Скачать 4.4 Mb.
|
СодержаниеЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПояснительная записка Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Планируемые результаты освоения программы Раннее детство Дошкольное детство Учебный план Расписание образовательной деятельности Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Сетка самостоятельной образовательной деятельности в режимных моментах СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫРанний возраст. Детство от рождения до трех летИгра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Дошкольный возраст. Детство от трех до семи летИгра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Особенности образовательной деятельности разных видов Культурные практики Вариативная часть Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга Педагогическая диагностика в детском саду Мониторинг образовательного процесса в детском саду ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫМетодическое обеспечение программы «Детство». Ранний возраст. Детство от рождения до трех летОсобенности адаптации ребенка к условиям детского сада Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада Распорядок и режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет Распорядок и режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДОУКоррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста по преодолению общего недоразвития речи (ОНР)Содержание основных направлений деятельности педагога-психологаI раздел. Целевой. Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения муниципального детского сада комбинированного вида №9 «Золотой ключик» г. Жирновска осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом (от 26.07.2016 г. №399), лицензией на право осуществления образовательной деятельности №62 от 2 марта 2015 г. Нормативно - правовой основой определения содержания основной образовательной программы являются:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет собой совокупность образовательных областей, целей и задач совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей по основным направлениям развития и образования – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения муниципального детского сада комбинированного вида №9 «Золотой ключик». В основе организации образовательной деятельности лежит «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Т. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, ООО Издательство «Детство – пресс», 2014 г.), так как дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Цели и задачи Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа ориентирована на:
Принципы и подходы к реализации программы Основная общеобразовательная программа сформирована в соответствии и принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами. В основе лежат:
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Программа охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – с 2 до 3 лет (2 первые младшие группы), младший дошкольный возраст – с 3 до 4 лет (2 вторые младшие группы), средний дошкольный возраст – с 4 до 5 лет (1 группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 8 лет (2 старшие, подготовительная). Возрастные особенности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ранний возраст (с 2 до 3 лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становиться средством обращения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор и 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет) У детей четвертого года жизни, как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч - это показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего развития. У детей этой возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохранять равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать по лесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки в подвижных и спортивных играх. Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности (конструирование, изобразительна, литературно-художественная и др.), которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. К 3 годам дети овладевают азами сюжетной игры - условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен овладеть ролью - более сложным способом построения игры. У него формируется умение вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В играх с правилами начинают овладевать правилами одновременных или; поочередных действий. Очень важная сторона развития ребенка 4-го года жизни - речь. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Речь взрослого - это то, чему ребенок подражает, что становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста - развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком. В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности. Центральными задачами развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации. В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме того, существенное внимание уделяется освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению детей с простейшими формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности. Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельные объекты (несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям). Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства. Развитие коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей. Конкретное проявление способов общения - это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим радость и удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические и словесные виды давления (пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в общении и взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер ему не так существенно. Развитие эмоциональной регуляции - это возникновение у ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам. Развитие произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарными правилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки на правило при попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами. Освоение правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый. |
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста... | ||
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного... | ||
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного... | Принципы и подходы к формированию Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Характеристика особенностей... | ||
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного... | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |