Программа деятельности музея образовательной организации Структура программы
I. Пояснительная записка
Историческая справка о музее.
Цель программы.
Задачи программы.
Основные направления работы (по годам: чем каждый год будет заниматься музей – общая тема, связанная с какими-то событиями, юбилеями).
Сроки реализации программы.
Формы работы по героико-патриотическому воспитанию.
Техническое обеспечение программы.
Дидактическое обеспечение программы.
Материальное обеспечение программы.
Ожидаемый результат выполнения программы и формы подведения итогов.
II. Содержание программы может быть представлено в виде таблицы:
-
№
| Мероприятия
| Сроки проведения (по годам)
| Ответственные
|
|
|
|
|
В таблице мероприятия формируются и расписываются по блокам:
Экспозиционная работа.
2. Экскурсионная работа.
3. Поисковая работа.
4. Фондовая работа.
5. Методическая работа.
6. Организационно-массовая работа.
7. Работа совета музея.
8. Подготовка актива музея.
Информационная работа.
Наполнение программы
Титульный лист оформляется следующим образом:
в верхней части – название учебного заведения, в котором расположен музей; в центре - "Программа деятельности музея "Отечество" на 2010 – 2013 гг. ";
ниже справа - "Утверждена на педагогическом совете МОУ Васильковская СОШ" протокол № 4 от 6.09.2010 г., директор МОУ "Васильковская СОШ";
внизу – п. Васильковский, 2010 г.
Пояснительная записка
Историческая справка о музее.
Описывается история создания музея, коротко его работа.
Цель программы, например:
- воспитание гражданской ответственности, патриотической сознательности, чувства верности своему Отечеству;
или
- формирование любви к малой родине, исторического сознания, гордости и достоинства у подрастающего поколения;
или
- формирование патриотизма, уважения к военной истории страны, готовности служить Отечеству, увековечение памяти Российских воинов и знаменательных событий военной истории России.
3. Задачи программы, например:
- приобщение школьников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- воспитание бережного отношения к историческому наследию края;
- изучение истории родного края через поисковую, исследовательскую, экскурсионную работу;
- пропаганда славного подвига солдат, защищавших свободу и независимость нашей страны;
- участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;
- обеспечение охраны и пропаганды памятников истории, культуры и природы родного края;
- организация шефской работы с ветеранами;
- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения и др.
Для этнографических музеев:
- воспитание гражданственности, национального самосознания;
- возрождение национальной духовности и самобытности;
- воспитание музейной культуры, как неотъемлемой части общей культуры;
- воспитание творческого отношения к окружающему миру;
- развитие мировоззрения, творчества с помощью музейных средств;
- изучение, освоение и возвращение в наш быт традиционной народной культуры, осознание учащимися тех принципов, на которых строится его фундамент и др.
4. Основные направления работы музея.
Каждый год должен быть посвящен определенной теме: столетие основания села, пятидесятилетний юбилей школы, 70-ая годовщина победы под Сталинградом и т.п.
Сроки реализации: 2010-2013 гг.
Формы работы по героико-патриотическому воспитанию (перечислить).
Техническое обеспечение.
Перечислить все, что есть в музее.
Дидактическое обеспечение.
Книги, карты, фотографии, плакаты, видеоматериалы, записи воспоминаний ветеранов, анкеты.
Материальное обеспечение.
Источниками средств могут служить школа, родители, администрация района, спонсоры.
Ожидаемый результат.
Что вы хотите иметь в музее к 2013 году, в чем хотите принять участие, какой охват экскурсантов планируете, какое задание муниципальных музеев предполагается, участие в операции "Обелиск" и т.д.
II Таблица
Экспозиционная работа.
- провести реэкспозицию (если необходимо, добавить новый материал: "Ветеран Сталинградской битвы Н.И. Сидоров", "Гончарное производство в селе Антиповка");
- подготовить передвижные выставки ("Выпускники-медалисты", "О людях, что ушли недолюбив", "Игрушки 50-х годов", "История самовара");
- оформить стенды ("Грудью на амбразуру");
- оформить книжки-раскладки для бесед с учащимися ("Войны интернационалисты", "Улицы родного города");
- оформить альбомы ("Выпускники разных - лет", "Любимые учителя") и др.
Экскурсионная работа:
- проводить экскурсии для учащихся школы, родителей, гостей по темам: … (старые экскурсии);
- проводить экскурсии для учащихся школы, родителей, гостей по темам: … (новые экскурсии).
Поисковая работа:
- походы и экспедиции по местам боев;
- по селам (сбор этнографического материала);
- по заповедникам (сбор материала к природоведческим экскурсиям);
- поисковая работа по заданию государственных и муниципальных музеев и др.
Фондовая работа:
- своевременно вести учет поступающих экспонатов;
- обеспечивать сохранность музейных фондов;
- подготовить материалы для экскурсии (см. п. 1.);
- оформить материалы папок "Гордость школы", "Войны гвардейцы 62-й армии", "Их имена увековечены на главной высоте России";
- систематизировать материал о… (боевом пути ветерана) и др.
Методическая работа:
- переработать тексты экскурсии (каждые 5 лет);
- подготовить контрольные тексты к экскурсиям...
- провести семинары (для классных руководителей, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, для руководителей музеев.);
- подготовить совместно с учителями открытые уроки на основе музейной экспозиции, фондов;
- выступить (на совещании, педсовете, методсовете, семинаре) и т.п.
Информационная работа:
- связь со СМИ, радио, телевидением (выступить, опубликовать) и т.п.
Организационно-массовая работа:
- подготовить и провести дни: учителя, матери, музея, школы, призывника, села, района, контрнаступления, победы…
- подготовить и провести праздники: Новый Год, Рождество, вручение паспорта…
- подготовить и провести встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми военной поры, учителями-ветеранами, выпускниками школы…
- подготовить выставку рисунков….
- конкурсы проектов (эмблемы школы, музея, класса, семьи, герба школы, флага семьи);
- заложить аллею выпускников;
- организовать акцию ("Обелиск", "Забота");
- провести конкурс на лучшее сочинение о войне;
- подготовить выставку книг о войне, истории края;
- инсценировать отрывки из художественных произведений и т.п.
Подготовка актива музея по программе, например, "Мы память грозную храним".
Пример заполнения таблицы
№
| Мероприятия
| Сроки проведения
(по годам)
| Ответственные
| Экспозиционная работа
| 1
| Провести реэкспозицию раздела «Гончарное производство в селе Антиповка»
|
|
| 2
| Подготовить передвижную выставку «Выпускники – медалисты»
|
|
| Экскурсионная работа
| 1
| Проводить экскурсии по экспозиции «Гончарное производство в селе Антиповка»
|
|
| 2
| Проводить экскурсии по передвижной выставке «Выпускники – медалисты»
|
|
| Поисковая работа
| 1
| Подобрать экспонаты для реэкспозиции «Гончарное производство в селе Антиповка»
|
|
| 2
| Подобрать экспонаты к передвижной выставке «Выпускники – медалисты»
|
|
| Фондовая работа
| 1
| Подготовить материалы для экскурсии «Гончарное производство в селе Антиповка»
|
|
| 2
| Подготовить материалы для передвижной выставки «Выпускники – медалисты»
|
|
| Методическая работа
| 1
| Переработать текст экскурсии «Гончарное производство в селе Антиповка»
|
|
| 2
| Подготовить текст экскурсии передвижной выставки «Выпускники – медалисты»
|
|
| Подготовка актива музея
| 1
| Подготовить экскурсоводов по выставке «Гончарное производство в селе Антиповка»
|
|
| 2
| Подготовить экскурсоводов по передвижной выставке «Выпускники – медалисты»
|
|
|
|
|
|
|
Разработано О.П. Марченко, методистом
2013 г. |