Скачать 1.21 Mb.
|
Дидактические единицы Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга. Процесс управления маркетингом. Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка. Товар и его коммерческие характеристики. Оценка конкурентоспособности товара. Марка и марочная политика. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Позиционирование товара на рынке. Управление ассортиментом. Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения. Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Виды и средства рекламы. Паблик рилейшинс и товарная пропаганда. Методы персональных продаж. Формы краткосрочного стимулирования. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Организация оптовой и розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы. Товародвижение. Подходы к организационному построению службы маркетинга. Бюджет маркетинга. План маркетинга. Маркетинговый контроль. Особенности международного маркетинга. Аннотация Маркетинг является важной частью деятельности в любой отрасли экономики. Фирмы, государственные организации, коммерческие и некоммерческие структуры – все они должны выяснять потребности своего клиента и искать пути их удовлетворения. Данный курс служит базой для последующего получения студентами практических навыков по технологии маркетинговой деятельности, которые приобретаются на семинарских занятиях, во время участия в деловых играх, при выполнении студентами практических заданий. Практические задания сформулированы по темам курса в отдельном сборнике (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). При изучении дисциплины предусмотрено изложение как отечественных, так и зарубежных теоретических и практических достижений. Для самостоятельной, более углубленной проработки проблем курса, в программе имеется список соответствующей литературы.
Цель курса – формирование у студентов четкого представления о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной на решение задач предприятия по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг. Основными задачами курса являются:
2 Начальные требования к освоению дисциплины Приступая к изучению маркетинга, студент должен знать основы экономических теорий, менеджмента, социологии; должен читать, понимать и конспектировать специальную литературу, знать основы библиографии, иметь навыки работы с периодической печатью, уметь на этой основе делать выводы. 3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен знать
уметь
иметь представление
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
5 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины
6 Содержание дисциплины Тема 1 Сущность, процесс, принципы, виды, типы, цели, концепции маркетинга Маркетинг – философия XXI века. Эволюция маркетинга как науки. Основные понятия маркетинга. Сущность маркетинга. Принципы, виды, функции маркетинга. Концепции управления маркетингом: производственная, товарная, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия. Рынок и его основные характеристики. Социально-экономические категории: нужда, потребность, спрос, обмен, сделка, потребление. Вопросы для самоконтроля
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1Деловая игра «Рынок» В этой игре моделируется работа конкретного рынка. Игра демонстрирует, как под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке. Тема 2 Процесс управления маркетингом и его составные части Процесс управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Выявление новых рынков. Оценка маркетинговых возможностей. Отбор целевых рынков. Отбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке. Разработка комплекса маркетинга. Товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика. Бюджет маркетинга. План маркетинга. Подходы к организационному построению службы маркетинга. Маркетинговый контроль. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 2) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг: сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для самоконтроля
Тема 3 Системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований (тема изучается самостоятельно по предложенным вопросам) СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Вопросы для подготовки
Концепция системы маркетинговой информации:
Схема маркетингового исследования:
Контрольные вопросы
Тема 4 Маркетинговая среда Маркетинговая среда организации. Основные факторы микросреды: поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории. Макросреда: демографическая среда, экономические условия, состояние окружающей среды, научно-технический прогресс, политические условия, уровень культуры. Вопросы для самоконтроля
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 4) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Тема 5 Покупательское поведение потребителей и процесс принятия решения о покупке Понятие «потребительский рынок». Модель покупательского поведения. Характеристики покупателей. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке – культурные, социальные, личностные, психологические. Покупатели от имени организаций: рынок организаций, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 5) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для обсуждения
Тема 6 Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товаров Сегментирование рынка. Процесс сегментации рынка. Виды сегментации рынка. Критерии и методы сегментирования рынка. Географические, демографические, психографические, поведенческие принципы. Стратегии охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный маркетинг. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 6) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для самопроверки
Вопросы для обсуждения
Тема 7 Товар и маркетинговая деятельность Товар и его коммерческие характеристики. Товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Основные виды классификации товаров. Оценка конкурентоспособности товара. Товары широкого потребления. Товары промышленного назначения. Марка и марочная политика. Товарный знак и его применение. Фирменный стиль. Марочные названия. Упаковка товара. Решения относительно услуг для клиентов, товарного ассортимента, товарной номенклатуры. Управление ассортиментом. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 7) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для обсуждения
Тема 8 Разработка товаров: подход к разработке товаров и проблемам жизненного цикла товара (ЖЦТ) Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Этап выведения товара на рынок. Этап роста. Этап зрелости. Этап упадка. Вопросы для самоконтроля
Тема 9 Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования Ценообразование на разных типах рынков. Постановка задач ценообразования. Выбор метода ценообразования. Установление окончательной цены. Эластичность спроса. Вопросы для обсуждения
Тема 10 Установление цен на товары: подходы к проблеме ценообразования Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Установление цен на новый товар. Ценовые стратегии. Стратегия «снятия сливок», стратегия прочного внедрения на рынок. Стратегия и ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Установление цен по географическому принципу. Установление цен со скидками и зачетами. Виды скидок и условия их применения. Установление цен для стимулирования сбыта. Установление дискриминационных цен. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 10) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для самоконтроля
Тема 11 Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижения, розничная и оптовая торговля Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Природа каналов распределения. Решения о структуре канала. Решения об управлении каналом. Товародвижение. Решения по проблемам товародвижения. Организация оптовой и розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 11) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для самоконтроля
Тема 12 Системы маркетинговых коммуникаций и стимулирования Этапы разработки эффективной коммуникации. Выявление целевой аудитории. Определение желаемой ответной реакции. Формирование комплекса стимулирования. Стратегия проталкивания товара и стратегия привлечения потребителя к товару. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 12) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для самоконтроля
Тема 13 Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, Public Relations (PR). Спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг (тема изучается самостоятельно по предложенным вопросам) СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Вопросы для подготовки
Реклама:
Формы краткосрочного стимулирования.
основные методы оценки брэнда. 7. Паблик рилейшинс и товарная пропаганда. Public relations (PR) и продвижение товара на рынок:
Товарная пропаганда. Вопросы для обсуждения
Тема 14 Продвижение товаров: прямой маркетинг, личные продажи Прямой маркетинг. Формы прямого маркетинга. Персональные (личные или прямые) продажи. Методы персональных продаж. Преимущества персональных продаж. Торговый аппарат и его организационная структура. Система торговых агентов. Обучение торговых агентов. Контроль за работой торговых агентов. Оценка эффективности работы торговых агентов. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 14) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Контрольные вопросы
Тема 15 Стратегия, планирование, контроль Стратегическое планирование: программа фирмы, задачи и цели фирмы, план развития хозяйственного портфеля. Портфельные стратегии. Матрица БКГ (Бостонская Консультационная группа). Планирование маркетинга: разделы плана маркетинга, разработка бюджета маркетинга. Глобальные маркетинговые стратегии. Оборонительные и наступательные стратегии. Стратегия отступления. Маркетинговый контроль: контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, стратегический контроль. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 15) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Контрольные вопросы
Тема 16 Международный маркетинг Особенности международного маркетинга. Система международной торговли. Выход на внешний рынок. Структура комплекса маркетинга. Службы маркетинга. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 16) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для обсуждения
Тема 17 Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности Маркетинг услуг. Основные характеристики услуги. Классификация услуг. Маркетинг организаций. Маркетинг отдельных лиц. Маркетинг мест. Маркетинг идей. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13 Студенты должны выполнить задания по данной теме (Тема 17) из сборника (Шилло, Л. А. Маркетинг : сборник ситуационных задач и контрольных заданий. – Дальнегорск : ДИЭИ, 2009). Вопросы для самоконтроля
Тема 18 Маркетинг и общество (тема изучается самостоятельно по предложенным вопросам) СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Вопросы для подготовки
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная
Информационные ресурсы
8 Перечень типовых вопросов для итогового контроля
9 Рейтинговая оценка по дисциплине Согласно учебной программы общая трудоемкость дисциплины 176 часов, что соответствует 60 часам аудиторных занятий и 80 часам самостоятельной работы, включая выполнение курсовой работы. Аудиторные занятия различаются по формам проведения: лекции, семинары, практические. Для формирования объективной оценки знаний и умений студента по дисциплине используется рейтинговая система. Все виды работ, выполняемые студентом при освоении материала дисциплины, оценивается определенным количеством баллов с учетом значимости формы работы и уровня выполнения. Сумма этих оценок определяет рейтинг знаний студента. Систематичность и регулярность контроля позволяет сформировать адекватную интегрированную аттестационную оценку знаний по дисциплине. Конспектирование материала лекций – до 2 баллов. Активное участие на семинарском занятии, т.е. обсуждение заявленных вопросов и правильные ответы, оценивается до 10 баллов. Выполнение практических занятий – до 10 баллов. Курсовая работа составляет основу специализации студентов и оценивается до 100 баллов со следующим распределением по видам работ: оформление – 10 баллов; содержательная часть – 50 баллов; уровень знаний, продемонстрированный студентом на защите – 40 баллов. По всем темам курса для проверки усвоения изученного материала сформированы тесты, как в сборнике, так и в компьютерном варианте. Тесты позволяют подготовиться к итоговому тесту, который добавит дополнительные баллы к рейтингу. Итоговый тест, состоящий из 102 вопросов, оценивается до 51 баллов (по 0,5 балла за один правильный ответ). Тест считается пройденным, если студент набрал не менее 26 баллов. Подготовка доклада к лекционному занятию позволит поднять рейтинг: оценка доклада – до 10 баллов (данный вид работы не является обязательным). Участие в общеинститутских мероприятиях – научно-практической конференции студентов, олимпиадах, конкурсах – также может дать прибавку к рейтингу до 20 баллов. В конце семестра за каждым студентом будет числиться реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его личной учебной деятельности, его активность и планомерность в усвоении дисциплины. Эта сумма сравнивается с максимальным рейтинговым баллом и пересчитывается в оценки обычной пятибалльной шкалы. Причем экзамен выступает средством повышения рейтинга и может оказаться для конкретного студента необязательным, на усмотрение преподавателя. Для получения экзамена «автоматом» студенту необходимо набрать более 335 баллов при обязательном выполнении всех практических работ, курсовой работы и участия во всех семинарских занятиях. Максимально возможная рейтинговая оценка по видам деятельности
|
Автор рассматривает Интернет-маркетинг как самостоятельный вид маркетинга в виртуальной коммуникативной среде. Основной тезис статьи:... | Исследования рекламной деятельности в системе прямого маркетинга на материалах кампании «Avon» | ||
Фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (ннгу) | Суть и содержание понятия «маркетинг». Цели, задачи, объект и предмет маркетинга. Эволюция содержания маркетинга | ||
Выступая перед публикой, я почти всегда представляюсь как человек, ответственный за самый крупный после Edsel провал в истории маркетинга... | Данные и многие другие факторы в условиях кризисов, в поисках путей выхода транспортных организаций из трудных ситуаций обусловливают... | ||
Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду (план маркетинга и рекламы) | Ведь очевидно, что принятие верных управленческих решений в области маркетинга требует качественной информации, которая может быть... | ||
Говорить о сущности марктинга достаточно сложно: в обширной западной и отечественной литературе содержится несколько сотен определений... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |