Содержание …………………………………………………………………………………………..1-2
Общие положения
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная …………………………………………………………………………………….3-19
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы…………………………………………………………………………………………….20-95
1.2.1.Формирование универсальных учебных действий………………………………………..…24-29
1.2.1.1.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)…………………………………29-31
1.2.1.2.Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)……………………………………………………………………………………………31-33
1.2.2.Русский язык……………………………………………………………………………………33-36
1.2.3.Литературное чтение…………………………………………………………...........................36-39
1.2.4.Иностранный язык (английский)……………………………………………………………...40-42
1.2.5.Математика и информатика………………………………………………………………..…..42-45
1.2.6.Окружающий мир………………………………………………………………………………45-47
1.2.7.Изобразительное искусство……………………………………………………………….…...47-50
1.2.8.Музыка…………………………………………………………………………………….……50-53
1.2.9.Технология…………………………………………………………………………….………..53-50
1.2.10.Физическая культура……………………………………………………………………….…55-56
1.2.11. ОРКСЭ……………………………………………………………………………….….56-61
1.2.12. Описание основных результатов по предметам и по классам………………………..61-95
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы……………………………………………………………………………………..……96-110
1.3.1.Общие положения……………………………………………………………………………...96-97
1.3.2.Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов………………………………………………………………………………………….97-102
1.3.3.Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений…………………………………………………………………………………………102-104
1.3.4.Итоговая оценка выпускника……………………………………………………………….104-110
2. Содержательный раздел
2.1.Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий………….111-192
2.1.1.Ценностные ориентиры начального общего образования………………………………..112-114
2.1.2.Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования………………………………………………………………………………………...114-125
2.1.3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ……………………………………………………………………………………………………. 126-152
2.1.4.Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности……………………………………………………………………………………….153-158
2.1.5.Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся…………………………………………………………………………………..…..158-160
2.1.6.Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к началь
ному и от начального к основному общему образованию…………………………………….160-162
2.1.7. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий……………………….............................................................162-165
2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов…………………………………….….166-192
2.2.1.Общие положения……………………………………………………………………………166-168
2.2.2.Основное содержание учебных предметов………………………………………………...168-192
2.2.2.1.Русский язык……………………………………………………………………………….168-172
2.2.2.2.Литературное чтение………………………………………………………........................172-176
2.2.2.3.Иностранный язык…………………………………………………………………………176-178
2.2.2.4.Математика и информатика……………………………………………….........................178-179
2.2.2.5.Окружающий мир………………………………………………………………………….179-183
2.2.2.6.Основы религиозных культур и светской этики………………………………………...183-184
2.2.2.7.Изобразительное искусство……………………………………………………………….184-187
2.2.2.8.Музыка………………………………………………………………………………………187
2.2.2.9.Технология…………………………………………………………………………………187-189
2.2.2.10.Физическая культура……………………………………………………………………..189-191
2.2.2.11. Образовательная программа индивидуального обучения………………………………………………………..………………………….191-192
2.2.2.12. Региональный компонент………………………………………………………..….192
2.3.Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования………………………………………………………………………………………...192-244
2.3.1.Цели и задачи…………………………………………………………………………….......192-196
2.3.2. Основное содержание духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся………………………………………………………………………………………196-199
2.3.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования……………………………………..200-204
2.3.4. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности ………….204-205
2.3.5. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся……………………………………………………………………...205-211
2.3.6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися ………………………………...211-218
2.3.7. Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов …………………………………….…218
2.3.8. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах……………………………………………………………….218-220
2.3.9. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся……………………………………………………………………220-222
2.3.10. Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников ………………………………………………………………………………………………………222-227
2.3.11. Планируемые результаты ………………………………………………………………...227-234
2.3.12. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся234-240
Приложения………………………………………………………………………………………..240-244
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………….........................244-302
Приложение…………………………………………………………………………….…………302-318
2.5.Программа коррекционной работы…………………………………………..........................318-361
3. Организационный раздел
3.1.Примерный учебный план начального общего образования……………………………….362-366
3.2.План внеурочной деятельности………………………………………………………………366-373
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы…………………….373-420
3.3.1.Кадровые условия реализации основной образовательной программы…………………374-381
3.3.2.Психологопедагогические условия реализации основной образовательной программы…………………………………………………………………………………………381-387
3.3.3.Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы…………388-400
3.3.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы………………………………………………………………………………………….400-404
3.3.5.Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы………………………………………………………………………………………….404-409
3.3.6.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Модель сетевого графика
(дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы……………………………………………………………………409-415
О3.3.7. Управление реализацией основной образовательной программы
начального общего образования………………………………………………………..415-420
Литература………………………………………………………………………………..420
Новая редакция ООО НОО, с внесенными изменениями1. Целевой раздел1. 1. Пояснительная запискаРазработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №19 г. Ставрополя Ставропольского края осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная) образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отражённых в концепции развития школы.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при
разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовнонравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) разработана педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, концептуальных положений УМК «Школа Росии», «Школа 2100» и системы Занкова, реализующей фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.
Основная образовательная программа начального общего образования является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 19 города Ставрополя (далее МБОУ СОШ № 19), определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления образовательной деятельности. Настоящая Программа школы разработана
на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ);
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования. СанПиН 2.4.4.1251-03 (Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785);
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Материалы и разъяснения «О введении федерального государственного образовательного стандарта» (Протокол заседания Координационного совета при Департаменте общего образования № 3 от 19 апреля 2011 г.);
Материалы по организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования (Информационно-методическое письмо Департамента общего образования от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования/ одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию - Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Устав МБОУ СОШ № 19;
Программа развития муниципального образовательного учреждения муниципальная общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 19 города Ставрополя.
В рамках преемственности ступеней дошкольного, начального общего и основного общего образования, особенностей организационно-методического сопровождения образовательного процесса на ступени начального общего образования также следует учитывать следующие нормативно-правовые акты и информационно-методические документы:
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г.; регистрационный № 30384);
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 г., регистрационный № 19644);
Информационно - методическое письмо Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2022/11-13 «Об организации обучения в четырехлетней начальной школе»;
Информационно-методическое письмо Министерства образования РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Об организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
Информационно - методическое письмо Министерства образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;
Информационно - методическое письмо Министерства образования РФ от 22.02.1999 г. № 220/11/-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».
Основная образовательная программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о содержании и организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвития и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ СОШ №19.
Основная образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ СОШ № 19 в соответствии с основными
принципами государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенными в Законе «Об образовании в Российской Федерации», а именно:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
– обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.