Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска


Скачать 326.28 Kb.
НазваниеМаоу «Гимназия №2» г. Соликамска
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Портфолио как способ прогнозирования и оценивания профессионального развития педагога

Ретунская Жанна Сергеевна,

заместитель директора

по научно-методической работе

МАОУ «Гимназия №2» г. Соликамска
Новые условия аттестации регламентируют каждому учителю вести электронное портфолио на сайте http://portfolio-edu.ru. Многие педагоги испытывают различного рода затруднения при заполнении портфолио из-за низкого уровня аналитической культуры, отсутствия навыков работы с интернет-ресурсами, дефицита времени, боязни перед новыми технологиями. Не секрет, что отрицательную экспертную оценку материалов портфолио получают до 10% педагогов Пермского края, аттестующихся на первую и высшую категории. Причина неуспешности педагога, как нам кажется, заключается еще и в отсутствии методической поддержки со стороны администрации школы, в отсутствии системной работы педколлектива с технологией портфолио.

Именно системная работа и отношение к портфолио как к технологии отличает педагогический коллектив МАОУ «Гимназия №2» г. Соликамска. Аттестация по результатам портфолио – это, конечно же, не самоцель ведения портфолио, а лишь одна из целей. К аттестации педагог гимназии, как правило, выходит с готовым отработанным в течение длительного времени портфолио, а не готовит его за две недели до аттестации.

Главная идея работы с портфолио, по нашему мнению, заключается в его способности демонстрировать профессиональный портрет учителя, отражающий результаты методической и инновационной деятельности, коллективной и индивидуальной работы с обучающимися, умение взаимодействовать с родителями и социумом, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования. По нашему мнению, портфолио учителя выполняет следующие функции:

  • диагностическую,

  • целеполагающую,

  • мотивационную,

  • содержательную,

  • развивающую,

  • рейтинговую

Следовательно, портфолио, с одной стороны, является способом оценивания профессионального развития педагога, с другой, еще более важной, - способом прогнозирования этапов его профессионального роста. К такому пониманию сущности технологии портфолио мы пришли три года назад, когда только еще начинали ее освоение. Сегодня можно говорить действительно о системе работы педколлектива гимназии с портфолио как с технологией, обеспечивающей успешность педагога в его профессиональном развитии.

Безусловно, работа с портфолио, как и любой новый вид деятельности, требовала (и требует сейчас для новых педагогов) ее освоения и регламентации. Научно-методическим советом гимназии разработано Положение о ведении электронного портфолио (приложение 1), где определены обязанности учителя по ведению портфолио и обязанности руководителей по оказанию методической поддержки учителю. Прокомментируем некоторые их них.

- Электронное портфолио формируется самим педагогом.

- Электронное портфолио пополняется систематически, по итогам каждой четверти.

- Отсутствие электронного портфолио или несистематическое его пополнение является нарушением исполнительской дисциплины.

- По необходимости и с согласия педагога руководители структурных подразделений, руководители предметных кафедр и МО оказывают методическое сопровождение педагогу по ведению портфолио.

- Контроль ведения электронного портфолио педагогическими работниками гимназии осуществляет заместитель директора по НМР по итогам каждого полугодия, по необходимости чаще.

- За качественное и систематическое пополнение портфолио педагогические работники могут быть поощрены из фонда стимулирования заработной платы в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников.

Постоянное пополнение портфолио (по итогам каждой четверти) позволяет педагогу представлять результаты своего труда в полном объеме, ничего не упуская из внимания, отслеживать стабильность результата, ведь именно в стабильности заключается ценность педагогического труда.

С целью диагностики профессионального роста педагогов и выстраивания их личностной траектории развития по итогам полугодия и года (по необходимости и чаще) с портфолио каждого педагога работает заместитель директора по НМР. Анализ портфолио в этом случае происходит в присутствии педагога и является частью его отчета по методической работе за полугодие, год. Кроме электронного портфолио педагог сдает отчет в электронном (затем – в бумажном) варианте по форме, во многом совпадающей с разделами портфолио (приложение 2). Отчеты на бумажных носителях размещаются в папке-накопителе и хранятся в течение 5 лет. Заместитель директора по НМР и педагог совместно определяют проблемные направления в работе, перспективы участия педагога в профессиональных конкурсах, семинарах, проектной и экспериментальной деятельности и пр. Мониторинг электронного портфолио по итогам года предполагает заполнение Карты профессиональной активности учителя на следующий учебный год (приложение 3). С одной стороны, заместитель директора по НМР (а в первую очередь, сам педагог) видит полную картину профессиональной деятельности проверяемого, появляется возможность систематизировать деятельность педагога, оценить сильные и слабые стороны работы учителя, подчеркнуть наиболее значимые его результаты. С другой стороны, мониторинг электронного портфолио педагога со стороны руководителей образовательного учреждения не сводится к формальной проверке степени его заполненности, а является инструментом прогнозирования результата деятельности педагога, помогает учителю видеть перспективы своего профессионального роста, ставить определенные цели и намечать пути их достижения. В этом проявляется целеполагающая и развивающая функции портфолио.

Для того чтобы работа с портфолио не вызывала отторжения со стороны учителя, приобрела определенную систему, необходимо предрасположить педагога к работе с портфолио, создать ситуацию успешности и удовлетворенности. С этой целью необходимо организовать обучение педагогов работе с технологией портфолио, постоянно предупреждать возможные затруднения, информировать об изменении требований к ведению портфолио. Так, не менее одного раза в год для всего педагогического коллектива проводятся обучающие семинары и практикумы по работе с портфолио. В июне для группы педагогов, аттестующихся в следующем учебном году, проводятся дополнительные консультации. Кроме того, в индивидуальном режиме ведется работа с вновь пришедшими педагогами, с педагогами, готовящимися к аттестации, с педагогами, испытывающими какие-либо затруднения. Темы семинаров и групповых консультаций разнообразные: содержание разделов портфолио, технические возможности портфолио, требования к подтверждающим документам. Безусловно, на обучающих мероприятиях и при работе с портфолио формируется аналитическая и информационная культура педагога.

Портфолио должно быть не просто копилкой грамот учителя, воплощением успеха, оно должно отражать профессиональные стремления, исследовательский опыт, уровень инноваций, профессиональные пробы в том или ином направлении. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об ищущей натуре педагога. Здесь мы говорим о содержательной функции портфолио. Педагогам рекомендуется представлять в качестве результатов своего труда различного рода аналитические материалы. Например, педагог, работающий с технологией модульного и блочно-модульного обучения, может в качестве подтверждающих документов представить Программу блочно-модульного обучения по историко-литературному краеведению для детей 14 - 16 лет и анализ реализации данной программы за определенный период. В качестве подтверждения использования исследовательского метода обучения, можно представить работы учащихся, подборки заданий исследовательского характера, конспекты уроков на основе исследовательского метода. Раздел «Работа с родителями» часто пополняется нашими педагогами именно аналитическими материалами: анализ работы классного родительского актива за год, анализ карты родительской активности, анализ классного родительского собрания и пр. Информационная и ИКТ-компетентность педагога проявляется в такой форме подтверждающих материалов, как видеосюжет, слайд-шоу, голосовые материалы (интервью об учителе), видеокопии телевизионных репортажей и т.д. Формированию таких навыков, конечно, посвящены отдельные групповые консультации и практикумы под руководством специалистов.

Говоря о качестве подтверждающих документов и формировании профессиональной культуры педагогов, стоит упомянуть о требованиях к содержанию прикрепленных файлов. Так, если учитель в качестве подтверждающего документа предлагает конспект урока, то обязательно в сканированном виде перед конспектом или после него размещается отзыв об уроке со стороны коллег. Или наоборот, отзыв дополняется конспектом. Сканированная копия приказа директора о тарификации педагога как руководителя факультативного курса обязательно подтверждается программой курса или самоанализом педагога о реализации программы этого курса. Сертификат участника научно-практической конференции подтверждается текстом выступления или публикации. Часто в портфолио педагога можно видеть справки директора ОУ о деятельности учителя. В гимназии установлен такой порядок, что все справки для размещения в портфолио педагогов носят аналитический характер. Например, справка о качестве обученности детей показывает динамику качества за три года по параллелям, в ней анализируются пути и способы достижения результатов. Справка об участии педагога в деятельности методического формирования, в проектной деятельности обязательно говорит о конкретной роли педагога, его вкладе в общее дело, о результатах его труда, о методическом или интеллектуальном продукте, созданном педагогом. Такой формат документов требует временных затрат, но позволяет наглядно представить деятельность педагога, оценить его как профессионала.

В качестве приложения к Положению о ведении портфолио научно-методическим советом гимназии разработаны Рекомендации по ведению портфолио (приложение 4) и Образец заполнения портфолио. Они ценны уже тем, что содержат перечень возможных подтверждающих документов по каждому разделу портфолио, дают образцы некоторых формулировок при заполнении портфолио. Конечно, работа педагогов с данными рекомендациями тоже начиналась с обучающего семинара. Хочется отметить, что уровень самостоятельности по работе с портфолио после введения данных рекомендаций заметно повысился.

Еще один аспект работы с портфолио в гимназии - организация особого рода портфолио-конференции или площадки успешности. На таком мероприятии учителя, профессиональная деятельность которых представляет значимость для коллег, демонстрирует содержание своего портфолио. Портфолио в этом случае становится способом презентации индивидуальных профессиональных результатов педагога и обучающим инструментом для начинающих педагогов и тех, чьё портфолио не в полной мере соответствует требованиям. В ходе портфолио-конференции учителя получают возможность отметить наиболее интересные и перспективные направления в работе коллег, с учетом этого определяются приоритетные направления методической работы на следующий период, формируется состав творческих и проблемных групп, корректируется содержание их работы.

Хочется отметить и тот факт, что по итогам каждого квартала педагог может быть поощрен из фонда стимулирования заработной платы за качественное и систематическое пополнение портфолио (до двух баллов при условной «стоимости» балла примерно 350 – 380 рублей). В оценочном листе педагог указывает номера пополненных им разделов и подразделов. Достоверность сведений подтверждает заместитель директора по НМР.

Как результат организованного методического сопровождения педагогов в работе с технологией портфолио можно считать наличие портфолио у 100 % педагогов гиназии, систематическое пополнение (по итогам каждой четверти) – у 89,6 %. В период аттестации педагогов на первую и высшую категории по результатам портфолио гимназия не имела ни одного отрицательного экспертного заключения, многим педагогам рекомендовано транслировать свой опыт по ведению портфолио. Все педагоги, участвовавшие в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2013», первым этапом которого был смотр электронного портфолио, были рекомендованы для участия в очном этапе. Но самое главное, как отмечают педагоги, большая часть коллектива научилась планировать свой профессиональный рост, анализировать результаты деятельности.

Использование технологии портфолио помогает методической службе гимназии целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования.

Приложение 1.
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании НМС Директор МАОУ «Гимназия №2»

Протокол №___ «___»____2012г. _________________Р.П. Иванова

Председатель НМС «____»____________2012 г.

Ж.С. Ретунская /_____________
ПОЛОЖЕНИЕ

о ведении электронного портфолио педагогическими работниками

МАОУ «Гимназия №2»
I. Общие положения

1. Электронное портфолио педагогического работника -  собрание (портфель) документации в электронном варианте, подтверждающей личные профессиональные достижения педагогического работника в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования. Портфолио позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт. 

2. Основными задачами ведения электронного портфолио педагогическим работником являются:

  1. Рефлексивная оценка результатов собственной педагогической деятельности.

  2. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта.

  3. Выявление уровня профессионализма педагогического работника (в качестве основания для аттестации на установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

  4. Справедливая и объективная оценка деятельности педагогического работника всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями);

  5. Определение направлений и путей профессионального роста и развития педагога;

    1. Общественное признание достижений педагога.

3. Принципы портфолио:

- прозрачность и открытость,

- обязательность формирования.
II. Структура и содержание электронного портфолио.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге, включающие в себя личную информацию, контактную информацию, место работы, сведения об образовании, квалификационной категории.

Раздел 2. Участие в методической работе и распространении педагогического опыта

2.1 Руководство методическим объединением

2.2 Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами и др.

2.3 Перечень проведенных открытых уроков, занятий, мероприятий

2.4 Проведенные семинары

2.5 Выступления на конференциях

2.6 Результаты участия в профессиональных конкурсах (профессионального мастерства, методических, дидактических и т.п.)

2.7 Публикации

2.8 Организация предметно-развивающей среды (для работников ДОУ, СКОУ)

2.9 Другое

Начало формы




В данном разделе педагогический работник размещает сканированные сертификаты, дипломы, заверенные справки, подтверждающие его руководство методическим объединением, руководство проблемными группами, временными творческими коллективами и др., проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия; выступления на конференциях различного уровня; результаты участия в профессиональных конкурсах (профессионального мастерства, методических, дидактических и т.п.) различного уровня.

Допускается размещение планов работы МО, ВТГ, ПГ; размещение тезисов публикаций, программ с конференций с его участием; ссылки на интернет-ресурсы, на которых размещены материалы педагога; отзывов участников открытых мероприятий для педагогов.

  1   2   3

Похожие:

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconПравила внутреннего трудового распорядка
Маоу «Гимназия №76» (далее – Правила) разработаны и утверждены в соответствии со статьей 189 Трудового Кодекса РФ (далее – тк рф)...

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconО проведении периодических медицинских осмотров
Муниципального автономного общеобразовательного учреждение гимназии №55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска (маоу гимназия №55 им. Е....

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconПояснительная записка рабочая программа по немецкому языку направлена...
Рабочая программа по немецкому языку направлена на достижение планируемых результатов фгос, разработана для обучения учащихся 7-9...

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconМаоу «Гимназия №34» Л. П. Токмакова Протокол №8 от 30. 05. 2015 г. Приказ №448 от 14. 08. 15
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconТ. В. Покачалова протокол №6 от 17. 04. 2013г
Мбноу «Гимназия №17» (далее Гимназия) в качестве приложения №2 к положению об оплате труда работников муниципального бюджетного нетипового...

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconПлан работы маоу гимназия №83 города Тюмени на 2013-2014 учебный год Оглавление
Тематика заседаний методического объединения педагогов естественно-научного цикла

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска icon21 города Тюмени
Маоу гимназия №21 города Тюмени, работающей по ос «Школа 2100», в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №2»
Программа развития моу «Гимназия №2» г. Саратова «Гимназия XXI века: развитие, наука, творчество, успешность» на 2017-2021 годы

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconПринято
Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29. 12. 12г., Уставом маоу «Гимназия №1» п 23 от 28. октября 2013 года (с изменениями...

Маоу «Гимназия №2» г. Соликамска iconРассмотрено на заседании педсовета
Правила внутреннего распорядка для обучающихся моу «Гимназия №21» (далее Правила) разработаны на основе Закона РФ №273-фз «Об образовании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск