Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение»


НазваниеМетодическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение»
страница1/4
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»

Краевое государственное общеобразовательное учреждение

«Бийский лицей Алтайского края»
Методическое пособие для педагогов

по организации школьного телекоммуникационного проекта

«Граждановедение»

Автор:

Фролова Е.Б.,

учитель истории

Бийск - 2006

Проектная деятельность несомненно требует особого педагогического подхода. Преподаватель, в отличие от своих учащихся, представляет возможный результат их совместной творческой работы. Правда, важно понимать, что и в этой ситуации, конечный результат трудно запрограммировать. В самом общем виде школьный телекоммуникационный проект – это способ организации деятельности, направленной на осуществление проектного замысла. Школьный проект это как правило кооперативный проект и способ организации совместной деятельности партнеров, направленной на достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов и сроков. В образовательном проекте в качестве согласованных результатов выступают различные «продукты» решения образовательных задач, а партнерами, как правило, выступают педагоги, ученики и их родители (а также многие другие субъекты), имеющие общие проблему и цель, и согласующиеся методы и способы своей деятельности.

Предполагается, что проект должен соответствовать некоторым основным требованиям:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  • значимость предполагаемых результатов для участников учебного процесса (практическая, теоретическая, познавательная);

  • возможность для самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся;

  • учебный материал и организация работы, предполагающие структурирование (с указанием поэтапных результатов);

  • необходимость использования исследовательских методов. Строя свою педагогическую деятельность в рамках данного проекта, преподаватель заранее учитывает все вышесказанное. Обладая информацией об интернет-проектах, действующих в сетях, и информационно-компьютерной грамотностью, учитель должен найти партнеров для осуществления своих замыслов (связаться с координаторами проекта и уточнить программу его работы; найти группу партнеров-учащихся и, согласовав с ними свои замыслы и условия участия в действующем интернет-проекте, зарегистрироваться в качестве его участников). Разрабатывая свою программу работы, согласованную с планом проведения проекта, учитель должен обеспечить деятельность группы в соответствии в разработанной программой; согласовать полученные результаты деятельности с другими участниками проекта и оформить приобретенный опыт в виде отчета; обеспечить доступность полученных группой результатов для других партнеров (через электронную почту, общение через Интернет ресурсы) и определить перспективы в деятельности своей группы.

Педагогическая специфика определяется особенностью содержания. Условно весь проект можно разделить на два учебных модуля – теоретический «Основы граждановедения» (12 часов) и практический «Проектирование творческая деятельность» (20 часов). Как построить творческий процесс – решите самостоятельно (вначале изучите теоретические блоки, а на втором этапе оформите работу, или рассмотрите оба модуля параллельно – принципиальной разницы нет). Правовые вопросы требуют четкости, однозначности изложения, ошибок и вольностей в изложении законов быть не может. Так как курс не несет определенных учебных целей, а имеет практическую направленность, можно пожертвовать теоретической полнотой и юридической сверхточностью, в пользу доступности и эмоциональной насыщенности. Акцент в этом курсе делается на активизации деятельности учащихся – не собственно на приобретении определенных знаний, а осмыслении материала. Причем этот материал не только отражает основы наук, но ориентирован на изучение реальных проблем и явлений общественной жизни.

Для эффективной работы по проекту «Граждановедение» предлагается методическая система, которая фактически уже содержится в Пособии. Ее элементы отражены в структуре каждого модуля.

Основным компонентом темы является учебный текст, который разбит на смысловые части, согласно основным проблемам модуля. Они помогают учителю определить необходимость или целесообразность постановки заданий, предполагающих обсуждение идей и положений темы.

Понятия и идеи, выделенные полужирным шрифтом и курсивом, являются важнейшими для понимания и усвоения учащимися и помогают учителю определить структуру знаний о каком-либо явлении. Они предполагают обращение учащихся к дополнительной литературе, словарю.

Задания после раздела «Вопросы» дополняют вставки в тексте. Они, как правило рассчитаны не на уточнение понятий, а на организацию обсуждения важных вопросов, включенных в программу. Их основная функция – способствовать поддержанию устойчивого интереса к проектной деятельности, решению воспитательных задач. Предусмотрены различные типы заданий: поисковые, альтернативные, проблемные и другие. Их эффективность зависит и от учета учителем реального уровня знаний и подготовленности учащихся, и от их социального опыта. Учащимся предлагаются и выдержки из юридических источников, материалы местной прессы, фрагменты классических литературных произведений, телевизионных программ.

Законодательные акты и Словарь являются необходимым инструментарием для организации как коллективной, так и самостоятельной работы. Работа с ними требует пояснений со стороны учителя. При организации выполнения творческой работы возможно обращение к некоторым образцам (Примеры творческих работ). Это поможет уйти от некоторых шаблонов и самоопределиться учащимся по предлагаемой тематике. Несмотря на то, что знания основ юриспруденции не являются для нас самоцелью, учащиеся могут проверить себя, выполнив Тестовое задание для самопроверки.

Учитель, желающий добиться максимального эффекта, не работающий «по шаблону», оценит достоинства положенной в основу курса методической системы и выработает собственные подходы к ее реализации.

Цель проекта:

Сформировать активную жизненную позицию учащихся, которая проявляется в уважении и любви к своей стране, во внимательном и бережном отношении к человеку, независимо от национальной, религиозной принадлежности и цвета кожи, понимании общности и взаимозависимости между людьми, воспитании чувства собственного достоинства и уважения достоинства других, следствием чего станет социально-активное поведение.

Задачи программы:

  • сформировать систему представлений о человеке, о его личном достоинстве, неповторимой индивидуальности как высшей ценности; о правах человека и способах их защиты

  • создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки

  • выработать навык оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения

  • сформировать мотивы к изучению правой системы России.

Основная форма организации деятельности учащихся – индивидуальный самостоятельный или групповой проект.

Количество часов на программу: 32

Основные образовательные результаты:

По результатам работы по проекту учащиеся

должны знать:

  • значение основных изученных понятий;

  • содержание статей Всеобщей Декларации прав человека, статьи Конституции РФ о правах и обязанностях гражданина России;

  • соотношение прав человека и законов;

уметь:

  • различать моральные, естественные права;

  • различать права человека и гражданина;

  • работать с юридическими документами.

У учащихся должны сформироваться следующие навыки:

  • навыки обсуждения и дискуссии;

  • навыки решения проблемы в малой группе;

  • навык самоанализа и самооценки;

  • навык общения

Основная форма оценки достижений учащихся - творческие работы – web-страницы. В данной программе не представлены образцы итоговых контролирующих материалов, т.к. оценка достижений участников проекта выполняется на основе представленной творческой работы.

Приблизительная тематика творческих работ:

  1. Становление гражданского общества в современной России

  2. Права и свободы гражданина России

  3. Некоторые аспекты межнациональных отношений

  4. Терпимость к различиям. Толерантность.

  5. Смертная казнь: за или против?

  6. Оценки перспектив развития правового государства жителями вашего города

  7. Оценка роли Интернета в процессе социализации старшеклассников

  8. Семья в системе ценностей молодых людей

  9. Бедность и богатство в понимании молодых людей

  10. Трудоустройство несовершеннолетних и др.


Модуль 1. Основы граждановедения (теоретическая часть) – 12 часов

Цель: получить представления об основных категориях гражданского

общества и правового государства

Никакая демократия немыслима без разумного баланса между цивилизованным государством и сильным гражданским обществом. Это азбучная истина. За последние годы экономический и социальный облик нашей страны существенно изменился. Теперь новую экономику необходимо подкрепить подлинно демократическими принципами государственной жизни. Политики, депутаты, министры, чиновники должны находиться под постоянным общественным контролем. Только тогда, когда люди уяснят свои права и интересы, научатся делать осознанный выбор, можно будет говорить, что в России сложилось реальное, а не декларируемое гражданское общество. Китайская мудрость гласит: «Не надо сердиться на темноту, надо просто зажечь свету». Превратить Россию в действительно демократическую страну – задача всех ее ответственных граждан и настоящих патриотов.

Учителю, работая над реализацией целей и задач данного модуля важно создать среду обучения, структуру, методы и взаимоотношения в которой соответствуют правозащитным ценностям и задачам их преподавания; использовать демократичные методы работы, которые свидетельствуют о взаимном уважении между учителем и учеником.

Мы надеемся, что предлагаемые подходы окажутся интересными и полезными для вас и ваших учеников.


Блок 1. Государство и права человека. Правовое государство. Гражданское общество

Права человека - это твои и мои права» - пример одного из лозунгов, пропагандирующих права человека. Для того чтобы этот лозунг стал реальностью, необходима постоянная работа, бдительность и общее понимание его реального значения. В этом смысле учителя, постоянно работающие с молодежью, призваны сыграть важную роль в деле построения общества, основанного на соблюдении прав человека. Для того чтобы ввести эту тематику в свою работу, не обязательно быть юристом, права человека - это общее достояние. Долгий опыт показывает, что для ведения эффективного обучения необходим трехмерный подход:

1) На основе знаний (о правах человека)

Информация и осведомленность о различных категориях прав, истории прав, международно-правовых документах, механизмах демократии.

2) На основе навыков и умений (для прав человека)

Умение правильно воспринимать себя и окружающих: самопознание и самосознание, оценка и понимание собственных мотивов в отношениях с другими людьми, осознание собственных предрассудков.

Интерактивные навыки:

умение слушать, сопротивляться коллективному воздействию, выражать свое мнение.

Умение решать задачи:

нахождение информации, принятие решений, самостоятельность мышления, урегулирование

конфликтов.

3) На основе среды (в правах человека или через них)

Основы прав человека - уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека - присутствуют в большинстве великих религий и философских учений мира. Права человека нельзя купить, заработать или получить в наследство - их называют «неотъемлемыми», потому что они присущи каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любых иных обстоятельств.

Права человека играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию. Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.

Учебная деятельность по этой теме (как в прочем и по последующим) организуется с знакомства учащихся теоретическим материалом по вопросам:

  • Понятие государства.

  • Законы – средство регулирования отношений в обществе. Принципы верховенства закона над государством.

  • Понятие прав человека. Правовое положение человека в государстве. Основные признаки демократического, правового государства. Пути его формирования.

  • Понятие гражданского общества и проблемы формирования его в России.

На всех этапах занятия главным действующим лицом является учащийся. Для обсуждения вопросов по теме и выполнения заданий ученики могут быть объединены в пары и группы сменного состава. По результатам обсуждения проблем учащиеся начинают накопление материала для будущей творческой работы, возможно сразу определяясь с ее тематикой (корректировка темы возможна по ходу работы по проекту).

На занятии возможно обращение учащихся к дополнительным материалам, в т.ч. и к Internet – ресурсам. Об эффективной связи необходимо позаботиться заранее. Возможно, что часть заданий учащиеся выполнят самостоятельно, в домашних условиях. О результатах данной деятельности они сообщат в начале следующего занятия.

Блок 2. Человек. Естественные права

«Правительство существует для того, чтобы защищать права меньшинства» (У.Филлипс);

«Деспотизм - вот к чему ведет торжествующая общая воля» (Б. Констант);

«Каждый человек - исключение» (К. Ижиковский);

«Для меня один человек - это целый народ» (Демокрит);

«Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь

людей» (Конфуций);

«Народы, которые представляют собой сумму «я», мне как-то ближе, чем

народы, представляющие собой частицу «мы» (С. Ежи Лец);

«Первая из самых демократических доктрин заключается в том, что все

люди интересны» (Г. Честертон);

«Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно»

«Легче познать людей вообще, чем одного человека в отдельности» (Ларошфуко).
По данной теме, как и по некоторым другим (где приводятся афоризмы и высказывания) целесообразно начать занятие с организации дискуссии, предложив учащимся высказать свое мнение и отношение по приведенным мнениям. Далее следует самостоятельное знакомство школьников с текстом пособия (способ работы известен с предыдущего занятия) по вопросам:
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования борисоглебский...
Методические рекомендации включают материалы по комплектованию фондов школьного музея, основы организации школьного музея, рекомендации...

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМетодическое пособие посвящено проблемам организации профильного...
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМетодическое пособие для самоподготовки для специальностей 060101...
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического...
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школь­ных психолого-медико-педагогических консилиу­мов....

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconПроект «портфолио» Авторы проекта: Даций Е. В., зам директора по...
Актуальность этого проекта связана с повышением качества школьного образования за счёт организации процессов самоорганизации

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМетодика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению
...

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconРегламент по организации межведомственного защищенного информационно-телекоммуникационного...
Описание и порядок защищенного информационно-телекоммуникационного взаимодействия при обмене информацией между системой 103 и информационными...

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМетодическое пособие для практических занятий красноярск 2002
...

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМетодическое пособие по выполнению практических работ
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения

Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение» iconМетодическое пособие 2011 г
Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск