РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета филиала МКДОУ «Октябрьский детский сад №1 «Ромашка» Протокол от «__»___________2016 г.
№_____
| «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка»
р.п. Октябрьский, Октябрьского района,
Волгоградской области
__________И.М. Васильева
Приказ №___ от _____
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
филиала
МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1
«Ромашка»
Октябрьского района
Волгоградской области
на 2016 – 2017 учебный год.
2016г. Содержание
1.Краткая презентация Программы
1.1.Возрастные и индивидуальные категории детей, на которые ориентирована Программа;
1.2.Используемые Примерные программы;
1.3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
2.Целевой раздел
Обязательная часть
2.1.Пояснительная записка
2.1.1.Цели и задачи реализации Программы;
2.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы;
2.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
2.2.Планируемые результаты освоения программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.3.Планируемые результаты освоения программы
3.Содержательный раздел
Обязательная часть
3.1.Игра как особое пространство развития ребенка до 3 лет;
3.2.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания, ребенка до 3 лет;
3.3.Игра как особое пространство развития ребенка от 3 до 7 лет;
3.4.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания, ребенка от 3 до 7 лет;
3.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
3.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
3.7. Способы и направления поддержки детской инициативы;
3.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
3.9. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.10.Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
3.11.Парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
3.12.Сложившиеся традиции групп.
4.Организационный раздел
Обязательная часть
4.1. Материально-техническое обеспечение Программы;
4.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания;
Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет.
4.3. Распорядок и режим дня;
4.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
4.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
4.6. Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада;
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет.
4.7. Распорядок и режим дня;
4.8. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
4.9. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
4.10. Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
|
|
1.Краткая презентация Программы
Полное наименование учреждения: филиал муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад №1 «Ромашка» Октябрьского района Волгоградской области.
Место нахождения учреждения: Волгоградская область, Октябрьский район, р.п. Октябрьский, улица Южная, 33.
Образовательная программа филиала муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» Октябрьского муниципального района Волгоградской области разработана на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
-с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377);
-СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013-№ 26;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Предметом регулирования Программы являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста от 1,5 лет до 7 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в пункте 2.1.1.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа разрабатывается и утверждается филиалом МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в дошкольных группах.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Образовательная программа дошкольных групп реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется при непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа включает три основных раздела, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений:
- целевой,
- содержательный,
- организационный.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел – «Игра как особое пространство развития ребенка».
В дошкольные группы принимаются дети в возрасте от 1 года до 7 лет. Подбор контингента групп учитывает возможность организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
В дошкольных группах сформированы пять возрастных групп общеразвивающей направленности (ясельная, младшая-2 группы, вторая младшая, смешанная дошкольная). Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы. Предельная наполняемость групп 23 ребенка ( младшая -20 детей, вторая младшая группа-20 детей, смешанная дошкольная-23 ребёнка).
Режим работы групп филиала МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» и длительность пребывания в нем детей определяются Уставом МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка», утвержденным «12» декабря 2015г.:
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы филиала МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» 12 часов;
- ежедневный график работы филиала МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» с 7.00 до 19.00 часов;
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни.
Режим работы не изменяется на летний оздоровительный период.
1.1.Возрастные и индивидуальные категории детей, на которые ориентирована Программа
1.2.Используемые Примерные программы Содержание образовательного процесса филиала МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» разрабатывается, утверждается и реализовывается самостоятельно.
Перечень используемых программ для дошкольного возраста по направлениям:
Образовательные
области
| Программы дошкольного воспитания
| Дополнительные
программы
| 1.Социально-коммуникативное развитие
|
|
| 2.Познавательное развитие
|
| Парциальная программа «Детство с родным селом », разработанной на основе парциальной программы Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.«Детство с родным городом»
| 3.Речевое развитие
|
| Парциальная программа
Дуровой Н.В., Журовой Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте»
| 4.Художественно-эстетическое развитие
|
| Парциальная программа
Н.Н.Леонова
«Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников»
| 5.Физическое развитие
|
| Парциальная программа с осуществлением физического развития:
«Зелёный огонёк здоровья» Картушина М.Ю.
| 1.3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Взаимоотношения между филиалом МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» и родителями (законными представителями) детей регулируются договором между ними, предметом которого являются оказание дошкольной образовательной организацией воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации образовательной программы филиала МКДОУ «Октябрьский детский сад № 1 «Ромашка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), содержание воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за воспитанником.
|