Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос»


НазваниеМетодические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос»
страница1/9
ТипМетодические разработки
filling-form.ru > Туризм > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное образование Красноармейский район

муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №32»

Методические разработки

Опыт работы на тему

«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Автор: воспитатель МДБОУ №32

Кудинова И.Е.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………….…3

  2. Актуальность педагогического опыта…………………………………………….8

  3. История изучения темы педагогического опыта по здоровьесберегающим технологиям в дошкольных образовательных организациях……………………9

  4. Основные особенности подхода по сбережению здоровья  детей, использование инновационных методик………………………………………………………….21

  5. Результативность………………………………………………………………….21

  6. Новизна…………………………………………………………………………….22

  7. Выводы ……………………………………………………………………………23

Приложения………………………………………………………………………..24

Введение.

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье, как построить воспитательно - образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей? Сегодня об этом пойдет наш разговор.

Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. И каждый детский сад решает эту задачу по - своему. Сегодня, как никогда остро ставиться вопрос «Как построить воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей?»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов,

психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,

укрепление и развитие здоровья.

Поэтому наш педагогический коллектив поставил выполнение этой проблемы на одно из первых мест. На эту тему можно найти большое количество литературы и информации в сети «Интернет». Но определить и заметить четкую систему работы в этой области достаточно нелегко. Много вопросов по проблеме здоровьесберегающих задач задают родители. Порой им сложно объяснить. Для этого нужно подготовить наглядные примеры из деятельности детского сада, систему тематических консультаций для родителей и педагогов, родительские собрания с показом практических занятий с детьми. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способы и приемы, направленные на сохранения и укрепления здоровья детей в момент занятия. Наша задача, как воспитателей, заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и то как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей.

Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятий проводятся Динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры проводим ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Одно из основных здоровьесберегающих технологий является Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в данной работе используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для более успешной результативности работы, в мероприятия добавляется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является Пальчиковая гимнастика, которую проводим индивидуально, либо с подгруппой

детей ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Для снятия зрительного напряжения используем гимнастику для глаз, проводим в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех

тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в

целом.

Ежедневно после дневного сна в течении 5 - 10 мин проводим бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Логоритмические упражнения. «Рассказывание» стихов с помощью рук

неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус,

эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания,

крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
В данной методической разработке отражены основные этапы работы

I. Этап - подготовительный (сентябрь – январь 2015-2016гг) включает в себя решение следующих задач.

1.Изучение материала по данной теме и изучение литературы.

2.Определение цели задач работы над темой.

3. Прогнозирование предстоящей работы.

II. Этап – практический (январь 2016 - август 2016гг) включает в себя решение следующих задач.

  1. Планирование на новый учебный год.

  2. Выступление о ходе работы на педагогических собраниях ДОУ

  3. Посещение методических объединений для педагогов по ФГОС

III. Этап – заключительный (август 2016).

  1. Анализ работы за прошедший учебный год.

  2. Выступление на заседании педагогических советов ДОУ. Итог работы

  3. Распространение опыта.

Ожидаемые результаты использования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях здоровьесберегающих технологий это:

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни.

  2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям.

  3. Улучшение соматический показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

  4. Сформированные навыки гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни.

Особое значение имеет взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

  1. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

  2. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ

  3. Приобщение родителей к участию в физкультурно - массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями - спортсменами и др.).

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Для родителей. Сформированная активная родительская позиция. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Отметим наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации.

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;

  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

  • закаливание; 

  • организация профилактических мероприятий в детском саду; 

  • организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.

Физкультурно - оздоровительные технологии

  • Динамические паузы

  • Подвижные и спортивные игры

  • Релаксация

  • Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

  • Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

  • Физкультурные занятия.

  • Фитболгимнастика,

  • Проблемно - игровые : игротренинги, игротерапия

  • Коммуникативные игры

  • Серия занятий «Уроки здоровья»

  • Технологии музыкального воздействия

  • Сказкотерапия

  • Фонетическая ритмика

Данные виды здоровьесберегающих технологий, мы стараемся использовать в разных режимных моментах, которые способствуют устранению усталости напряжении у детей в процессе деятельности

В итоге здоровьесберегающие образовательные технологии, их использование в нашей детской дошкольной образовательной организации - это система мероприятий, направленных в первую очередь на воспитание валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Технологии обучения здоровому образу жизни. В данном опыте как раз и отражены эти вопросы. В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

Актуальность педагогического опыта в том, что здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Результативность данного опыта в том, что система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах. Уровень здоровья и физического развития детей: Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет 45 %.Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

Уровень профессионального роста педагогов: Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьсбережению воспитанников ДОУ. Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно -воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно - развивающая среда в группах(приобретается новое физультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики. Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие « Растим здоровым малыша», в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.

Из новизны можно отметить реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу     жизни;

- использование информационно-коммуникативных технологий;

- использование современного оборудования.  Технологичность. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей. В опыт работы входят основные элементы: Воспитательно - образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.

Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр. Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол « Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр. Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», « Твое настроение».

Актуальность педагогического опыта.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

    1. История изучения темы педагогического опыта по здоровьесберегающим технологиям в дошкольных образовательных организациях.

    1. В 2012 году собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения разработала картотеку игр и упражнений по физкультурно -оздоровительной работе в ДОУ, как дополнение к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой.

Материалы из опыта работы были опубликованы в электронном журнале «Педагогический мир», на портале работников образования).

Система методической работы

Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровьесберегающих технологий и технологий здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Концептуальными основаниями деятельности методической службы ДОУ по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно - ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы по данной проблеме.

Перспективный план работы

  • Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здорвоьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик .

  • Организация семинаров, консультаций, проведение мо.

  • изучение проблемы в научно - методической литературе.

  • Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.

  • Организация выставки методической литературы.

  • Организация и проведение педагогических советов.

  • Подготовка публикаций для печати, картотек для воспитателей, составление рекомендаций для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

1. 2. Из существующих здоровьесберегающих образовательных технологий можно выделить в три группы:

  • Организационно - педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • Психолого - педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

  • Учебно - воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1.Динамические паузы

Во время занятий, 2 - 5 мин., по мере утомляемости детей.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2.Гимнастика пальчиковая

Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

3.Подвижные и спортивные игры

Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр

4.Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную музыку, звуки природы

5.Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах

В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.

6.Гимнастика дыхательная

Ежедневно по 3 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

7.Гимнастика для глаз

В различных формах физкультурно -оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

8.Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно -эстетического цикла, при посещении ДК, школы и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

9.Образовательная деятельность по физической культуре

2 - 3 раза в неделю в спортивном зале и на улице младший возраст – 15 – 20 мин

Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

10.Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5 - 10 мин во всех группах

Различные варианты проведения

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет 45 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьсбережению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.Усовершенствована предметно -развивающая среда в группах(приобретается новое физкультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие « Растим здоровым малыша», в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
1.4. Описание основных методов и методик, используемых в представленном опыте.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно - развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре

  • Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Задача старшего воспитателя сегодня - вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того, чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились   знаниями среди родителей и педагогами других учреждений. Главное, конечно же, воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • Медико - профилактические;

  • Физкультурно - оздоровительные;

  • технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;

  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

  • валеологического просвещения родителей;

  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико - профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно - оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка -дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого - педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно -оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно -оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно -оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

1.5 Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2 - 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате - 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1 - 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

1.6. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно -оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 - 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2 - 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по – разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно - наглядный.

Таким образом, для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

1. 6. Литературный обзор.

1.1. Физическое воспитание дошкольников: задачи, цели, средства.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно - физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно -гигиенических качеств.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно - волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconДипломная работа на тему
Особенности эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях...

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconПрограмма внутрифирменного повышения квалификации педагогов «Использование...
Программа предназначена для учащихся 7-9 классов и направлена на

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconПроектное задание методическая разработка организации командной работы...
Методическая разработка организации командной работы в образовательном учреждении в условиях реализации фгос-2

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconЛекция на тему: Художественно-эстетическое направление развития дошкольников
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования Ульяновской области по программе «Системные обновления дошкольного...

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconАдминистрации ковдорского района мурманской области приказ
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную...

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» icon"Использование технологии модерации в образовательном процессе"
Цель проведения: обучение участников мастер-класса методике использования модерации в образовательном процессе

Методические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях фгос» iconДетство-пресс
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск