Скачать 326.28 Kb.
|
Портфолио как способ прогнозирования и оценивания профессионального развития педагога Ретунская Жанна Сергеевна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Гимназия №2» г. Соликамска Новые условия аттестации регламентируют каждому учителю вести электронное портфолио на сайте http://portfolio-edu.ru. Многие педагоги испытывают различного рода затруднения при заполнении портфолио из-за низкого уровня аналитической культуры, отсутствия навыков работы с интернет-ресурсами, дефицита времени, боязни перед новыми технологиями. Не секрет, что отрицательную экспертную оценку материалов портфолио получают до 10% педагогов Пермского края, аттестующихся на первую и высшую категории. Причина неуспешности педагога, как нам кажется, заключается еще и в отсутствии методической поддержки со стороны администрации школы, в отсутствии системной работы педколлектива с технологией портфолио. Именно системная работа и отношение к портфолио как к технологии отличает педагогический коллектив МАОУ «Гимназия №2» г. Соликамска. Аттестация по результатам портфолио – это, конечно же, не самоцель ведения портфолио, а лишь одна из целей. К аттестации педагог гимназии, как правило, выходит с готовым отработанным в течение длительного времени портфолио, а не готовит его за две недели до аттестации. Главная идея работы с портфолио, по нашему мнению, заключается в его способности демонстрировать профессиональный портрет учителя, отражающий результаты методической и инновационной деятельности, коллективной и индивидуальной работы с обучающимися, умение взаимодействовать с родителями и социумом, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования. По нашему мнению, портфолио учителя выполняет следующие функции:
Следовательно, портфолио, с одной стороны, является способом оценивания профессионального развития педагога, с другой, еще более важной, - способом прогнозирования этапов его профессионального роста. К такому пониманию сущности технологии портфолио мы пришли три года назад, когда только еще начинали ее освоение. Сегодня можно говорить действительно о системе работы педколлектива гимназии с портфолио как с технологией, обеспечивающей успешность педагога в его профессиональном развитии. Безусловно, работа с портфолио, как и любой новый вид деятельности, требовала (и требует сейчас для новых педагогов) ее освоения и регламентации. Научно-методическим советом гимназии разработано Положение о ведении электронного портфолио (приложение 1), где определены обязанности учителя по ведению портфолио и обязанности руководителей по оказанию методической поддержки учителю. Прокомментируем некоторые их них. - Электронное портфолио формируется самим педагогом. - Электронное портфолио пополняется систематически, по итогам каждой четверти. - Отсутствие электронного портфолио или несистематическое его пополнение является нарушением исполнительской дисциплины. - По необходимости и с согласия педагога руководители структурных подразделений, руководители предметных кафедр и МО оказывают методическое сопровождение педагогу по ведению портфолио. - Контроль ведения электронного портфолио педагогическими работниками гимназии осуществляет заместитель директора по НМР по итогам каждого полугодия, по необходимости чаще. - За качественное и систематическое пополнение портфолио педагогические работники могут быть поощрены из фонда стимулирования заработной платы в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников. Постоянное пополнение портфолио (по итогам каждой четверти) позволяет педагогу представлять результаты своего труда в полном объеме, ничего не упуская из внимания, отслеживать стабильность результата, ведь именно в стабильности заключается ценность педагогического труда. С целью диагностики профессионального роста педагогов и выстраивания их личностной траектории развития по итогам полугодия и года (по необходимости и чаще) с портфолио каждого педагога работает заместитель директора по НМР. Анализ портфолио в этом случае происходит в присутствии педагога и является частью его отчета по методической работе за полугодие, год. Кроме электронного портфолио педагог сдает отчет в электронном (затем – в бумажном) варианте по форме, во многом совпадающей с разделами портфолио (приложение 2). Отчеты на бумажных носителях размещаются в папке-накопителе и хранятся в течение 5 лет. Заместитель директора по НМР и педагог совместно определяют проблемные направления в работе, перспективы участия педагога в профессиональных конкурсах, семинарах, проектной и экспериментальной деятельности и пр. Мониторинг электронного портфолио по итогам года предполагает заполнение Карты профессиональной активности учителя на следующий учебный год (приложение 3). С одной стороны, заместитель директора по НМР (а в первую очередь, сам педагог) видит полную картину профессиональной деятельности проверяемого, появляется возможность систематизировать деятельность педагога, оценить сильные и слабые стороны работы учителя, подчеркнуть наиболее значимые его результаты. С другой стороны, мониторинг электронного портфолио педагога со стороны руководителей образовательного учреждения не сводится к формальной проверке степени его заполненности, а является инструментом прогнозирования результата деятельности педагога, помогает учителю видеть перспективы своего профессионального роста, ставить определенные цели и намечать пути их достижения. В этом проявляется целеполагающая и развивающая функции портфолио. Для того чтобы работа с портфолио не вызывала отторжения со стороны учителя, приобрела определенную систему, необходимо предрасположить педагога к работе с портфолио, создать ситуацию успешности и удовлетворенности. С этой целью необходимо организовать обучение педагогов работе с технологией портфолио, постоянно предупреждать возможные затруднения, информировать об изменении требований к ведению портфолио. Так, не менее одного раза в год для всего педагогического коллектива проводятся обучающие семинары и практикумы по работе с портфолио. В июне для группы педагогов, аттестующихся в следующем учебном году, проводятся дополнительные консультации. Кроме того, в индивидуальном режиме ведется работа с вновь пришедшими педагогами, с педагогами, готовящимися к аттестации, с педагогами, испытывающими какие-либо затруднения. Темы семинаров и групповых консультаций разнообразные: содержание разделов портфолио, технические возможности портфолио, требования к подтверждающим документам. Безусловно, на обучающих мероприятиях и при работе с портфолио формируется аналитическая и информационная культура педагога. Портфолио должно быть не просто копилкой грамот учителя, воплощением успеха, оно должно отражать профессиональные стремления, исследовательский опыт, уровень инноваций, профессиональные пробы в том или ином направлении. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об ищущей натуре педагога. Здесь мы говорим о содержательной функции портфолио. Педагогам рекомендуется представлять в качестве результатов своего труда различного рода аналитические материалы. Например, педагог, работающий с технологией модульного и блочно-модульного обучения, может в качестве подтверждающих документов представить Программу блочно-модульного обучения по историко-литературному краеведению для детей 14 - 16 лет и анализ реализации данной программы за определенный период. В качестве подтверждения использования исследовательского метода обучения, можно представить работы учащихся, подборки заданий исследовательского характера, конспекты уроков на основе исследовательского метода. Раздел «Работа с родителями» часто пополняется нашими педагогами именно аналитическими материалами: анализ работы классного родительского актива за год, анализ карты родительской активности, анализ классного родительского собрания и пр. Информационная и ИКТ-компетентность педагога проявляется в такой форме подтверждающих материалов, как видеосюжет, слайд-шоу, голосовые материалы (интервью об учителе), видеокопии телевизионных репортажей и т.д. Формированию таких навыков, конечно, посвящены отдельные групповые консультации и практикумы под руководством специалистов. Говоря о качестве подтверждающих документов и формировании профессиональной культуры педагогов, стоит упомянуть о требованиях к содержанию прикрепленных файлов. Так, если учитель в качестве подтверждающего документа предлагает конспект урока, то обязательно в сканированном виде перед конспектом или после него размещается отзыв об уроке со стороны коллег. Или наоборот, отзыв дополняется конспектом. Сканированная копия приказа директора о тарификации педагога как руководителя факультативного курса обязательно подтверждается программой курса или самоанализом педагога о реализации программы этого курса. Сертификат участника научно-практической конференции подтверждается текстом выступления или публикации. Часто в портфолио педагога можно видеть справки директора ОУ о деятельности учителя. В гимназии установлен такой порядок, что все справки для размещения в портфолио педагогов носят аналитический характер. Например, справка о качестве обученности детей показывает динамику качества за три года по параллелям, в ней анализируются пути и способы достижения результатов. Справка об участии педагога в деятельности методического формирования, в проектной деятельности обязательно говорит о конкретной роли педагога, его вкладе в общее дело, о результатах его труда, о методическом или интеллектуальном продукте, созданном педагогом. Такой формат документов требует временных затрат, но позволяет наглядно представить деятельность педагога, оценить его как профессионала. В качестве приложения к Положению о ведении портфолио научно-методическим советом гимназии разработаны Рекомендации по ведению портфолио (приложение 4) и Образец заполнения портфолио. Они ценны уже тем, что содержат перечень возможных подтверждающих документов по каждому разделу портфолио, дают образцы некоторых формулировок при заполнении портфолио. Конечно, работа педагогов с данными рекомендациями тоже начиналась с обучающего семинара. Хочется отметить, что уровень самостоятельности по работе с портфолио после введения данных рекомендаций заметно повысился. Еще один аспект работы с портфолио в гимназии - организация особого рода портфолио-конференции или площадки успешности. На таком мероприятии учителя, профессиональная деятельность которых представляет значимость для коллег, демонстрирует содержание своего портфолио. Портфолио в этом случае становится способом презентации индивидуальных профессиональных результатов педагога и обучающим инструментом для начинающих педагогов и тех, чьё портфолио не в полной мере соответствует требованиям. В ходе портфолио-конференции учителя получают возможность отметить наиболее интересные и перспективные направления в работе коллег, с учетом этого определяются приоритетные направления методической работы на следующий период, формируется состав творческих и проблемных групп, корректируется содержание их работы. Хочется отметить и тот факт, что по итогам каждого квартала педагог может быть поощрен из фонда стимулирования заработной платы за качественное и систематическое пополнение портфолио (до двух баллов при условной «стоимости» балла примерно 350 – 380 рублей). В оценочном листе педагог указывает номера пополненных им разделов и подразделов. Достоверность сведений подтверждает заместитель директора по НМР. Как результат организованного методического сопровождения педагогов в работе с технологией портфолио можно считать наличие портфолио у 100 % педагогов гиназии, систематическое пополнение (по итогам каждой четверти) – у 89,6 %. В период аттестации педагогов на первую и высшую категории по результатам портфолио гимназия не имела ни одного отрицательного экспертного заключения, многим педагогам рекомендовано транслировать свой опыт по ведению портфолио. Все педагоги, участвовавшие в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2013», первым этапом которого был смотр электронного портфолио, были рекомендованы для участия в очном этапе. Но самое главное, как отмечают педагоги, большая часть коллектива научилась планировать свой профессиональный рост, анализировать результаты деятельности. Использование технологии портфолио помогает методической службе гимназии целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования. Приложение 1. РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании НМС Директор МАОУ «Гимназия №2» Протокол №___ «___»____2012г. _________________Р.П. Иванова Председатель НМС «____»____________2012 г. Ж.С. Ретунская /_____________ ПОЛОЖЕНИЕ о ведении электронного портфолио педагогическими работниками МАОУ «Гимназия №2» I. Общие положения 1. Электронное портфолио педагогического работника - собрание (портфель) документации в электронном варианте, подтверждающей личные профессиональные достижения педагогического работника в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования. Портфолио позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт. 2. Основными задачами ведения электронного портфолио педагогическим работником являются:
3. Принципы портфолио: - прозрачность и открытость, - обязательность формирования. II. Структура и содержание электронного портфолио. Раздел 1. Общие сведения о педагоге, включающие в себя личную информацию, контактную информацию, место работы, сведения об образовании, квалификационной категории. Раздел 2. Участие в методической работе и распространении педагогического опыта 2.1 Руководство методическим объединением 2.2 Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами и др. 2.3 Перечень проведенных открытых уроков, занятий, мероприятий 2.4 Проведенные семинары 2.5 Выступления на конференциях 2.6 Результаты участия в профессиональных конкурсах (профессионального мастерства, методических, дидактических и т.п.) 2.7 Публикации 2.8 Организация предметно-развивающей среды (для работников ДОУ, СКОУ) 2.9 Другое Начало формы
|
Маоу «Гимназия №76» (далее – Правила) разработаны и утверждены в соответствии со статьей 189 Трудового Кодекса РФ (далее – тк рф)... | Муниципального автономного общеобразовательного учреждение гимназии №55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска (маоу гимназия №55 им. Е.... | ||
Рабочая программа по немецкому языку направлена на достижение планируемых результатов фгос, разработана для обучения учащихся 7-9... | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Мбноу «Гимназия №17» (далее Гимназия) в качестве приложения №2 к положению об оплате труда работников муниципального бюджетного нетипового... | Тематика заседаний методического объединения педагогов естественно-научного цикла | ||
Маоу гимназия №21 города Тюмени, работающей по ос «Школа 2100», в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... | Программа развития моу «Гимназия №2» г. Саратова «Гимназия XXI века: развитие, наука, творчество, успешность» на 2017-2021 годы | ||
Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29. 12. 12г., Уставом маоу «Гимназия №1» п 23 от 28. октября 2013 года (с изменениями... | Правила внутреннего распорядка для обучающихся моу «Гимназия №21» (далее Правила) разработаны на основе Закона РФ №273-фз «Об образовании... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |