Функциональная диагностика в ортодонтии


НазваниеФункциональная диагностика в ортодонтии
страница1/6
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6


ФГБОУ ВО «Санкт-петербургский государственный университет» Кафедра челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии

Допускается к защите Заведующий кафедрой

________________профессор Мадай Д.Ю.

(подпись)

«___ »______________ 20___ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Функциональная диагностика в ортодонтии

Выполнила студентка

Биртанова Наталия Гаврииловна

521группы

Научный руководитель:

д.м.н., профессор Фадеев Роман Александрович

Санкт – Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Перечень условных обозначений…………………………………….3

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор литературы……………………………………………6

    1. Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий…………...6

    2. Классификация зубочелюстных аномалий…………………..12

    3. Методы диагностики зубочелюстных аномалий……………17

      1. Клинические методы исследования………………………….17

1.3.2. Биометрические методы исследования………………………18

1.3.3. Антропометрические методы исследования ………………..27

1.3.4. Рентгенологические методы исследования……….………….31

1.3.5. Функциональные методы исследования……………………..44

Глава 2. Клинический контингент и методы исследования………57

2.1. Распределение по группам пациентов…………………………58

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения………………66

3.1.1. Результаты исследования по кинезиографии………………..66

3.2.1. Результаты исследования по сонографии……………………73

3.2. Заключение………………………………………………………76

3.2.1. Выводы…………………………………………………………77

3.3. Практические рекомендации……………………………………79

Список литературы………………………………………………..….80

Перечень условных обозначений

ВНЧС – височно-нижнечелюстной сустав.

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

ЗЧА – зубочелюстная аномалия

ЧЛО – челюстно – лицевая область

ТЭНС - транскожная электронейростимуляция.

Введение.

Актуальность.

Распространенность зубочелюстных аномалий (ЗЧА) как среди детского, так и взрослого населения России достаточно высока. По различным данным, она составляет от 41,1 % до 95,3 % (В. М. Безруков, 2000). Результаты исследований, проведенные В. Н. Трезубовым, Р. А. Фадеевым, О. В. Барчуковой (2003), свидетельствуют о встречаемости ЗЧА среди лиц 16–25-летнего возраста порядка 79 %. Не менее распространены ЗЧА и за рубежом. Так, в Финляндии, по данным M. L. Tuominen, R. J. Tuominen, 1994, распространенность ЗЧА составляет порядка 47%, по данным U. Varrela, 2008 — 60%; в Дании — 45% (K. R. Burgersdijk et al., 1991); Норвегии — 37% (L. V. Espeland, A. Steenvik, 1991); США — 35% (В. М. Безруков с соавт., 2000). При этом в общей структуре ЗЧА среди европейского населения чаще встречается дистальный прикус — 24,5–37,5%, реже — глубокий прикус — 13,4% (А. С. Щербаков, 1986). Распространенность мезиального прикуса среди европейцев составляет до 12% (Н. Г. Аболмасов, 1982), а открытого прикуса — 10,5% (Ю. Л. Образцов, 1991).

Наряду с традиционными методами диагностики, такими как: расчет диагностических моделей челюстей, анализ телерентгенограмм, оценка ортопантомограмм, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография — современная стоматология использует методы функциональной диагностики.

Основателями функционального направления в стоматологии за рубежом являются A.Rogers (основоположник миогимнастики при зубочелюстных аномалиях), R.R.Jenkelson (родоначальник нейромышечной стоматологии) и A.Gyzi, описавший трансверзальный суставной путь, автор первого индивидуально настраиваемогоартикулятора; в России — И.С.Рубинов

(автор метода диагностики — мастикациографии).

Функциональные методы широко используются в исследовательской работе, но редко применяются в клинической практике.

Цель исследования – изучить диагностические возможности функциональных методов диагностики (кинезиографии и сонографии) в ортодонтии.

Задачи.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Оценить функциональное состояние жевательного аппарата у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью кинезиографии.

  2. Оценить функциональное состояние височно-нижнечелюстного сустава у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью сонографии.

  3. Оценить функциональное состояние жевательного аппарата после ТЭНС-терапии у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью кинезиографии.

  4. Оценить функциональное состояние височно-нижнечелюстного после ТЭНС-терапии сустава у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью сонографии.

Научная новизна работы. ЗЧА распространены во всех группах населения во всех странах мира. Данная работа позволяет изучить функциональные методы диагностики ЗЧА. Выявить применение этих методов диагностики для профилактики и лечения ЗЧА. В данной работе рассмотрены методы функциональной диагностики, такие как кинезиография и сонография, и способы ее использования. Позволяет систематизировать составление плана лечения для пациентов с ЗЧА .

Практическая значимость работы. Функциональная диагностика - это диагностика состояния функции органа или системы организма, степени ее нарушения при патологических процессах и восстановления после лечения. Функциональные методы диагностики в стоматологии основаны на измерении физических свойств исследуемых тканей — электрических, оптических, акустических и т.д. Этими свойствами обладают ткани пульпы зуба, пародонта и другие ткани ЧЛО. Диагностика основана на том, что физические свойства биологических тканей при заболеваниях изменяются. Зная показатели в норме, можно количественно оценить степень нарушений в исследуемых тканях, что позволяет точнее диагностировать тяжесть и стадию патологического процесса. 

С помощью функциональных методов диагностики после лечения можно объективно оценить, насколько удалось восстановить состояние исследуемых тканей. Повторно определяя их физические свойства, можно проследить продолжительность лечебного эффекта. Эти методы позволяют выявить резервные возможности исследуемых тканей в норме и степень их утраты при заболеваниях. Это позволяет прогнозировать успех лечения и исход заболевания.

Глава 1. Обзор литературы.

    1. Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий.

Развитие челюстно – лицевой области тесно связано с развитием всего организма человека. Формирование начинается на пятой неделе эмбрионального развития, когда закладываются первые зачатки молочных зубов, и продолжается в течение многих лет после рождения, до полного становления постоянного прикуса уже в зрелом возрасте 18-20 лет.

По времени действия этот период можно разделить на 2 части:

Натальный (до рождения ребенка и во время рождения).

Постнатальный (после рождения ребенка).

Плод находится под защитой материнского организма. Нарушения в этот период зависят от состояния матери и, в меньшей степени, от внешних факторов, действующих на ее организм.


Ребенок переходит в условия влияния внешней среды и приспосабливается к ее воздействию.


Также принято выделять эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы влияния на зубочелюстную систему.

Эндогенные причины делятся на генетические, эндокринные, химические и физические воздействия на плод:

  1. Генетические факторы – ребенок наследует от родителей некоторые особенности строения зубочелюстной системы – форма и размер зубов, анатомию челюстей и мягких тканей, несоответствие размера челюстей размерам зубом может быть обусловлено унаследованием размера челюстей матери и размером зубов отца, что может привести к дефициту места в зубном ряду (несоответствие широких зубов, узкой челюсти). Также наследственные заболевания и пороки развития вызывают нарушения строения лицевого скелета, количественные и анатомические патологии формы зубов и челюстей. К наследственным заболеваниям относят врожденные расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба; дизостозы, болезнь Шершевского, Крузона – ведущими симптомами которых являются врожденное недоразвитие челюстей; сочетание расщелины неба и свищей нижней губы (синдром Ван-дер-Вуда); синдромы Франческетти, Гольденхара, Робена. Наследственными могут быть изменения эмали и дентина - несовершенный амелогенез и дентиногенез, синдром Стентона-Капедона, аномалии размера челюстей (макрогнатия и микрогнатия), аномалии положения челюстей в черепе (прогнатия и ретрогнатия). Также наследственными могут быть – диастема, короткая уздечка языка и губ, адентия.

  2. Эндокринные факторы – эндокринные железы начинают функционировать в период внутриутробного развития, и именно кора надпочечников – с 8-й недели эмбрионального развития, щитовидная железа с 12 недели, а секреторная деятельность остальных желез внутренней секреции и гипоталамо – гипофизарной системы начинается с 20-26 недели развития плода, следовательно, нарушение их функции может привести к аномалиям зубочелюстной системы. Врожденная дисфункция коры надпочечников приводит к ускоренному развитию костей черепа (появление трем между зубами вследствие усиленного роста челюстей), нарушению сроков прорезывания зубов и смене молочного прикуса. Гипотиреоз приводит к позднему прорезыванию молочных и постоянных зубов (2-3 года), позднему формированию корней, изменению формы и размеров коронок зубов, адентии, множественной гипоплазии эмали, задержке развития челюстей и их деформации. При гипертиреозе происходит задержка роста челюстей в сагиттальном направлении. Наряду с морфологическим изменением строения зубочелюстной системы изменяются функции жевательных, височных и мышц языка, что приводит к нарушению смыкания зубных рядов. Гиперфункция паращитовидных желез повышает сократительную реакцию жевательных и височных мышц. Вследствие нарушения кальциевого обмена происходит деформация челюстных костей, рассасывание межальвеолярны перегородок, истончение кортикального слоя костей скелета.

  3. Химические и физические воздействия на плод. К ним относится пребывание будущих родителей в неблагоприятной экологии (насыщение воздуха и воды химическими и бактериологическими элементами, повышенная радиация, резкие перепады температуры окружающей среды, слишком высокая или слишком низкая температура), прием во время беременности лекарственных средств, особенно в первом триместре. Прием антибиотиков, в частности тетрациклинов до беременности и во время ее приводит к изменению цвета эмали (тетрациклиновые зубы). Заболевания беременной (хронические, инфекционные, эндокринные и другие), повышение температуры тела, нерациональное питание, нехватка витаминов и микроэлементов и многие другие причины могут привести к зубочелюстным изменениям, таким как расщелина губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, изолированному или сквозному не сращению лицевого скелета и многим другим аномалиям развития плода. (Л.С.Персин, В.М.Елизарова, С.В.Дьякова. 2003)

Экзогенные причины могут оказывать действие внутриутробно (пренатальные) и после рождения ребенка (постнатальные). Делятся на общие и местные.

К пренатальным общим факторам относится неблагоприятная окружающая среда, именно недостаточное ультрафиолетовое облучение, нехватка фтора в питьевой воде, повышенный уровень радиации. Работа до и в период беременности на химическом производстве, в плохо изолированном рентгеновском кабинете, значительная физическая нагрузка, большое количество стрессовых ситуаций, особенно в первые 3-4 месяца. Местные факторы – механическая травма плода. Плод находится в амниотической жидкости, которая предохраняет его от сотрясений и ударов. Её количество в норме меняется в разные периоды развития плода, к 6 месяцам, постепенно увеличиваясь, объем достигает 2 литров, а к концу беременности уменьшается до 1 литра. В связи с увеличением околоплодной жидкости возрастает внутриамниотическое давление, что может привести к нарушению кровоснабжения плода. При несоответствии объема околоплодной жидкости может происходить давление на разные части тела плода, в том числе и челюстно-лицевую область, впоследствии образуются ее деформации. Также излишнее давление одежды матери на живот может привести к патологии развития плода. Неправильное положение, давление амниотической жидкости, амниотические тяжи могут привести к нарушениям зубочелюстной системы. (В.Н.Трезубов, А.С.Щербаков, Л.М.Мишнев 2005)

К постнатальным общим факторам относят рахит, недостаточное ультрафиолетовое облучение ребенка, нарушение кальций-фосфорного обмена, затрудненное носовое дыхание, патология ЛОР - органов, нарушение функции жевательных и мимических мышц, инфекционные болезни детского возраста тоже могут приводить к деформации челюстно-лицевой области, задержке развития челюстей. Местные постнатальные причины возникновения зубочелюстных аномалий следует рассмотреть с начала вскармливания ребенка. У новорожденного маленькая нижняя челюсть относительно верхней (младенческая ретрогения). При естественном вскармливании за первый год жизни происходит ее активный рост. Для получения молока из груди матери младенец выдвигает нижнюю челюсть вперед, захватывая губами сосок. В полости рта возникает отрицательное давление и в результате работы мышц, определяющих движения нижней челюсти ребенок получает молоко из материнской груди. При искусственном вскармливании большую роль играет правильное положение головы, размер соски и отверстия в ней. Обычно в соске делают большое отверстие, значит преобладают глотательные движения над сосательными, следовательно, происходит задержка развития нижней челюсти, так как мышцы челюстно-лицевой область не принимают активного участия в акте сосания. Если голова при кормлении запрокинута, то задерживается рост нижней челюсти и формируется дистальный прикус. Форма и длинна соски нарушает равновесие между мышцами языка и жевательными мышцами. Часто приводит к зубочелюстным аномалиям вскармливание ребенка после трех лет только жидкой и мягкой пищей, так как зубочелюстная система остается без достаточной функциональной нагрузки. На изменения зубочелюстного соотношения влияют вредные привычки ребенка:

  • Длительное пользование соской-пустышкой.

  • Неправильное положение во сне. Сон с запрокинутой головой назад способствует появлению патологии в сагиттальной плоскости, дистальной окклюзии, сильным наклоном головы вперед – мезиальной окклюзии. Сон в постоянном одном положении (на боку, с подложенной под щеку рукой) приводит к несимметричному развитию челюстей.

  • Неправильная осанка, упор подбородком в твердый предмет.

  • Постоянное закусывание каких – либо предметов или прокладывание между зубами языка, щеки.

  • Ротовое дыхание.

  • Сосание пальца.

  • Неправильное жевание (жевание на одной стороне, гипертрофия мышц с этой стороны).

Еще одной из причин является ранняя потеря молочных зубов вследствие травмы, кариеса и его осложнений, которые могут привести не только к зубочелюстным аномалиям, но и другим воспалительным заболеваниям, таким как остеомиелит. При остеомиелите возможна гибель зачатков временных и постоянных зубов, повреждению зоны роста челюстей на стороне поражения, к их ассиметричному росту. К ранней потере временных моляров чаще приводит кариес, впоследствии, смещение первого постоянного моляра на их место. А к ранней потере фронтальной группы зубов почти всегда приводит травма, что способствует преждевременному прорезыванию постоянных зубов, нарушению формы и размеров зубного ряда.

Действие мышц челюстно-лицевой области во время глотания, жевания, дыхания и речи и состояния физиологического покоя является одним из самых важных факторов, влияющих на правильное формирование зубочелюстной системы. Равновесие между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для правильного ее развития. Нарушение миодинамического воздействия между жевательными, височными, щечными мышцами, между мышцами дна полости рта, подбородочной, круговой мышцей рта приводит к различным патологиям. Недостаточность функции круговой мышцы рта приводит к увеличению длинны верхнего зубного ряда (дистальная окклюзия), изменению положения нижней губы, вестибулярному наклону резцов. Нарушение функциональных свойств мышц языка может привести к мезиальному или дистальному прикусу. Макроглоссия – увеличение размеров языка приводит к нарушению роста верхней и нижней челюсти. (Ф.Я.Хорошилкина 2006)
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Функциональная диагностика в ортодонтии iconРоо «Врачебная палата»
«Терапия» «Кардиология», «Гастроэнтерология», «Ревматология», «Пульмонология», «Функциональная диагностика»

Функциональная диагностика в ортодонтии iconОбразцы заявлений
Прошу разрешить обучение на сертификационном цикле «Гастроэнтерология» по специальности «Гастроэнтерология» на курсе «Функциональная...

Функциональная диагностика в ортодонтии iconУчебно-методическое пособие для ординаторов по специальности «Функциональная...
Авторы: доцент кафедры восстановительной медицины и курортологии, к м н. Артемова Н. М., врач отделения функциональной и ультразвуковой...

Функциональная диагностика в ортодонтии iconМетодические указания для студентов по самостоятельной аудиторной...
Тема: «Лучевая диагностика желудочно – кишечного тракта» на основании рабочей программы дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика»,...

Функциональная диагностика в ортодонтии iconУчебно-тематический план дополнительной профессиональной образовательной...
Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей по специальности

Функциональная диагностика в ортодонтии iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 31....
«Клиническая лабораторная диагностика» требованиям федерального государственного образовательного стандарта выс­шего образования...

Функциональная диагностика в ортодонтии iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...

Функциональная диагностика в ортодонтии icon«Психологическая диагностика в школе» сборник тестов Часть 2
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых...

Функциональная диагностика в ортодонтии iconМинздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом...
Методические рекомендации для студентов 3-го курса, обучающихся по специальности (31. 05. 03) «Стоматология»

Функциональная диагностика в ортодонтии iconПсихологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении
Автор-составитель Фомин А. П. Психологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении. Методические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск