Скачать 0.51 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
Рабочая программа по химии для 11а,б классов на 2013-2014 учебный год
г. Нижневартовск, 2013 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса химии 11 класса, разработанная на основе Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый, профильный уровень. Допущена министерством образования и науки РФ М.: Дрофа, 2006.- с.16. Составитель Габриелян, О.С. и государственного образовательного стандарта
Исходные документы для составления рабочей программы:
Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей: 1. Привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний; 2. Создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей: 3. Обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования; 4. Способствовать формированию у обучающихся предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии; Задачи: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Ведущими идеями предлагаемого курса являются: • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь; • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов; • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции; • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 а,б классов и специфики классных коллективов. Между обучающимися во всех классах достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть незначительная группа детей, отличающаяся низкой учебной мотивацией, медленным темпом деятельности, недобросовестностью при выполнении практической части классных и домашних предметных заданий. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Понимают объяснение, запоминают материал учащиеся со средними учебными возможностями, но делать выводы, обобщения не могут, поэтому отличаются меньшей самостоятельностью в выполнении всех видов работ. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки. Учащимся следует задавать дополнительные вопросы для уточнения. Необходима помощь как активизирующая, так и организационная. Группа учащихся с хорошими учебными возможностями проявляет активность и самостоятельность в выполнении многих видов учебных заданий и требует также индивидуального подхода и подбора дополнительного материала.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, это определяется ролью науки химии в познании законов природы, в формировании научной картины мира, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества. Велика роль учебного предмета химии в воспитании общей культуры, научного мировоззрения, нравственности, воли и других черт личности, а также в формировании химической и экологической культуры. Это подчёркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Содержание программы имеет выраженную гуманистическую и химико- экологическую направленность и ориентацию на развивающее обучение. В нём отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира. Оно представлено тремя взаимосвязанными блоками знаний: о веществе, о химической реакции и о прикладной химии (химической технологии и применении веществ). Эти блоки знаний определяются задачей химической науки – получением веществ и материалов с заданными свойствами. Все другие виды знаний и способов деятельности включаются в эти блоки и концентрируются в их понятиях. Такая структура организации знаний способствует их системному усвоению и активному применению. Построение курса химии основной школы с гуманистической, развивающей и химико-экологической направленностью осуществлялось с учётом логики науки, реализации принципов дидактики и психологии усвоения знаний и развития личности обучаемых, современных концепций общего и химического образования. Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Курс, который близок, понятен и доступен, интересен сотням тысяч российских старшеклассников. Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии. Первая – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11-м классе – химия общая. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10-12 часов) знакомством с органическими веществами. Но ведь 10-12 часов при постоянном цейтноте учебного времени, который наблюдается в обучении химии – это более, чем 1,5 месяца учебного времени. Необходимо использовать это время с максимальной отдачей: заставить «работать» те небольшие сведения по органической химии, которые учащиеся получили в 9-ом классе. Если же изучать органическую химию через год, в 11-м классе, это будут невозможно – у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний. Кроме того, изучение в 11-м классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии. Наконец, подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11-ом, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание. Вторая – это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, т.к. химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами. Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе была реализована и еще одна – интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствовать идеям гуманизации в обучении. Курс рассчитан на два года обучения по 1 ч в неделю Примерное распределение часов, предусматривающее последний вариант изучения химии в 10 и 11 классе, указано в знаменателе времени, регламентирующего изучение учебной темы. Курс четко делится на две части: органическую химию (35ч) и общую химию. (34 ч). Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических веществ согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических веществ при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет использования свойств в практическом применении. В основу конструирования курса положена идея природных источников органических соединений и их взаимопревращений, т.е. идея генетической связи между классами органических соединений. Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под 1 ч в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и аналогию.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, в том числе для проведения контрольных — 2 часа, практических работ — 2 часа. Изучение химии на базовом уровне среднего ( полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: -освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; -овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; -развития познавательных интересов интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; -воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; -применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия 11 кл. – М.: Дрофа, 2008. Учебник соответствует региональному (федеральному) компоненту государственного стандарта основного общего образования по химии (2004), рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с задачником: Кузнецова Н.Е. Химия 9 кл. – М.: Вентана‐Граф, 2009. Задачник включает в себя как типовые расчётные задачи, так и нестандартные задачи повышенной сложности; задания и упражнения, развивающие учебные умения, творческие и аналитические способности учащихся. Задачи сгруппированы по темам.Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящён теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создаёт прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются на атомно- молекулярном уровне. Второй раздел посвящён изучению электронной теории и рассмотрению на её основе периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ, а также сущности химических реакций. Результаты освоения учебного предмета. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функциональногоанализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ. В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные стандартом, определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
|
Современная химия является одной из естественных наук и представляет собой систему отдельных научных дисциплин: общей и неорганической... | Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта... | ||
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа курса английского языка «Enjoy English» для 2-11 классов | Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных... | ||
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В | Рабочая программа курса «Английский язык» для 2 Х общеобразовательных классов на 2016 -2017 учебный год составлена на основе | ||
Тематическое планирование уроков химии в 11 классе, базовый уровень, 68 часов (2 часа в неделю), 2013-2014 уч год | И 85 Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тверь: Твер... | ||
Целью программы является эффективная подготовка выпускников к егэ по обязательным предметам: русскому языку и математике, а так же... | К класса с задержкой психического развития на 2013 2014 учебный год по предмету «Немецкий язык» на 2013-2014 учебный год |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |