Скачать 1.17 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей 88 г.Челябинска Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании МО Зам.директора по УР Директор лицея № 88 учителей общественно-нау ______/Л.В. Афанасьева/ _______/А.В. Лукин/ чных предметов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебный предмет Обществознание Класс 5 – 9 Разработчик Крапивина Ольга Михайловна Челябинск-2015 Содержание 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета 3) Описание места учебного предмета в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета 5) Содержание учебного предмета 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 8) Планируемые результаты изучения учебного предмета 9) Календарно-тематическое планирование по учебному предмету 10) Оценочные материалы. Нормативные документы для рабочих программ по учебным предметам основного общего образования (5-9 классы) по ФГОС на 2015/2016 учебный год. Изучение учебного предмета «Обществознание» осуществляется на основании следующих документов: 1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 2.Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»; 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»; 4. Методического письма Департамента государственной политики в области образования Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного плана». 5. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 09.07.2012 г. № 01-1796 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1 сентября 2012 года»; 6. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 20.08.2012г. № 24/6142 «О порядке введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1 сентября 2012 года»; 7. Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/4959 от 30.06.2014г. «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014/2015 учебном году»; 8. Инструктивно-методического письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. № 103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»; 9. Основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ЛИЦЕЙ 88 г.Челябинска; 11. Положения о программах учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) МБОУ ЛИЦЕЙ 88. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Это определило цели изучения обществознания в современной школе. Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. Для реализации поставленных целей составлена данная Рабочая программа. Рабочая программа способствует организации образовательного процесса и выполняет две основные функции:
Задачи рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы : Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013 г.). Рабочая программа ориентирована на использование предметной линии учебников «Обществознание» под редакцией академика РАО Л.Н.Боголюбова. Предметная линия учебников Л.Н.Боголюбова соответствует требованиям ФГОС, входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. . Сроки реализации программы: 2015-2020 гг. Общая характеристика учебного предмета Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Отбор учебного материала и последовательность его подачи обусловлены возрастными потребностями и познавательными возможностями учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики. – производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того программа предлагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве. Для успешного овладения учебным содержанием предмета предполагается использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик. Особого внимания уделяется использованию в учебном процессе компьютерных технологий. Однако при их использовании важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом учебном году обучения составляет 1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
|
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном... | России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)... | ||
Федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и... | Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) | ||
Там основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования... | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 41 | ||
Планирование составлено с использованием материалов фгос основного общего образования | Первомайского района Республики Крым составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам... | ||
Рабочая программа предназначена для 6 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального... | Рабочая программа на уровне основного общего (6-9 классы) образования разрабатывается на основе Федерального компонента Государственного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |