Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома


Скачать 119.71 Kb.
НазваниеПсихологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома.

Писарева Е.А.

Данная статья посвящена работе психолога в детском доме; она освещает как основные, общепринятые направления работы психолога, так и экспериментальные исследования и проекты, проведенные нами за последние несколько лет.

Работа психолога в детском доме имеет определенную специфику, и первое, что ее определяет – это психологические особенности детей-сирот. В чем заключаются эти особенности?

Сироты – это дети с психотравмой, растущие в условиях общей депривации, когда потребности ребенка в родительской любви, в эмоциональном тепле, в разнообразных социальных контактах не удовлетворяются или удовлетворяются очень ограниченно. Разлука с родителями или то, что ребенок никогда даже не жил в семье с папой и мамой, - все это наносит ребенку травму, которая приводит к деформации личности ребенка.

Одной из наиболее характерных черт сирот является социальный инфантилизм. Ребенок, живущий на государственном обеспечении, привыкает, что все его материальные потребности удовлетворяются как по волшебству — всегда есть одежда, игрушки, организован досуг и вокруг есть взрослые, отстаивающие его интересы. У воспитанников детских домов со временем формируется внутренняя позиция «государственного ребенка», когда воспитанник считает, что государство и окружающие люди многое обязаны для него делать, что у него много прав, но почти нет обязанностей.

Так же отличительной особенностью детей сирот являются школьная дезадаптация, вызванная задержкой в развитии (или умственной отсталостью) и низкой учебной мотивацией.

Еще одна черта — это неумение самостоятельно планировать свою деятельность и сиюминутность поведения. Система воспитания в детских домах чаще всего построена по типу гиперопеки — воспитатель жестко, иногда пошагово контролирует деятельность детей, соблюдает режим и расписание. И это приводит к тому, что ребенок перекладывает функцию планирования и функцию контроля и ответственность на воспитателя, а сам этому не научается.

У воспитанников детских домов со временем формируется система защитных механизмов, свойственная сиротам – это внешняя и внутренняя агрессия и различные виды эскапизма. В основе этих защитных реакций лежит недоверие к миру, который не удовлетворил потребности ребенка в безопасности и защищенности. По этой же причине воспитанники детских домов не умеют устанавливать близкие и доверительные отношения. Они не особо доверяют друг другу и всячески проверяют работающих с ними взрослых, потому что довериться им страшно — в их жизненном опыте уже было много неприятного и травмирующего.

Многочисленные исследования показали: чем дольше ребенок живет в детском доме, тем серьезнее деформируется его психика, и деформации эти трудно поддаются коррекции. Работа с такими сложными детьми является непростой задачей для взрослых, поэтому нам кажется очевидным тот факт, что психологическая поддержка – важный ресурс, который необходимо задействовать для эффективной работы системы «Детский дом».

Ниже представлена структура работы психологической службы детского дома, на ней отражены схемы взаимодействия психолога с другими специалистами.

Работа психолога в детском доме включает в себя диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую и методическую работу. Это общие направления работы, которые отражены в планировании каждого педагога-психолога, работающего в детском образовательном учреждении, поэтому мы не будем останавливаться на них подробно, а осветим наши экспериментальные наработки.

В работе с дошкольниками мы проводим занятия на адаптацию детей к новому месту жительства, полную диагностику ВПФ и личностной сферы и по результатам этой диагностики начинаем коррекционно-развивающая работу, охватывающую все сферы развития ребенка. При этом мы используем как широко известные методики, так и разработанные нами.

В приложении мы поместили разработанную нами информативную и удобную в использовании карту наблюдения за дошкольником (см. приложение 1). Карта вкладывается в портфолио ребенка и позволяет воспитателю и другим специалистам отслеживать динамику развития а значит и эффективность нашей работы.

Чтобы работа была наиболее эффективной, мы придерживаемся принципа многосенсорного развития. Существующая система образования, в основном, рассчитана на визуалов, тогда как среди наших детей гораздо больше кинестетиков - детей, которым трудно долго сидеть неподвижно. Таким детям нужно обязательно давать возможность моторной разрядки (походить, нарисовать круг руками, сделать букву собственным телом) запоминание материала у них легче происходит во время движения.

Работая с ребенком, мы выявляем (см. Приложение 2) и стараемся использовать оптимальный для него способ усвоения информации. Разумеется, любой человек использует самые разные каналы восприятия: он может быть по своей природе визуалом, но это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать! Поэтому нами в данный момент разрабатываются методические материалы по работе с дошкольниками, основанные на особых методах психокоррекционой работы (НЛП), учитывающих принцип многосенсорного развития. Ведь чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения и воспитания.

Для повышения эффективности работы воспитателей нами было проведено крупное лонгитюдное исследование, направленное на изучение воспитательской системы. Нами был разработан опросник, выявляющий актуальный стиль воспитания наших сотрудников и образ идеального воспитателя, сложившийся у наших воспитанников. Описание и текст опросника, а так же основные результаты исследования представлены в сборнике «Эффективные технологии преодоления социального сиротства. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции», Москва, 2009 год.

Благодаря проведенному исследованию мы смогли оценить представления о воспитательном процессе у всех участников, выявить нюансы, характерные для данного, конкретного учреждения, взглянуть на ситуацию и с позиции взрослого, и с позиции ребенка. Полученные результаты многократно обсуждались и прорабатывались с воспитателями, и вторичная диагностика показала улучшение взаимопонимания между воспитателями и воспитанниками детского дома.

Например, в стрессовой ситуации реакция воспитателей сместилась от желания проконтролировать к более эмоциональной и эмпатийной, к желанию снизить тревожность и поддержать. Изменились представления о поощрении: если ребенок что-то сделал очень хорошо, то воспитатели стали меньше приводить в пример (т.к. дети не любят, когда их приводят в пример), но стали больше просто хвалить.

Т.е. мы можем смело говорить о том, что проведенное исследование помогло выявить нам слабые места в системе воспитания, а дальнейшая совместная работа всего коллектива помогла исправить ситуацию и повысить уровень воспитанности наших детей.

Для изучения уровня воспитанности нами была создана и утверждена в МПГУ собственная методика, т.к. уже существующие методики в силу специфики учреждения (разновозрастные дети, воспитатели вместо родителей, группа ровесников вместо семьи, постоянная жизнь в большом коллективе) нам не подходили.

Методика представляет собой опросник и выявляет уровень воспитанности по 8-ми основным разделам (критериям): I - отношение к окружающему миру; II - отношение к себе, III - отношение к труду, IV - отношение к учебе, V - отношение к людям, VI - ответственность перед коллективом,VII - социально-бытовые навыки,VIII - отношение к Родине.

Каждый из разделов включает в себя набор качеств (знаний, умений, навыков), которые необходимо оценить по 4-х бальной системе. Методика представлена в четырех разных вариантах для четырех возрастных групп: дошкольники, начальная школа, учащиеся 5-9 классов и учащиеся профессиональных колледжей.

Все 8 разделов присутствуют в опросниках для каждого возраста, но их наполнение различается: набор оцениваемых качеств увеличивается для каждой следующей возрастной группы. Таким образом, каждого воспитанника по данной методике оценивают как минимум три специалиста, и высчитывается средняя оценка. Также мы считаем, что подростки (с пятого класса и старше) в состоянии оценить себя самостоятельно, поэтому им предлагается заполнить опросник про самих себя. Разработанная нами методика исключительно информативна, дает на выходе много данных, и воспитателям есть на что опереться, простраивая свою работу.
Для того, чтобы наши воспитатели могли простраивать свою деятельность не только как практики, но и как компетентные исследователи, нами также проводилась соответствующая работа. Мы дважды проводили диагностику выявляющую уровень знаний в области экспериментальной и научно-исследовательской деятельности среди наших специалистов, и вторичная диагностика показала, что процент правильных ответов значительно увеличился. Благодаря постоянному участию в экспериментальной деятельности, и благодаря проводившимся у нас курсам повышения квалификации, у наших специалистов значительно вырос уровень научно-исследовательской компетентности.

В рамках еще одной экспериментальной площадки нами было проведено масштабное исследование уровня развития коммуникативной культуры у наших воспитанников. Описание пакета подобранных диагностических методик и основных результатов представлено в сборнике «Основы нравственно-эстетической и коммуникативной культур в содержании дополнительного образования и воспитания детей», Москва, 2011.

В частности, первичная диагностика показала, что наши воспитанники не умеют устанавливать близкие дружеские отношения, не очень хорошо представляют себе, что такое дружба; почти половина детей, говоря о настоящем друге, представляет себе воображаемого друга (imaginary friend).

Тщательно проанализировав выявленные проблемы, мы составили список обязательных тем, которые воспитатели, учителя и другие специалисты детского дома прорабатывали на своих занятиях с детьми в рамках формирующего этапа эксперимента. Данная работа позволила скорректировать и устранить пробелы в развитии личностной и коммуникативной сфер воспитанников.

В нашей статье мы кратко описали некоторые из наших экспериментальных наработок. В целом, работа психолога в детском доме разнообразна и всегда оставляет место творчеству.
Приложение 1

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВОСПИТАННИКОМ

Фамилия, Имя__________________________________________________возраст______________




характеристика

баллы

характеристика

3

2

1

0

1

2

3





ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК

1

Преобладающий эмоциональный фон

позитивный






















Преобладающий эмоциональный фон

негативный

2

Внешне спокойный






















Возбужденный

3

Внутренне спокойный






















Тревожный

4

Дружелюбный






















Недружелюбный

5

Неконфликтный






















Агрессивный


УЧЕБНЫЙ БЛОК

6

Проявляет интерес к заданиям






















Не проявляет интереса или протестует

7

Работоспособность (усидчивость) высокая






















Быстро устает

(неусидчивый)

8

Критичен к своей работе






















Некритичен, не в состоянии самостоятельно оценить свой результат

9

Адекватно принимает помощь






















Неадекватно

( просит, чтобы все сделали за него или не отказывается от помощи)

10

Адекватная реакция на неудачу






















Неадекватная (потеря интереса к заданию, слезы или агрессивный отказ от дальнейшего выполнения)


ИГРОВОЙ БЛОК

11

Умеет играть с другими детьми






















Не умеет играть вместе с кем-то

12

Соблюдает правила игры






















Забывает правила, нарушает их

13

Сюжетно-ролевая игра развита хорошо






















Манипулятивная, хаотичная игра

Заполнил воспитатель _________ группы____________________________дата____________
Приложение 2.

Карта определения ведущей модальности

Ф.И.

Дата рождения



В разговоре ребенок чаще использует слова:

  • смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный и др.

  • хватать, чувствовать, придерживаться, трогать и др.

  • слушать, ритм, звуки, такие слова и др.


Основные движения ребенка сосредоточены:

  • вокруг глаз (мигание, прищуривание, нахмуренные брови и т.д.);

  • от шеи и ниже;

  • вокруг рта и ушей.


Характеристики голоса:

  • высокий;

  • низкий;

  • хорошо имитирует тон и высоту голоса.


При разговоре:

  • подбородок поднимается вверх;

  • подбородок опускается вниз.


Показатели какого из столбцов наиболее полно характеризуют ребенка? Отметьте все проявления, характерные для ребенка.

наблюдателен

при общении стоит близко, касаясь людей

разговаривает сам с собой

ориентирован на внешний вид

много движений

говорит ритмично

с трудом запоминает словесные инструкции

раннее физическое развитие

легко отвлекается на шум

запоминает образами

высокая координация движений

предпочитает счет и письмо

меньше отвлекается на шум

обучается, делая

обучается, слушая

легко и успешно обучается чтению

при чтении водит пальцем по строчке

разговорчив

хорошо помнит то, что видел

помнит общее впечатление

легко читает новые слова

имеет живую образную фантазию

имеет сильную интуицию

любит обсуждения




слаб в воспроизведении деталей

легко повторяет услышанное




использует сильные слова и движения, много жестикулирует

шевелит губами, проговаривая слова про себя или при чтении






Похожие:

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconАдминистративныйрегламен т управления Алтайского края по образованию...
Наименование государственной услуги: Консультативно-диагностическая и коррекционная деятельность с предоставлением заключения

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconПояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит...
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Родители...

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconОтчет о деятельности Отдела опеки, попечительства и профилактики
Из данного количества 249 детей воспитываются в замещающих семьях, 26 детей являлись воспитанниками Чистопольского детского дома

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconСборник положений
В настоящий сборник вошли положения массовых республиканских мероприятий с педагогами, обучающимися и воспитанниками образовательных...

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconМетодические рекомендации содержат теоретические и методологические...
Моу дод «Ишеевского Дома детского творчества». Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы...

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconПроект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство»
Доу; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа...

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconРайонная диагностическая работа по химии для учащихся 9-х классов
В атоме алюминия распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел: а 3,8,2 б 2,8,3 в 8,2,3 г 3,2,8

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconДля школы, школы-интерната, детского дома, детского сада, яслей-сада

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconГапоу рб «Туймазинский медицинский колледж» пропедевтика и диагностика...
Рабочая тетрадь к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело» по пм. 01. Диагностическая...

Психологическая диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками и педагогами детского дома iconВопросы к дифференцированному зачету по учебной практике «общий уход...
Организация работы лечебных учреждений для взрослого и детского населения. Типы лечебных учреждений. Особенности работы лечебных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск