Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа № 15 рабочего посёлка Майский Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете школы № 2
от 12. 09. 2016 года
| СОГЛАСОВАНО
на Управляющем совете школы № 1
от 08.09.2016 г
| МОДЕЛЬ профориентационной работы МБУОО СОШ № 15 ( 2016-2019гг.)
Выполнили:
Социальный педагог
Бабицкая Светлана Владимировна
Учитель технологии
Платонова Евгения Юрьевна
2016
Введение
Выбор профессии школьниками, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. По данным статистики в настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми формами и методами работы по профессиональному самоопределению. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности в школе, проведение разъяснительной работы с родителями.
Профессиональная реклама и агитация - оперативная и привлекательная для школьников форма, она дает свои положительные результаты. Однако этого бывает недостаточно для осуществления осознанного выбора. Экскурсии на предприятия случаются реже, т.к. трудно договориться о сотрудничестве, а если все же удается, не всегда встречи на предприятиях соответствуют ожиданиям, между тем встречи должны быть интересными для детей. Для этого руководителям предприятий необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов, а не случайных людей и подготовить их для такой работы с подростками. Время от времени возникает вопрос, нужна ли в школе работа по профессиональному самоопределению. Если согласиться с мнением, что профориентация нужна, возникает множество других вопросов. Первый - когда начинать эту работу? Одни считают, что в девятом классе подростки еще не готовы к осмыслению профориентационных проблем. Другие уверены, что работа по профессиональному самоопределению в 11-м классе бессмысленна, так как все школьники уже выбрали себе вуз и соответственно профессию. Мнение же психологов заключается в том, что в 5-9 классах школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире профессий. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс основной школы. Понимая это, педагоги школы проводят профориентационную работу даже в пришкольном лагере (посещение мастер-классов, игровая программа «Ярмарка профессий»), большое внимание уделяется трудоустройству подростков в течение учебного года и в летний период. Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи. В 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес, уже в 7-8 – надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии, в 9-х – важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию портфолио обучающихся.
По данным мониторинга, выпускники школы мотивированы на получение высшего профессионального образования, лишь 7 % готовы обучаться рабочим профессиям. Около 27% детей считают, что дальнейшая трудовая и жизненная карьера определяется родителями, это свидетельствует о неготовности подростков к взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений.
В последние годы развитие профессиональной ориентации шло в направлении углубления личностной (психологической) и расширения информационной составляющей. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.
В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация (приложение 1).
Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Сегодня необходимо организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней, среднего профессионального образования, и высшего образования, используя такие понятия, как «образование через всю жизнь», «ценностно-нравственные карьерные ориентации», «планирование карьеры», «система планирования карьеры».
Модель профессионального образования в МБУОО СОШ № 15 разработана в соответствии с моделью среднего общего образования Советско-Гаванского муниципального района.
В Модели профессионального образования МБУОО СОШ № 15 перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки обучающихся к профессиональному выбору. То есть, школа должна научить ребенка определяться в собственных интересах и возможностях, в ситуации на рынке труда, ориентироваться в мире профессий.
В МБУОО СОШ № 15 сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации учащихся и молодежи, однако в новых социально-экономических условиях, обусловленных внедрением новых информационных технологий во все сферы трудовой деятельности, инновационным развитием малого бизнеса, становлением новой сферы трудовой деятельности – ИТ-сферы и, как следствие, «экономикой знаний» – требуется модернизация сложившейся системы по следующим направлениям:
- разработка электронных контентов профориентационной направленности, в том числе и в ИТ-сфере;
- разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, требует разработки на государственном уровне новой редакции Концепции профессиональной ориентации учащихся и молодежи;
- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся;
- выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайтах учреждений образования.
Модель для учащихся МБУОО СОШ № 15 разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Модель определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся.
Модель представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
II. Цель и задачи Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе. Задачи:
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Разработать механизмы содействия трудоустройству обучающихся и выпускников ОУ.
Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
III Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап
| Возрастные особенности
| Формы профориентационной работы
| Пропедевтический
1-4 классы
1.Информировать о мире профессий
2. Развивать коммуникативные умения
3. Формировать познавательный интерес
| Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Ведущая деятельность - учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Недостаточно развита волевая сфера,
мышление носит наглядно-действенный характер
Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.
Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
| 1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
2.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
3.Методика «Кем быть»
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Профпросвещение
- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок
- сочинения на тему «Пусть меня научат»
- трудовые поручения
- нашем доме (экскурсии)
Темы классных часов
- Кто работает в нашей школе?(экскурсия)
- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)
- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- экскурсия в школьные мастерские
- беседа: мое любимое занятие в свободное время
| Поисково-зондирующий
5-7 классы
1. Знакомить с правилами выбора профессии
2. Развивать коммуникативные умения
3. Определить интересы и склонности
| Формируется чувство взрослости.
Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
| 1.Встречи с интересными людьми (профессионалами)
2.Экскурсии
3.Ролевые игры
4.Конкурсы
5.Практическая, общественно-значимая работа Темы классных часов
Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
Всякий труд надо уважать
| Период развития профессионального самоопределения
классы
1.Знакомить со структурой профессионального самоопределения
| Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка
| - элективные курсы, уроки технологии,
- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства
- знакомство с правилами выбора профессии
- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
| Учащиеся 10-11 классов
1.Готовить к выбору профессии и жизненной стратегии
| Период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах
Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения
Для юношей актуальна служба в армии
| Дискуссии
«День допризывника», «Мой выбор» и т.д.
Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)
|
IV. Механизм реализации модели
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог. V. Нормативная правовая база профориентационной работы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Конституция Российской Федерации (основной закон) от 1993 года
Нормативно-правовые акты федерального уровня:
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. №1186 от 31 октября 1996 года
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Доработана в мае-июне 2002 года
- Модель профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования Советско-Гаванского муниципального района
VI. Оценка эффективности реализации Модели
Исполнители Модели принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Модели, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации профессиональной ориентации школьников в МБУОО СОШ № 15
№
пп
| Содержание
| Срок проведения
| Ответственные
| Создание нормативно – правовой базы
| 1.
| Разработка и утверждение Модели по профориентации учащихся.
| сентябрь
| Заместитель директора по ВР
| 2.
| Создание банка данных об учебных заведениях города.
| Сентябрь
| Учитель технологии
| 3.
| Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР
| 4.
| Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации модели профориентации учащихся.
| В течение года
| Зам. директора по ВР
Классные руководители
Социальный педагог
| 5.
| Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»
| Ноябрь
| Руководитель МО
| 6.
| Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,
«Профессии героев России»
| В течение года
| Библиотекарь
Учитель технологии
| Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы
| Профпросвещение
| 1.
| Экскурсии на предприятия поселка, города
Сбербанк
Почта России
На строящиеся здания в р.п. Майский
На строительство ТЭЦ
Библиотека ДК
ГРЭС
ООО «Фарт»
| В течение года
| Классные руководители, учитель технологии
| 2.
| Экскурсии в учебные заведения района, п. Ванино
| Ежегодно по плану УО
| Классные руководители 9-11 классов
| 3.
| Ярмарка учебных мест
| октябрь
| Классные руководители 10-11 классов
Центр занятости населения
| 4.
| Акция по благоустройству «Чистый двор», «Чистый поселок».
| Ежегодно в сентябре, апреле
| Организатор, Совет старшеклассников
| 5.
| Участие в районных конкурсах «Мой выбор», «В мире профессий» и др.
| Ежегодно
| Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог
| 6.
| Участие в районной выставке по декоративно-прикладному творчеству
| Ежегодно
| Учитель технологии, ИЗО,
| 7.
| Конкурс семейных сочинений «Я – продолжаю профессию родителей
| февраль
| Учитель технологии
| 8.
| Групповые консультации для родителей на темы: «Возрастные особенности учащихся». «Роль семьи в профилактике школьной и социальной дезадаптации»
| Октябрь
Январь
Март
май
| Зам. директора по ВР
Социальный педагог
Учитель технологии
| 9.
| Выступление медицинских работников перед родителями с разъяснением соответствия состояния здоровья школьника и его профессионального выбора
| На родительских собраниях, по плану школы
| Медработник
| 10.
| Групповые занятия:
«Я и моя будущая профессия»
«Новое поколение выбирает».
| Декабрь
февраль
| Классные руководители
|
| Реализация школьной Модели:
| 1.
| Профориентация учащихся на уроках.
| В течение года
| Учителя предметники
| 2.
| Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России»
| В течение года
| Заместитель директора по УВР, ВР, классные руководители
| 3.
| Встреча 9-классников с работниками Центра занятости населения «О перспективных специальностях на будущие 5 лет. Прогноз. Перспектива»
| Февраль
| ИМЦ
| 4.
| Районный конкурс стенных газет «Калейдоскоп профессий»; Профориентационная сессия»:
| Февраль
| Учитель технологии
Кл. рук
| 5.
| Конкурс рекламных роликов «Все работы хороши»;
| Ноябрь
| Учитель технологии
Кл. рук
| 6.
| Конкурс «Портфолио» (5,8,9 классы)
| Май
| Администрация
| 7.
| Информационно – просветительская работа:
Оформление стенда по профориентации:
Рубрика «Твое профессиональное будущее»
« Куда пойти учиться»
«Структура трудовой деятельности»
Потребности труда города и др.
| В течение года
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, социальный педагог
| 8.
| Родительские собрания
Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
Изучение склонностей и способностей ребенка.
Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.
О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов.
| В течение года
|
Классные руководители, социальный педагог
администрация
| 9.
| Профессиональная адаптация учащихся.
Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):
Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты
Субботники по уборке школьного двора
|
В течение всего периода
|
Классные руководители
| 10.
| Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов.
| В течение всего периода
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог
| 2.Диагностика и консультирование.
| 1.
| Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:
« Карта интересов».
«Склонности и профессиональная направленность».
● «ДДО»
● Профессиональные склонности
● Профессиональный тип личности
● Мотивы выбора
● Анкета «Профессиональный интерес»
| В течение всего периода
| Социальный педагог
Учитель технологии
| 2.
| Консультирование родителей:
по вопросам профориентации и профессионального самоопределения
| В течение всего периода
| Классные руководители 9-11 классов, социальный педагог
| 3.
| Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов
| В течение всего периода
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог
| 4.
| Индивидуальные консультации для родителей
| В течение всего периода
| Заместитель директора по УВР, педагог-психолог
| 3.Профадаптация
| 1.
| Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.
| Ежегодно в
августе
| Классные руководители, заместитель директора по ВР
| 2.
| Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска».
| Ежегодно в мае, июне
| Социальный педагог
| 3.
| Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. в трудовых бригадах
| Май, июнь
| Классные руководители, зам.директора по АХЧ, социальный педагог
| 4.
| Вечер встречи выпускников
| Ежегодно в
феврале
| Классные руководители
| 5.
| Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 кл.
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР
| Мониторинг качества профориентационной работы
| 1.
| Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся
| Май
| Руководитель МО, заместитель директора по ВР
| 2.
| Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.
| 1 раз в четверть
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог
| 3.
| Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:
- психология выбора профессии
- использование игровых упражнений в
профориентационной работе
- трудовое воспитание как условие
эффективности профориентации
старшеклассников
- конфликты профессионального
самоопределения
| Ноябрь
Февраль
март
| Социальный педагог
| 4.
| Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению обучающихся
| ежеквартально
| заместитель директора по ВР
| Приложение к Модели
МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Шкала оценок: 5 - очень сильно повлияло
4 - сильно
3 - средне
2 - слабо
1 - ни как не повлияло.
№
| Утверждения
| оценка
| Тип мотивации
| 1
| Требует общения с разными людьми
|
| И
| 2
| Нравится родителям
|
| -
| 3
| Предполагает высокое чувство ответственности
|
| С
| 4
| Требует переезда в новое место жительства
|
| +
| 5
| Соответствует моим способностям
|
| И
| 6
| Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием
|
| -
| 7
| Дает возможность приносить пользу людям
|
| С
| 8
| Способствует умственному и физическому развитию
|
| И
| 9
| Является высокооплачиваемой
|
| +
| 10
| Позволяет работать близко от дома
|
| +
| 11
| Является престижной
|
| -
| 12
| Дает возможность для роста проф. Мастерства
|
| С
| 13
| Единственно возможная в сложившихся ситуациях
|
| -
| 14
| Позволяет реализовать способности к руководящей работе
|
| С
| 15
| Является привлекательной
|
| И
| 16
| Близка к любимому школьному предмету
|
| +
| 17
| Позволяет сразу получить хороший результат
|
| С
| 18
| Избрана моими друзьями
|
| -
| 19
| Позволяет использовать профессиональные умения вне работы
|
| +
| 20
| Дает большие возможности проявить творчество
|
| и
|
С= и= -= +=
Условные обозначения:
«С» - внутренние социально значимые мотивы.
«И» - внутренние индивидуально значимые мотивы.
«-« - внешние отрицательные мотивы.
«=» - внешние положительные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Интерпретация: При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.
Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.
К положительным мотивам относятся:
|