Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 с.Ломово Корочанского района Белгородской области» Рассмотрено Утверждено
на Педагогическом Совете Приказом №139 от «22» сентября 2017 г.
протокол №2 от «21» сентября 2017 г. МБДОУ «Детский сад №6 с.Ломово»
Заведующий________Н.В. Шаталова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Разработала
педагог-психолог
Городова Ю.В.
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
| 4
| Пояснительная записка
| 4
| Общие сведения об учреждении
| 5
| Цели и задачи реализации программы
| 5
| Основные принципы формирования программы
| 7
| 1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
| 10
| 1.4.1. Возраст от 2 до 3 лет
| 10
| 1.4.2. Возраст от 3 до 4 лет
| 10
| 1.4.3. Возраст от 4 до 5 лет
| 11
| 1.4.4. Возраст от 5 до 6 лет
| 11
| 1.4.5. Возраст от 6 до 7 лет
| 12
| 1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
| 13
| II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
| 15
| 2.1. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы до ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС
| 15
| 2.2. Направления психолого-педагогической деятельности
| 17
| 2.3. Содержание деятельности педагога- психолога. Цели, задачи, принципы деятельности педагога- психолога
| 19
| 2.4. Организация работы педагога-психолога ДОУ
| 20
| 2.4.1. Психологическое просвещение
| 20
| 2.4.2. Психологическая профилактика
| 21
| 2.4.3. Психологическая диагностика
| 23
| 2.4.4. Развивающая и коррекционная работа
| 25
| 2.4.5. Психологическое консультирование
| 27
| 2.5. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ
| 28
| 2.6. Организация системы взаимодействий педагога-психолога
| 28
| 2.6.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС
| 29
| 2.6.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
| 30
| III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
| 32
| 3.1. Оснащение кабинета педагога-психолога
| 32
| 3.2. Материально-техническое обеспечение программы
| 32
| 3.3. Модель недели, циклограмма деятельности
| 34
| ПРИЛОЖЕНИЯ
| 36
| ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный перечень тем психологического просвещения
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный перечень тем психологической профилактики
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный перечень диагностических методик
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Распределение диагностических методик по возрастным группам
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Календарно-тематическое планирование по программе С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 3-4 лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 4-5 лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 5-6 лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 6-7 лет по программе «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой
|
|
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Перспективный план педагога-психолога на учебный год
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Перспективный план педагога-психолога с педагогами
|
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:
побуждений, мотивов и интересов;
сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
элементов творчества.
Общие сведения об учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 села Ломово Корочанского района Белгородской области».
В образовательном учреждении функционируют 5 групп.
Первая младшая группа от 1,5 года до 3 лет;
Вторая младшая 3 до 4 года;
Средняя группа от 4 до 5 лет.
Старшая группа от 5 до 6 лет;
Подготовительная группа от 6 до 7 лет.
Обучение и воспитание детей ведется на русском языке.
МБДОУ «Детский сад №6 с. Ломово» работает в соответствии с:
Уставом
Годовым планом работы
Программой развития.
Действующими нормативно-правовыми документами.
Создание условий, обеспечивающих возможности для позитивной социализации и всестороннего развития воспитанников в адекватных их возрасту детских видах деятельности, заложив основы физически и психологически здоровой, всесторонне развитой и активной личности в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями, формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешной адаптации выпускников при переходе на ступень начального общего образования. Режим работы детского сада:
с сентября по май - образовательный процесс;
с июня по август - летняя оздоровительная кампания;
рабочая неделя - пятидневная;
длительность пребывания детей -10 часов;
ежедневный график работы: с 7.30 до 17.30
Режим работы педагога-психолога на 0,5 ставки - 18 часов в неделю (согласно утвержденному графику).
Цели и задачи реализации программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Основные субъекты психологического воздействия:
|