Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу


Скачать 303.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу
страница1/2
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 165


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ детский сад №165

____________ /Е.П.Уразова/

Принято на заседании педагогического совета

От 05.09.2014 протокол

№ 1



Рабочая программа педагога - психолога

на 2014-2015 учебный год
г. Хабаровск

Содержание программы

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………

Глава I Основное содержание

1.1. Содержание психолого-педагогической работы…………………………………………………………

1.2 Мониторинг результатов психолого-педагогической деятельности……………………………………

1.3.Тематический план………..…………………………………………………………………………………

Глава II. Вариативная часть программы…………………………………………………………………………

2.1 Развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………

2.2.Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………………………………………………

Пояснительная записка
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ в соответствии Федеральных государственных требований к структуре к основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года). Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 165 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников посредством проведения непосредственной учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с реализуемой в детском саду комплексной программой «Радуга» авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) назвали ее «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги. Семь основ — семь видов деятельности в работе с детьми: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством); конструирование; занятие музыкой и танцами; занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Вся программа подчинена работе по созданию традиций, которые позволяют сделать жизнь ребенка радостной и содержательной, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоить малыша, сохранить его физическое и психическое здоровье.

Количество групп по возрастам: 6 возрастных групп с 2 до 7 лет

Контингент детей посещающих дошкольное учреждение имеет нормальное физическое развитие. Соответствует возрастным медицинским показателям своего возраста. Отклонений в психическом развитии нет.

Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.

Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Цель психолого-педагогического сопровождения в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по социально–личностному развитию №165, обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ в условиях внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) и потребностями всех субъектов учебно - образовательного - процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • Творческая организация (креативность) образовательного процесса;

  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

  • Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;

  • педагоги;

  • родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников

Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;

  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;

  • групповое;

  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;

  • диагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профилактика;

  • просвещение;


Направления деятельности психолога:

  1. Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

  1. Психологическая профилактика.

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

3.Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

  2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

  3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

  4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

4.Коррекционная работа.

Направлена на выявление образовательных потребностей детей; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.

  • Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.

  • Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.

  • Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

  • Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.

  • Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);

  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);

  • специализированные условия (комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация детского сада.

Заведующий детского сада осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;

  • контролирует деятельность системы сопровождения;

  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;

  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;

  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвует педагог-психолог.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование

  • просвещение;

  • профилактика;

  • коррекционно-развивающая деятельность;

  • диагностика;

  • экспертиза.

1. Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.

  • Определение степени адаптации детей.

Инструментарий:

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина

Лист адаптации

Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра,

Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам

Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

  • Представление результатов на педагогических советах, совещаниях.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

2. Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.

Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»

Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»

Заключение по результатам психологического обследования

  • Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.

  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

3.Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.

“Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)

Опросник для выявления тревожности у ребенка А.М.Прихожан

Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)

Изучение личностных особенностей воспитанников и системы взаимоотношений.

  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

4. Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости.

  • Проведение диагностики.

Диагностическая программа Н.Семаго, М.Семаго

«Психолого – педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

Методика самооценки «Лестница» (В.Г. Щур, С.Г.Якобсон)

Определение эмоционального уровня самооценки «Разноцветные домики» (И.В.Тихомирова, Н.И. Гоношенко)

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер

  • Исследование особенностей познавательной деятельности.

  • Диагностика школьной мотивации.

  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

5. Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

  • «Мамина школа» - клуб молодых родителей.

  • Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам современной педагогической психологии.

  • Ведение Интернет-странички для родителей по вопросам психологии.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.

Психологическое просвещение

педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.

Экспертная работа

1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.

2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии.

3. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.

4. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

5. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

6. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

  • активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;

  • бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;

  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;

  • адекватная самооценка;

  • сформированность Я – концепции личности;

  • оптимальное развитием его способностей.

Содержание коррекционной работы

Перечень программ, технологий, пособий.


Программы/Пособия




Специальные программы


«Радуга». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Т. Н. Дороновой. М.»Просвещение» 2004

«Психология социальной одаренности»/Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько –М., «Линка-пресс»




«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003

Основные методические пособия

Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»-М.»Владос» 2002

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000.

Панфилова М.А. «Лесные сказки» М., 2001

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003.

Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005

«Психолог в дошкольном учреждении»/под ред.Т.В.Лаврентьевой.М.

Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005

Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми»

ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005

Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006

Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006

Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004

Чистякова М.И. «Психогимнастика» М.1990

Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999.

Кудрина Г.Я. «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста», Иркутск

Дидактические материалы

Картотека игр для гиперактивных детей

Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Азбука развития эмоций ребёнка.

Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок

Настольные игры на развитие познавательных процессов.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.


Технические средства

Магнитофон

Компьютер

принтер


Участие педагога-психолога в образовательном процессе: формы, приёмы коррекционной работы

Дети


Педагоги


Родители

-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

-проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

-диагностика возрастных и индивид. особенностей по запросам родителей, воспитателей

-организация коррекционно-развивающей работы

-проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

-проведение развивающих занятий


-Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

-участие в педсоветах, медико-педагогических совещаниях

-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

-разработка и участие в интегрированных занятиях

- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

- Организация и участие в работе клуба «Мамина школа»

-участие в тематических встречах в Родительских гостиных

-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

-консультирование

- изучение стиля семейного воспитания

-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.

Мониторинг динамики развития

Цель обследования

Название, автор диагностики

Сроки

Итог обследования

Ответственный

Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития

К.Л.Печора. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение

октябрь

ноябрь

Заполнение индивидуальных карт

Педагог-психолог

Обследование детей при переходе на новый возрастной этап

Комплект диагностических методик

«Приложение»

Г.Я.Кудрина «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста» И. 1992

Сентябрь

Май

Рекомендации

Педагог-психолог

Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.

Ноябрь

Заполнение справки. Рекомендации

Педагог-психолог

Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников

Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.

«Лесенка» В.Г.Щур.

«Разноцветные домики» И.В.Тихомирова

Февраль

Мониторинг психологического здоровья

Педагог-психолог

Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп

М.Семаго, Н.Семаго

Диагностика готовности детей к школе-М.2007

Сентябрь

Октябрь

Рекомендации. Составление планов коррекционной работы

Педагог-психолог

Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций

Комплект диагностических методик «Приложение»

Май

Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год

Педагог-психолог

Выявление универсальных учебной деятельности (УУД)

Комплект диагностических методик направленных на диагностику УУД

Апрель

Заполнение карты дошкольника

Педагог-психолог

/Приложение № 1/

Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
(На основе программы А. С. Роньжиной «Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ»)
Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Цель программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы.

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

2. Развитие навыков взаимодействия детей с педагогом.

3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.

4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Адресат.

Дети 2 – 3 лет, родители детей.

Продолжительность курса: пять недель

Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2 раза в неделю по 10 минут).

Форма проведения: фронтальная, в групповом помещении.

Структура занятия.

1 часть. Вводная (3 минуты)

Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на совместную работу.

2 часть. Основная (5-7 минут) .

Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со сверстниками.

3 часть. Заключительная (3-5 минут) .

Цель: снятие психологического напряжения.

Примечания.

1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста переутомление и снижение интереса к занятию.

2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.

3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция "наблюдателя" несет также положительное воздействие в процессе восприятия происходящего.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Ожидаемые результаты.

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.

2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconРабочая программа по развитию детей 1 младшей группы (Далее Программа)...
Организация проведения воспитательно-образовательного процесса по образовательным областям 4

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconРабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому...
Федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение государством равенства возможностей полноценного развития...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconПрограмма)разработана на основе общеобразовательной программы доу...
Приказ моин РФ от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»....

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconРабочая программа педагога-психолога
Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы до доу по освоению образовательных областей в соответствии...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу – в соответствии...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconРабочая программа педагогов
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы доу

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 41

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой доу  iconПояснительная записка Программа разработана в соответствии с фгос...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск