Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа)


НазваниеТема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа)
страница1/30
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
РАЗДЕЛ 2. «СОЦИОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ:

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»
Тема 1. «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа)
1.1 Основное содержание темы.
Классические подходы к истории эволюции политико-социологической мысли.

Многие исследователи считают, что основы политической социологии были также заложены в учении Шарлем-Луи Монтескье. Его труды содержат рекомендации по поиску законов человеческой природы, объясняющих характер созданных им социальных институтов, например тех, которые предполагали прямое насилие и эксплуатацию одних социальных групп другими.

При изучении многочисленных трудов, посвященных истории социально-политической мысли, обращает на себя внимание тот факт, что с начала XIX в. анализ политического происходит в рамках новой, формирующейся в этот период науки – социологии. Признанные основатели социологии, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, на определенном этапе своего анализа закономерностей процесса развития общества, неизбежно приходят к необходимости рассмотрения политической стороны этого процесса. Можно сказать, что социология в этот период развивается именно как политическая социология.

Эта тесная взаимосвязь социологических и политических теорий будет продолжена немецкими учеными К. Марксом и М. Вебером, с именами которых во многом связано становление представлений об основных составляющих предмета политической социологии. С их теориями связана институциализация политической социологии как науки.

Развитие теории политической социологии в ХХ в.

Наиболее крупные социологи ХХ в. также предлагают собственные теории социального развития, одновременно, хотя и в разной степени, являющиеся политическими теориями.

Видный представитель политической социологии ХХ в. Толкотт Парсонс предложил новую парадигму анализа общества как социальной системы, названную впоследствии структурно-функционалистской. Он предположил, что социум является особой системой социального действия, в которой все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществляют взаимосвязанные задачи или функции.

Для всех направлений структурного функционализма характерно исследование объективных, замеряемых внешних проявлений социального действия и недостаточное внимание к процессам субъективного, внутреннего характера подобного действия. Отчасти эту проблему решает системный подход к политике в политической социологии.

Основные теории системного подхода к политике разрабатывались Дэвидом Истоном и Габриэлем Алмондом. Системный подход помог выработать новый принцип в политической социологии – возможность создавать единую систему понимания, познания общественных процессов для формирования наиболее полного и целостного представления о них.

Дифференциация в политической социологии

Рассмотренные ранее политико-социологические подходы составляют фундамент самостоятельной научной дисциплины, которая продолжает бурно развиваться. Помимо формирования комплексных теорий политической социологии в ХХ в. начинается дифференциация этой науки, выделение отдельных проблем.

В поле внимания политических социологов этого периода находятся отдельные социальные и политические субъекты (политические элиты, политические партии, политические лидеры, неклассические социальные общности и т.д.), их основные характеристики и особенности их взаимодействия с обществом и властью.

В середине ХХ в. усиливается влияние эмпирически ориентированных подходов к политико-социологическим исследованиям, доминирующих в этот период в американской политической социологии. Эмпирические методы находят свое применение в электоральной социологии, в исследовании массовой коммуникации и общественного мнения.

Современные теории политической социологии

Несмотря на достаточно серьезное влияние, эмпирически ориентированных американских подходов на развитие политической социологии, во второй половине ХХ века в Европе продолжают разрабатываться комплексные политико-социологические теории. Их авторами стали такие исследователи как П. Бурдье (концепция социального поля), Н. Луман (концепция социальной коммуникации), П. Штомпка, Э. Гидденс (теория структурации).

Так, для исследования социальной реальности П. Бурдье предложил концепцию социального поля – совокупности реальных социальных, экономических, политических и иных институтов и акторов, рассматриваемых не по отдельности, а с точки зрения условий их взаимодействия и приобретенного ими экономического, социального, культурного, политического и символического капиталов.

По мнению Э. Гидденса, социальные действия акторов воспроизводят сложившиеся в определенном времени и пространстве социальные практики, которые и являются объектом научного анализа. Близкой к этому стал подход П. Штомпки, предлагающий рассматривать общественные процессы как единую агентно-структурную реальность.

Большое влияние на развитие западной политической социологии оказали идеи, развивавшиеся в рамках концепции постиндустриального общества (Д. Белл), идеи феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), этнометодологии (Г. Гарфинкель), драматургического подхода (Э. Гоффман), герменевтики в социологии (В. Дильтей, Г. Гадамер).

Значительное внимание в современных западных политико-социологических теориях уделяется проблеме массовой коммуникации, ее месту в политическом процессе, возможностях ее влияния на них.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, исходным моментом которой выступает понятие «жизненный мир», помогает объяснить процесс сохранения и воспроизводства культурных ценностей в жизненном пространстве при смене поколений. Центральным понятием теории коммуникативного действия является дискурс — аргументация и понимание имеющих общий жизненный мир людей.

Одним из ярких представителей постмодернистского подхода к осмыслению социальной и политической реальности можно назвать французского исследователя Ж. Бодрийяра, который применил к исследованию политических процессов введенную им в философскую и социологическую науку понятие «симулякров», конструирование которых происходит в процессе массовой коммуникации.

Политическая социология в России: особенности, этапы и направления. Юридическая школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский и др.). Социологические идеи русской этносоциологии (Л.И. Мечников, П.А. Кропоткин). Субъективная школа (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров). Сравнительно-исторический метод и генетическая социология (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев). Марксистское направление в русской социологии (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

Особенности развития социологии политики в России на досоветском, советском и постсоветском этапах.

Социально-политические исследования в 20-30-е годы.

Поиски и проблемы советской политической социологии в 60-80-е годы ХХ века.

Современная российская политическая социология.
1.2. Текст учебного пособия1.
Сегодня вопрос о предмете политической социологии (в том числе об отличии его от предмета политологии) остается темой для научных дискуссий, в рамках которых мы можем найти принципиально различные ответы. Для многих авторов политическая социология – это, в первую очередь социология политики, «одна из отраслей социологии, которая исследует социальные действия и социальные отношения в политической сфере»2.

Наиболее широкое толкование политической социологии как самостоятельной науки (а не как одной из отраслей социологии) предлагает российский политический социолог Александр Филиппов. Он подчеркивает, что «политическая социология, безусловно, не может быть просто «одной из» социологических дисциплин… политическая социология – это общая социология, рассматриваемая и излагаемая под определенным углом зрения, поскольку она трактует основополагающие моменты социальной жизни, которые в известном смысле оказываются политическими даже тогда, когда носят откровенно неполитический характер»3.

Однако, при всем различии подходов большинство ученых признают, что в структуре предмета политической социологии следует выделять, прежде всего, политические действия различных акторов, трактуемые как социальные действия людей в сфере государственной власти (Г.П. Артемов) или как политическую жизнь людей и социальных групп (Ж.Т. Тощенко). При таком понимании, помимо анализа каждого из политических акторов, политическая социология обращает внимание на влияние, которое оказывают на их действия самые различные, политические и неполитические, объективные и субъективные факторы. Среди них – сложившиеся особенности социальной, этнической, гендерной и т. д. структуры общества, влияние политической культуры и идеологий, а также роль системы политических коммуникаций в выборе тех или иных стратегий политического поведения.

Таким образом, выявленные особенности возникновения предмета политической социологии определяют ракурс рассмотрения истории политико-социологической мысли.
Классические подходы в истории политико-социологической мысли

Истоки политико-социологических идей лежат в античной философии и в социально-философском дискурсе нового времени. Первые политико-социологические теории стали отражением этапа развития социально-философского знания о мире политики и носили в основном описательный характер.

Многие исследователи считают, что основы политической социологии были также заложены в учении Шарлем-Луи Монтескье (Charles-Louis Montesquieu). Его труды содержат рекомендации по поиску законов человеческой природы, объясняющих характер созданных им социальных институтов, например тех, которые предполагали прямое насилие и эксплуатацию одних социальных групп другими. Он сумел проанализировать и сопоставить существовавшие тогда политические режимы, выявив в них общие элементы. Подобные идеи Ш.Л. Монтескье могут считаться предтечами зарождения системного подхода Т. Парсонса в отношении социальной системы современного общества, а также основ политической системы и ее взаимодействия с окружающей социальной средой Д. Истона.

Институционализация социологии в качестве самостоятельной научной дисциплины начинается благодаря Огюсту Конту (Auguste Conte) в XIX в., который ввел в научный оборот термин «социология». Он отмечал, что законы существования и развития общества формулируются в процессе взаимодействия людей между собой, а сам этот процесс и является объектом анализа социологии. Он разделил социологию на учение о социальной статике и учение о социальной динамики. В них были выражены идеи об условиях согласования порядка и прогресса в общественном развитии, при котором прогресс способствует обеспечению поддержания порядка в социуме, а порядок порождает прогрессивный характер развития общества.

Позитивистская модель О. Конта помогла становлению современной политической социологии: в ней был сформулирован принцип ориентации социально-политического исследования на получение объективного, точного и верификационного знания о реальном состоянии существующих общественных отношений и выявлении тенденций их развития.

Другого французского ученого Эмиля Дюркгейма (Еmile Durkheim) принято считать создателем концепции социологизма, в рамках которой общество рассматривается как система социально-политических институтов, образующая автономную как от природы, так и по отношению к людям реальность. При этом сама социальная реальность определяется существованием особого вида фактов, представленных в виде упорядоченных способов мышления и действий, независимо существующих от человека, но оказывающих принудительное на них влияние. В своих научных взглядах он придавал социальным фактам значение первоосновы социального знания, а задачу социолога видел в нахождении причинно-следственных связей между этими фактами и формулировать законы развития общества.

Институциализация политической социологии как науки связана с теориями немецких ученых Карла Маркса и Макса Вебера.

Карл Маркс (Karl Heinrich Marx) предложил материалистическое понимание социально-политических процессов. Он выделял материальное производство в качестве определяющего фактора по отношению ко всем иным формам общественных отношений. Такое понимание сути общественных отношений определило и взгляд на само общество, которое следовало рассматривать в качестве не просто суммы всех его членов, а совокупности связей и отношений, в которые вступают индивиды в ходе различных форм общественной деятельности. Важным в теории К. Маркса представляется учение об общественно-экономических формациях, в котором экономические общественные отношения по поводу материального производства определяют социально-классовую структуру общества и взаимоотношения между классами. Существенный вклад в политическую социологию внесло также его учение о решающей роли масс в общественном развитии. Определяя их роль, он уделял внимание социальному составу масс и толп, запустивших революционную волну середины XIX в. в Европе, и анализировал формы массового стихийного поведения.

Большой вклад в политическую социологию внесли научные идеи Макса Вебера (Maximilian Weber), которые он сгруппировал в концепцию, названную им «понимающей социологией». Он подчеркивал, что суть политической социологии заключается не просто в фиксации наблюдаемого факта социального действия, но и в умении его интерпретировать: понять природу его возникновения и предложить объяснительную схему, почему этот факт произошел именно сегодня, а не в прошлом и не в будущем4. В «понимающей социологии» нет жесткого противостояния «объективного» и «субъективного», а есть возможность ученому самому осмыслить, как социально-политические практики участвуют в процессе преобразования окружающего мира. Политику он определял как сферу общественных отношений по поводу политической власти и возможности оказывать в них влияние на процесс распределения власти между разными социальными группами внутри государства.

Развитие теории политической социологии в ХХ в.

Видный представитель политической социологии ХХ в. Толкотт Парсонс (Talcott Parsons) предложил новую парадигму анализа общества как социальной системы, названную впоследствии структурно-функционалистской. Он предположил, что социум является особой системой социального действия, в которой все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществляют взаимосвязанные задачи или функции. Эта общественная система, взаимодействуя с окружающей средой, обеспечивает динамичное равновесие при помощи изменения своих функциональных параметров вслед за такими же изменениями, произошедшими в среде. Стабильность социальной системы достигается за счет четырех условий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства своего культурного образца. Сфера политики рассматривается Т. Парсонсом как подсистема, имеющая функциональную направленность на целедостижение. Особое внимание он уделял деятельности индивидов, которые должны принимать участие в текущих практиках социального взаимодействия, выполняя при этом предписанные им социальные роли, обусловленные их социальным статусом. Усвоение же социальных ролей должно идти в ходе процесса социализации. Т. Парсонс стал основателем школы структурного функционализма в социологии, которая оказывала влияние на развитие всей социологической науки в течение нескольких десятилетий.

Учение и последователь Т. Парсонса Роберт Мертон (Robert Merton) предложил вообще отказаться от создания обобщающих социологических теорий и призвал своих коллег заняться теорией среднего уровня, которая смогла бы связать выдвинутые ранее общие теории с рабочими гипотезами, предлагаемыми в ходе эмпирических исследований. Он сумел конкретизировать методологию исследования в рамках функционалистского подхода, предложив основные его принципы: функциональное единство; функциональную универсальность; функциональную необходимость. Заслугой Р. Мертона в политической социологии заключается и в том, что он предложил анализ социально-политической структуры общества через призму взаимосвязанных переменных: цели, которые отстаивает структура, и институциональные средства их достижения. Он полагал, что противоречия между этими целями и средствами могут повлиять на то, как люди воспринимают общественные цели и готовы ли они использовать только нормативные или еще и незаконные средства для их достижения.

Отметим, что для всех направлений структурного функционализма характерно исследование объективных, замеряемых внешних проявлений социального действия и недостаточное внимание к процессам субъективного, внутреннего характера подобного действия. Отчасти эту проблему решает системный подход к политике в политической социологии.

Основные теории системного подхода к политике разрабатывались Дэвидом Истоном (David Easton) и Габриэлем Алмондом (Gabriel A. Almond). Д. Истон в рамках системного подхода предложил теорию «вызовов» и «ответов», согласно которой политическая система должна быть готовой дать адекватный ответ на обозначающиеся внутренние и внешние вызовы. Вместе с тем, саму политическую систему он рассматривал как нечто единое целое, имеющую постоянный механизм самоорганизации и находящуюся в динамике развития, реагирующую на поступающие извне импульсы окружающей среды. Для изучения политической системы он предлагает использовать кибернетический принцип замера показателей ее функционирования на «входе» (запросы и потребности граждан) и на «выходе» (решения и действия властей).

Г. Алмонд также говорил о многофункциональности политической системы, имеющей тесно взаимодействующие институты. Если Д. Истон в своем подходе к изучению политической системы отдавал приоритет функционированию формальных политических институтов, то Г. Алмонд искал понимание роли политической системы в обществе через исследование ориентаций граждан на действующие политические структуры, которые, по его мнению, в совокупности формировали политическую культуру общества.

В целом, системный подход помог выработать новый принцип в политической социологии – возможность создавать единую систему понимания, познания общественных процессов для формирования наиболее полного и целостного представления о них.

Дифференциация в политической социологии

Рассмотренные ранее политико-социологические подходы составляют фундамент самостоятельной научной дисциплины, которая продолжает бурно развиваться. Помимо формирования комплексных теорий политической социологии в ХХ в. начинается дифференциация этой науки, выделение отдельных проблем.

В поле внимания политических социологов этого периода находятся отдельные социальные и политические субъекты, их основные характеристики и особенности их взаимодействия с обществом и властью.

Итальянский социолог Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto) предложил рассматривать общество как структуру пирамидального типа, во главе которой находится элита, осуществляющая руководство всеми происходящими в обществе процессами, а также определяющими векторы развития его в будущем. Эти идеи легли в основу теории политических элит (Р. Михельс в Германии, Г. Моска и Дж. Саратори в Италии), которая в дальнейшем развивалась в нескольких самостоятельных научных направлениях: меритократическое (Х. Ортега-и-Гассет), структурно-функциональное (С. Келлер), плюралистическое (Д. Рисмен, А. Бентли, Й. Шумпетер, Р. Даль), технологическое (Дж. Бернхем) и т. д.

Анализ политического лидерства, начатый еще в работах М. Вебера, был продолжен в рамках различных политико-социологических направлений: личностного (Р. Такер, К. Бэрд), ситуационного (Т. Хилтон, В. Дилл, М. Шлезингер-младший) и комплексного или личностно-ситуационного (Г. Гертц, Дж. Боаун, К. Кейс).

В качестве самостоятельных социально-политических субъектов впервые выделяются такие субъекты как толпа и масса, обозначенные впоследствии как неклассические (нетрадиционные) социальные общности (Г. Лебон, Ж.Г. Тард, З. Фрейд). Исследование этих субъектов было продолжено С. Московичи, В. Райхом, Эрихом Фроммом.

Становление и развитие партийных систем в США и Европе способствовало росту интереса ученых к исследованию партий как политических субъектов. Автором фундаментальной теории политических партий стал французский социолог М. Дюверже, который рассматривал их в качестве неотъемлемой части политической системы.

В середине ХХ в. усиливается влияние эмпирически ориентированных подходов к политико-социологическим исследованиям, доминирующих в этот период в американской политической социологии. По оценке известного французского политического социолога Раймона Арона (Raymond Aron) «американская социология, оказывавшая с 1945 г. господствующее влияние на распространение социологических исследований в Европе и во всех некоммунистических странах, является, по сути дела, аналитической и эмпирической. Она умножает количество анкетных исследований, проводимых посредством вопросников и интервью с целью выявить, как живут, о чем думают, рассуждают, что испытывают люди, или, если хотите, социализированные индивиды».5

В политической социологии постоянно развивающийся комплекс эмпирических методов находит применение, в первую очередь в электоральных исследованиях. Объектом этих исследований становятся такие процессы как массовая коммуникация и формирование общественного мнения (Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, У. Шрамм, а впоследствии Э. Ноэль-Нойман, Дж. Цаллер и др.). Повышенное внимание к измерительным процедурам в рамках электоральной социологии привело к тому, что главным стало не теоретическое осмысление происходящих в обществе политических процессов с точки зрения социологии, а необходимость выполнения практических задач политиков по их переизбранию во властные органы на очередной выборной срок. В связи с этим формируется методология проведения опросов, различного вида интервью, выявления экспертных оценок, анализа политических текстов и т. д. Это, в свою очередь, привело к осознанию политической элитой роли политической социологии, которая своими результатами и прогнозами могла оказать влияние на текущие практики функционирования политических институтов и властных структур.

Современные теории политической социологии

Несмотря на достаточно серьезное влияние, эмпирически ориентированных американских подходов на развитие политической социологии, во второй половине ХХ в. в Европе продолжают разрабатываться комплексные социально-политические теории.

Французский политический социолог Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu) полагал, что исследования, проводимые в рамках политической социологии должны вестись в русле одновременного дистанцирования от преувеличения роли, как от объективных условий протекания социального действия, так и от субъективной природы поведения политических акторов. По мнению П. Бурдье, действия этих акторов не являются результатом сознательной направленности (рационального выбора), а представляют собой выражение «системы прочных приобретенных предрасположенностей», производимых объективной социальной средой – габитуса. Для исследования социальной реальности П. Бурдье предложил концепцию социального поля – совокупности реальных социальных, экономических, политических и иных институтов и акторов, рассматриваемых не по отдельности, а с точки зрения условий их взаимодействия и приобретенного ими экономического, социального, культурного, политического и символического капиталов.

В теории структурации, предложенной английским социологом Энтони Гидденсом (Anthony Giddens), представлена похожая трактовка соотношения объективной социальной структуры и субъективных социальных действий акторов. Эти действия, по мнению Гидденса, воспроизводят сложившиеся в определенном времени и пространстве социальные практики, которые и являются объектом научного анализа.

Польский политический социолог Петр Штомпка (Piotr Sztompka), также анализирующий общественные процессы в рамках теории структурации, предлагает рассматривать их как единую агентно-структурную реальность, включающую социально-политические реалии, влияние условий природной среды (не учитываемое другими исследователями) и видоизменяющееся сознание субъектов.

Особую модель анализа социальной действительности предложил немецкий политический социолог Никлас Луман (Niklas Luhmann). Он рассматривает общество как всеохватывающую социальную систему, объединяющим началом которой является коммуникация. В этом контексте политическая власть, по мнению Н. Лумана, является одним из средств социальной коммуникации.

Жана Бодрийяра (Jean Baudrillard) сложно назвать просто социологом, а тем более социологом политическим, хотя многие годы он преподавал социологию в университете. В своих теоретических воззрениях он выходит далеко за рамки социологии, осуществляя комплексное междисциплинарное осмысление социальной реальности с позиций постмодернизма. В своих первых работах он обращает внимание на бесконечный процесс потребления людьми вещей в качестве символов, с помощью которых они стремятся приблизиться к воображаемому идеалу. Центральной категорией анализа этого процесса становится симулякр – ложное подобие чего либо. В дальнейшем Ж. Бодрийяр углубляет концепцию симулякра, определяя его как копию без оригинала. Современное общество представляется ученому как пространство симулякров, не основанных ни на какой реальности, кроме их собственной. Конструирование этих симулякров происходит в процессе массовой коммуникации. В ряде статей он применяет свою концепцию для анализа текущих политических процессов.

История отечественной политико-социологической мысли

Общая тенденция развития отечественной политической социологии на всех ее этапах характеризуется отсутствием преемственности в научном знании и методологии. Генезис и развитие российской истории политико-социологической мысли имело во многом скачкообразный характер и может быть представлено тремя основными этапами:

• дореволюционный (досоветский) период;

• советский период;

• постсоветский период.

Дореволюционный период (кон. 1860–1920-е гг.) характеризуется появлением отечественной политической социологии как относительно самостоятельного направления социологического знания. В этот период проводятся первые политико-социологические исследования (А.И. Стронин), в том числе, эмпирическое изучение российских политических практик (В.В. Ивановский), предпринимаются попытки предложить первые социологические теории, объясняющие природу функционирования политических институтов и процессов (М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Б.Н. Чичерин и др.). Часть из них формировалась под влиянием ведущих концепций западной политической социологии.

Одной из важных вех становления политико-социологической мысли в России стало появление работы Моисея Яковлевича Острогорского «Демократия и политические партии». В ней сделана попытка обобщения опыта формирования партийной системы в рамках англо-американской политической модели с ярко выраженной конкурентной борьбой партий за власть, а также определения сущности и функциональной предназначенности политической партии как политического института.

Значительный вклад в становление методологии отечественной политической социологии также внес Борис Николаевич Чичерин, который предложил такие методы исследования текущих политических практик, как: сравнение, наблюдение, моделирование будущих политических процессов, функциональный анализ политической системы общества.

Также существенное влияние на понимание предмета политической социологии в рассматриваемый период оказал Максим Максимович Ковалевский. Исследуя природу отношений общества с государством в сравнительной ретроспективе, он предложил собственную концепцию факторов общественного развития. Он также исследовал природу властвования в обществе, определяя при этом политическую власть как феномен, возникающий в результате воздействия сильной неординарной личности на инертные массы социума.

Подобные идеи были схожи с идеями другого представителя либерального направления отечественной политико-социологического мысли Льва Иосифовича Петражицкого о психологической природе возникновения института государства в обществе. При этом характер общественных отношений определяется тем, что одни являются сильными личностями и стремятся к доминированию, а другие, в силу своих личностных особенностей, выражают желание им подчиняться.

Важным этапом становления предметной области политической социологии стали научные воззрения Питирима Александровича Сорокина. Основной его заслугой является то, что он сумел предложить методологические принципы исследования политики со стороны социологии. В рамках формирующейся в России системы социологического знания он предложил программу эмпирического изучения социальных общностей, на основе которой разработал курс для обучения студентов.

В целом, в конце XIX – начале XX в. происходит поиск основных направлений развития политической социологии.

На втором, советском этапе (середина 1920 – 1980-е гг.) происходит монополизация всей общественно-политической науки в стране марксистско-ленинским учением, в результате чего ликвидируется социологии как самостоятельная дисциплина.

Эти годы характеризуются отсутствием эмпирических исследований советских политических практик.

С середины 1960-х гг. начинается процесс постепенного возрождения политической социологии. Акцент был сделан на совокупности эмпирических методов анализа мнений членов общества, в первую очередь рабочих, по вопросам, связанным с условиями труда на предприятиях и оценками повседневной жизни.

Анализ западных политико-социологических теорий и политических практик был возможен в форме их критики с марксистских позиций. В то же время, даже такая форма способствовала распространению в научном сообществе достижений ведущих западных научных политико-социологических школ.

В постсоветский период (кон. 1980 – настоящее время) идет процесс восстановления политической социологии в качестве самостоятельной научной дисциплины. Актуальный запрос на исследование динамики изменений в общественном мнении социума начал удовлетворяться за счет учреждения Всесоюзного центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в 1989 г. Позже такие социологические центры были созданы при министерствах и ведомствах, которые должны были осуществлять мониторинг реакции со стороны общества на принимаемые ими решения. Подобные социологические центры стали выполнять и прикладные задачи, в рамках которых на основе полученных социологических данных об отношении граждан к тем или иным актуальным вопросам общественно-политической жизни разрабатывались те или иные политические стратегии. Кроме того, с 1989 г. в обиход практических политико-социологических исследований вошло измерение рейтинга доверия к тому или иному политическому деятелю.

Фактически только к началу 1990-х гг. политическая социология в нашей стране смогла пройти процесс институционализации и была признана самостоятельной научной дисциплиной.

Постсоветский период развития отечественной политической социологии характеризуется особым интересом к тем направлениями исследований, которые могли бы способствовать более глубокому пониманию проблемных сторон социально-политического развития российского общества.

Во-первых, это изучение межнациональных отношений в современном российском обществе, выявление причин возникновения межнациональных конфликтов, уровня толерантности к национальным меньшинствам, проживающим в нашей стране. В рамках данного направления работают В. А. Тишков, Л.М. Дробижева, В.Д. Шапиро, М.-З. Н. Тинкуев, В.Р. Филиппов и др.

Во-вторых, исследование социально-экономического статуса социальных групп и отдельных граждан, оказывающего влияние на их политический выбор. Изучением данной проблемы занимаются Н.И. Лапин, И.М. Клямкин, Е.А. Ордомская, Г.П. Артемов и др.

В-третьих, особое направление в рамках политической социологии сформировала электоральная социология, которая стала важным источником прогнозов результатов предстоящих выборов. Данное направление исследований политической социологии представлен в трудах Амелина В.Н., Г.В. Голосова, Л. Г. Бызова, В. В.Федорова и др.

В-четвертых, это анализ формирования и развития партийной системы и деятельности политических партий в современной России, который проводят А.А. Галкин, Ю.Г. Кургунюк, В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, В.С. Авдонин и др.

В-пятых, это изучение политических элит. Данное направление представлено работами Г.К. Ашина, О.В. Гаман-Голутвиной, А.В. Дуки, О.В. Крыштановской и др.

В-шестых, это социологический анализ политических конфликтов в общем контексте исследования конфликтов в различных сферах общественной жизни, которому посвящены работы А.Г. Здравомыслова, А.В. Глуховой, М.М. Лебедевой, Д.М. Фельдмана и др.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что современная российская политическая социология затрагивает большое количество тем и проблем, многие из которых появились только в середине 1990-х гг.
1.3. Вопросы и тесты.


  1. В чем состоит специфика процесса институционализации предмета политической социологии в истории политико-социологической мысли?

  2. Как можно охарактеризовать классические теоретические подходы в истории политико-социологической мысли с точки зрения понимания ими предмета политической социологии и процессов взаимодействия власти и общества?

  3. Чем характеризуются основные этапы становления отечественной истории политико-социологической мысли?

  4. Каковы причины процесса дифференциации в политической социологии?

  5. В каких направлениях политической социологии уделялось существенное внимание эмпирическому изучению политической сферы жизнедеятельности общества?

  6. Каковы основные этапы развития политико-социологической мысли в России?


Тесты.


  1. Основным направлением развития американской политической социологии в середине ХХ века становятся:

А. доминирование эмпирически ориентированных подходов

Б. дальнейшее развитие и углубление социально-политической теории

В. синтез теоретических и эмпирических исследований.


  1. В каких сферах политики находят основное применение эмпирические методы социально-политических исследований?

А. в сфере государственной политики

Б. в политико-идеологической сфере

В. в электоральной сфере


  1. Во второй половине ХХ века в европейской политической социологии:

А. происходит переход к эмпирически ориентированным исследованиям

Б. разрабатываются комплексные социально-политические теории

В. разрабатываются социально-политические теории среднего уровня


  1. В России в конце XIX – начале ХХ вв. М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Б.Н. Чичерин и др.

А. развивали эмпирические исследования российских политических процессов

Б. разрабатывали социологические теории, объясняющие природу функционирования политических институтов и процессов

В. вели дискуссии с западно-европейскими политическими социологами


  1. Процесс возрождения интереса к политической социологии в СССР начинается:

А. В 60-х годах прошлого века

Б. В 90-х годах прошлого века

В. Во второй половине 80-х годов прошлого века
1.4. Практическое задание.
Взгляд. 31. 08.2015.

«Если Европа не сможет договориться о справедливом распределении беженцев, то Шенгенское соглашение будет поставлено под вопрос», – передает ТАСС слова Меркель.

В понедельник премьер Франции призвал Европу найти единый ответ на миграционный вопрос. По словам главы правительства Франции, Елисейский дворец прикладывает немало усилий для решения проблемы нелегальной миграции в ЕС.

«Мы просили и получили, вместе с Германией и Великобританией, внеочередную встречу глав МВД 28 стран – членов ЕС. Она состоится 14 сентября. Это позволит нам продвинуться в конкретном направлении и найти эффективные и долгосрочные решения», – отметил Мануэль Вальс.

В тот же день стало известно, что Венгрия приступила к строительству еще одного четырехметрового заграждения на границе с Сербией – в дополнение к уже возведенной стене протяженностью 175 км и созданным рядом с ней транзитным зонам для нелегальных мигрантов.

Между тем в последние дни стало ясно, что колючая проволока не останавливает нелегальных мигрантов. Так, 28 августа венгерская полиция задержала более 2800 беженцев, пересекших сербско-венгерскую границу, а несколькими днями ранее – более 3 тыс.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconЭволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.)
Тема: Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 – 2010гг.)

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconПояснительная записка федеральный базисный учебный план отводит 70...
Учитывая существенное сокращение часов, меняется подход к преподаванию истории в старших классах: больше внимания уделяется проблемному...

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconУроки, современность, задачи План лекции
России В. Е. Чуров выступил с лекцией «Избирательная система России: история, уроки, современность, задачи» на открытии спецкурса...

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconМетодические указания для выполнения практических занятий по дисциплине: «История»
Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического,...

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconД. М. Иванова Научный
Описание региона и история и современность предпринимательства в Аргентине

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconДокумент архив история современность
Стандарт третьего поколения глазами истфака уральского государственного университета

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconНные традиции гуманитарного знания: история и современность материалы...
М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгэу), д-р философ наук, проф. Е. А. Гусева (зам отв ред. Спбгэу), канд пед наук М. В. Лазарева...

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconРабочая программа дисциплины Исламская цивилизация и мусульманское...
«Государственное и муниципальное управление», 46. 03. 01 «История», 38. 03. 02 «Менеджмент» (образовательные программы «Менеджмент»...

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) iconДиссертация на тему: «Нуллификация закона в суде присяжных»
Суд с участием присяжных заседателей: история и современность

Тема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа) icon2. Теории поведения человека в организации (4 часа) 46 Тема Коммуникативное...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск