Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности»


Скачать 379.92 Kb.
НазваниеПояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности»
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Программное обеспечение: Программа «Учусь учиться 4 – 5» разработана на основе авторской программы – Дзятковской Е. Н. «Учусь учиться 4 – 5», серия «Экология учебной деятельности».
Учебно – методический комплект «Учусь учиться 4 – 5», рабочая тетрадь, методические рекомендации и планирование занятий для учителя.


Пояснительная записка

Серия «Экология учебной деятельности» разработана для использования в рамках вариативного компонента основной образовательной программы и нацелена на организацию деятельности учащихся в урочных и внеурочных формах работы в соответствии с требованиями к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и Программы коррекционной работы, предусмотренных ФГОС.

В соответствии с видами ведущей деятельности обучающихся, на этапе предшкольной подготовки и обучения в 1-5 классах серия «Экология учебной деятельности» представлена УМК «Учусь учиться» УМК помогает педагогам и школьным психологам конструировать учебно-практические и практические ситуации, в которых решаются задачи закрепления, развития и применения сформированных на уроках универсальных учебных действий, ценностных отношений, а также предметных знаний и умений в целях овладения основами экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Экологическое здоровьесберегающее образование реализуется в настоящем УМК на материале экологии человека.

Название серии («Экология учебной деятельности») обязано одному из направлений экологии человека – экологии труда. Это научное направление развивается на стыке эргономики, психологии, гигиены и физиологии труда и изучает экологические риски при решении задач охраны труда, его научной организации (НОТ), здоровья и безопасности человека. Такая направленность содержания УМК связана с тем, что основы экологической культуры человека закладываются в его ведущей деятельности, которая на разных ступенях его развития представлена игрой, учебой, общением, трудом. На этапе начальной школы экологическая культура учащегося формируется как культура его учебного труда.

Учебно-методический комплект «Учусь учиться» реализует экологическое и здоровьесберегающее воспитание в ролевых играх, творческих занятиях, юннатской работе, обучающих тренингах, при моделировании узнаваемых учащимися жизненных ситуаций. Реализуется содержание образования в области экологии человека по следующим направлениям.

- Обеспечение экологической безопасности школьника в окружающей его образовательной и внеобразовательной среде (информационной, социальной, предметной, природной).

- Организация здорового и безопасного образа жизни с учетом учебной и внеучебной нагрузки; помощи и самопомощи по преодолению затруднений в учебе и проблем в общении и поведении.

- Научная организация учебного труда в разных ситуациях (в условиях ограничения времени, волнения, отвлекающих факторов и т.д.).

- Подбор и применение индивидуальных приемов рациональной организации учебы и общения, которые обеспечивают каждому ребенку успешность, раскрытие его способностей («каждый талантлив по-своему») и сохранение здоровья.

- Создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды класса (предметной, коммуникативной).

- Развитие своей экологической культуры (ценностного отношения к живому, чувства меры и рачительности в потреблении материальных благ, желания быть «доктором» для природы и готовности соблюдать правила заботливого и предосторожного поведения по отношению к здоровью людей и природы, биологическому и культурному разнообразию окружающего мира).

Программа «Учусь учиться» может использоваться как вариативный компонент содержания в урочной и внеурочной деятельности. Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.

Преемственность предметного компонента содержания инвариантного и вариативного компонентов экологического и здоровьесберегающего образования обеспечивается с учетом направленности инварианта на рассмотрение вопросов биологической экологии, охраны природы, правил здорового образа жизни, а вариативного компонента – на основы экологии человека, объединяющей экологическое и здоровьесберегающее образование, а также на пропедевтику социальной экологии, закладывающей умения экологически направленной рефлексивно-оценочной деятельности.

Преемственность деятельностного компонента содержания инвариантного и вариативного компонентов экологического образования обеспечивается распределением их функций по достижению метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС.

Так, содержание инвариантной экологической составляющей базовых предметов предусматривает создание учебных ситуаций, в которых ставятся и решаются учебные задачи по освоению универсальных учебных действий, необходимых для формирования экологически грамотной личности.

Содержание вариативного урочного и внеурочного компонента экологического и здоровьесберегающего образования выполняет разноплановые функции по внесению вклада в достижение комплексных образовательных результатов начальной школы.

Во-первых, экологическое и здоровьесберегающее образование обладают большим коррекционно-развивающим эффектом. Во внеурочной деятельности есть временны́е и организационные возможности создавать благоприятные условия для доразвития (средствами игровых и двигательных упражнений) недостаточно зрелых у значительной части учащихся психофизиологических предпосылок усвоения универсальных учебных действий (например, развитие дифференцированного восприятия, пространственных ориентаций, произвольности и др.). Это важно не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для большинства детей младшего возраста Другой важный потенциал внеурочной экологонаправленной работы (юннатской, учебно-исследовательской) кроется в возможности формирования у учащихся умения применять универсальные учебные действия не только к учебной (предметной) информации, но и к реальным объектам окружающего мира. Это позволяет получить опыт познания окружающего мира не только из книжек, но и из жизни; дополнить освоение мира через его образы и схемы изучением «непрепарированной» действительности и ее осмыслением.

Вариативный компонент экологического здоровьесберегающего образования – область применения универсальных учебных действий в новых ситуациях (к иным объектам, в новых условиях, с другими целями, в других сочетаниях), что обладает большими развивающими возможностями. Это – творческие ситуации деятельностных проб, экспериментирования, в том числе, социального – как изучение своего «Я» и поиск своего места «Я среди Других». Сформированное на уровне автоматизма повседневное бытовое поведение по иному осмысливается учащимися, чтобы вновь автоматизироваться уже на новом уровне рационализации, здоровьесбережения, экологической культуры.

Важен, конечно, и потенциал внеурочной работы по закреплению у учащихся тех или иных сформированных в полном объеме универсальных учебных действий – уже «в снятом виде», в качестве автоматизированных действий – операций. Решение практических задач с применением уже освоенных универсальных учебных действий мотивирует ребенка на «полезность» овладения ими не только для школы, но и для жизни (например, для дизайн-организации своего рабочего места, освоения полезных для здоровья видов отдыха, приготовления экологически чистой пищи и др.).

Внеурочная работа обладает также большими возможностями и по обеспечению индивидуализации обучения. На этапе начальной школы могут решаться задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами организации учебного труда, их разной эффективностью для разных учащихся. Формируется уважительное отношение к индивидуальности человека, мотивация к подбору индивидуально эффективных приемов учебной работы и общения, как составной части здорового образа жизни.

Помимо этого, во внеурочной работе есть возможность – в соответствии с возможностями и желаниями детей и их родителей –развивать сформированные на уроках те или иные универсальные учебные действия, например, необходимые для учебно-исследовательской работы, составления индивидуальных учебных планов и т.д..

Достижение поставленной ФГОС задачи формирования у младших школьников основ экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни невозможно силами только урочного компонента. Приоритетной задачей всех направлений внеурочной работы является воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся, создание для этого творческой, здоровой и безопасной воспитывающей среды, уклада школьной жизни. Экологическое образование занимает особое место в организации такого уклада, поскольку предметом изучения экологии человека является система «человек – среда».

Для реализации внеурочным экологическим образованием выше описанных функций в состав УМК были включены:

  • рабочая тетрадь для учащихся;

  • школьный дневник «Учусь учиться» с диагностической функцией;

  • методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей;

  • рекомендации для школьных психологов и учителей «Как преодолеть учебные затруднения по чтению, письму, математике», «Как составить индивидуальную программу развития и саморазвития ребенка»;

  • информационно-рекомендательные брошюры для педагогов и родителей – «Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы», «Утомляемый и невнимательный ребенок», «Экологическая безопасность в школе и дома»;

  • книга для самообразования школьных администраторов и педагогов «Здоровье и/или образование?»;

  • учебное пособие для самообразования учителей и школьных психологов «Экологическое развивающее образование».

человека и природы, мотивации к соблюдению правил экологически безопасного поведения в учебе и быту.

.

Цель программы «Учусь учиться 4-5»: формировать у выпускника начальной школы стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни, первичный опыт творческого применения универсальных учебных действий, формируемых на разных учебных предметах, для решения жизненных экологических проблем в реальных ситуациях учения, общения и быту.



Структура программы.

Программа включает следующие сквозные учебные модули: Учусь экологическому мышлению; Учусь управлять собой, моя экологическая культура; Учусь действовать, мои экологические проекты. Функцию введения выполняет раздел «Учусь в радость», направленный на развитие учебной мотивации, как основного условия здоровьесберегающего характера учебы.

Организация и контроль.

УМК «Учусь учиться», как и Концепция ФГОС начальной школы, базируется на современных психологических теориях развития личности, системно-деятельностного подхода, развивающего образования. Для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, включая внеурочную деятельность, необходима достаточная психологическая подготовка учителя. Поэтому на первом этапе внедрения стандарта с наибольшей эффективностью работать по УМК может школьный психолог. Учитывая диагностическую функцию УМК, анализ выполнения учащимися заданий рабочей тетради позволяет психологу сократить время на психологическое обследование, выделить группы риска по учебным затруднениям, проблемам общения и поведения, дидактогенному ухудшению здоровья. Входящая и итоговая диагностика в начале и в конце учебного года имеет целью получения школьным психологом и педагогом информации о динамике выделенных групп риска учащихся, сформированности экологического мышления, экологической воспитанности, культуры здоровья – для внесения коррекции в воспитательную, коррекционно-развивающую и здоровьесберегающую работу учителей и специалистов.

Отметки за выполнение заданий не ставятся. Это не исключает необходимость развития у обучающихся умений самооценки результатов своей работы.

Объем учебного материала в УМК недостаточен для проведения занятий и требует дополнения региональным материалом.

Форма занятий внеурочной деятельности должна максимально исключить сидение учащихся за партами. Методическое творчество учителя (психолога) должно быть направлено на разнообразие неурочных форм проведения занятий – в виде игр, познавательных экскурсий, творческих занятий, юннатской работы, вечеров встреч, тренингов и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- представления о

взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы,

принципе предосторожности,

правилах экологически безопасного поведения в окружающее среде,

индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни.

- мотивация к повышению уровня своей экологической культуры для сохранения и улучшения среды жизни, здоровья людей и природы, экологической безопасности;

- умения

переносить развиваемые на разных учебных предметах общеучебные умения и творчески применять их для решения простейших экологических проблем в учебных модельных ситуациях учебы, общения, повседневного потребления;

- в учебной работе и общении творчески использовать индивидуально эффективные, здоровьесберегающие приемы.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 класс (34 час)
Раздел 1. Учеба для здоровья – 8 час

Раздел 2. Учусь общаться – 6 час

Раздел 3. Учусь экологическому мышлению – 4 час

Раздел 4. Я - особенный, или мои секреты успеха – 2 час

Раздел 5. Учусь быть взрослым – 6 час

Раздел 6. Экологическое творчество – 6 час

Введение и итоговое занятие – 2 час
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс

Введение1 час

Раздел 1. Учеба для здоровья – 8 час

Занятие 2. Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий? Работа в тетради. №1. – 1 час.

Занятие 3. Как найти необходимую информацию? Работа в тетради. №3. – 1 час.

Занятие 4. Как найти необходимую информацию? Работа в тетради. №5. – 1 час

Занятие 5,6. Условия успешной учебы: запоминать или понимать? Работа в тетради. №6. - 2 час

Занятие 7,8,9. Как оценить свою работу? Работа в тетради. №8. – 3 час

Раздел 2. Учусь общаться – 6 час

Занятие 10,11. Как стать партнерами для решения экологических проблем? Работа в тетради. №9,10. - 2 час

Занятие 12. Учимся диалогу. Работа в тетради. №11. - 1 час

Занятие 13,14. Общение и экологическая безопасность. Работа в тетради. №12,13. – 2 час.

Занятие 15. Как узнать, друг он мне или нет? Работа в тетради. № 14. – 1 час.

  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль...
Знание подобных региональных и адаптационных нормативов врачом повышает качество диагностики заболеваний

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «немецкий язык»
Пояснительная записка

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconПояснительная записка Цель учебной практики
ПП. 05. Практика по организации методического обеспечения образовательного процесса

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины обращение с отходами производства...
Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета...

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconПояснительная записка по учебной практике. Учебная практика является...

Пояснительная записка Серия «Экология учебной деятельности» iconПояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск