вправе совершать подобные сделки.

Имеет ли упомянутый договор купли-продажи юридическую силу? Ответ обоснуйте.
2. Укажите к каким видам правоотношений относятся перечисленные ниже ситуации:

- Толя Иванов подал заявление о приёме на работу;

- Петя купил билет на автобус;

- Ира перешла улицу в неположенном месте;

- Сергей совершил кражу сигарет из ларька;

- родители подарили сыну велосипед;

- Олег подал заявление в милицию об утере паспорта;

- преподаватель Петрова подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
Рекомендуемая литература:


  1. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения.- М.,1981.

  2. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права.- Л.,1987.

  3. Протасов В.Н. Правоотношение как система.- М.,1991.

  4. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений.- М.,1980.

  5. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.-М.,1974.


К теме 2.5 «Правонарушение и юридическая ответственность».

Задания для самостоятельной работы:
1. Объясните следующие термины:

-правонарушение;

- преступление;

- проступок;

- юридическая ответственность.
2. Решите задачи.
А) Школьники 10 класса Игорь и Саша решили покататься на лодке. Заехав в глубокое место, Игорь предложил Саше искупаться. Тот отказался, так как не умел плавать. Однако Игорь в шутку столкнул Сашу в воду, пообещав научить плавать. Саша захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось.

Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав.
Б) Сухотина из окна своей квартиры , находящейся на 5 этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результате пострадавшая лишилась левого глаза.

Виновна ли Сухотина в наступивших последствиях? Какова форма её вины? Охарактеризуйте элементы состава преступления.



  1. Заполните схему «Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность».



























обстоятельства, исключающие юридическую ответственность






































Рекомендуемая литература


  1. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л., 1983.

  2. Лейст О.Э. Понятие ответственности в теории права.//Вестник МГУ. Серия 11.Право. 1994. №1

  3. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.,1985.

  4. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности.// Государство и право. 1994. №6.

  5. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995.


К теме 3.1 «Конституция, её роль и место в правовой системе России»

Задания для самостоятельной работ.
1. Рассмотрите историю развития российской Конституции (причины принятия, основное содержание, положительные и отрицательные стороны).
2. Заполните таблицу «Характеристики Конституции РФ»


вопрос

ответ

виды Конституций в мире




этапы развития Конституции России




юридические свойства Конституции




структура Конституции 1993 года




отличия Конституции 1993 года от Конституций советского периода





3. Проанализируйте 9 главу Конституции РФ и схематично покажите процесс внесения поправок в 1,2,9 главы Конституции, а также в главы 3-8.
Рекомендуемая литература.

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ. Принята 12.12 1993 года.

  2. Конституция РФ: Энциклопедический словарь / В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др.-М.,1997.


Научная литература:


  1. Авакьян С.А.Конституция России: природа,эволюция,современность.-М.,1998.

  2. Баглай М.В.Конституционное право РФ. – М.,2003.

  3. Козлова Е.Н.,Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М.,2003.

  4. Коржихина Т.П.,Сенин А.С. История российской государственности.-

М., 1995.

  1. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции РФ и роль судов // Государство и право. – 1996, №1.

  2. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: Теоретические и практические проблемы //Государство и право. – 1998, №5.


К теме 3.2 «Правовой статус человека и гражданина в РФ».

Задания для самостоятельной работы.

  1. Дайте определение следующих юридических терминов:

- правовой статус;

- гражданство;

- апатриды;

- бипатриды;

- филиация;

- оптация;

- натурализация;

- реинтеграция.


  1. Заполните таблицу «Конституционные права и обязанности».







граждане РФ

иностранные граждане

лица без гражданства

личные права и свободы человека










политические права и свободы










социальные права










экономические права и свободы










культурные права и свободы










конституционные обязанности













  1. Решите задачи:

А) Семья Ивановых в своей квартире с друзьями отмечали семейный праздник. После 23 часов они продолжали веселиться, шуметь, танцевать, чем беспокоили своих соседей. Ивановы на замечания соседей не реагировали, тогда соседи вызвали наряд милиции. Однако Ивановы милиции дверь не открыли, сославшись на своё конституционное право. Какое право граждан РФ имели в виду Ивановы?

Б) Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь своё путешествие. Когда судно отчалило от берега и находилось в открытом море, матросы обнаружили на палубе грудного ребёнка. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о судьбе ребёнка.

Как решить вопрос о гражданстве данного ребёнка? Может ли он стать российским гражданином ? На каком основании?

  1. Выполните тесты.

Правовой статус гражданина и человека – это:

1) мера возможного поведения человека в государстве;

2) политико-правовая связь человека и государства;

3) совокупность основных прав, свобод и обязанностей;

4) должное поведение лица в государстве;

5) юридическое закрепление фактического положения человека и гражданина в обществе и государстве.
2. К каким конституционным правам гражданина и человека в России относится право на защиту от безработицы?

1) социальные;

2) политические;

3) личные;

4) общегражданскими.
3. Какие из ниже перечисленных прав человека и гражданина не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения?

1) право на достоинство человека;

2) свобода передвижения;

3) право на объединение;

4) право на проведение политических мероприятий.
4. На какой максимальный срок в соответствии с Конституцией РФ может быть задержано лицо до вынесения судебного решения о содержании его под стражей?

1) не более 1 суток;

2) не более 2 суток;

3) не более 3 суток;

4) не более 10 суток.


  1. Одним из важнейших политических прав человека и гражданина является:

1) право на забастовку;

2) право на неприкосновенность жилища;

3) право на проведение митинга;

4) свобода вероисповедания.

6. Какое из перечисленных ниже суждений является верным:

1) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства;

2) любой гражданин может быть лишен своего гражданства;

3) любой гражданин может быть лишен гражданства РФ в случае совершения им преступления, направленного против государства;

4) любой гражданин может быть лишен гражданства РФ только по приговору суда.
7. Выберите из перечня те условия, при которых человек не имеет права голосовать:

  1. долгая командировка за границей;

  2. отсутствие образования;

  3. содержание в местах лишения свободы по приговору суда;

служба в армии.

Рекомендуемая литература
Нормативные акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года).

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200А (ХХl) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года).

  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200А (ХХl) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года).

  3. Конвенция ООН о правах ребёнка. – М.:ИНФРА-М, 2001.

  4. Конституция РФ. Принята 12.12 1993 годаКонституция РФ: Энциклопедический словарь/ В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др.-М.,1997.

  5. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004.).


Научная литература:


  1. Авакьян С.А.Гражданство РФ.-М.,1994.

  2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России.- М.,1997.

  3. Личность и власть (Конституционные вопросы) / Отв. Ред. Ю.П.Ерёменко, В.Т.Кабышев. – Ростов –на –Дону, 1995.

  4. Хаманева Н.Ю.Уполномоченный по правам человека- защитник прав граждан.- М.,1998.


К теме 3.3 «Система органов государственной власти в РФ».

Задания для самостоятельной работы:


  1. Заполните таблицу «Система органов государственной власти РФ»







порядок формирования

срок полно-мочий

возрастные ограничения

ограни-чения по сроку занима-емой должнос-ти

полномочия

Президент
















Государственная Дума
















Совет Федерации
















Правительство
















Конституционный Суд
















Верховный Суд
















Высший Арбитражный Суд



















  1. Изобразите в виде логической схемы основные этапы конституционной процедуры импичмента Президента РФ.

  2. Изобразите в виде логической схемы основные стадии законодательного процесса в РФ.

  3. Составьте схему «Система федеральных органов исполнительной власти в РФ».

  4. На основе анализа главы 7 Конституции РФ выпишите основные принципы осуществления правосудия в РФ.


Рекомендуемая литература.
Нормативные акты:


  1. Конституция РФ. Принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года.

  2. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004).

  3. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12 1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2004).

  4. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 года №2-ФКЗ (ред.от 03.11.2004).

  5. ФЗ «О выборах Президента РФ»от 10.01 2003 года.№19-ФЗ.

  6. ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 05.08.2000 года №113-ФЗ.

  7. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20.12.2002 года №175-ФЗ (ред. от 23.06.2003 года).


Научная литература:


  1. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире.- М.,1993.

  2. Чиркин В.Е. Президентская власть //Государство и право.- 1997.-№5.

  3. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд.- М.,1997.


К теме 4.1 «Основы семейного права РФ»
Задания для самостоятельной работы.


  1. Дайте определение следующих юридических терминов:

- брачный договор;

- лишение родительских прав;

- опека;

- попечительство;

- приёмная семья.


  1. Выполните тест:

  1. Объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным в установленном законом порядке вследствие вступления в брак называется:

  1. оптация;

  2. конвергенция;

  3. эмансипация;

  4. стратификация.




  1. С какого времени обязательно учитывается мнение ребёнка в ходе судебного разбирательства?

  1. с 6 лет;

  2. с 10 лет;

  3. с 14 лет;

  4. с 16 лет.




  1. Брачный договор заключается:

  1. в суде;

  2. в ЗАГСе;

  3. в нотариальной конторе;

  4. в церкви.


4.Возможно ли заключение брака в день подачи заявления?

  1. да;

  2. нет.


5. Какое из ниже перечисленных условий не может быть зафиксировано в брачном договоре (контракте )?

1) о принадлежности рояля супругу – пианисту в случае расторжения брака ;

2) о незаключении брака бывшей супругой до достижения детьми совершеннолетия;

3) о размере алиментов в случае расторжения брака ;

4) о том, что после рождения ребёнка режим собственности супругов становится совместным.
6. В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, ребёнком признается человеческое существо в возрасте от рождения до:

1) 14 лет;

2) 12 лет;

3) 16 лет;

4) 18 лет.
7. В каких случаях расторжение брака производится в органах загса?

1)при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей;

2) если один из супругов осуждён за совершение преступления;

3) если один из супругов уклоняется от развода;

4) если выясняется, что один из супругов уже состоит в другом зарегистрированном браке.
8. К личной собственности каждого супруга не относятся:

1) подарки родственников;

2) драгоценности и предметы роскоши, приобретённые до брака за счёт общих средств;

3) имущество, принадлежащее до вступления в брак;

4) вещи индивидуального пользования, приобретённые во время брака за счёт общих средств.
9. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в следующем случае:

1) во время беременности жены;

2) в течение года после рождения ребёнка;

3) во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка;

4) с момента рождения ребёнка до достижения им возраста 3-х лет.


    1. При разделе общего имущества супругов вклады, внесённые супругами за счёт их общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются:

      1. принадлежащими тому супругу, с кем останется проживать ребёнок после развода;

      2. общим совместно нажитым имуществом и учитывается при его разделе;

      3. общим совместно нажитым имуществом супругов, но не учитываются наряду с иным общим имуществом при его разделе;

      4. принадлежащим этим детям и не учитывается при разделе общего имущества супругов.


3. Решите задачи:
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по учебной...
Содержание внеуадиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Аудит налогообложения» включает в себя различные...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе для студентов неязыкового вуза тольятти 2007
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по экспериментальной программе по английскому языку, в их самостоятельной...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconЛитература по дисциплине 3 Содержание самостоятельной работы 4
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования (фгос) и локального акта гбоу спо бст «Положение...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» icon«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации...
Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Составить учебную заявку на изобретение или написать реферат по теме (Приложение 1)

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт»
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт» предназначены для студентов первого...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск