Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе
|
№
п\п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Предметное содержание
| Требования к уровню подготовленности учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Формирование библиографических умений
| Формируемые УУД
|
1
| О нашей родине
(5 ч)
| Стихотворения о Родине.
Ф. Савинов «Родина»
| 1
| Комбинированный
| Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой (введение понятия «рифма»). Определение авторского отношения.
| Знать:
– произведения о Родине.
Уметь:
– сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности;
– самостоятельно читать молча слова и текст;
– находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие;
– сравнивать разные по жанрам произведения;
– выполнять задания под рубрикой «Проверь себя»
| Текущий,
фронтальный, индивидуальный опросы, литературный диктант
| Понятие «рифма»
| Выучить наизусть стихотворение на выбор
| Самостоятельное чтение небольших произведений, умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие)
Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр
| Регулятивные: определение темы, постановка учебных задач, планирование, самооценка, самостоятельная организация рабочего места.
Познавательные: поиск информации в учебнике, анализ, сравнение.
Коммуникативные: построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, чтение вслух и про себя текстов учебников, участие в диалоге.
Личностные: принятие базовой ценности «родина», уважение к своей родине.
|
2
| Стихотворения о Родине.
И. Никитин «Русь» (отрывок)
| 1
| Комбинированный
| Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения.
|
| Задание в учебнике и тетради (выразительное чтение наизусть или по учебнику)
|
3
| Рассказы о Родине.
С. Романовский «Русь» (в сокращении)
| 1
| Комбинированный
| Чтение молча (про себя). Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя (понятие «диалог»).
| Понятие «диалог»
| Задания № 4, 5 в учебнике, № 3, 4 в тетради
|
4
| Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский «Слово о Русской земле»
| 1
| Слушание
| Слушание произведения (читает учитель). Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись.
| Понятия «летопись», «летописец»
| Подобрать книгу с произведениями о Родине, нарисовать рисунок по теме чтения
|
5
| Стихи русских поэтов. С. Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну...»
| 1
| Обобщающий
| Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине
|
| Задания в р. т.
|
|
6
| Народная мудрость (6 ч)
| Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Дополнительное чтение: народная хороводная песня «Я посею, я посею…»
| 1
| Вводный
| Работа со статьей «Обрати внимание» в учебнике, проверка читательской эрудиции – работа со схемой «Фольклор». Восприятие на слух текста песни (читает учитель), моделирование обложки, чтение вслух и молча, выразительное чтение.
Работа с русской хороводной песней «Я посею, я посею…»: слушание, чтение, определение ритма чтения, передача ритмического рисунка.
| Понимать отличие малых фольклорных форм.
Уметь:
– выделять признаки былины (былинного сказа);
– работать с произведением, выполнять задания в учебнике;
– выразительно читать (плавно, выделяя повторы)
| Фронтальный опросы, взаимопроверка, иллюстрирование, литературный диктант
| Понятие «фольклор»
| Выразительное чтение песни
|
|
7
| Загадки народные
| 1
| Комбинированный
| Чтение загадок, определение темы загадок, выделение ключевых слов для поиска отгадки.
| Текущий
| Понятие «загадка»
| На выбор:
-подобрать книгу с загадками;
-составить свои загадки.
|
|
|
8
| Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (в пересказе И. Карнауховой) (текст дан в учебнике)
| 1
| Слушание
| Беседа: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины.
| Индивидуальный
| Понятия «сказ», «былина», «былинный сказ»
| -подготовить рассказ о семье Ильи;
– задания в учебнике № 4, 5
|
|
|
9
| Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева). «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок)
| 1
| Чтение
| Чтение отрывка былины учителем; анализ былины в пересказе и отрывка – повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Сравнение былины в пересказе с отрывком из былины в обработке.
| Индивидуальный
| Понятия «герой», «былинный герой».
| Краткий пересказ былины по плану
|
|
|
10
| Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки.
| 1
| Обобщающий
| Выразительное чтение диалога (шутки). Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Чтение считалок. Объяснение смысла пословиц. Сравнение различных жанров фольклора.
|
| Фронтальный
| Понятия «шутка». «считалка», «потешка», «пословица»
| Выполнение заданий в тетради, с. 8,
№ 2, 3
|
|
|
11
| Обобщение по теме.
Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя».
| 1
| Обобщающий
| Презентация самостоятельно прочитанных книг – правильное называние, аргументация выбора книги, чтение одного из произведений или отрывка.
Проверка уровня обученности.
|
| Фронтальный, индивидуальный
| Составление рассказа о Родине (с использованием пословиц)
| По выбору:
– перечитать понравившиеся произведения;
– нарисовать иллюстрацию
|
| Чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе учебника.
Самоконтроль и самооценка
|
12
| О детях и для детей
(13 ч)
| Стихотворения о детях.
А. Барто «Катя».
Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена»
| 1
| Комбинированный
| Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи чтения (что хочешь показать), тона (осуждающий, поощряющий, восхищенный и т.д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный). Сравнение произведений о детях.
| Знать: наизусть два стихотворения;
пословицы
Уметь:
– выделить пословицы о труде в тексте;
– правильно называть произведение;
понимать главную мысль;
– находить части в тексте;
– сравнивать стихи, рассказы, сказки;
– определять жанр произведения;
– пересказывать по плану кратко и подробно;
– составлять схематический план
| Текущий опрос, работа
с детскими книгами; самостоятельная работа
| Практическое знакомство с литературоведческим понятием «юмор»
| Выразительное чтение стихотворения
| Самостоятельная работа с новым произведением – чтение, определение жанра и темы.
| Моделирование обложки. Сравнение произведений по жанру и теме.
Сравнение
|
13
| Произведения для детей. С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение. А. Рубинов «Ступенька»
| 1
| Слушание, обучающее чтение
| Слушание. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям.
Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам.
| Индивидуальный
| Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению
| Ответить на вопросы учебника.
Тетрадь, с. 12 (оставшиеся задания)
|
|
14
| Рассказы о детях. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»
| 1
| Обучающее чтение
| Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений С. Баруздина. Определение тем.
| Текущий
|
| Пересказ отрывка
| Поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок).
|
|
15
| Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка».
Дополнительное чтение (слушание): С. Михалков «Прогулка»
| 1
| Обучающее чтение
| Чтение молча (про себя). Работа с текстом: деление на части, составление плана. Целостное восприятие произведения – слушание произведения (читает учитель), выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. Моделирование обложки и сравнение ее с готовым образцом. Сравнение произведений Е. Пермяка и С. Михалкова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере.
|
| Индивидуальный
| Понятие «рассказ»
| По выбору:
выразительное чтение; пересказ
|
|
|
16
| Произведения о детях.
Н. Носов «Заплатка»
Дополнительное чтение: Н. Носов «На горке». П. Воронько «Мальчик Помогай»
| 1
| Слушание
| Слушание рассказа Н. Носова. Работа с текстом (задания в учебнике и в тетради). Определение главной мысли (что хотел сказать автор).
Самостоятельная работа с новым произведением (по желанию): первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий.
|
| Фронтальный
| Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»
| Рассказ о Бобке
|
|
|
17
| Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Дополнительное чтение: нанайская народная сказка «Айога»
| 1
| Комбинированный
| Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк.
Знакомство с понятием «скороговорка». Чтение скороговорок, выделение их особенностей. Упражнение в произношении скороговорок (работа в группе).
Слушание сказки.
|
| Индивидуальный
| Понятие «скороговорка».
| Выразительное чтение
|
| Выражение своего мнения о поступках героев. Работа в парах: чтение диалогов матери и Айоги, матери и соседской девочки.
|
18
| Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». Л. Толстой «Страшный зверь».
| 1
| Чтение. Беседа
| Работа с басней, ее структура и форма (стихотворная или прозаическая). Выразительное чтение басен. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И. А. Крылова и Л. Н. Толстого.
| Уметь:
– заучивать наизусть басни, стихотворения;
– подбирать пословицы по теме произведения;
– сравнивать произведения разных жанров;
– самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения;
– выполнять задания в рабочей тетради;
– отвечать на вопросы после прочитанного произведения
| Текущий
| «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен – поэтической и прозаической
| Выучить наизусть басню И. Крылова
|
| Сравнение, анализ
Ответы на вопросы и подтверждение ответов словами из текста.
Диалоговая форма общения.
Выражение собственной точки зрения.
|
19
|
| Литературное слушание. Рассказы о детях.
М. Зощенко «Самое главное» |