Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку в 9 классе разработана на основании примерной программы по иностранному языку, опубликованной в Сборнике нормативных документов МО РФ «Иностранный язык» Федеральный компонент Государственного стандарта образовательной программы школ (Дрофа, 2008), и авторской программы М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Титул, 2006).
Программа составлена для учебника М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозовой, И.Ю. Соловьевой Английский язык: Английский язык с удовольствием, учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. – М.: Титул, 2012.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета в 9 классе. Данная рабочая программа для 9 класса
рассчитана на 102 часа (3 учебных часа в неделю). Данная рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (2004 г.)
Изучение в старшей школе английского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих коммуникативных компетенций - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
• Речевая компетенция – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме, с тем, чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности;
• Языковая компетенция - накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
• Социокультурная компетенция - школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 10-15 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе;
• Компенсаторная компетенция - развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перефраза, использования синонимов, жестов и т.д.;
• Учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными способами (в процессе выполнения проектов, через интернет, с помощью справочников и т.п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком.
В основной школе продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета «Иностранный язык»: понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
Для реализации вышеуказанных компетенций предполагается постановка и выполнение следующих задач учебного курса:
1) в области говорения
Диалогическая речь.
При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи с прочитанным или прослушанным школьники продолжают учиться вести следующие виды диалога:
– диалог этикетного характера;
– диалог-расспрос;
– диалог-побуждение к действию;
– диалог-обмен мнениями.
Для ведения названных видов диалога предусматривается (помимо ранее сформированных) развитие следующих умений:
– для ведения диалога этикетного характера: начать, поддержать и закончить разговор (в том числе по телефону); вежливо переспросить о непонятном; выражать благодарность в процессе совместной деятельности в парах, группах; вежливо отказать/согласиться на предложение собеседника;
– для ведения диалога-расспроса: запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; брать/давать интервью;
– для ведения диалога побудительного характера, в том числе в процессе проектной работы и сотрудничества в малых группах: дать вежливый совет, принять или не принять совет; попросить партнера о чем-то; пригласить партнера к совместной деятельности, выразить готовность/отказаться принять участие в ней, объяснить причину отказа;
– для ведения диалога-обмена мнениями: выражать свою точку зрения, пользуясь вновь изученными средствами; высказать свое одобрение/неодобрение/сомнение; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения собеседника, выражая личное отношение к предмету обсуждения; выражать свою эмоциональную оценку – восхищение, удивление, радость, огорчение и др., участвовать в дискуссии по предложенной или интересующей проблеме (в пределах тем, отобранных в программе), используя аргументацию, убеждение. Монологическая речь.
При овладении монологической речью (наряду с умениями, сформированными ранее) школьники учатся:
– делать подготовленные устные сообщения о фактах, событиях в прошлом и настоящем (в пределах тем, отобранных в программе), используя при этом основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, характеристику), сопровождая высказывание эмоциональными и оценочными суждениями и используя для этого наиболее распространенные речевые клише;
– делать презентацию по результатам выполнения проектной работы;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему/в соответствии с предложенной ситуацией;
– передавать содержание – основную мысль прочитанного или прослушанного с опорой и без опоры на текст/на заданные вопросы, комментировать факты из текста;
– делать подготовленное сообщение в связи с прочитанным/прослушанным (аудио- или видеотекстом), выражая свое отношение к событиям, фактам, персонажам текста;
– рассуждать о проблемах, интересующих подростков, о темах, актуальных для современного мира, например толерантности, безопасности.
2) в области аудирования
В процессе овладения аудированием (наряду с умениями, сформированными ранее) школьники учатся:
– воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность (иллюстрации, жесты, мимику) и контекстуальную и языковую догадку, речь собеседника в процессе непосредственного общения, добиваться полного понимания путем переспроса; а также понимать основное содержание разговора между носителями языка в пределах тем, обозначенных в программе;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных текстов в аудио- и видеозаписи: описаний, сообщений, рассказов, интервью, рекламно-информационных текстов с опорой на языковую догадку и контекст;
– воспринимать на слух и выделять необходимую/интересующую информацию в аутентичных рекламно-информационных текстах (объявлениях на вокзале, в аэропорту, прогнозе погоды, инструкциях), оценивая эту информацию с точки зрения ее полезности/достоверности. 3) в области чтения При овладении чтением школьники учатся читать аутентичные тексты разных жанров с различной глубиной понимания их содержания: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение) и с извлечением нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение). Словарь используется по мере необходимости независимо от вида чтения.
Учащиеся 9 класса учатся:
читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов, жанров и стилей: личные и формальные письма, стихи, отрывки из художественной литературы, короткие рассказы, газетные и журнальные статьи, интервью, объявления, вывески, меню, программы радио и телевидения, карты, планы городов, расписания движения транспорта и др. Тексты могут содержать отдельные новые слова.
В ходе ознакомительного чтения школьники учатся:
• определять тему (о чем идет речь в тексте);
• выделять основную мысль;
• выделять главные факты, опуская второстепенные;
• устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
• прогнозировать содержание текста по заголовку или по началу текста;
• разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;
• восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;
• озаглавливать текст, его отдельные части;
• догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку;
• игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание текста;
• пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем;
– читать с полным пониманием несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, жанров и стилей.
В ходе изучающего чтения школьники учатся:
• полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.);
• устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в тексте;
• обобщать и критически оценивать полученную из текста информацию;
• комментировать некоторые факты, события с собственных позиций, выражая свое мнение;
– читать с выборочным извлечением или нахождением в тексте нужной/интересующей информации.
В ходе поискового/просмотрового чтения школьники учатся:
• просматривать текст или серию текстов различного жанра, типа, стиля с целью поиска необходимой или интересующей информации;
• оценивать найденную информацию с точки зрения ее занимательности или значимости для решения поставленной коммуникативной задачи. Письменная речь
При овладении письменной речью (наряду с умениями, сформированными ранее) школьники учатся:
– заполнять таблицы, кратко фиксировать содержание прочитанного или прослушанного текста;
– делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях, в проектной деятельности;
– заполнять анкету, формуляр (например, Landing Card), автобиографию в форме CV, указывая требующиеся данные о себе;
– составлять краткую аннотацию к прочитанному тексту;
– писать поздравление, личное письмо зарубежному другу, адекватно употребляя формулы речевого этикета, принятые в данном жанре в странах, говорящих на английском языке, излагая различные события, впечатления, высказывая свое мнение;
– писать краткое сообщение, комментарий, описание событий, людей с использованием оценочных суждений и уместных лингвистических средств связи (linking words);
– составлять небольшие эссе, письменно аргументировать свою точку зрения по предложенной теме/проблеме. Компенсаторные умения.
Совершенствование умений:
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
- прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
- игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;
- использовать переспрос и словарные замены, мимику и жесты в процессе устноречевого общения.
Учебно-познавательные умения
Наряду с умениями, сформированными в предыдущие годы в процессе обучения в 9 классе, школьники овладевают следующими умениями и навыками:
– пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как обобщение и систематизация;
– выделять и фиксировать основное содержание прочитанных или прослушанных сообщений;
– критически оценивать воспринимаемую информацию;
– использовать вербальные (перифраз, синонимы, антонимы) и невербальные (жесты и мимику) средства в процессе создания собственных высказываний;
– использовать также языковую и контекстуальную догадку, умение прогнозирования в процессе восприятия речи на слух и при чтении;
– осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника (Progress Check), снабженных школой оценивания;
– участвовать в проектной деятельности (в том числе межпредметного характера), планируя и осуществляя ее индивидуально и в группе;
– самостоятельно поддерживать уровень владения английским языком, а при желании и углублять его, пользуясь различными техническими средствами (аудио, видео, компьютер), а также печатными и электронными источниками, в том числе справочниками и словарями.
Социокультурные знания и умения
К концу 9 класса школьники должны:
– иметь представление о значимости владения английским языком в современном мире как средстве межличностного и межкультурного общения, как средстве приобщения к знаниям в различных областях,
в том числе в области выбранной профессии;
– знать наиболее употребительную фоновую лексику и реалии стран изучаемого языка: названия наиболее известных культурных памятников стран изучаемого языка, популярных газет (The Sundy Times, The Sunday Telegraph, The Guardian), телеканалов (CNN, BBC), молодежных журналов (Just Seventeen, Smash Hits, Shout) и т. д.;
– иметь представление о социокультурном портрете стран, говорящих на английском языке (на примере Великобритании и США); территория, население, географические и природные условия, административное деление (на государства, штаты и др.), государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города, средства массовой информации;
– иметь представление о культурном наследии англоговорящих стран и России: всемирно известных национальных центрах и памятниках
– уметь представлять свою страну на английском языке, сообщая сведения о вкладе России в мировую культуру, о национальных традициях и современной жизни, отмечая сходство и различие в традициях России и некоторых англоговорящих стран ( на примере Великобритании и США), рассказывая о своем крае, городе, селе;
– уметь оказать помощь англоговорящим зарубежным гостям, приехавшим в Россию (встретить, познакомить с родным краем/городом/селом, пригласить в гости в свою школу, семью), обсудить с ними актуальные проблемы (выбора профессии, образования, экологии и др.) в пределах изученной тематики.
Языковые знания и навыки
Школьники учатся:
– применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного ранее и нового лексического материала, изучаемого;
– адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка;
– соблюдать словесное и фразовое ударение;
– соблюдать интонацию различных типов предложений;
– выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической интонации.
Орфография.
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи
Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
К завершению основной школы (9 класс) продуктивный лексический минимум составляет около 1200 лексических единиц (ЛЕ), включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов.
Расширение потенциального словаря происходит за счет интернациональной лексики, знания словообразовательных средств и овладения новыми аффиксами:
• существительных: -sion / -tion, -ness;
• прилагательных: -al, -less.
Грамматическая сторона речи
Школьники учатся употреблять в речи:
– определенный артикль с уникальными объектами, с новыми географическими названиями; нулевой, неопределенный и определенный артикли во всех изученных ранее случаях употребления с опорой на их систематизацию;
– неисчисляемые существительные; а также обобщают и систематизируют знания о суффиксах существительных;
– неопределенные местоимения и их производные: somebody (anybody, nobody, everybody), something (anything, nothing, everything), а также систематизируют изученные случаи употребления возвратных местоимений (myself, yourself, herself, himself, ourselves, yourselves, themselves);
– числительные для обозначения дат и больших чисел;
– конструкции типа have / has always dreamed of doing something; make somebody do something, ask / want / tell somebody to do something; устойчивые словосочетания с глаголами do и make; be / get used to something; некоторые новые фразовые глаголы; конструкции типа I saw Ann buy the flowers;
– слова, словосочетания с формами на -ing без различения их функций (герундий, причастие настоящего времени, отглагольное существительное);
– глагольные формы в Past Continuous Tense; present Perfect and Present Perfect Continuous c for и since: I have always read books about space travels since I was a kid. It has been raining for two hours; глагольные формы в Future Continuous, Past Perfect Passive;
– косвенную речь в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени: She told me that she would phone me. My neighbour asked me not to turn the page over. She wondered if I would come to the party. He asked me why I was sad that day;
– сложноподчиненные предложения с Conditional I (If + Present Simple + Future Simple), Conditional II (If + Past Simple + would + infinitive): If you come in time, you will meet our English friends. If I were rich, I would help endangered animals;
– сложноподчиненные предложения с Conditional III (If + Past Perfect + would have + infinitive): If people hadn’t polluted the planet, many species of animals wouldn’t have disappeared;
– Conditional II и Conditional III в сложных комбинированных предложениях: If we thought about our future, we wouldn’t have cut down forests, If he had phoned her yesterday, she would be able to continue the research now;
– сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever.
Систематизируется изученный материал:
– видовременные формы действительного (Past Continuous, Past Perfect, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past) и страдательного (Present, Past, Future Simple in Passive Voice) залогов и сравнение употребления:
• Present, Past, Future Simple;
• Present Simple, Present Continuous;
• Present Continuous, Future Simple;
• Present Perfect, Past Simple;
• Past Simple, Past Perfect, Past Continuous;
• Past Simple Active, Past Simple Passive;
– модальные глаголы (can, could, may, must, might, shall, should, would) и их эквиваленты (be able to, have to, need to / not need to);
– безличные предложения с It’s…; It’s cold. It’s time to go home. It’s interesting. It takes me ten minutes to get to school;
– типы вопросительных предложений и вопросительные слова;
– придаточные определительные с союзами that / which / who: The flowers that you gave to Ann were beautiful. The book which I bought yesterday isn’t very interesting. Do you know the people who live next door?
Данная рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
В тематическое планирование включен ряд уроков по проектной методике как способ организации речевого взаимодействия учащихся (в конце каждого раздела). Использование метода проектов на уроках английского языка способствует акцентированию деятельностного подхода в целостном коммуникативно-ориентированном характере языкового образования. В тематическое планирование также включены уроки с компьютерной поддержкой как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В качестве видов контроля на уровне школы выделяются:
а) текущий, промежуточный, итоговый
б) государственный контроль в конце базового курса обучения (ГИА по выбору).
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников.
Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце цепочки уроков одного раздела и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого полугодия. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
Государственный контроль проводится централизовано в конце базового курса обучения и строится на основе государственного стандарта по иностранным языкам (ГИА по выбору). Содержание учебного предмета «Английский язык»
(3 часа в неделю)
№
| Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)
| Кол-во часов
| Практическая часть
| I
| Цикл I. Families and Friends: Are we Happy Together?
| 25
|
| 1.
| Каникулы - время приключений и открытий.
| 3
| Письмо-приглашение;
лексико-грамматический тест «ВВФГ»
| 2.
| Трудный выбор подростка: семья или друзья.
| 6
| Говорение- монолог по теме «Идеальный друг», (коммуникативная ситуация);
эссе на тему “My Best Friend”
| 3.
| Правила совместного проживания со сверстниками вдали от родителей.
| 5
| детальное аудирование с тестовыми заданиями;
эссе на тему “Who is a good roommate?”/ Идеальный сосед
| 4.
| Досуг и увлечения.
| 2
| говорение: устный опрос (монологическое высказывание по опорам)
| 5.
| Культурная жизнь столицы.
| 3
| чтение: письменный опрос (выборочный перевод)
| 6.
| Телевидение и видео: за и против
| 6
| лексико-грамматический тест «Пассивный залог»;
мини-проект «Мой фильм»;
Контрольная работа №1 «Межличностные отношения с друзьями и в семье»
| II
| Цикл II. It’s a Big World! Start Travelling Now!
| 22
|
| 1.
| Путешествие как способ познать мир.
| 5
| Сообщение о биографии знаменитого путешественника;
говорение: групповой устный опрос (диалог)
| 2.
| Легко ли путешествовать сегодня?
| 6
| лексико-грамматический тест (модальные глаголы, возвратные местоимения);
чтение: эссе-характеристика главного героя текста
| 3.
| Советы путешественнику.
| 3
| выяснительное аудирование : индивидуальный устный опрос
| 4.
| Мы живем в глобальной деревне.
| 8
| Проект «Родная страна и англоязычные страны»;
монологическое высказывание о странах, флагах и гербах.
Контрольная работа №2 «Путешествие как способ познать мир»
| III
| Цикл III. Can We Learn to Live in Peace
| 31
|
| 1.
| Что такое конфликт?
| 8
| грамматический тест по теме «Инфинитив»; поисковое чтение с тренировочными упражнениями: устный опрос)
| 2.
| Конфликт и пути его разрешения.
| 9
| фронтальный опрос лексических единиц ; говорение: монолог «Что такое конфликт?»;
эссе, личное письмо в газету
| 3.
| Толерантность в современном мире.
| 14
| Монолог «Военный конфликт» или «Толерантность»;
Защита проекта «Толерантность –ценное качество характера»;
Контрольная работа №3 «Межличностные отношения»
| IV
| Цикл IV. Make your choice, make your life
| 24
|
| 1.
| Проблема выбора профессии.
| 6
| чтение: письменный опрос;
письмо:заявление- резюме
| 2.
| Стереотипы, которые мешают жить.
| 4
| аудирование-тест: письменный опрос
| 3.
| Мир моих увлечений.
| 3
| говорение: монолог «Мой кумир»;
эссе «Что я думаю об экстремальных видах спорта?»
| 4.
| Быть непохожими и жить в гармонии.
| 11
| проект на тему «Мир моих увлечений»;
Контрольная работа №4 «Проблема выбора профессии
|
| Всего уроков:
| 101
|
|
Содержание учебного материала
|