Утверждено


НазваниеУтверждено
страница1/6
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа № 15 рабочего посёлка Майский Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края


УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете школы № 2

от 12. 09. 2016 года

СОГЛАСОВАНО

на Управляющем совете школы № 1

от 08.09.2016 г

МОДЕЛЬ
профориентационной работы
МБУОО СОШ № 15
( 2016-2019гг.)

Выполнили:

Социальный педагог

Бабицкая Светлана Владимировна

Учитель технологии

Платонова Евгения Юрьевна

2016

Введение

Выбор профессии школьниками, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. По данным статистики в настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми формами и методами работы по профессиональному самоопределению. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности в школе, проведение разъяснительной работы с родителями.

Профессиональная реклама и агитация - оперативная и привлекательная для школьников форма, она дает свои положительные результаты. Однако этого бывает недостаточно для осуществления осознанного выбора. Экскурсии на предприятия случаются реже, т.к. трудно договориться о сотрудничестве, а если все же удается, не всегда встречи на предприятиях соответствуют ожиданиям, между тем встречи должны быть интересными для детей. Для этого руководителям предприятий необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов, а не случайных людей и подготовить их для такой работы с подростками. Время от времени возникает вопрос, нужна ли в школе работа по профессиональному самоопределению. Если согласиться с мнением, что профориентация нужна, возникает множество других вопросов. Первый - когда начинать эту работу? Одни считают, что в девятом классе подростки еще не готовы к осмыслению профориентационных проблем. Другие уверены, что работа по профессиональному самоопределению в 11-м классе бессмысленна, так как все школьники уже выбрали себе вуз и соответственно профессию. Мнение же психологов заключается в том, что в 5-9 классах школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире профессий. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс основной школы. Понимая это, педагоги школы проводят профориентационную работу даже в пришкольном лагере (посещение мастер-классов, игровая программа «Ярмарка профессий»), большое внимание уделяется трудоустройству подростков в течение учебного года и в летний период. Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи. В 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес, уже в 7-8 – надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии, в 9-х – важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию портфолио обучающихся.

По данным мониторинга, выпускники школы мотивированы на получение высшего профессионального образования, лишь 7 % готовы обучаться рабочим профессиям. Около 27% детей считают, что дальнейшая трудовая и жизненная карьера определяется родителями, это свидетельствует о неготовности подростков к взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений.

В последние годы развитие профессиональной ориентации шло в направлении углубления личностной (психологической) и расширения информационной составляющей. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.

В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация (приложение 1).

Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Сегодня необходимо организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней, среднего профессионального образования, и высшего образования, используя такие понятия, как «образование через всю жизнь», «ценностно-нравственные карьерные ориентации», «планирование карьеры», «система планирования карьеры».

Модель профессионального образования в МБУОО СОШ № 15 разработана в соответствии с моделью среднего общего образования Советско-Гаванского муниципального района.

В Модели профессионального образования МБУОО СОШ № 15 перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки обучающихся к профессиональному выбору. То есть, школа должна научить ребенка определяться в собственных интересах и возможностях, в ситуации на рынке труда, ориентироваться в мире профессий.

В МБУОО СОШ № 15 сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации учащихся и молодежи, однако в новых социально-экономических условиях, обусловленных внедрением новых информационных технологий во все сферы трудовой деятельности, инновационным развитием малого бизнеса, становлением новой сферы трудовой деятельности – ИТ-сферы и, как следствие, «экономикой знаний» – требуется модернизация сложившейся системы по следующим направлениям:

- разработка электронных контентов профориентационной направленности, в том числе и в ИТ-сфере;

- разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, требует разработки на государственном уровне новой редакции Концепции профессиональной ориентации учащихся и молодежи;

- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

- выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайтах учреждений образования.

Модель для учащихся МБУОО СОШ № 15 разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.

Модель определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся.

Модель представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

II. Цель и задачи
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

  5. Разработать механизмы содействия трудоустройству обучающихся и выпускников ОУ.

  6. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.


III Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.


Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.


Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

1.Информировать о мире профессий

2. Развивать коммуникативные умения

3. Формировать познавательный интерес

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

2.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

3.Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- трудовые поручения

- нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- Кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

1. Знакомить с правилами выбора профессии

2. Развивать коммуникативные умения

3. Определить интересы и склонности

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН


1.Встречи с интересными людьми (профессионалами)

2.Экскурсии

3.Ролевые игры

4.Конкурсы

5.Практическая, общественно-значимая работа
Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

    1. классы

1.Знакомить со структурой профессионального самоопределения

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии,

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся 10-11 классов

1.Готовить к выбору профессии и жизненной стратегии

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор» и т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)


IV. Механизм реализации модели

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог.
V. Нормативная правовая база профориентационной работы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Конституция Российской Федерации (основной закон) от 1993 года

Нормативно-правовые акты федерального уровня:

- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. №1186 от 31 октября 1996 года

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Доработана в мае-июне 2002 года

- Модель профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования Советско-Гаванского муниципального района

VI. Оценка эффективности реализации Модели

Исполнители Модели принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Модели, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных

условиях.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации профессиональной ориентации школьников в МБУОО СОШ № 15




пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы


1.

Разработка и утверждение Модели по профориентации учащихся.


сентябрь

Заместитель директора по ВР

2.

Создание банка данных об учебных заведениях города.


Сентябрь

Учитель технологии

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации модели профориентации учащихся.

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Социальный педагог

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»


Ноябрь

Руководитель МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,

«Профессии героев России»



В течение года

Библиотекарь

Учитель технологии

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы


  1. Профпросвещение

1.

Экскурсии на предприятия поселка, города

Сбербанк

Почта России

На строящиеся здания в р.п. Майский

На строительство ТЭЦ

Библиотека ДК

ГРЭС

ООО «Фарт»

В течение года

Классные руководители, учитель технологии

2.

Экскурсии в учебные заведения района, п. Ванино

Ежегодно по плану УО

Классные руководители 9-11 классов

3.

Ярмарка учебных мест

октябрь

Классные руководители 10-11 классов

Центр занятости населения

4.

Акция по благоустройству «Чистый двор», «Чистый поселок».

Ежегодно в сентябре, апреле

Организатор, Совет старшеклассников

5.

Участие в районных конкурсах «Мой выбор», «В мире профессий» и др.

Ежегодно

Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог

6.

Участие в районной выставке по декоративно-прикладному творчеству

Ежегодно

Учитель технологии, ИЗО,

7.

Конкурс семейных сочинений «Я – продолжаю профессию родителей

февраль

Учитель технологии

8.

Групповые консультации для родителей на темы: «Возрастные особенности учащихся». «Роль семьи в профилактике школьной и социальной дезадаптации»


Октябрь

Январь

Март

май

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Учитель технологии

9.

Выступление медицинских работников перед родителями с разъяснением соответствия состояния здоровья школьника и его профессионального выбора

На родительских собраниях, по плану школы

Медработник

10.

Групповые занятия:

«Я и моя будущая профессия»

«Новое поколение выбирает».

Декабрь

февраль

Классные руководители




  1. Реализация школьной Модели:




1.

Профориентация учащихся на уроках.

В течение года

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России»


В течение года

Заместитель директора по УВР, ВР, классные руководители

3.

Встреча 9-классников с работниками Центра занятости населения «О перспективных специальностях на будущие 5 лет. Прогноз. Перспектива»

Февраль

ИМЦ

4.

Районный конкурс стенных газет «Калейдоскоп профессий»; Профориентационная сессия»:

Февраль

Учитель технологии

Кл. рук

5.

Конкурс рекламных роликов «Все работы хороши»;

Ноябрь

Учитель технологии

Кл. рук

6.

Конкурс «Портфолио» (5,8,9 классы)

Май

Администрация

7.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»

  • « Куда пойти учиться»

  • «Структура трудовой деятельности»

  • Потребности труда города и др.




В течение года


Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, социальный педагог

8.

Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

  • Изучение склонностей и способностей ребенка.

  • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

  • О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

  • Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов.

В течение года


Классные руководители, социальный педагог

администрация



9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  • Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты

  • Субботники по уборке школьного двора


В течение всего периода



Классные руководители

10.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов.

В течение всего периода


Заместитель директора по ВР, социальный педагог

2.Диагностика и консультирование.


1.

Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:

  • « Карта интересов».

  • «Склонности и профессиональная направленность».

● «ДДО»

● Профессиональные склонности

● Профессиональный тип личности

● Мотивы выбора

● Анкета «Профессиональный интерес»


В течение всего периода


Социальный педагог

Учитель технологии

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации и профессионального самоопределения

В течение всего периода

Классные руководители 9-11 классов, социальный педагог

3.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

4.

Индивидуальные консультации для родителей

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора по ВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. в трудовых бригадах

Май, июнь

Классные руководители, зам.директора по АХЧ, социальный педагог

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

феврале

Классные руководители


5.

Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 кл.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Мониторинг качества профориентационной работы


1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

Май

Руководитель МО, заместитель директора по ВР

2.

Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.


1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

3.

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

эффективности профориентации

старшеклассников

- конфликты профессионального

самоопределения

Ноябрь

Февраль

март

Социальный педагог

4.

Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению обучающихся

ежеквартально

заместитель директора по ВР

Приложение к Модели

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»



Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Шкала оценок: 5 - очень сильно повлияло

4 - сильно

3 - средне

2 - слабо

1 - ни как не повлияло.



Утверждения

оценка

Тип мотивации

1

Требует общения с разными людьми




И

2

Нравится родителям




-

3

Предполагает высокое чувство ответственности




С

4

Требует переезда в новое место жительства




+

5

Соответствует моим способностям




И

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием




-

7

Дает возможность приносить пользу людям




С

8

Способствует умственному и физическому развитию




И

9

Является высокооплачиваемой




+

10

Позволяет работать близко от дома




+

11

Является престижной




-

12

Дает возможность для роста проф. Мастерства




С

13

Единственно возможная в сложившихся ситуациях




-

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе




С

15

Является привлекательной




И

16

Близка к любимому школьному предмету




+

17

Позволяет сразу получить хороший результат




С

18

Избрана моими друзьями




-

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы




+

20

Дает большие возможности проявить творчество




и


С= и= -= +=

Условные обозначения:

«С» - внутренние социально значимые мотивы.

«И» - внутренние индивидуально значимые мотивы.

«-« - внешние отрицательные мотивы.

«=» - внешние положительные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

Интерпретация:
При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 г. Сочи организована в 1936 году. Руководит...

Утверждено iconВ московском энергетическом институте (техническом университете)
Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства, РФ от 14. 02. 2008 г. №71), на основании Положения о курсовых экзаменах...

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено утверждено

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено

Утверждено icon«Утверждено»

Утверждено iconУтверждено

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск