Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 165
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ детский сад №165
____________ /Е.П.Уразова/
| Принято на заседании педагогического совета
От 05.09.2014 протокол
№ 1
|
Рабочая программа педагога - психолога
на 2014-2015 учебный год г. Хабаровск
Содержание программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………
Глава I Основное содержание
1.1. Содержание психолого-педагогической работы…………………………………………………………
1.2 Мониторинг результатов психолого-педагогической деятельности……………………………………
1.3.Тематический план………..…………………………………………………………………………………
Глава II. Вариативная часть программы…………………………………………………………………………
2.1 Развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.2.Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………………………………………………
Пояснительная записка Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ в соответствии Федеральных государственных требований к структуре к основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года). Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 165 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников посредством проведения непосредственной учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с реализуемой в детском саду комплексной программой «Радуга» авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) назвали ее «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги. Семь основ — семь видов деятельности в работе с детьми: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством); конструирование; занятие музыкой и танцами; занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.
Вся программа подчинена работе по созданию традиций, которые позволяют сделать жизнь ребенка радостной и содержательной, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоить малыша, сохранить его физическое и психическое здоровье.
Количество групп по возрастам: 6 возрастных групп с 2 до 7 лет
Контингент детей посещающих дошкольное учреждение имеет нормальное физическое развитие. Соответствует возрастным медицинским показателям своего возраста. Отклонений в психическом развитии нет.
Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.
Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Цель психолого-педагогического сопровождения в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по социально–личностному развитию №165, обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ в условиях внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) и потребностями всех субъектов учебно - образовательного - процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Основные субъекты психологического воздействия: Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников
Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальное;
групповое;
на уровне детского сада.
Формы сопровождения:
консультирование;
диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
профилактика;
просвещение;
Направления деятельности психолога:
Психологическое просвещение.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.
Психологическая профилактика.
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
3.Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.
4.Коррекционная работа.
Направлена на выявление образовательных потребностей детей; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
специализированные условия (комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:
Администрация детского сада.
Заведующий детского сада осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
контролирует деятельность системы сопровождения;
обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планирование деятельности системы сопровождения также участвует педагог-психолог.
Педагог-психолог.
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
консультирование
просвещение;
профилактика;
коррекционно-развивающая деятельность;
диагностика;
экспертиза.
1. Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.
Определение степени адаптации детей.
Инструментарий:
«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина
Лист адаптации
Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей.
«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра,
Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина
Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Представление результатов на педагогических советах, совещаниях.
Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
2. Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей. Инструментарий:
«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.
Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»
Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»
Заключение по результатам психологического обследования
Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
3.Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей. Инструментарий:
Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
“Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
Опросник для выявления тревожности у ребенка А.М.Прихожан
Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)
Изучение личностных особенностей воспитанников и системы взаимоотношений.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
4. Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости. Диагностическая программа Н.Семаго, М.Семаго
«Психолого – педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»
Методика самооценки «Лестница» (В.Г. Щур, С.Г.Якобсон)
Определение эмоционального уровня самооценки «Разноцветные домики» (И.В.Тихомирова, Н.И. Гоношенко)
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер
Исследование особенностей познавательной деятельности.
Диагностика школьной мотивации.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
5. Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
«Мамина школа» - клуб молодых родителей.
Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам современной педагогической психологии.
Ведение Интернет-странички для родителей по вопросам психологии.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Психологическое просвещение
педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.
Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.
В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.
Экспертная работа
1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.
4. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
5. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
6. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;
бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;
адекватная самооценка;
сформированность Я – концепции личности;
оптимальное развитием его способностей.
Содержание коррекционной работы
Перечень программ, технологий, пособий.
Программы/Пособия
|
| Специальные программы
| «Радуга». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Т. Н. Дороновой. М.»Просвещение» 2004
«Психология социальной одаренности»/Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько –М., «Линка-пресс»
|
| «Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003
| Основные методические пособия
| Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»-М.»Владос» 2002
Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000.
Панфилова М.А. «Лесные сказки» М., 2001
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003.
Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005
«Психолог в дошкольном учреждении»/под ред.Т.В.Лаврентьевой.М.
Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005
Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми»
ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005
Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006
Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006
Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004
Чистякова М.И. «Психогимнастика» М.1990
Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999.
Кудрина Г.Я. «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста», Иркутск
| Дидактические материалы
| Картотека игр для гиперактивных детей
Картотека игр на сплочение детского коллектива.
Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.
Картотека игр на развитие уверенности в себе.
Азбука развития эмоций ребёнка.
Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок
Настольные игры на развитие познавательных процессов.
Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией
Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.
| Технические средства
| Магнитофон
Компьютер
принтер
|
Участие педагога-психолога в образовательном процессе: формы, приёмы коррекционной работы
Дети
|
Педагоги
| Родители
| -Наблюдение и анализ адаптационных возможностей
-проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
-диагностика возрастных и индивид. особенностей по запросам родителей, воспитателей
-организация коррекционно-развивающей работы
-проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению
-проведение развивающих занятий
| -Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды
-участие в педсоветах, медико-педагогических совещаниях
-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования
-разработка и участие в интегрированных занятиях
- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.
| - Организация и участие в работе клуба «Мамина школа»
-участие в тематических встречах в Родительских гостиных
-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии
-консультирование
- изучение стиля семейного воспитания
-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.
| Мониторинг динамики развития
Цель обследования
| Название, автор диагностики
| Сроки
| Итог обследования
| Ответственный
| Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития
| К.Л.Печора. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение
| октябрь
ноябрь
| Заполнение индивидуальных карт
| Педагог-психолог
| Обследование детей при переходе на новый возрастной этап
| Комплект диагностических методик
«Приложение»
Г.Я.Кудрина «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста» И. 1992
| Сентябрь
Май
| Рекомендации
| Педагог-психолог
| Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ
| Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.
| Ноябрь
| Заполнение справки. Рекомендации
| Педагог-психолог
| Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников
| Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.
«Лесенка» В.Г.Щур.
«Разноцветные домики» И.В.Тихомирова
| Февраль
| Мониторинг психологического здоровья
| Педагог-психолог
| Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп
| М.Семаго, Н.Семаго
Диагностика готовности детей к школе-М.2007
| Сентябрь
Октябрь
| Рекомендации. Составление планов коррекционной работы
| Педагог-психолог
| Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций
| Комплект диагностических методик «Приложение»
| Май
| Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год
| Педагог-психолог
| Выявление универсальных учебной деятельности (УУД)
| Комплект диагностических методик направленных на диагностику УУД
| Апрель
| Заполнение карты дошкольника
| Педагог-психолог
| /Приложение № 1/
Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» (На основе программы А. С. Роньжиной «Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ») Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Цель программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи программы.
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
2. Развитие навыков взаимодействия детей с педагогом.
3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Адресат.
Дети 2 – 3 лет, родители детей.
Продолжительность курса: пять недель
Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2 раза в неделю по 10 минут).
Форма проведения: фронтальная, в групповом помещении.
Структура занятия.
1 часть. Вводная (3 минуты)
Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на совместную работу.
2 часть. Основная (5-7 минут) .
Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со сверстниками.
3 часть. Заключительная (3-5 минут) .
Цель: снятие психологического напряжения.
Примечания.
1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста переутомление и снижение интереса к занятию.
2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.
3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция "наблюдателя" несет также положительное воздействие в процессе восприятия происходящего.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Ожидаемые результаты.
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
|