Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга


НазваниеОсновные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6

image76





image77



Дидактические единицы

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга.

Процесс управления маркетингом.

Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.

Товар и его коммерческие характеристики. Оценка конкурентоспособности товара. Марка и марочная политика. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Позиционирование товара на рынке.

Управление ассортиментом. Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения. Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Виды и средства рекламы. Паблик рилейшинс и товарная пропаганда. Методы персональных продаж. Формы краткосрочного стимулирования. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Организация оптовой и розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы. Товародвижение.

Подходы к организационному построению службы маркетинга. Бюджет маркетинга. План маркетинга. Маркетинговый контроль. Особенности международного маркетинга.

Аннотация

Маркетинг является важной частью деятельности в любой отрасли экономики. Фирмы, государственные организации, коммерческие и некоммерческие структуры – все они должны выяснять потребности своего клиента и искать пути их удовлетворения.

Данный курс служит базой для последующего получения студентами практических навыков по технологии маркетинговой деятельности, которые приобретаются на семинарских занятиях, во время участия в деловых играх, при выполнении студентами практических заданий. Практические задания сформулированы по темам курса в отдельном сборнике (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

При изучении дисциплины предусмотрено изложение как отечественных, так и зарубежных теоретических и практических достижений. Для самостоятельной, более углубленной проработки проблем курса, в программе имеется список соответствующей литературы.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов четкого представления о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной на решение задач предприятия по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг.

Основными задачами курса являются:

  • изучение сущности маркетинга, его принципов, видов, методов, концепций;

  • рассмотрение роли маркетинга в экономическом развитии страны;

  • формирование представлений о товарной, ценовой, коммуникационной политиках, сегментации рынка, политике спроса и стимулирования сбыта;

  • рассмотрение организации деятельности маркетинговой службы;

  • рассмотрение основных приемов исследовательской деятельности.

2 Начальные требования к освоению дисциплины

Приступая к изучению маркетинга, студент должен знать основы экономических теорий, менеджмента, социологии; должен читать, понимать и конспектировать специальную литературу, знать основы библиографии, иметь навыки работы с периодической печатью, уметь на этой основе делать выводы.

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать

  • основные понятия маркетинга;

  • процесс управления маркетингом;

  • стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга;

  • виды цен и особенности их применения;

  • методы расчета цен;

  • ценовые стратегии;

  • критерии и методы сегментирования рынка, пути позиционирования товара на рынке;

  • виды скидок и условия их применения;

  • каналы распределения: уровни и типы организации;

  • подходы к организационному построению службы маркетинга;

уметь

  • проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;

  • составлять план маркетинга, рассчитывать бюджет маркетинга;

  • определять жизненный цикл товара, давать характеристику его стадий;

  • изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;

  • оценивать конкурентоспособность товара;

  • управлять ассортиментом;

  • подготовить аналитический отчет о состоянии рынка;

иметь представление

  • о видах и средствах рекламы;

  • о методах и средствах стимулирования реализации продукции;.

  • о паблик рилейшинс и товарной пропаганде;

  • о методах персональных продаж;

  • о формах краткосрочного стимулирования;

  • о торговых посредниках и их классификации;

  • об организации оптовой и розничной торговли;

  • о дилерах и дистрибьюторах;

  • о товародвижении;

  • о маркетинговом контроле;

  • об особенностях международного маркетинга;

  • о системе маркетинговой информации и методах ее сбора;

  • о марке и марочной политике;

  • о товаре и его коммерческих характеристиках.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Распределение по

семестрам/курсам

Общая трудоемкость дисциплины

176/176

6/4

Лекции

30/12

Практические занятия

30/8

Всего самостоятельная работа

в том числе:

курсовая работа

116/156
1/1

Вид итогового контроля

экзамен/экзамен





5 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины



п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Лц

Пз

СРС

1

Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга.

2/1

2/-

6/6

2

Процесс управления маркетингом и его составные части.

2/1

2/-

6/6

3

Системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований.

2/1

3/-

4/6

4

Маркетинговая среда.

2/1

2/2

4/6

5

Покупательское поведение потребителей и процесс принятия решения о покупке.

2/1

2/2

6/8

6

Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара.

2/1

2/2

4/6

7

Товар и маркетинговая деятельность.

2/1

2/-

6/8

8

Разработка товаров: подход к разработке товаров и проблемам Жизненного цикла Товара (ЖЦТ).

2/1



4/6

9

Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования.

2/1



4/6



10

Установление цен на товары: подходы к проблеме ценообразования.

2/-

2/-

6/8

11

Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижения, розничная и оптовая торговля.

2/1

2/-

4/6

12

Системы маркетинговых коммуникаций и стимулирования.

2/1

2/-

4/6

13

Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, PR.

2/-

2/-

6/8

14

Продвижение товаров: прямой маркетинг, личные продажи

1/-

1/-

4/8

15

Стратегия. Планирование. Контроль.

2/1

2/2

4/8

16

Международный маркетинг.

1/-

1/-

4/8

17

Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности.




1/-

4/8

18

Маркетинг и общество



2/-

4/6




Курсовая работа







32/32




Всего

30/12

30/8

116/156


6 Содержание дисциплины

Тема 1 Сущность, процесс, принципы, виды, типы, цели, концепции маркетинга

Маркетинг – философия XXI века. Эволюция маркетинга как науки. Основные понятия маркетинга. Сущность маркетинга. Принципы, виды, функции маркетинга. Концепции управления маркетингом: производственная, товарная, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия. Рынок и его основные характеристики. Социально-экономические категории: нужда, потребность, спрос, обмен, сделка, потребление.

Вопросы для самоконтроля

  1. Сущность маркетинга и его определение.

  2. Основные принципы маркетинга, их характеристика.

  3. Понятие «рынок» и его основные характеристики.

  4. Два подхода к управлению маркетингом – концепция совершенствования товара и концепция совершенствования производства – и их отличия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Деловая игра «Рынок»

В этой игре моделируется работа конкретного рынка. Игра демонстрирует, как под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке.

Тема 2 Процесс управления маркетингом и его составные части

Процесс управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Выявление новых рынков. Оценка маркетинговых возможностей. Отбор целевых рынков. Отбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке. Разработка комплекса маркетинга. Товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика. Бюджет маркетинга. План маркетинга. Подходы к организационному построению службы маркетинга. Маркетинговый контроль.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 2) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг: сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для самоконтроля

  1. Комплекс маркетинга, понятие и структура.

  2. Анализ рыночных возможностей и отбор целевых рынков.

  3. Сегментирование рынка предприятиями – цели и характер.

Тема 3 Системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований (тема изучается самостоятельно по предложенным вопросам)

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Вопросы для подготовки

  1. Система маркетинговой информации и методы ее сбора.

Концепция системы маркетинговой информации:

  • система внутренней отчетности;

  • система сбора внешней текущей маркетинговой информации;

  • система маркетинговых исследований.

  1. Маркетинговые исследования.

Схема маркетингового исследования:

  • выявление проблем и формирование целей исследования;

  • отбор источников информации;

  • сбор информации;

  • анализ собранной информации;

  • представление полученных результатов.

  1. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.

Контрольные вопросы

  1. Какие цели могут стоять перед исследованиями, призванными облегчить принятие решений в следующих сферах деятельности: организация распределения товара, организация производства товара, реклама, личная продажа, назначение цены товара?

  2. Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации?

  3. Сформулировав цели исследования и основную проблему, решению которой оно должно способствовать, исследователь готов приступить к формальному опросу аудитории. Прокомментируйте данное утверждение

Тема 4 Маркетинговая среда

Маркетинговая среда организации. Основные факторы микросреды: поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории. Макросреда: демографическая среда, экономические условия, состояние окружающей среды, научно-технический прогресс, политические условия, уровень культуры.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные факторы микро- и макросреды, в которых функционирует фирма.

  2. Поясните, почему деятели рынка реагируют на демографические перемены.

  3. Расскажите о четырех типах конкурентов, в которых должен разбираться предприниматель, задумавший открыть новую пиццерию по соседству с нашим институтом.

  4. Предположите, по каким оптовым и розничным каналам концерн «Проктер энд Гэмбл» мог бы организовать товародвижение новой марки своего стирального порошка.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 4) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Тема 5 Покупательское поведение потребителей и процесс принятия решения о покупке

Понятие «потребительский рынок». Модель покупательского поведения. Характеристики покупателей. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке – культурные, социальные, личностные, психологические. Покупатели от имени организаций: рынок организаций, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 5) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие потребительского рынка и его структура.

  2. Четыре основных фактора, влияющих на покупательское поведение потребителей.

  3. Модели покупательского поведения и характеристики покупателей.

Тема 6 Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и

позиционирование товаров

Сегментирование рынка. Процесс сегментации рынка. Виды сегментации рынка. Критерии и методы сегментирования рынка. Географические, демографические, психографические, поведенческие принципы. Стратегии охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный маркетинг. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 6) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные принципы сегментирования.

  2. Дайте определения понятиям «сегментирование рынка», «выбор целевых сегментов рынка», «позиционирование товара на рынке».

Вопросы для обсуждения

  1. Поясните, каким образом фирмы выбирают стратегию охвата рынка.

  2. Расскажите, каким образом фирма позиционирует товар-новинку на рынке.

Тема 7 Товар и маркетинговая деятельность

Товар и его коммерческие характеристики. Товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Основные виды классификации товаров. Оценка конкурентоспособности товара. Товары широкого потребления. Товары промышленного назначения. Марка и марочная политика. Товарный знак и его применение. Фирменный стиль. Марочные названия. Упаковка товара. Решения относительно услуг для клиентов, товарного ассортимента, товарной номенклатуры. Управление ассортиментом.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 7) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для обсуждения

  1. Дайте определения товара, товарной единицы.

  2. Расскажите о понятиях: товара по замыслу, товара в реальном исполнении и товара с подкреплением.

  3. Дайте определение основных видов классификации товаров.

  4. Поясните, зачем фирме нужны товарные марки.

  5. Расскажите о роли упаковки товара и его маркировке.

  6. Расскажите о том, как фирма формирует свой товарный ассортимент.

Тема 8 Разработка товаров: подход к разработке товаров и проблемам жизненного цикла товара (ЖЦТ)

Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Этап выведения товара на рынок. Этап роста. Этап зрелости. Этап упадка.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите и охарактеризуйте этапы процесса разработки нового товара.

  2. Расскажите о роли и значении затрат на стимулирование сбыта на каждом из этапов ЖЦТ.

Тема 9 Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования

Ценообразование на разных типах рынков. Постановка задач ценообразования. Выбор метода ценообразования. Установление окончательной цены. Эластичность спроса.

Вопросы для обсуждения

  1. Перечислите и охарактеризуйте четыре типа рыночной конкуренции.

  2. Расскажите, как фирмы выбирают методы ценообразования.

  3. Назовите три фактора, влияющих на установление окончательной цены товара.

Тема 10 Установление цен на товары: подходы к проблеме ценообразования

Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Установление цен на новый товар. Ценовые стратегии. Стратегия «снятия сливок», стратегия прочного внедрения на рынок. Стратегия и ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Установление цен по географическому принципу. Установление цен со скидками и зачетами. Виды скидок и условия их применения. Установление цен для стимулирования сбыта. Установление дискриминационных цен.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 10) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для самоконтроля

  1. Расскажите о том, как фирма устанавливает цену на новый товар.

  2. Назовите пять основных вариантов установления цены по географическому принципу.

  3. Перечислите и охарактеризуйте пять основных видов скидок.

Тема 11 Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижения, розничная и оптовая торговля

Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Природа каналов распределения. Решения о структуре канала. Решения об управлении каналом. Товародвижение.

Решения по проблемам товародвижения. Организация оптовой и розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 11) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите уровни и функции канала распределения.

  2. Назовите основные варианты каналов, которыми может воспользоваться фирма.

  3. Опишите, как фирма разрабатывает цели товародвижения.

  4. Расскажите о роли розничных и оптовых торговцев в процессе товародвижения.

  5. Расскажите о маркетинговых решениях, которые приходится принимать розничным и оптовым торговцам.

Тема 12 Системы маркетинговых коммуникаций

и стимулирования

Этапы разработки эффективной коммуникации. Выявление целевой аудитории. Определение желаемой ответной реакции. Формирование комплекса стимулирования. Стратегия проталкивания товара и стратегия привлечения потребителя к товару.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 12) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите и охарактеризуйте некоторые основные составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций.

  2. Перечислите шесть элементов процесса маркетинговой коммуникации.

  3. Назовите факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования.

Тема 13 Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта,

пропаганда, Public Relations (PR). Спонсоринг, продукт-плейсмент,

брэндинг (тема изучается самостоятельно по предложенным вопросам)

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Вопросы для подготовки

  1. Виды и средства рекламы.

Реклама:

    • история рекламы;

    • задачи рекламы;

    • разработка бюджета;

    • выбор рекламного обращения;

    • средства распространения информации;

    • носители рекламы;

    • виды рекламы;

    • рекламные средства.

  1. Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Стимулирование сбыта:

    • задачи стимулирования сбыта;

    • методы и средства стимулирования сбыта;

    • разработка программы стимулирования сбыта;

Формы краткосрочного стимулирования.

  1. Пропаганда:

    • средства пропаганды;

    • постановка задач пропаганды;

    • оценка результатов пропагандистской деятельности.

  1. Спонсоринг:

  • цели мероприятий спонсоринга;

  • виды спонсоринга: спонсоринг в спорте, в области культуры, социальный спонсоринг, экоспонсоринг.

  1. Продукт-плейсмент:

  • формы продукт-плейсмента: родовой, имиджевый (креативный), инновационный, обычный (общепринятый).

  1. Брэндинг:

  • основные характеристики брэнда;

  • создание брэнда;

  • этапы формирования брэнда;

основные методы оценки брэнда.

7. Паблик рилейшинс и товарная пропаганда.

Public relations (PR) и продвижение товара на рынок:

  • цели PR;

  • задачи и функции PR;

Товарная пропаганда.

Вопросы для обсуждения

  1. Расскажите, как вы стали бы разрабатывать пропагандистскую компанию для «Русского общества по борьбе с раком».

  2. Выберите несколько наименований товаров индивидуального использования и определите для них основные виды средств распространения рекламы. Сделайте обоснование выбора решения по широте охвата, частоте появления, силе воздействия, финансовым соображениям.

Тема 14 Продвижение товаров: прямой маркетинг, личные продажи

Прямой маркетинг. Формы прямого маркетинга. Персональные (личные или прямые) продажи. Методы персональных продаж. Преимущества персональных продаж. Торговый аппарат и его организационная структура. Система торговых агентов. Обучение торговых агентов. Контроль за работой торговых агентов. Оценка эффективности работы торговых агентов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 14) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте отличия личной продажи от рекламы.

  2. Назовите существующие варианты организационной структуры торгового аппарата фирмы.

  3. Назовите два личных качества, наиболее важных для преуспевающего коммивояжера и обоснуйте их значимость.

  4. Перечислите основные задачи тех, кто контролирует работу коммивояжеров.

Тема 15 Стратегия, планирование, контроль

Стратегическое планирование: программа фирмы, задачи и цели фирмы, план развития хозяйственного портфеля. Портфельные стратегии. Матрица БКГ (Бостонская Консультационная группа).

Планирование маркетинга: разделы плана маркетинга, разработка бюджета маркетинга. Глобальные маркетинговые стратегии. Оборонительные и наступательные стратегии. Стратегия отступления.

Маркетинговый контроль: контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, стратегический контроль.

Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 15) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Контрольные вопросы

  1. Различия между основными направлениями возможностей роста компании (предприятия).

  2. Основные решения, которые необходимо принять для разработки маркетинговой стратегии в рамках плана маркетинга. Необходимость координации этих решений.

  3. Преимущества и недостатки постоянного наблюдения за отношением клиентов по сравнению с другими приемами контроля за выполнением годовых планов.

  4. Ревизия маркетинга как основа процесса стратегического контроля; характерные черты и цели использования.

Тема 16 Международный маркетинг

Особенности международного маркетинга. Система международной торговли. Выход на внешний рынок. Структура комплекса маркетинга. Службы маркетинга.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 16) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для обсуждения

  1. Расскажите о трех основных стратегиях, которыми фирма может воспользоваться для выхода на зарубежный рынок.

  2. Охарактеризуйте влияние на международный маркетинг особенностей экономической, политико-правовой и культурной среды.

  3. Дайте описание трех видов организационных структур для проведения международного маркетинга.

Тема 17 Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности

Маркетинг услуг. Основные характеристики услуги. Классификация услуг. Маркетинг организаций. Маркетинг отдельных лиц. Маркетинг мест. Маркетинг идей.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 17) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009).

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию «услуга» и расскажите о четырех особенностях, присущих маркетингу услуг.

  2. Обоснуйте, зачем нужен маркетинг отдельных лиц и мест.

  3. Соотнесите четыре составляющие комплекса маркетинга (товар, цена, методы распределения и стимулирования) с проведением компании общественного маркетинга.

Тема 18 Маркетинг и общество (тема изучается самостоятельно по предложенным вопросам)

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Вопросы для подготовки

  1. Воздействие маркетинга на индивидуальных потребителей.

  2. Воздействие маркетинга на общество в целом;

  3. Действия граждан по регулированию маркетинга:

    • консюмеризм;

    • движение за охрану окружающей среды;

    • бихевиоризм.

  1. Меры государственного регулирования маркетинга.

  2. Социально-ответственный маркетинг.

  3. Моральные принципы маркетинга.

  4. Нравственные ситуации в маркетинге.

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Багиев Г. Л. Маркетинг : учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под ред. Г. Л. Багиева. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2009.

  2. Маслова Т. Д. Маркетинг : учебник для вузов / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2009.

  3. Мурахтанова Н. М. Маркетинг : учеб. пособие / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009.

  4. Панкрухин А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2009.

Дополнительная

  1. Басовский Л. Е. Маркетинг : курс лекций / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2006.

  2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент : пер. с англ. / Ф. Котлер ; под ред. О. А. Третьяк. – СПб. : Питер, 2006.

  3. Современный маркетинг / под ред. В. Е. Хруцкого. – М. : Финансы и статистика, 2007.

  4. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка : учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 1999.

Информационные ресурсы


  1. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Электронный ресурс] : курс лекций / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 219 с. – Режим доступа : http://znanium.com/bookread.php?book=320590

  2. Годин, А. М. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / А. М. Годин. – 9-e изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2012. – 656 с. – Режим доступа : http://znanium.com/bookread.php?book=334180

  3. Захарова И. В. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / И. В. Захарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 138 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/519/78519



8 Перечень типовых вопросов для итогового контроля


  1. Сущность, принципы, функции маркетинга.

  2. Концепции и цели маркетинга.

  3. Роль маркетинга в экономической системе.

  4. Процесс управления маркетингом и его составные части.

  5. Анализ рыночных возможностей.

  6. Сегментирование рынка: определение, основные принципы сегментирования потребительских рынков, выбор целевых сегментов рынка.

  7. Разработка комплекса маркетинга и его составляющих.

  8. Основные факторы микросреды функционирования организации.

  9. Основные факторы макросреды деятельности организации.

  10. Покупательское поведение потребителей: определение потребительского рынка; факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

  11. Товар в маркетинговой деятельности (по замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением).

  12. Товар: определение, его полезность, классификация товаров.

  13. Жизненный цикл товара (ЖЦТ): определение, его этапы.

  14. Ценообразование в маркетинговой деятельности: ценообразование на разных типах рынков, методы ценообразования.

  15. Подходы к проблеме ценообразования, установление цен: на новый товар, по географическому принципу, со скидками и зачетами для стимулирования сбыта.

  16. Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижение.

  17. Требования к оптовику и сбытовому агенту.

  18. Продвижение товаров: этапы разработки эффективной коммуникации.

  19. Основные составляющие комплекса стимулирования: природа средств стимулирования, факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования.

  20. Реклама: определение, история развития, виды, средства распространения.

  21. Планирование маркетинга: составляющие плана маркетинга.

  22. Международный маркетинг: изучение среды, выход на внешний рынок, методы выхода на рынок.

  23. Маркетинг услуг: природа и основные характеристики услуги.

  24. Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности: маркетинг организаций, знаменитостей, политических кандидатов, маркетинг мест, маркетинг идей.

  25. Классификация услуг: по источникам услуги, по присутствию клиента, по мотиву приобретения услуги клиентом.

  26. Маркетинг и общество: критика маркетинга со стороны общественности, действия граждан по регулированию маркетинга (консюмеризм, движение за охрану окружающей среды), социально-ответственный маркетинг.

  27. Понятие рекламы и ее виды.

  28. Персональные (личные или прямые) продажи при продвижении товара на рынок. Преимущества личных продаж.

  29. Public Relations (PR) как средство коммуникационной политики.

  30. Основные виды маркетинга.

  31. Товарный знак, его роль в современных условиях. Фирменный стиль.

  32. Стимулирование сбыта в коммуникационной политике.

  33. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы.

  34. Методы маркетинговых исследований.

  35. Глобальные маркетинговые стратегии.

  36. Оборонительные и наступательные стратегии, стратегия отступления.

  37. Портфельные стратегии. Матрица Бостонской консалтинговой группы.

  38. Ценообразование на разных типах рынков.

  39. Методы распространения товаров: розничная и оптовая торговля.

  40. Пропаганда, постановка задач пропаганды.

  41. Стратегии охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный маркетинг.

  42. Позиционирование товаров на рынке.

  43. Марка (товарный знак) и ее применение.

  44. Фирменный стиль. Марочные названия.

  45. Упаковка товара, развитие функции упаковки товара.

  46. Понятия «товарная линия», «товарная номенклатура», «товарный ассортимент».

  47. Социально-экономические категории: нужда, потребность, спрос, обмен, сделка, потребление.

  48. Виды цен и особенности их применения.

  49. Виды ценовых стратегий и условия их применения.

  50. Стратегии высоких, низких, средних цен. Стратегия целевых цен, неизменных цен, гибких цен, льготных цен.

  51. Стратегии цен, ориентированные на условия конкуренции.

  52. Смешанные маркетинговые стратегии: «снятия сливок»; прочного внедрения на рынок.

  53. Спонсоринг, его виды; цели мероприятий спонсоринга.

  54. Продукт-плейсмент. Формы продукт-плейсмента.

  55. Брэндинг, основные характеристики брэнда, создание брэнда.

  56. Прямой маркетинг. Формы прямого маркетинга.

  57. Цели, задачи, функции PR.

  58. Стратегии цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения спроса и затрат.

  59. Стратегия цен и репутация фирмы.

  60. Стратегии цен, ориентированные на условия конкуренции.

9 Рейтинговая оценка по дисциплине

Согласно учебной программы общая трудоемкость дисциплины 176 часов, что соответствует 60 часам аудиторных занятий и 80 часам самостоятельной работы, включая выполнение курсовой работы.

Аудиторные занятия различаются по формам проведения: лекции, семинары, практические.

Для формирования объективной оценки знаний и умений студента по дисциплине используется рейтинговая система.

Все виды работ, выполняемые студентом при освоении материала дисциплины, оценивается определенным количеством баллов с учетом значимости формы работы и уровня выполнения. Сумма этих оценок определяет рейтинг знаний студента. Систематичность и регулярность контроля позволяет сформировать адекватную интегрированную аттестационную оценку знаний по дисциплине.

Конспектирование материала лекций – до 2 баллов.

Активное участие на семинарском занятии, т.е. обсуждение заявленных вопросов и правильные ответы, оценивается до 10 баллов.

Выполнение практических занятий – до 10 баллов.

Курсовая работа составляет основу специализации студентов и оценивается до 100 баллов со следующим распределением по видам работ: оформление – 10 баллов; содержательная часть – 50 баллов; уровень знаний, продемонстрированный студентом на защите – 40 баллов.

По всем темам курса для проверки усвоения изученного материала сформированы тесты, как в сборнике, так и в компьютерном варианте. Тесты позволяют подготовиться к итоговому тесту, который добавит дополнительные баллы к рейтингу.

Итоговый тест, состоящий из 102 вопросов, оценивается до 51 баллов (по 0,5 балла за один правильный ответ). Тест считается пройденным, если студент набрал не менее 26 баллов.

Подготовка доклада к лекционному занятию позволит поднять рейтинг: оценка доклада – до 10 баллов (данный вид работы не является обязательным).

Участие в общеинститутских мероприятиях – научно-практической конференции студентов, олимпиадах, конкурсах – также может дать прибавку к рейтингу до 20 баллов.

В конце семестра за каждым студентом будет числиться реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его личной учебной деятельности, его активность и планомерность в усвоении дисциплины. Эта сумма сравнивается с максимальным рейтинговым баллом и пересчитывается в оценки обычной пятибалльной шкалы. Причем экзамен выступает средством повышения рейтинга и может оказаться для конкретного студента необязательным, на усмотрение преподавателя.

Для получения экзамена «автоматом» студенту необходимо набрать более 335 баллов при обязательном выполнении всех практических работ, курсовой работы и участия во всех семинарских занятиях.

Максимально возможная рейтинговая оценка

по видам деятельности

Вид занятия

или деятельности

Кол-во

занятий,

работ

Оценка

за один вид работы

Максимально

возможный

суммарный балл

Лекции

15

2

30

Семинарское занятие

3

10

30

Практическое занятие

13

10

130

Курсовая работа

  • оформление

  • содержание

  • защита

1

100

10

50

40

100

10

50

40

Итоговый тест

1

51

51

Всего за семестр

341

Экзамен

3 вопроса

20

60

Итого

401
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconМ. Л. Калужский Трансформация маркетинга в электронной коммерции
Автор рассматривает Интернет-маркетинг как самостоятельный вид маркетинга в виртуальной коммуникативной среде. Основной тезис статьи:...

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга icon1. Личные продажи как основа директ-маркетинга и маркетинга в Интернете
Исследования рекламной деятельности в системе прямого маркетинга на материалах кампании «Avon»

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга icon2. Современная парадигма маркетинга. Развитие маркетинга в России....
Фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (ннгу)

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconКонспект лекций Тема Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности
Суть и содержание понятия «маркетинг». Цели, задачи, объект и предмет маркетинга. Эволюция содержания маркетинга

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconЗайман С. Конец маркетинга, каким мы его знаем
Выступая перед публикой, я почти всегда представляюсь как человек, ответственный за самый крупный после Edsel провал в истории маркетинга...

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconИспользование средств маркетинга в антикризисном управлении на транспорте
Данные и многие другие факторы в условиях кризисов, в поисках путей выхода транспортных организаций из трудных ситуаций обусловливают...

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconПлан маркетинга и рекламы ). Ключевые изучаемые вопросы (проект анкеты...
Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду (план маркетинга и рекламы)

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconНа сегодняшний день, в условиях постепенного перехода к рыночным...
Ведь очевидно, что принятие верных управленческих решений в области маркетинга требует качественной информации, которая может быть...

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга icon1. Понятие и сущность маркетинга
Говорить о сущности марктинга достаточно сложно: в обширной западной и отечественной литературе содержится несколько сотен определений...

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга iconИспользование комплекса маркетинга в организации общественного питания 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск