"Использование технологии модерации в образовательном процессе"


Скачать 133.37 Kb.
Название"Использование технологии модерации в образовательном процессе"
ТипДокументы
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Волгоградский медицинский колледж"

Мастер-класс

по теме "Использование технологии модерации в образовательном процессе"

Автор: Ермолова О.М.,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Цель проведения: обучение участников мастер-класса методике использования модерации в образовательном процессе.

Ожидаемый результат: овладение участниками мастер-класса методикой проведения модерации.

Состав участников: студенты 1 курса, преподаватели ГБОУ СПО "Волгоградский медицинский колледж".

Волгоград

2014 г.

План проведения мастер-класса

I. Оргмомент

Преподаватель сообщает тему мастер-класса, обосновывает ее актуальность, ставит задачи перед участниками:

"Уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила вас для участия в работе мастер-класса по теме "Использование технологии модерации в образовательном процессе".

Позвольте напомнить, что входит в понятие «технология обучения». Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Почему мною выбрана именно технология модерации?

В современное время много говорится об активизации процесса обучения, о профессионально-практической направленности обучения, о повышении мотивации обучающихся. Модерация отвечает этим требованиям, так как относится к технологиям, в которых используются методы активного обучения, такие как мозговой штурм, дискуссия, круглый стол, разыгрывание ролей. При применении методов активного обучения реализуются потребности личности в активности, в выбросе накопившейся положительной и отрицательной энергии, формируются общие и профессиональные компетенции.

Наша цель сегодня – знакомство с технологией модерации и приобретение практического опыта по ее использованию преподавателями и студентами".

План проведения мастер-класса:

  1. Модерация на тему: "Причины возникновения болезней с наследственной предрасположенностью и пути их преодоления".

  2. Подведение итогов (заполнение анкет, желающие высказываются о том, где они могли бы применять технологию модерации).

II. Проведение модерации

1 этап – Знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы: каждый из участников коротко представляется.

Примечание: данный этап целесообразно проводить, если аудитория незнакомая.

2 этап - Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения.

Преподаватель предлагает для обсуждения проблему: «Причины возникновения болезней с наследственной предрасположенностью и пути их преодоления».

3 этап - Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов.

Преподаватель предлагает студентам разделиться на три группы, по праву свободного выбора, и дает задание каждой группе: сформулировать причины возникновения болезней с наследственной предрасположенностью. Причины записываются на карточках. После обсуждения и формулирования причин один представитель от каждой группы докладывает о результатах, если необходимо, то дает пояснения. Преподаватель (модератор) прикрепляет карточки к доске. В случае наличия одинаковых карточек в разных группах, преподаватель такие карточки не вывешивает на доску.


Причины возникновения болезней с наследственной предрасположенностью

Количество баллов

Сумма баллов

Место

1.

2.

3

и т.д.











Примечание: таблицу модератор может изобразить на доске, баллы проставляет каждый из студентов, но общая сумма баллов не должна превышать определенное значение, заданное модератором.

Например, модератор предлагает проставить баллы напротив причин, учитывая, что у каждого всего десять баллов, которые он может произвольно распределить по значимости.

4 этап – Обобщение и конкретизация результатов работы.

После ранжирования, модератор предлагает группам следующее задание:


каждая группа выбирает одну или несколько причин и разрабатывает план мероприятий по их устранению, результаты можно оформить в виде таблицы:


Мероприятия для достижения результата

Ответственные

Время достижения результата

Затруднения, которые могут возникнуть














По окончании обсуждения один представитель от группы проводит презентацию результатов.

5 этап – Подведение итогов работы и обмен впечатлениями. Желательно, чтобы каждый участник высказал свое мнение о результатах работы.

Примечание: таблицу модератор может изобразить на доске, баллы проставляет каждый из студентов, но общая сумма баллов не должна превышать определенное значение, заданное модератором. Например, модератор предлагает проставить баллы напротив качеств, учитывая, что у каждого всего десять баллов, которые он может произвольно распределить по значимости.

5 этап – Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Желательно, чтобы каждый участник высказал свое впечатление о результатах работы (где и как можно использовать технологию модерации).

III. Подведение итогов мастер-класса.

Преподаватель совместно с участниками мастер-класса обсуждает результаты совместной деятельности и просит заполнить анкету. (Сопровождается мультимедийной презентацией)

Анкета

  1. Больше всего мне понравилось……

  2. Самым полезным для меня было…..

  3. Во время модерации я понял (а)……

  4. Мои пожелания и предложения…….

Приложение 1

Информационно-педагогический модуль

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание»

Методика модерации была разработана в Германии в 70-ых годах ХХ века. Это время характеризовалось усилением участия широких слоев населения в процессе принятия решений. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. В данное время технологию модерации используют как способ проведения совещания или занятия, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные. Изучение вопросов модерации групповой работы особенно актуально в контексте обеспечения высокого качества профессиональной деятельности менеджеров, работников социальной сферы, психологов, педагогов и оказания квалифицированной помощи в решении проблемных ситуаций. Во-первых, модерация помогает решить вопросы развития группы как коллектива и организации взаимодействия и сотрудничества его участников. Во-вторых, происходит формирование дополнительных компетенций самих специалистов, необходимых в условиях развития и обновления социальных систем.

Таким образом, модерация может пониматься как:

а) направляемый структурированный процесс интеракции в груп-
пах с помощью вербализации и визуализации;

б) активное участие всей команды в достижении конкретного результата.

Сейчас модерация нашла множество областей применения, от проведения собраний и заседаний до учебных занятий в школе, ВУЗе, ССУЗе.

Современная теория и практика научно-методического обеспечения профессиональной деятельности преподавателя предлагает исполь-
зование различных технологий как индивидуальной, так и групповой
работы студентов, в том числе и модерации. Модерация служит своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать свои профессиональные умения, решать профессиональные проблемы, гармонично развиваться как личность и профессионал.

Методика модерации универсальна, она применяется практически везде, где люди сотрудничают и заинтересованы в достижении общего результата.
Часть 2. Характеристика модератора.

Модератором называют руководителя дискуссии.

В ходе модерации групповой работы про-
исходит совместное развитие и обучение и участников, и самого моде-
ратора. Авторитет к модератору приходит в ходе подтверждения обоснованного прогноза групповой работы, применения обдуманных
технологий решения групповой задачи, постановки и решения аргу-
ментированных вопросов в демократической обстановке. Модерация требует от ведущего сохранения нейтральной позиции
особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают до-
верительную атмосферу процесса коммуникации. Модератор поощря-
ет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики
(например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские кар-
точки); задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает
обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы
была фактически разработана. Важным моментом работы модератора
является составление протокола групповой работы, в котором визуаль-
но отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые
результаты групповой работы.

Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор — авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности — это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного «катализатора» общественного мнения. Более того, К. Клеберт, Э. Шредер и В. Штрауб сравнивают модератора с акушером, который помогает группе «родить» правильное решение, сформулировать свои цели и задачи, найти способы претворения в жизнь принятых решений.

К числу наиболее значимых умений налаживать групповое взаимодействие относятся следующие:

О внимательно слушать;

О проявлять творческую инициативу;

О подхватывать и развивать идеи;
О мотивировать, побуждать и убеждать;

О проявлять надежность и способность к интеграции;

О сочетать чувство реальности и полета фантазии;
D конструировать ясные, понятные и однозначные планы;

О видеть и устанавливать связи;

О обосновывать собственное видение цели;
О определять критерии качества результата;

О решительно продвигать идею;

О адекватно оценивать ситуацию;

О учитывать фактор времени;

О проявлять деликатность и внимание к другим.

В ходе обсуждения проблемы дело нередко заходит в тупик, и никто из присутствующих не может преодолеть возникшее затруднение. Интеллектуальный и эмоциональный ресурс группы оказывается исчерпанным. В таком случае модератор должен быть готов выполнить функцию «ресурсного центра», способного восстановить и обновить этот ресурс. Для этого он может задать нужный вопрос, активизировать участников сменой деятельности, просто пошутить и т. д. Такого рода действия характеризуют модератора как «катализатора», ассистента в процессе продвижения группы в проблемной области.

Часть 3. Этапы модерации.

1 этап – Знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы.

2 этап – Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения.

3 этап – Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов.

4 этап – Обобщение и конкретизация результатов работы.

5 этап – Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.
Примечание: ниже будет приведен пример использования технологии модерации на занятии по медицинской генетике, где более детально будет описано проведение этапов модерации.
Правила «игры» для модерации


  1. Краткие высказывания.

  2. Запрет говорить одновременно.

  3. Визуализация главных мыслей. (Человек располагает пятью каналами восприятия. В обычных разговорных ситуациях мы используем только уши. С помощью дополнительного визуального представления повышается внимательность, легче понимаются сложные взаимосвязи, информация дольше сохраняется в памяти, участники имеют возможность активного сотворчества). Для визуализации можно применять доску, большие листы бумаги, бумажные карточки, фломастеры.

  4. Ведение обсуждения в письменной форме. Например, можно применять план действий, который оформляется в виде таблицы.

5. Применение конфликтных знаков «молния» (это любые условные сигналы, которые используются модератором для приостановки дискуссии).

Приложение № 2

Методы, используемые при модерации.

Метод «мозгового штурма»

Цель: стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества идей.

План метода.

действия:

  1. подобрать группу лиц для генерирования идей;

  2. ознакомить группу с правилами проведения мозговой атаки;

  3. провести мозговую атаку, зафиксировать все выдвинутые идеи;

  4. дать экспертную оценку идей.

Идея метода заключается в том, чтобы отделить процесс генерирования идей от их критической оценки. Метод не требует специальной подготовки и легко усваивается любыми профессиональными группами. Универсальность метода позволяет с его помощью решить почти любую проблему и любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Благодаря мозговому штурму, возможно произвести виртуальное изменение продукта (идеи) девятью различными способами. Эти способы носят название модификационных операций:

  1. альтернатива.

  2. сравнение.

  3. модификация.

  4. преувеличение.

  5. уменьшение.

  6. замещение (использование других процессов, материалов).

  7. замена.

  8. переворачивание.

  9. комбинация.

Состав участников творческой группы не превышает 5—12 человек. Полная продолжительность работы по методу составляет 2-2,5 часа.

Метод включает в себя прямую мозговую атаку, обратную мозговую атаку, варианты комбинированных мозговых атак и мозговую атаку по круговой схеме.

Прямая мозговая атака. Настоящий сеанс мозговой атаки — это особое психическое состояние людей, когда свободно высказывается все, что приходит в голову, без опаски, что кто-то над этим посмеется. Именно такое состояние позволяет в наибольшей степени подключить подсознание к решению задачи.

Порядок проведения:

  1. представление участников друг другу и ознакомление с правила
    ми—5-10 мин;

  1. постановка задачи и ответы на вопросы с целью уяснения задачи—

10-15 мин;

  1. генерирование идей — 30-40 мин;

  2. перерыв— 10мин;

  3. составление отредактированного списка идей.

Обратная мозговая атака. Составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемого явления. На субъект обрушивается ничем не сдерживаемая критика. Все процедуры проведения совпадают с описанными выше правилами прямой мозговой атаки.

Метод точечных вопросов

Предусматривает не полное высказывание участников, а проставление ими в определенной системе координат оценки по поводу высказывания, положений, тезисов. Зачастую используется как барометр настроения группы, но это не простая констатация факта, а в большей мере повод для последующей дискуссии, так как это оптическая картинка общественного мнения.

Метод смыслового поля




Метод служит для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить пикбот с предложенными блоками вопросов.

\
Метод «горячего стула»

Все участники рассаживаются по внешнему кругу. Во внутреннем круге стоят 4-5 стульев. Эти места займут те участники, которые начнут беседу. При этом один стул остается свободным — «горячий стул».

Разговор участников связан с решением той или иной проблемы, однако высказываться могут только участники внутреннего круга. Кто-то из участников внешнего круга тоже может включиться в разговор, если перейдет из внешнего круга во внутренний и займет «горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив свое место, которое становится «горячим стулом». Поводом для такого перехода может служить отсутствие аргументов для беседы, передача полномочий участия в разговоре другому лицу, усталость от общения и др.

Предписание

Условия те же. Участники внешнего круга формулируют и записывают вопросы, которые адресуются членам внутреннего круга. Вопрос должен быть прочитан вслух, но не всегда требует сиюминутного ответа. Ответ может быть отсрочен во времени, отнесен к разряду труднорешаемых вопросов, переадресован другому участнику беседы. Вопросы из внутреннего круга во внешний круг не задаются.

Список литературы.

  1. Катаева Л.К. Из опыта работы преподавателя географии // СПО. 2006-№4.-С 48-50

  2. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб,: Издательство «Речь», 2005. – 80.с.


Похожие:

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" icon1 Общие сведения о специальности
Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе 12

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconНормативный срок освоения программы Участие работодателей в разработке...
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий в образовательном процессе

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconОтчет о работе м/о предметов естественно математического цикла
Методическая тема м/о: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения качества образования и мотивации...

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconМетодические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих...
История изучения темы педагогического опыта по здоровьесберегающим технологиям в дошкольных образовательных организациях

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconНормативный срок освоения программы Участие работодателей в разработке...
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий в образовательном процессе

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconИспользование мультимедийных презентаций в учебном процессе учебное пособие
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во Омгту, 2010. – 80 с

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconЕжегодный научно-методический журнал школьного имц
Районный семинар учителей технологии «Использование инноваций на уроках технологии»

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconРабочая программа дисциплины «использование современных информационных...
«использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconОтчетов по лабораторным работам по дисциплине Информационные технологии...
Лабораторная работа №1 Использование специализированных программ с базой данных по технологии приготовления пищи

\"Использование технологии модерации в образовательном процессе\" iconМетодическая разработка урока по теме «Проведение кассовых и банковских операций»
Используемые сот (современные образовательные технологии): исследовательские, использование информационно-компьютерных технологий,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск