Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов»


НазваниеОтчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов»
страница1/5
ТипОтчет
filling-form.ru > Туризм > Отчет
  1   2   3   4   5


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)

(РГУФКСМиТ)

УДК 811


№ гос. Регистрации

Инв. №

УТВЕРЖДАЮ


Ректор РГУФКСМиТ, профессор,
д.п.н. __________ А.Н. Блеер

«_____» декабря 2014 г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

кафедры психологии за 2014 г.
Тема: 02.03.02

«Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов»

(заключительный)


Проректор

по научно-инновационной работе А.А. Передельский
Зав. кафедрой Ю.В. Байковский
Научный руководитель Ю.В. Байковский


Москва 2014

Список исполнителей:



Научный руководитель:


д.п.н., профессор
Ю.В. Байковский

____________________

Ю.В. Байковский (общая редакция, введение, заключение)




Исполнители:










д.псх.н., профессор В.А. Москвин

____________________

В.А. Москвин (общая редакция, введение, раздел 1, заключение, выводы, практические рекомендации)




д.псх.н., профессор В.С. Нургалеев

____________________

В.С. Нургалеев (введение, раздел 1, заключение, выводы, практические рекомендации)




к.псх.н., доцент
Н.В. Москвина

____________________

Н.В. Москвина (разделы 2,3)




к.псх.н., профессор

Е.В. Романина

____________________

Е.В. Романина (раздел 2)




к.псх.н., профессор В.Ф. Сопов

____________________

В.Ф. Сопов (раздел 3)




к.псх.н., профессор В.Н. Непопалов

____________________

В.Н. Непопалов (раздел 3)




к.в.н., старший преподаватель
Н.С. Шумова

____________________

Н.С. Шумова (разделы 2,3)




к.псх.н., доцент
А.В. Вощинин

___________________

А.В. Вощинин (раздел 3)




преподаватель

Л.Е. Наконечная

____________________

Л.Е. Наконечная (раздел 2)




Преподаватель

А.Ц. Дашинимаева

___________________

А.Ц. Дашинимаева (раздел 2)


Реферат:

В исследовании рассмотрены интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов, их волевые качества, их структура и функции, а так же и роль межполушарной ассиметрии мозга как интегрального образования.

Выполнено комплексное экспериментальное исследование, включающее педагогические, психологические, психофизиологические, физиологические и биологические методы оценки данных особенностей.

Результаты исследования могут быть использованы при организации системы физической подготовки представителей различных видов спортивных игр; при повышении квалификации тренеров команд мастеров и сборных команд.
Ключевые слова: воля, волевое действие, психологические понятии, межполушарная ассиметрия, индивидуальные особенности

ОГЛАВЛЕНИЕ
Список аббревиатур и сокращений, используемых в работе……………....4

Введение ………………………….……………………………………….6-10

РАЗДЕЛ i Теоретическое обоснование ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ..….11-21

1.1 Воля и волевые действия как психологические понятия……………11-13

1.2 Волевое действие: структура и функции….………………..…………14-20

Выводы по первой главе………………………………………..…………..20-21

РАЗДЕЛ II Роль межполушарной асимметрии в волевой регуляции…………………………………………………………………22-53

2.1 Изучение проблемы межполушарной асимметрия в психологии…….22-27

2.2 Связь функциональной асимметрии с индивидуальными особенностями человека……………………………………………………………………….27-41

2.3 Особенности функциональной асимметрии человека в волевой регуляции……………………………………………………………….….....41-52

Выводы по второй главе……………………………………………………..52-53

РАЗДЕЛ III Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей произвольной Регуляции ВЫСОККВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ..…………………….54

3.1. Научный аппарат исследования и его организация…………….……..54-66

3.2. Анализ результатов исследования и их обсуждения…………………66-70

Выводы по третьей главе…………………………………………………..71-72

Заключение ……………………...………………………..……………73-74

Список используемых источников …………………………75-84

Приложения…………………………………………………………….85-88 ..


Список аббревиатур и условных сокращений,

используемых в работе

ВКЛ – волевые качества личности (методика М.В. Чумакова)

ИПЛ – индивидуальные профили латеральности

ЛПППР – левый показатель пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурия

ПППР – показатель пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурия

ППППР – правый показатель пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурия

ФАМ – функциональные асимметрии мозга
Сочетание ведущих латеральных признаков в системе

измерений «рука – ухо – глаз» у леворуких

ЛЛЛ – «левая рука - левое ухо – левый глаз»

ЛПЛ – «левая рука - правое ухо – левый глаз»

ЛЛП – «левая рука - левое ухо – правый глаз»


ЛПП – «левая рука - правое ухо – правый глаз»
Сочетание ведущих латеральных признаков в системе

измерений «рука – ухо – глаз» у праворуких

ППП – «правая рука - правое ухо – правый глаз»

ППЛ – «правая рука - правое ухо – левый глаз»

ПЛП – «правая рука - левое ухо – правый глаз»

ПЛЛ – «правая рука - левое ухо – левый глаз»

Введение
Актуальность исследования связана с необходимостью совершенствования методического аппарата диагностики индивидуальных особенностей высококвалифицированных спортсменов в целях психологического консультирования в условиях современного спорта, за счет разрешения следующих противоречий между:

- необходимостью стабилизации отношений между субъектами любого коллектива (в том числе спортивного), с одной стороны, недостаточным учетом психических и психофизических функций высококвалифицированных спортсменов, входящих в ту или иную команду, с другой стороны;

- необходимостью психологического сопровождения спортсменов в профессиональной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью системы регуляторных функций высококвалифицированных спортсменов на основе учета их индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, с другой стороны;

- потребностью спортсмена выявить свои индивидуальные психологические и психофизиологические особенности, с одной стороны, и недостаточной изученностью их регуляторных функций, с другой стороны.

Произвольная регуляция психики (понятие «воля») занимает одно из центральных положений в психологических концепциях. В последние десятилетия на стыке дифференциальной психологии и нейропсихологии успешно развивается такое новое направление как нейропсихологический поход к проблеме индивидуальных различий. Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь разных сторон. Постепенное накопление фактов, изучение и классификация причин разбросов измерений, связываемых с влиянием индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

В.А. Москвиным (1988, 2002) было установлено, что для каждого человека характерен свой индивидуальный набор латеральных признаков. Констелляции, или разные варианты сочетаний латеральных признаков, образуют индивидуальные профили латеральности (ИПЛ), которые в свою очередь, определяют индивидуальные особенности реализации психических процессов. Если индивидуальные профили латеральности определять по вариантам сочетаний ведущих руки, уха и глаза, то, исходя только из этих признаков парциального доминирования, в системе измерений «рука-ухо-глаз» можно выделить 8 вариантов латеральных профилей - 4 для праворуких и 4 для леворуких.

В настоящей работе рассматривается вопрос о возможных связях особенностей процессов волевой регуляции у спортсменов с разными признаками латеральности (или парциального доминирования).

Волевая регуляция - это вид произвольного управления, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей (Ильин Е.П., 2000). Психические процессы человека, в частности различные виды его сознательной деятельности, всегда протекают при участии трех блоков мозга (блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; блок получения, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности), каждый из которых играет свою роль в обеспечении психических процессов, вносит свой вклад в их осуществление.

Известно, что за функции контроля, планирование и регуляция деятельности отвечает третий блок мозга - лобные его отделы (А.Р. Лурия 1973). Очевидно, что все это имеет самое непосредственное отношение и к процессам волевой регуляции поведения человека.

Все вышеизложенное позволило сформулировать проблему нашего исследования: каковы особенности применения интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов в сфере волевой регуляции с учетом функциональных асимметрий мозга.

Объект исследования: функциональная асимметрия.

Предмет исследования: индивидуальные особенности показателей произвольной регуляции высококвалифицированных спортсменов с разными признаками функциональных асимметрий.

Цель исследования: изучить индивидуальные характеристики произвольной регуляции высококвалифицированных спортсменов в связи с особенностями функциональных асимметрий.

Задачи исследования:

  1. Изучить психологическую литературу по проблеме исследования.

  2. Осуществить подбор психодиагностического инструментария.

  3. Сформировать выборку исследования.

  4. Выявить связи вариантов межполушарных асимметрий (вариантов индивидуальных профилей латеральности) с особенностями произвольной регуляции высококвалифицированных спортсменов.

  5. Обработать результаты психологического исследования и сформулировать выводы.

  6. Выработать рекомендаций по диагностике индивидуальных особенностей волевой регуляции высококвалифицированных спортсменов с учетом особенностей функциональных асимметрий испытуемых.

Гипотеза: высококвалифицированных спортсменов с разными признаками функциональных асимметрий могут обнаружить индивидуальные особенности показателей произвольной регуляции.

Выборка

В исследовании приняло участие 67 высококвалифицированных спортсменов - студентов вуза. Объектом исследования выступили студенты 1-4 курса ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма» (ГЦОЛИФК). Всего было обследовано 30 девушек и 37 юношей (возраст 17-21 год).
Нейропсихологические методы исследования:

  1. Тест «Карта латеральных признаков», направленный на диагностику показателей функциональных асимметрии и признаков леворукости и леволатеральности (см. Приложения 1-2).

Психодиагностические методики исследования:

  1. Опросник «Волевые качества личности» ( ВКЛ). Для исследования волевых качеств личности, использовался опросник ВКЛ (М.В. Чумаков, 2006). В данной методике содержится 9 шкал: «ответственность», «инициативность», «решительность», «самостоятельность», «выдержка», «настойчивость», «энергичность», «внимательность», «целеустремленность». Тест содержит 78 утверждений.

  2. Методика 16-ФЛО Р.Кеттелла. Многофакторный личностный опросник 16 PF был разработан Р. Кеттеллом и опубликован в 1950 году на основе теории черт, согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени выраженности у них отдельных независимых черт (факторов). Опросник предназначен для выявления личностных свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. В данном исследовании была использована форма А опросника - стандартная форма на 187 утверждений (см. Приложение 3).

  3. Цветовой тест Люшера. Цветовой тест был разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1947 году. Тест является проективным методом для опосредованного изучения личности. В данном варианте цветового теста мы учитывали показатель устойчивости выбора (см. В.А. Москвин, Н.В. Москвина, 2011). При разработке показателя устойчивости выбора считалось, что процесс выбора цветовых стимулов рассматривается как модель деятельности принятия решения, по которой можно судить об особенностях целеобразующих функций.

Методы статистической обработки данных

Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием непараметрического критерия: U – критерия Вилкоксона-Манна-Уитни. U – критерий Вилкоксона-Манна-Уитни использовался нами для оценки различий между двумя выборками по уровням признаков, измеренных количественно (Гублер Е. В., 1978).


РАЗДЕЛ I

Теоретическое обоснование ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
В данном разделе будут рассмотрены основные понятия категориального и терминального плана: воля, волевые действия, их структура и функции, и , в первую очередь, их характеристика как психологических понятий, чему посвящен параграф 1.1.



    1. Воля и волевые действия как психологические понятия


Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т.д.) или совокупностью их.

Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Таким образом, все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует значительных усилий (например, цель написать письмо знакомому, когда в жизни произошли какие-то важные события и имеется время для написания). Но, чаще всего, достижение цели связано с преодолением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия называются подлинно волевыми. Трудности и препятствия на пути к достижению цели бывают двух видов — внешние и внутренние.

Под внешними препятствиями, которые преодолевает человек, подразумеваются объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы и т.п.

Внутренние препятствия - это субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнить.

К внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания, от которых следует воздерживаться. Человек преодолевает их благодаря волевым усилиям. «Большая воля, - писал А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно».

Воля — это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Как и все психические явления, воля - одна из форм отражения.

Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

Физиологические основы воли

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты. Причина их возникновения лежит вовне, в окружающем мире. Произвольные движения происходят на основе образовавшихся сложных систем нервных связей двигательной области коры (расположенной в ее теменной части) с корковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки.

Двигательная область коры находится под постоянным «обстрелом» информации с корковых концов анализаторов. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга. Раздражители второй сигнальной системы, исходящие от других людей, произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат «пусковыми сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта.

Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Ретикулярная формация обеспечивает поддержание очага оптимальной возбудимости в той области коры головного мозга, которая связана с выполнением данного конкретного вида произвольного движения.


    1. Волевое действие: структура и функции


Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. В этом действии можно отчетливо выделить следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,— это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо - это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это, собственно, мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути в системе ценностей данного человека. Результатом этого этапа является четкое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей. По мере проявления мотивов, утверждающих или отрицающих проанализированные возможности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из результатов второго этапа), но в то же время, в силу своих моральных чувств или принципов, не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку, практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие, как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека) разрешается либо последовательным движением к цели, а, следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а, в конечном счете, от цели.

Нужно, однако, подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин - это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Так, например, могут существенно измениться обстоятельства, возникнуть какие-то новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе, это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Волевые качества личности и их формирование

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Функции волевых действий

Волевые действия выполняют ряд функций регуляторного плана, среди которых ярко выражены три побудительная, тормозящая, нейтрализующая.

Первая из них заключается обеспечении функционирования той или иной системы организма (в том числе психики) за счет перераспределения его внутренних резервов; вторая – имеет обратный характер и заключается в удерживании своих порывов к действиям. Третья функция проявляется в нейтрализации как положительных, так и отрицательных, и обеспечивает спокойствие человеку.

Выводы по первому разделу

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы:

  • Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

  • В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

  • Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

  • К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

  • Волевые действия выполняют ряд функций регуляторного плана, среди которых ярко выражены три:

  1. Побудительная;

  2. Тормозящая;

  3. Нейтрализующая.

Изученный теоретический материал позволяет выявить роль межполушарной асимметрии в волевой регуляции, чему посвящен второй раздел данной работы.

РАЗДЕЛ II

РОЛЬ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ В ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

В данном разделе мы считаем необходимым, остановиться на вопросах значения межполушарной асимметрии в волевой регуляции, обратив в первую очередь внимание на изучении данного явления в психологии, чему посвящен первый параграф раздела.



    1. Изучение проблемы межполушарной асимметрии в психологии



Одним из центральных положений психологической теории является то, что любая сложная психическая функция осуществляется совместной работой обоих полушарий мозга, каждое из которых вносит в реализацию психических процессов свой собственный вклад (А.Р. Лурия, 1973). В связи с этим проблема межполушарного взаимодействия и межполушарной асимметрии привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных психологов.

Одной из первых попыток рассмотрения связи функциональной асимметрии мозга (ФАМ) человека с индивидуальными особенностями принадлежит J. E. Bogen (1972). При психологическом исследовании больных, перенесших комиссуротомию (по медицинским показаниям), он обнаружил, что левое по­лушарие в большей степени связано с использованием вербальных знаков, логикой и анализом, а правое – с перцепцией зрительных, пространственных, кинестетических стимулов, с восприятием музыки. В дальнейшем функцио­нальная специализация правого и левого полушария подтверждалась и уточнялась многими исследователями. Так, С. Спрингер и Г. Дейч (1983) показали, что левое полушарие осуществляет последовательную обработку информации аналитическим путем, тогда как правому полушарию присущ холистический способ обработки информации. Подобной точки зрения придерживается и Л. И. Леушина с соавт. (1985). Авторы считают, что левое полушарие осуществ­ляет инвариантную и последовательную обработку информации, а правое структурную (неинвариантную) и симультанную.

При зрительно-пространственном анализе предъявленного стимула, преобладающим оказыва­лся правое полушарие, а при анализе семантических черт вербального материала превалирует левое (В. Будохоска с соавт., 1990). В процессе восприятия зрительной информации правое полушарие использует стратегии полного описания, тогда как левое - стратегии оценки наиболее значимых элементов изо­бражения (А. Г. Зальцман, Я. А. Меерсон, 1990). В механизмах вероятностного прогнозирования ведущая роль принадлежит структурам левого полушария, которое обеспечивает выделение более вероятностных событий, оценку статистических зависимостей между событиями и процессами вероятностного обучения. Структуры правого полушария принимают участие в оценке общей неопре­деленности среды и прогнозе маловероятных событий (Я. А. Меерсон, 1986).

Если первоначальные исследования функциональной асимметрии мозга (ФАМ) базировались на диагностике локальных поражений мозга и связанных с ним феноменами, то в последнее время начало активно развиваться направле­ние, изучающее особенности ФАМ здорового человека (А. П. Чуприков и соавт., 1979; Л. Л. Шмакова, С.Е. Волошенко, 1983; В. А. Москвин, 1986, 1988, 1990 и т.д.). Данное направление изучает особенности индивидуальных различий психических функций человека, исходя из опреде­ленных принципов мозговой организации, и характеризуется как нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий (В. А. Москвин, 1988, 1990; Е. Д. Хомская, 1995, 1997), которое имеет самое непосредственное отно­шение к дифференциальной психофизиологии.

Началом развития этого направления послужила концепция А. Р. Лурия (1978) о том, что мозг при реализации высших психических функций работает как парный орган, а также положение о парциальном доминировании отдельных структур мозга. Психические процессы человека, в частности различные виды его сознательной деятельности, всегда протекают при участии трех блоков мозга (блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; блок получения, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности), каждый из которых играет свою роль в обеспечении психических процессов, вносит свой вклад в их осуществление.

Считается, что нейропсихологические основы индивидуальных различий могут заключаться в вариабельности сочетаний парциального доминирования сенсомоторных признаков, что определяет различный вклад функционально неравнозначных мозговых структур в процессы реализации высших психических функций.

При исследовании особенностей асимметрии мозга учитываются ее внешние индикаторы – латеральные признаки человека.

Первое исследование по изучению распространенности латеральных признаков было проведено А. П. Чуприковым и соавт. (1979), им впервые выделены варианты индивидуальных профилей латеральности (ИПЛ) в системе измерений «палец – локоть – глаз». В. А. Москвин (1986, 1988, 1990), определяя индивиду­альные профили латеральности (ИПЛ) в системе измерений «рука - ухо - глаз» выделил 4 варианта ИПЛ для праворуких и 4 - для леворуких. Т. А. Доброхото­ва и Н. Н. Брагина (1994) при изучении асимметрии рук, ног, зрения и слуха теоретически выявили 6 типов профилей асимметрии: правый, преимуществен­но правый, смешанный, преимущественно левый, левый, симметричный. Одна­ко при экспериментальном исследовании было обнаружено лишь 4 профиля, отсутствовали левый и симметричный. Е. Д. Хомской и соавт. (1997) по соот­ношению трех видов асимметрии, также определяемых по схеме «рука - ухо -глаз», и с учетом степени их выраженности было выделено 27 возможных сочетаний профилей латеральной организации (ПЛО), которые в свою очередь были разделены на пять основных типов: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие, «чистые» левши.

Было установлено, что у лиц с разными сочетаниями признаков парциаль­ного доминирования моторных и сенсорных систем выявляются индивидуально-психологические особенности в виде разных стратегий обработки вербально-логической и зрительно-пространственной информации, различия в регуляторных процессах и в индивидуальных стилях эмоционального реагирования, в динамических характеристиках двигательных функций. (В.А. Москвин, 1986, 1988,1990; Е. Д. Хомская, 1996; Е. Д. Хомская и соавт., 1997).

Так, индивиды с доминированием левополушарных структур мозга (по сравнению с правополушарными) характеризуются более высокими динамическими (временными и регуляторными) показателями психических процессов: двигательных, когнитивных, эмоциональных. Они более успешно выполняют пространственные операции, как во внешнем, так и во внутреннем пространстве. Индивиды с признаками правополушарного доминирования напротив, обнаруживают более замедленное протекание двигательных, когнитивных, эмоциональных процессов, механизмы произвольного контроля психических процессов у них менее успешны. Они хуже выполняют пространственные ког­нитивные операции, мало результативны в вербальных заданиях. У них более высокие показатели помехоустойчивости произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и более низкая «физиологическая цена» интеллектуального напряжения по сравнению с лицами, имеющими левосторонний тип домини­рования полушарий мозга (Е. Д. Хомская и соавт., 1997).

Установлено, что показатель нейротизма у мужчин-правшей (праворуких) имеет более низкие величины, чем у левшей и амбидекстров. При исследовании ФАМ с помощью латеральных движений глаз (ЛДГ), установлено, что испытуемые с левонаправленными ЛДГ отличаются повышен­ной эмоциональностью и тревожностью. У леворуких мужчин обнаруживается достоверное преобладание высоких показа­телей по фактору «общая эмоциональность», страх, гнев.

В данном направлении одной из первых отечественных работ можно счи­тать исследование Л. Л. Шмаковой и С. Е. Волошенко (1983) по изучению связи теста на аплодирование (по А. Р. Лурия) с некоторыми показателями структуры личности.

Первую серьезную попытку установления связи индивидуальных профи­лей латеральности с индивидуально-психологическими характеристиками предприняли В. Н. Клейн, В. А. Москвин и А. П. Чуприков (1986). Полученные данные показали, что нарастание дисбаланса личностных свойств (и соответст­вующее снижение устойчивости к эмоциональному стрессу) происходит по мере сглаживания функциональной асимметрии мозга. Результаты самооценки эмоционального состояния отличаются у лиц с различными типами профилей латеральной организации. У индивидов с признаками амбидекстрии и доми­нированием правого полушария более выражены признаки эмоциональной, психосоматической и вегетативной дезадаптации, выше реактивная и личностная тревожность, они более склонны к отождествлению себя с эталонами, изображающими интенсивные эмоции, чаще выбирают эмоционально-отрицательные эталоны как адекватные своему текущему состоянию по сравнению с фоновой группой.

Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что существуют индивидуальные различия в процессах планирования и регуляции своего поведения, что определяет два противоположных варианта индивидуальности (полезависимые и поленезависимые типы поведения Очевидно, что это имеет самое непосредственное отношение и к процессам волевой регуляции.

Индивидуальные стили самореализации могут проявляться в том, что лица с преобладанием признаков левополушарного доминирования (а особенно с проявлением парциального доминирования левой лобной доли) могут достигать больших успехов в процессе жизненного самоопределения, а дефицитарность левополушарных функций можно рассматривать в качестве индивидуальной нейропсихологической предпосылки развития состояний зависимости (в широком смысле этого слова). Для таких лиц особое значение приобретает положительное социальное окружение и влияние. Приведенные данные наличия индивидуальных стилей самореализации и социального поведения говорят также о наличии индивидуальных особенностей активности процессов самореализации, которые могут влиять на успешность профессиональной и учебной деятельности.

В связи с вышесказанным необходимо обратить внимание на связь функциональной ассиметрии с индивидуальными особенностями человека, чему посвящен следующий параграф настоящего раздела.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconКурс в соответствии с учебным планом на Учебно-исследовательскую...
Темы преподавателей по учебной научно-исследовательской работе будут размещены на сайте кафедры 15 февраля

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconОтчет о научно-исследовательской работе «определение доступности...
Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии,...

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconОтчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный...

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconОтчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный...

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconПрограмма экзамена кандидатского минимума по учебной дисциплине «уголовный процесс»
Целью экзаменов является определение глубины профессиональных и общенаучных знаний адъюнктов и соискателей ученой степени кандидата...

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconОтчет о научно-исследовательской работе, проведенной по заказу Министерства...
...

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Информационно-аналитическая...
Заказчик: фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина»

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconСодержание и порядок проведения
В настоящем стандарте использованы следующие ссылки: гост 32-91 Система стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому...

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconОтчет о научно исследовательской работе по теме кафедры теории и...
Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности (на примере Калининградской области)

Отчет о научно-исследовательской работе кафедры психологии за 2014 г. Тема: 02. 03. 02 «Система интегральных технологий диагностики и формирования специальной психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов» iconФакультет специальной педагогики и психологии
Факультет специальной педагогики и психологии основан 7 июня 2002 года (пр.№221-об от 01. 07. 2002). В составе факультета на сегодняшний...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск