Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка»


НазваниеРабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка»
страница1/16
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад № 62 «Жемчужинка»


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ № 62

«Жемчужинка»

_________(Лихачева О.А.)

«___»__________20__г.


Рабочая программа
Педагога-психолога

по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Автор: Геркова Ольга Романовна,

педагог-психолог МБДОУ № 62 «Жемчужинка»

г.Мытищи

2015


Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ

Автор: педагог-психолог МБДОУ № 62 «Жемчужинка» Геркова Ольга Романовна.

Пояснительная записка

Одной из главных целей Федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение государством равенства возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства вне зависимости от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.

В связи с этим возрастает потребность психологической поддержки и сопровождения воспитательно-образовательного процесса для более эффективной социализации, укрепления физического и психического здоровья, развития познавательной активности и творческого потенциала, формирования общей культуры наших воспитанников.

Социализация - это процесс становления личности, длящийся в течение всей жизни и берущий начало в дошкольном детстве. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Данная программа направлена на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Важнейшим этапом социализации является семья, как персональная среда жизни и развития человека от рождения и в течение всей жизни. Семья имеет большое значение в процессе овладения социальными нормами, от нее во многом зависит то, как протекает физическое, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития дошкольника.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является неотъемлемой частью данной программы и обеспечивает взаимосвязь всех участников воспитательно-образовательного процесса в системе взаимодействия ребёнок-педагог-родители, помогает через личностно-ориентированный подход создать наиболее благоприятные условия для социально-личностного развития детей.

Преемственность программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников и начального общего образования реализуется в вопросах отбора содержания, методов и приемов работы с воспитанниками детского сада; через развитие у детей социальных компетенций и помогает ребёнку осуществить плавный переход из детского сада к начальному школьному обучению.
Программа психологического сопровождения педагога-психолога составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми документами:
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990

• Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959

• Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.)

• Указ Президента РФ от 07.05.2012г. №599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

• Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 « О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Федеральным законом РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их доровью и развитию».

• Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).

• Приказом МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.

• Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».

• Письмом Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

• Приказом Министерства образования и науки российской федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

• Федеральным государственным образовательным стандартом

(приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155);

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013)

• Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа детского сада № 62 «Жемчужинка»

Цель программы:

Всестороннее личностное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование социальных компетенций дошкольников и целевых ориентиров в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


Задачи:

1.Оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей с целью создания эмоционально-психологического благополучия детей в ДОУ.

2.Психологизация воспитательного процесса, повышение психологической компетенции педагогов и родителей воспитанников.

3.Развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников ДОУ.

4.Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.

5.Формирование и развитие у детей любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

6.Развитие у дошкольников навыков общения, взаимодействия и сотрудничества.
Методологической основой построения программы являются:
- Культурно историческая концепция Л.С. Выготского и положение о «зоне ближайшего развития», идея об опосредованном характере развития познавательных процессов; - Теория деятельности А.Н.Леонтьева и принцип развития психики и сознания в ведущей деятельности; - Психология игры и психологические предпосылки овладения учебной деятельностью Д.Б.Эльконина; - Положение А.В.Запорожца об амплификации детского развития, т.е. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; - Понятие о «внутренней позиции школьника» Л.И.Божович; - Теория эмоций В. Вундта (три измерения эмоций) - Теория адаптационного синдрома и теории стресса Х. Селье
При отборе содержания программы руководствовались следующими принципами:
1. Принцип научности.

Детям даются только достоверные знания, которые не могут быть опровергнуты.

2. Принцип доступности.

Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся (опыт) знания детей, иметь наглядную основу.

3. Принцип развивающего эффекта содержания.

Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания.

4. Принцип системности.

Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира.

5.Принцип сознательности (обучение осознанное, немеханическое) и

активности (личностно – деятельностный подход).

6.Принцип личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.

7.Принцип безопасности образовательной среды.

Базовый компонент рабочей программы:

Определен на основании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г. Представляет интеграцию психологического сопровождения во все образовательные области: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Национально-региональный компонент:

-приобщение детей к истории и культуре родной страны, города, микрорайона; формирование ценностного отношения к ним;

-привитие любви к родной природе и воспитание гуманного отношения к ней; развитие эмоционального восприятия, эстетических чувств.

-знакомство с традициями родного народа, семьи; формирование чувства принадлежности, общности, развитие толерантности к другим людям.

Компонент ДОУ: (приоритетные направления работы ДОУ)

-физическое развитие (поддержание двигательной активности, развитие психомоторных способностей, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере)

-интеллектуально-познавательное развитие (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи как средства общения и культуры, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира)

-художественно-эстетическое развитие дошкольников (развитие эстетического восприятия, становление эстетического отношения к окружающему миру, умения сопереживать, потребности в творчестве, в самовыражении через самостоятельную творческую деятельность).

Обновление содержания базовой программы осуществляется на основе следующих развивающих программ детей дошкольного возраста:

1.Программа эмоционально-личностного развития детей О.В. Хухлаевой, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я».

2.Программа эмоционально-личностного развития детей

Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

3.Программа познавательного развития дошкольников 5-6 лет Л.В. Управителевой «Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 5-6 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.- Детский сад: день за днем.

4.Программа познавательного развития дошкольников 6-7 лет И.Л.Арцишевской «Психологический тренинг для будущих первоклассников: конспекты занятий, - М. 2011г. :ООО «Национальный книжный центр».

5.Программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» - М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).

Программа охватывает детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, посещающих ДОУ.


Группа

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

1-я младшая

8 мин

1

2-я младшая

13 мин

1

средняя

18 мин

1

старшая

23 мин

2

Подготовительная к школе

28 мин

2


Ожидаемые результаты реализации программы:

Благоприятный психологический климат в ДОУ для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей и родителей.

Успешная социализация выпускников ДОУ.

Быстрая адаптация детей к ДОУ и при переходе в школу.

Положительные показатели физического и психического развития детей.

Максимальное приближение личностных качеств выпускников ДОУ к целевым ориентирам в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с сохранением индивидуальности каждого ребёнка. ( См. приложение)
Для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей педагогом-психологом, с согласия законных представителей ребёнка, проводится психологическая диагностика, направленная на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. По результатам диагностики психолог даёт рекомендации родителям и педагогам, проводит консультационные мероприятия, подгрупповые коррекционные мероприятия и индивидуальную работу с учётом особых образовательных потребностей ребёнка.
Диагностика актуального уровня развития детей проводится с целью:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития в соответствии с «зоной ближайшего развития»);

• оценки эффективности педагогических действий;

•дальнейшего планирования работы по психологическому сопровождению;

• оптимизации работы с подгруппой детей;
Диагностика проводится по плану специалиста. (см.Приложение)




Психологическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Описание возрастных и психологических особенностей детей 2-3 лет.


ПОКАЗАТЕЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ведущая потребность

эмоциональное общении со взрослым, его поддержка, участие, забота, безопасность,

Поведение

неосознанность мотивов -отсутствует соподчинение мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. начальные формы произвольного поведения, культурная активность на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
 появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.


Деятельность

игра, рисование, конструирование

Игровая деятельность

игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Продолжает развиваться предметная деятельность, появляются действия с предметами-заместителями.
Идёт усвоение культурных способов действия с различными предметами - развиваются действия соотносящие и орудийные.

Отношения со взрослыми

эмоционально зависим от родителей, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого

Отношения со сверстниками

наблюдение за другими детьми, подражание им, игра «рядом, но не вместе».

Эмоции

легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников, эмоции непостоянны, ребёнка легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.


Способ познания

через игру, манипуляции с предметами

Объект познания

предметы, игрушки

Мышление


наглядно-действенное

Восприятие

совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, осуществляет выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различает мелодии; пытается петь.

Речь

слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение, малыши осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.

Внимание

непроизвольное

Новообразования возраста

осознание ребенком своего «Я»,стремление к самостоятельности, к отделению от взрослого(« Я сам»)


Цель психологического сопровождения детей 2-3 лет- адаптация детей к условиям ДОУ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconРабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного...
Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников...

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconРегламент работы понкратова В. Н. Трудовые права педагога-психолога...
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconГатчинского
В целях улучшения организации работы по психологическому сопровождению образовательного процесса прошу организовать в образовательных...

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconРабочая программа педагога-психолога
Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы до доу по освоению образовательных областей в соответствии...

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» icon1. Общая характеристика детского дома
Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconГодовой план воспитательно- образовательной работы муниципального...
Общая характеристика доу условия обеспечения образовательного процесса Достижения детского сада

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» iconГодовой план работы педагога-психолога Оспищевой И. Ю. на 2013-2014 учебный год. Цель доу
Цель доу: Повышение качества и эффективности предоставления образовательной услуги дошкольникам с учетом федерального государственного...

Рабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в доу. Автор: Геркова Ольга Романовна, педагог-психолог мбдоу №62 «Жемчужинка» icon«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением...
Начиная с этого времени, в исследованиях человеческой психики прочно обосновался эксперимент, что и итоге и способствовало превращению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск