Системно-деятельностный подход на уроках географии
в 9 классе
при выполнений практических работ.
Практическая работа – вид учебной деятельности учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, применения знаний и умений на практике, развития навыков самостоятельного моделирования, прогнозирования и оценки. Практические работы проводятся после изучения темы или раздела. Они включаются в учебную программу, и их выполнение обязательно.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Выполняя практическую работу, учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни. После того как учащиеся овладеют приемами выполнения практических работ, например по чтению карт и составлению на их основе географических характеристик, практические работы начинают выполняться самостоятельно и тем самым приобретают характер самостоятельных работ.
Практические работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они вызывают мыслительную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, отыскать главное, определить сходные черты и черты различия, сделать обобщения и выводы. При овладении знаниями практические работы имеют большое значение для установления связи теории с практикой. Практические работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Они приучают школьников самостоятельно приобретать новые знания из книг, наблюдений, в процессе практической деятельности. Без практических работ нельзя обеспечить прочных и осознанных знаний, выработать необходимые умения и навыки, в том числе и для продолжения самообразования.
Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.
И. И. Баранский
Список практических работ по географии проводимых в 9 классе.
№
п.р.
| Практическая работа
| География отраслей и межотраслевых комплексов
| 1
| Определение гл. районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам
| 2
| Составить характеристику одного из угольного бассейна по картам и статистическим материалам
| 3
| Составить характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам
| 4
| Определить по картам главные факторы размещения металлургии меди и алюминия
| 5
| Составить характеристику одной из баз хим. промышленности по картам и статистическим материалам
| 6
| Определить по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства
| Экономические районы
| 7
| Моделирование вариантов нового районирования территории России
| 8
| Составить и проанализировать схемы хоз. связей Двинско- Печерского подрайона.
| 9
| Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Севера
| 10
| Объяснить взаимодействие природы и человека на примере одной из территории Центральной России
| 11
| Составить картосхему размещения народных промыслов Центральной России
| 12
| Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга
| 13
| Изучение влияния истории населения и развития территорий на сложный этнический и религиозный состав населения Поволжья.
| 14
| Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения
| 15
| Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья
| 16
| Выявить и проанализировать условия для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе
| 17
| Определить тенденцию хозяйственного развития Северного Урала
| 18
| Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем
| 19
| Изучить и оценить природные условия Западно-Сибирского района для жизни и быта человека
| 20
| Составить характеристику нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива,
экологические проблемы) Западно-Сибирского района
| 21
| Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона
| 22
| Оценить особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе
| 23
| Составить характеристику Норильского промышленного узла (ГП, ПУ, ПР, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).
| 24
| Выделить на карте индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центр Дальнего Востока
| 25
| Предложить и обосновать свой вариант прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Составить прогноз тенденций развития транспорта этих
территории.
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам». ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Закрепить умение по определению факторов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Продолжить формирование умений и навыков учащихся анализировать различные тематические карты с целью выяснения главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Фактор размещения – это требования, предъявляемые размещенным объектом к окружению. Без удовлетворения этих требований (наличия определенного количества сырья, воды, трудовых ресурсов и прочее) объект не сможет нормально функционировать. 1.По карте «Машиностроение» атласа, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
2.Назовите центры этих отраслей машиностроения.
3.Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа « Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
4.На основе сопоставления карт составьте таблицу
Группа отраслей
| Фактор размещения
| Районы
| Центры
| Трудоемкое
машиностроение
| 1.Наличие квалифицирован-ных кадров
| 1.Северо-Запад
2.Центральная Россия
3.Поволжье
4.Европейский Юг
| 1.Санкт-Петербург
2.Москва
3.Калуга
4.Ярославль
5.Рязань
6.Воронеж
7.Нижний Новгород
8.Казань
9.Ульяновск
10.Самара
11.Саратов
12.Астрахань
13.Краснодар
14.Таганрок
| Металлоемкое машиностроение
| 1.Наличие сырья
| 1.Уральский
2.Сибирский
| 1.Пермь
2.Нижний Тагил
3.Екатеринбург
4.Челябинск
5.Орск
6.Новосибирск
7.Барнаул
8.Красноярск
| Вывод: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры и научно-эксперементальную базу. Металлоемкое машиностроение требует много металла, поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Составление характеристики угольного бассейна России». ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Отработать умение описывать угольные бассейны по плану, используя картосхему, карты атласа
ХОД ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Используя карты атласа и статистические материалы ребята описывают угольный бассейн по плану.
№
| План характеристики
| Кузнецкий угольный бассейн
| Печорский угольный бассейн
| Канско-Ачинский угольный бассейн
| 1.
| Географическое положение бассейна (В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн)
| Кемеровская обл, Западной Сибири. Кузбасс имеет прямое железнодорожное сообщение со всеми регионами страны.
| Расположен на СВ европейской части страны, на СВ республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога-Печорская(Коноша-Воркута)
| Расположен на юге азиатской части(юг Западной Сибири), юг Красноярского края, частично в Кемеровской и Иркутской областях. Центр-Ачинск. Транссибирская железнодорожная магистраль
| 2
| Способ добычи
( подземный, открытый)
| Открытый и шахтный
| Дорогой подземный способ
| открытый
| 3
| Глубина добычи
| 190м
| 300 метров-это глубже, чем в Кузбассе.
| -
| 4
| Мощность пластов
| Средняя 2м
| Средняя мощность-1,5м
| 15-100м
| 5.
| Качество угля
| высокое
| Высококачественные(0,8 ккал/кг)
| Низкое(бурый) 0,47ккал/кг
| 6
| Себестоимость добычи
| Бассейн имеет благоприятные горно-геологические условия разработки, что обеспечивает их низкую себестоимость.
| Угли дорогие(себестоимость высокая)
| низкая
| 7
| Величина добычи угля
| 164млн.т
| 13 млн.т
| 36 млн.т
| 8
| Потребители
| Удалён от основных потребителей (Центр и Урал) Около 40% добываемого угля потребляется в самой Кемеровской области и 60% вывозится в районы Западной Сибири, Урала, центра европейской части страны и на экспорт (страны ближнего и дальнего зарубежья). Кузбасс является основным поставщиком коксующихся углей на Западно-Сибирский, Новокузнецкий, Череповецкий металлургические комбинаты.
| Предприятия Европейского Севера
| Крупнейшими потребителями канско-ачинских углей являются ТЭЦ городов Красноярска, Абакана, Ачинска, Канска, Минусинска, а также Назаровская ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2 и Берёзовская ГРЭС. Кроме того, в небольших городах и поселках угли используются в качестве котельного топлива
| 9
| Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)
| Загрязнение атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, нарушению ландшафта, скоплению большого количества промышленных, в том числе и токсичных отходов, истреблению на больших площадях лесов, деградации фауны и флоры, к высоким уровням заболеваемости и смертности населения.
| Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные –несвоевременная выплата заработной платы.
| Уголь не пригоден для длительного хранения и перевозки на большие расстояния. Оказывает негативное воздействие на состояние воздушной и водной среды, ландшафты, земельные ресурсы.
| Вывод: на оснований данной характеристике ребята делают вывод о перспективах развития того или иного бассейна.
10
| Перспективы развития бассейна
| Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля, что сужает перспективы дальнейшего развития всего бассейна.
| Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля.
| Вытянутость бассейна вдоль Транссибирской магистрали почти на 800 км и большие общегеологические запасы от 610 млрд т. (до глубины 600 км) до 1200 млрд т (до глубины 1200 м) предполагают значительные перспективы развития данного бассейна в будующем.
|
|