Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)»


НазваниеДиссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)»
страница1/8
ТипДиссертация
filling-form.ru > Туризм > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8


.Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики
Факультет права

Магистерская программа ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО


Кафедра конституционного и муниципального права

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему:

«Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)»
Выполнил:

студент группы № 25 МПП

Шендриков Алексей Леонидович

Научный руководитель:

Щербович Андрей Андреевич

МОСКВА 2013

Оглавление

Введение

4

Глава 1. Возникновение института омбудсмена за рубежом и РФ.

13

§ 1.1. Возникновение института омбудсмена за рубежом.

13

§ 1.2. Учреждение института омбудсмена в Российской Федерации.

15

Глава 2. Национальные омбудсмены в мире. Проблемы правового регулирования конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

18

§ 2.1. Понятие конституционно-правового статуса омбудсмена.

18

§ 2.2. Правовое оформление института национального омбудсмена. Место института Уполномоченного по правам человека в РФ среди органов государственной власти и государственных органов. 19

§ 2.3. Процедура назначения омбудсмена: субъекты, наделенные правом представления кандидатур и субъекты, назначающие омбудсмена. Двухэтапная процедура назначения Уполномоченного по правам человека в РФ. 23

§ 2.4. Проблемы правового регулирования требований к Уполномоченному по правам человека в РФ в ФКЗ. Запреты и ограничения, связанные с деятельностью омбудсмена. 28

§ 2.5. Гарантии деятельности омбудсмена.

33

§ 2.6. Цель и функции (задачи) омбудсмена в различных странах.

35

§ 2.7. Субъекты контроля (сфера компетентности) омбудсмена в различных странах. 40

§ 2.8. Основания для проведения проверки (расследования). Реактивная модель Уполномоченного по правам человека в РФ. 45

§ 2.9. Проведение проверки (расследования). Действия Уполномоченного по правам человека в РФ при получении жалобы 48

§2.10. Представление отчета (доклада). Право законодательной инициативы омбудсмена. 50

§ 2.11. Право обращения омбудсмена в Конституционный суд. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека и КС РФ. 55

Глава 3. Омбудсмены в федеративных государствах. Правовое регулирование конституционно(уставно)-правового статуса Уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации. 61

§ 3.1. Модели института омбудсмена в федеративных государствах. Международные и наднациональные органы омбудсмена. 61

§ 3.2. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. Проблемы правового регулирования конституционно-правового (уставно-правового)статуса. 63

Глава 4. Специализированные омбудсмены в РФ и за рубежом.

69

§ 4.1. Специализированные омбудсмены в мире. Появление в России.

69

§ 4.2. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и УПР в субъектах федерации. Проблемы правового статуса. 71

§ 4.3. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае. 73

§ 4.4. Бизнес-омбудсмен в РФ – Уполномоченный по правам предпринимателей. 75

Заключение.

79

Список литературы (источники).

88

Приложения






Введение
История развития науки конституционного права неразрывно связана с идеями конституционализма – идеями, взглядами, представлениями о модели справедливого, демократического общества1. Человечество веками искало общественный идеал, сочетающий в себе моральные и юридические начала. Им стала идея прав и свобод человека. Права человека – широкая философская, нравственная, психологическая, идеологическая, политическая и юридическая категория, воспетая изначально в трудах античных мыслителей и священных книгах, затем в эпоху Возрождения – идеологами Великой буржуазной революции, и впервые закрепленная на самом высоком – конституционном уровне в Конституциях США и Франции 1787 и 1791 гг. Международный акт, касавшийся всеобщих прав и свобод был принят лишь после Второй мировой войны в 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека ООН.

В современном мире повсеместно закрепляются на самом высоком уровне гарантии прав и свобод. В первую очередь, это их государственная защита, в России гарантированная ст.45 Конституции2. Наиболее эффективным органом государственной защиты прав является суд. Правозащитные функции государства осуществляют также полиция, органы юстиции, прокуратура. Дополнительной надежной гарантией здесь является деятельность омбудсмена, который призван защищать граждан от неправомерных действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, а в некоторых случаях, и от действий определенных частных структур, выполняющих функции публичного характера – так называемых, юридических лиц публичного права. Возникнув в 1809 году в Швеции, сейчас должность национального омбудсмена учреждена уже более чем в 140 странах мира.

Слово “омбудсмен” (швед.) можно перевести на русский язык как “представитель”, “поверенный”, “делегат”3. В российском варианте стало использоваться слово “Уполномоченный”, хотя более точным переводом с английского “commissioner” – “комиссар”. А.Ю.Сунгуров справедливо отмечает по этому поводу: “Перевод английского термина «Commissioner» на русский как «Уполномоченный» стал об­щепринятым в современном русском языке, тогда как другой, по сути, равноправный перевод
— «Комиссар» вызывает в России вполне определенные коннотации с большевистскими ко­миссарами. Отметим, однако, что в английском термине «Commissioner» явно звучит смысл, что это официальное лицо, уполномоченное для каких-то действий коллегиальным органом, тогда как в русском «Уполномоченный» присутствие коллегиального органа за его спиной начисто пропадает и, наоборот, возникают коннотации с оперуполномоченным”4.

В нашей стране институт омбудсмена, в широком смысле, представляет Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах федерации, а также действующий с 2009 года институт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. В 2012 году к исполнению полномочий приступил Уполномоченный по правам предпринимателей. Также в 2012 году Министерством Финансов РФ подготовлен законопроект “Об Уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен)”.

Итак, объектом исследования данной магистерской диссертации являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием статуса омбудсменов в РФ: конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ, конституционно(уставно)-правового статуса Уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, а также правового статуса специализированных омбудсменов в РФ.

Предмет исследования данной работы составляют нормы российского и зарубежного конституционного права, регулирующие конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ, конституционно(уставно)-правовой статус Уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации и правовой статус специализированных омбудсменов в РФ.

В данной работе использованы труды по проблематике конституционно-правового статуса омбудсмена, в том числе, и самих бывших омбудсменов. Среди них исследования экс-омбудсмена Испании и первого Комиссара Совета Европы (СЕ) по правам человека А.Х.Роблес и экс-омбудсмена Польши Ева Лентовски. В нашей стране особняком стоят труды профессора Высшей Школы Экономики (Санкт-Петербург) Сунгурова А.Ю., и экс-Уполномоченного по правам человека в РФ (1998-2004) Миронова О.О. Также примечательны труды сестер В.В. и Л.В. Бойцовых.

Нет единомыслия в академическом сообществе в определении понятия “омбудсмен”. Энциклопедический словарь “Конституция Российской Федерации” определяет омбудсмена так: “Независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц”5. В Юридической энциклопедии отражен другой подход: “Специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан”6. Преподаватель ВШЭ Автономов А.С. педалирует на парламентскую природу омбудсмена: “Омбудсман – независимый государственный орган – опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц”7. Авторитетный исследователь проблематики статуса омбудсмена Сунгуров А.Ю. дает точное определение, но применительно оно лишь к классической модели: “Омбудсман понимается как достойное доверия не­зависимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдель­ных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский кон­троль в форме обширного надзора за всеми государственными долж­ностями, но без права изменения принятых ими решений8”. Во всех приведенных понятиях содержится неточность, т.к. омбудсмен может назначаться не только парламентом, но и главой государства или высшим исполнительным органом. К тому же, в кругу подведомственности омбудсмена, как показывает международный опыт, могут быть не только исполнительные органы, и вообще, не только органы какой-либо другой ветви власти, но и некоторые частные образования, выполняющие функции публичного характера или оказывающие услуги населению.

В мире существуют следующие названия данной должности: Посредник (Франция), Комиссар (уполномоченный) по делам администрации (Великобритания, Кипр), Защитник народа (Испания, Румыния, Грузия, Испания), Адвокат народа (Албания, Румыния, Молдова), Государственный (национальный) правозащитник (Словения, Чехия, Македония), Парламентский адвокат (Молдова), Контролер (Литва), Канцлер юстиции (Эстония), Представитель по правам граждан (Польша), Уполномоченный по расследованию (Новая Зеландия), Уполномоченный по правам человека (Россия, Украина, Казахстан, Исландия, Индонезия, Таиланд, Южная Корея).

Несмотря на различные названия должности омбудсмена в разных странах, природа должностей одинакова – либо это парламентский контроллер за исполнительной властью в странах классической модели либо это защитник прав граждан в так называемых поставторитарных странах. Неодинаков, естественно, конституционно-правовой статус омбудсменов в различных странах.

Актуальность данной работы подчеркивается возросшим интересом к институту омбудсмена в нашей стране в последние годы. Институт омбудсмена постоянно расширяется по вертикали, возникая всё в новых субъектах РФ – на данный момент институт учрежден практически во всех (71) субъектах РФ, а также по горизонтали, возникая в форме специализированных Уполномоченных. Обоснованность и рациональность отдельных положений ФКЗ и законов субъектов Федерации об Уполномоченных по правам человека подвергаются определенным сомнениям и обоснованной критике.

Научная новизна данной магистерской диссертации состоит в том, что она представляет собой концептуальное исследование института омбудсмена в РФ в широком аспекте - в данной работе уделяется внимание не только конституционно-правовому статусу Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченным по правам человека субъектов Федерации, но и новому для России явлению – институту специализированных омбудсменов, который в настоящее время приобретает наибольшую популярность в инициативах высших органов государственной власти РФ и институтов гражданского общества. Изменилась за последние годы компетенция многих Уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, к тому же, институт учрежден уже практически во всех субъектах РФ, что требует нового сравнительного анализа их конституционно(уставно)-правового статуса, причем по двум направлениям, как между собой, так и сопоставляя нормы законов субъектов Федерации с федеральным конституционным. Данной работой разработаны конкретные предложения по изменению положений ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека” и законодательства субъектов Федерации, законодательное использование которых расширит правовые инструменты реагирования данных правозащитных государственных органов.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания: исторический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, cистемно-cтруктуpный. Методологический базис первой главы основан на историческом методе познания, с помощью которого исследован процесс становления института омбудсмена как за рубежом – в Швеции и дальнейшее распространение по миру в XX веке, так и в России – зарождение идеи в РСФСР и конституционное закрепление в Конституции РФ. Диалектический метод использовался при создании теоретическoй базы для проведения исследoвания, разработано понятие конституционно-правового cтатуса омбудсмена и выделены конкретные аспекты этого статуса. Чаще всего в работе я использую сравнительно-правовой метод, сопоставляя нормы российского и зарубежного законодательства об омбудсменах, а также нормы законов субъектов РФ между собой и в сравнении их с нормами ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ”. Также при анализе законодательства я применяю специальный формально-юридический метод познания.

Цель и задачи магистерской диссертации:

1. Практически двадцатилетнее развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ обнажает новые правовые пробелы в ФКЗ, требующие законодательного заполнения. Главной целью данной работы является формирование предложений по развитию института омбудсмена в РФ путем исследования проблем правого регулирования конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и конституционно(уставно)-правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, и, соответственно, путем предложения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

2. Исследование становления и развития института уполномоченного по правам человека за рубежом и в РФ.

3. Описание и выявление закономерностей сложившихся моделей института – скандинавской, классической и поставторитарной, путем проведения сравнительного анализа правового статуса национальных омбудсменов в мире.

4. Исследование аспектов правового статуса омбудсменов в мире и РФ: процедуры назначения и досрочного прекращения полномочий, запретов и ограничений, связанных с деятельностью омбудсмена, гарантий деятельности, его целей и функций, субъектов контроля, оснований для проведения проверки (расследования), действий при проведении и по результатам проверки. Рекомендации по изменению законодательства РФ об УПЧ.

5. Выявление проблем правового регулирования в конституционно (уставно)-правовом статусе уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и обоснование необходимости федерального регулирования основ их статуса.

6. Исследование правового статуса (законодательных инициатив) новых для России институтов – специализированных омбудсменов.

В работе рассмотрен правовой статус Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и Уполномоченного по правам предпринимателей, а также действующего в Красноярском крае Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов. Также исследованы законодательные инициативы 2005 г. об учреждении Уполномоченного Федерального Собрания по правам народов и законопроект Министерства Финансов РФ 2012г. “Об Уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен)”.

Структура работы.

Данная магистерская диссертация состоит из введения, заключения, приложений и основной части - четырех глав, которые для удобства и лучшей систематизации материала разбиты на 18 параграфов.

В первой главе исследуются исторические аспекты возникновения института омбудсмена: как за рубежом – возникновение в Швеции в 1809 году и дальнейшее распространение уже в XX веке по планете, так и в России – идеи об учреждении парламентского Уполномоченного Верховного Совета и становление института Уполномоченного по правам человека через конституционное закрепление.

Во второй главе я рассматриваю конституционно-правовой (в некоторых аспектах – политико-правовой) статус общероссийского омбудсмена общей компетенции – Уполномоченного по правам человека в РФ. В этой главе большое внимание уделено сравнительному обозрению – я пытаюсь привести аспекты конституционно-правового статуса (такие, например, как основания для досрочного освобождения или субъекты, представляющие кандидатуры) омбудсмена в различных странах к общему знаменателю, а потом проецирую полученные данные на российскую правовую базу. Данная глава самая объемная, что вызвано особенностью правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ среди прочих российских омбудсменов - конституционный характер должности, что отражает непосредственную связь с предметом правового регулирования науки конституционного права, и в частности, с концепцией магистерской программы “Публичное право”.

В третьей главе исследуются проблемы правового регулирования конституционно(уставно)-правового статуса региональных омбудсменов общей компетенции в РФ – Уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации. Акцент делается на неоднородность правового статуса региональных омбудсменов в РФ, что диктует необходимость правового регулирования общих принципов организации органа Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации на федеральном уровне. Отражены в работе и особенности правового статуса Уполномоченных в некоторых субъектах Федерации.

В четвертой главе я рассматриваю правовой статус нового для России института - специализированных омбудсменов, а именно, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и бизнес-омбудсмена – Уполномоченного по правам предпринимателей в РФ.

Дополняется работа эмпирическими данными в Приложениях, в которых отражены показатели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и статистика обращений в Конституционный Суд РФ.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconStep это аббревиатура четырех английских слов: р political-legal...
Р — Political-legal — политико-правовые, е — Есоnomic — экономические, 3 — Social cultural — социокультурные, т — Тесhnological forces...

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconThe ministry of public health and social development of the russian federation
«Articom plus» Ltd. Printed in the «Printing house ”Beresta”» Ltd., Saint-Petersburg, Kolya Tomchak str., 28

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconАкционерным обществом «рн-шельф-Дальний Восток»
«rn-shelf-Far East», a corporation duly organised and validly existing under the laws of Russian Federation, having its registered...

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconFor opening accounts in Rubles of the Russian Federation and in foreign...
«Client's profile» completed according to the internal control regulations of Evrofinance Mosnarbank (Appendix №2)

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconFor opening accounts in Rubles of the Russian Federation and in foreign...
«Client's profile» completed according to the internal control regulations of Evrofinance Mosnarbank (Appendix №2)

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconЗакрытым акционерным обществом «рн-шельф-Дальний Восток»
«rn-shelf-Far East», a corporation duly organised and validly existing under the laws of Russian Federation, having its registered...

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconИ адрес грузоотправителя
Компетентное ведомство Российской Федерации/ Competent authority in the Russian Federation

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconИ адрес грузоотправителя
Компетентное ведомство Российской Федерации/ Competent authority in the Russian Federation

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconИ адрес грузоотправителя
Компетентное ведомство Российской Федерации / Competent authority in the Russian Federation

Диссертация на тему: «Развитие института омбудсмена в Российской Федерации: политико-правовой анализ (Development of the Ombudsman’s institution in the Russian Federation: political and legal analysis)» iconИ адрес грузоотправителя
Компетентное ведомство Российской Федерации / Competent authority in the Russian Federation / 로련방 관할기관

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск