Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №121»
Советского района г. Казани
|
| Казан шәһәре Совет районының
“121нче лицей” муниципаль автоном гомуми белем учреждениесе
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей №121»
Советского района города Казани
Утверждена
на педагогическом совете школы
протокол № 17 от 26. 08. 2013 Оглавление.
-
| Содержание
| страница
|
I
| Пояснительная записка
Информационная справка
|
2-3
| II
| Характеристика образовательного процесса
| 4-19
| III
| Начальное общее образование
| 20-259
| IV
| Основное общее образование
| 260-326
| V
| Среднее (полное) образование
| 327-555
|
Пояснительная записка
1. Информационная справка
Образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей №121" Советского района г. Казани (далее –МАОУ « Лиицей №121») на 2011 - 2012 учебный год разработана в соответствии
с Конституцией РФ, РТ;
Законом Российской Федерации «Об образовании». (Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год), с Законом «Об образовании РТ» (ст. 10 п. 5 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 N 26-ЗРТ),
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196,
Конвенцией о правах ребенка;
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
Концепцией профильного обучения;
Уставом МАОУ «Лицей №121»
Образовательная программа школы создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации города и микрорайона, материальных и кадровых возможностей школы.
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №121» Советского района г.Казани, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Образовательная программа обеспечивает
возможность получения общедоступного и бесплатного общего образования;
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся 1 – 11 классов,
обеспечения преемственности образовательных программ по ступеням обучения,
результата деятельности школы - качества образования,
соблюдения требований государственной аккредитации, лицензионных требований и условий.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в школе. Представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление образовательной деятельности МАОУ «Лицей № 121».
Социальное окружение и роль школы в социуме
Микрорайон школы характеризуется:
большой протяженностью;
разнородным социальным составом родителей учащихся.
личности каждого учащегося, неповторимости индивидуальности, способностей обучаемых и, соответственно в утверждении необходимости построения образовательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. При таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность. Этот принцип в конечном итоге задаёт максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который реализуется в гибких учебных планах и программах.
В настоящее время школа имеет договоры о сотрудничестве с вузами: КФУ,КГТУ,РИУ. Школа имеет планы совместной работы с дошкольными образовательными учреждениями № 168 «Пеликан».В школе расположен филиал МАОУ ДОД ДШИ № 6. Сложившаяся система отношений позволяет в значительной степени удовлетворять потребности учащихся в дополнительном образовании.
МАОУ «Лицей №121» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого ученика с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей микрорайона. Для этого в школе функционируют общеобразовательные, профильные классы, классы с воспитанием на родном (татарском) языке.
В школе сложилась система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов. В настоящее время она осуществляется через работу в школьных методических объединениях, в специальных программах методических семинаров и курсовой подготовки республиканского уровня.
Характеристика образовательного процесса
Основополагающие принципы работы школы
В основу всего образовательного процесса школы положены основные дидактические принципы (научности, наглядности, доступности, проблемности и др.) дополненные следующими принципами:
Принцип развития означает единство обучения и развития, создание образовательной среды способствующей развитию социальных способностей учащихся. Реализация принципа проводится: посредством обоснования выбора и создания комплекса образовательных технологий, построенных на психодидактических основаниях; посредством создания условий и возможностей развития в межличностном взаимодействии субъектов УВП (учащихся, педагогов, администрации, родителей, психологов и др.)
Принцип ценности личности и её уникальности заключается в признании самоценности есса личностного развития ребёнка как ведущего звена образовательного процесса. При таком подходе обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель (в традиционной системе обучения и воспитания приоритет, хотим мы этого или нет, отдаётся процессу приобретения ребёнком знаний, умений и навыков, по которым в конечном итоге и оценивается эффективность педагогической работы). Принцип предполагает ориентацию на внутреннюю, а не внешнюю (отметка, поощрение, избежание наказания) мотивацию обучения, свободу выбора ребёнком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности.
Принцип индивидуализации означает ориентацию УВП на максимальное развитие индивидуальности. Реализация принципа проводится посредством внедрения гибких учебных планов и программ; посредством индивидуальной психолого-педагогической поддержки учащихся и пропедевтике профессионального самоопределения.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя как дифференциацию обучения в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями обучаемого, обеспечивает доступный для него «уровень трудности» в освоении фрагментов содержания образования, так и построение совместно с каждым учащимся индивидуальных зон его личного развития.
Принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательного процесса предполагает единство чувства, мысли и поведения учащихся в педагогическом процессе. Это обеспечивается как поддержанием особой системы межличностных отношений, так и специальным построением учебных планов и программ.
Следование этим принципам лежит к основе воспитательной системы и способствует, созданию особого «духа» школы, эмоционально комфортной среды.
Система воспитания школы
Ключевым моментом в развитии воспитательной системы является формирование
«образа» школы. Важнейшей составной частью является образ учащегося и выпускника школы. Обобщённый портрет выпускника взаимосвязан с целью учебного заведения, обусловливающей в свою очередь все элементы педагогического процесса.
Содержанием этих образов являются:
любовь к своей Родине, уважение исторических традиций русского, татарского народа и народов других национальностей;
умение и потребность бережно относиться к природе, ко всему живому;
доброжелательное, внимательное отношение ко всем окружающим, умение общаться с людьми, этическая грамотность;
организованность, умение беречь свое, и чужое время, настойчивость в овладении знаниями, умение и желание учиться;
умение ценить прекрасное, стремиться к овладению основами мировой культуры;
умение и желание вести здоровый образ жизни, отрицательное отношение к алкоголю, никотину, наркотикам;
трудолюбие, умение своими руками создавать прекрасное;
подготовленность к семейной жизни, ответственность за близких тебе людей и т.д.
Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив определяет приоритетными следующие направления воспитательного процесса:
Формирование положительного отношения учащихся к себе (к своему умственному и физическому здоровью), к людям (уважительное отношение к старшим, известным в обществе людям), к окружающей действительности (к природе, к труду, к собственности);
Воспитание положительного отношения к демократическим ценностям и гражданскому обществу;
Формирование национального самосознания и самоидентификации как основы российского патриотизма и уважения к инонациональной культуре;
Формирование приоритетного отношения к общечеловеческим ценностям и труду в шкале ценностей;
Воспитание положительного социального поведения и иммунитета к антисоциальным явлениям (воровству, алкоголизму, наркомании, проституции и т.д.);
6. Воспитание чувства гордости за свою страну, за свою малую Родину, приобщение растущего человека к историческим святыням Отечества, привитие интереса к своему родному краю, к месту, где человек родился и живёт.
Управление воспитательной работой носит диалоговый характер, отношения сотрудничества. В школе создан орган самоуправления, где через лидера реализуются управленческие задачи.
Для того чтобы ученики школы могли самостоятельно решать управленческие проблемы, педагогический коллектив работает в направлении
развитие организаторских способностей, инициативности, предприимчивости;
умений устанавливать позитивные контакты с окружающими людьми и управлять своим поведением;
стимулирование социальной активности развивающейся личности, ее творческого подхода к выполнению любой деятельности.
3. Направления деятельности
Основными направлениями образовательной деятельности являются:
3. 1 Основная образовательная программа начального
общего образования
Первая ступень
1. Выполнение закона РФ «Об образовании» - точный учет детей дошкольного и школьного возраста на закрепленном за школой микрорайоном; полный охват образованием детей микрорайона.
2. Обеспечение преемственности начальной ступени общего образования с предыдущей и последующими ступенями.
3. Развитие содержания начального образования. Использование в образовательной деятельности вариативных систем и технологий развивающего обучения, вариативных учебников.
4. Создание ситуации успеха для каждого ребенка.
5. Организация индивидуальной работы с детьми, проявившими способности, мотивированный интерес к изучению предметов, с детьми с опережающим развитием способностей, одаренными детьми. Реализация целевой комплексной программы «Одаренные дети».
6. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Реализация целевой комплексной программы «Формирование здорового образа жизни», «Обучение безопасному поведению учащихся на дорогах»
7. Внедрение предметной линии «Основы религиозной культуры и светской этики»
В 4 классах. Целями основной образовательной программы начального общего образования является создание условий:
- для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия;
- для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;
- для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
Виды деятельности младшего школьника:
- совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
- игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. |