Скачать 1.21 Mb.
|
Б _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС Центральная городская детская библиотека им. Ленина Издается с 2001 ___________________________________________________________________________________________ Выпуск 18 Ноябрь 2012 Методические рекомендации к планированию деятельности библиотек, обслуживающих детей на 2013 год 2012 г. Утверждаю Директор МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС Джинибалаян С.М.__________________ «__»_______________ 2012г. Содержание
План мероприятий в рамках системы повышения профессиональной квалификации сотрудников библиотек МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, обслуживающих детей, на 2013 год
ПОЛОЖЕНИЕ о городском литературно-творческом конкурсе «Библиотечный дозор» Городской конкурс проводится в рамках Областного конкурса «Библиотечный дозор». Организован МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС Центральная городская детская библиотека им. В.И. Ленина. Учредителем конкурса является МБУК Ростовская-на-Дону городская Централизованная библиотечная система. Полномочия по организации и проведению конкурса передаются Центральной городской детской библиотеке им. Ленина. Соорганизатором или спонсором может быть любая организация, поддерживающая цели и задачи конкурса.
1.1. Конкурс проводится в целях:
2. Порядок и условия проведения конкурса. 2.1. Конкурс проводится в два этапа: - 1 этап (ноябрь 2012 – январь 2013 г.г.) – в библиотеках МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, обслуживающих детей. - 2 этап (январь-февраль 2013 г.) – ЦГДБ им. Ленина подводит итоги, оформляет материалы для областного конкурса. 2.2. Организацию конкурса осуществляет оргкомитет. 2.3. Подведение итогов конкурса осуществляет жюри. 2.4. В конкурсе принимают участие 2 группы: - I группа – читатели библиотек – дошкольники и учащиеся до 15 лет; - II группа – коллективы муниципальных библиотек, организующие участие в конкурсе читателей-детей. 2.5. На конкурс представляются творческие работы читателей-детей в любом исполнении (электронном или бумажном) и любом жанре (рассказ, стихотворение, сочинение, отзыв, электронная презентация), любой техникой (рисунок, поделка, фотография) по следующим номинациям:
2.6. Читатели библиотек (I группа) представляют творческие работы в библиотеки города. 2.7. При оформлении работы указать:
2.8. Коллективы библиотек (II группа) представляют в Центральную городскую детскую библиотеку им. Ленина в срок до 25 января 2013 года следующие документы:
2.9. Материалы, представленные на конкурс, не возвращаются и не редактируются. 2.10. Критерии оценки для участников I группы:
2.11. Критерии оценки для участников II группы:
2.12. По итогам конкурса будет опубликован сборник лучших творческих работ участников городского этапа конкурса. 2.13. В рамках недели детской книги состоится праздник «Библиотечный дозор» с подведением итогов областного литературно-творческого конкурса по привлечению детей к книге и чтению (март 2013г.)
3.1. По итогам конкурса определяются победители среди участников I группы с присуждением призовых мест:
3.2. В каждой номинации жюри имеет право определить нескольких победителей. 3.3. По итогам конкурса определяются победители среди участников II группы с присуждением призовых мест: - I место; - II место; - III место. 3.4. Победители городского этапа конкурса награждаются грамотами и сборниками творческих работ участников литературно-творческого конкурса. 3.5. Работы победителей городского этапа конкурса будут отправлены на областной литературно-творческий конкурс. «Библиотечный дозор» (Методические рекомендации) Макотченко С.И., главный библиотекарь отдела методической работы ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной» Дети и книги, книги и дети, Нет сочетания лучше на свете. Лавелина Влада «Библиотечный дозор» - так называется очередной областной литературно-творческий конкурс 2012-2013 гг. Дозор! На память приходят стихи прекрасного русского поэта Н. Некрасова: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Ну, что же! Мороз свои, а библиотекари Ростовской области свои. И не просто обходят и осматривают («дозор - обход для осмотра» - толкуют словари), а хранят, защищают, умножают, продвигают то, чем владеют – Книгу! Наш конкурс мы посвящаем главному книжному празднику – Неделе детской и юношеской книги - так официально звучит его название. А юные читатели зовут его по своему - «Книжкина неделя», «Книжкины именины», «Книжкин праздник». Ей, неделе, - 70! «Книжкины именины» пришли к нам в военном марше 1943 года по инициативе известного детского писателя Льва Абрамовича Кассиля. Он и дал этому празднику такое веселое название. Прошло 70 лет на протяжении которых библиотекари держали свой дозор в невыносимые военные годы, голодные послевоенные, нелегкие восьмидесятые, нестабильные девяностые… Их главной задачей было не дать забыть праздник, а сделать его ярким и эмоциональным, разбудить интерес к чтению у тех, кто читает мало, истинным книголюбам дать повод проявить себя, завоевать умением интересно рассказать о прочитанном, заставить и других понять, какое это чудо – Книга. Библиотечный дозор продолжается. Празднику книги всегда время. Мы верим в силу книги. В ее сердечность, в ее возможности. Мы уверены, что ваш библиотечный портфолио полон интересных литературных сюрпризов и надеемся, что конкурс поможет вам внести элемент неожиданности в проведение «Недели». Подробную историю рождения праздника рассказала заведующий отделом обслуживания детей младшего возраста ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной» Т.А. Медведева в статье «Книги собирают друзей» на странице 21 данного сборника. Номинации конкурса:
Выбор авторов определен следующими соображениями: Л. Кассиль – автор «Кондуита и Швамбрании», «Вратаря республики», «Улицы младшего сына», инициатор праздника «Книжные именины». Ю.Я. Яковлев – известный детский писатель вспоминает: «Это было в Москве в трудное военное время. Но, как и теперь, дети любили книги. И вот взрослые решили доставить им радость, провести День детской книги. Они встретились с писателями, и там каждому подарили книжку. Она была похожа на военный паек – маленькая, серая, напечатанная на оберточной бумаге. Но для ребят красивее и дороже ее не было ничего на свете. Называлась она «Честное слово», написал ее Леонид Пантелеев».
Чтобы быть интересной юным читателям, библиотека должна искать новые формы работы с ними, книгой, информацией. Именно поэтому в нашем конкурсе появились библиотечные игры с новой концепцией, хотя компьютерные игры давно и прочно вошли в жизнь наших читателей. Понимая, что заявленная номинация потребует от участников конкурса определенных знаний и умений, разработчики согласны на любое видение этого понятия. Уместны будут как апробированные игровые приемы - викторины, игры-путешествия, театрализованные игры так и экшн, квест, ролевые игры, при одном непременном условии - героями всех игр должны быть обязательно книги, библиотеки, читатели. Эти виды игр привлекательны еще и тем, что их действие связаны с приключениями, погонями, стрельбой, риском. Понимаем – трудно, но интересно! Пытайтесь! А помогут следующие материалы: Елисеева Т.Р. О пользе вареников с вишней, или Квест в отдельно взятом городе/ Т. Елисеева //Современная библиотека.- 2011.- №5. - С.8-11. Семенова Е., Митюкова М. Имидж в цифровом измерении /Е. Семенова, М. Митюкова //Библиотека – 2007. - №1. - С. 57-60. Семенова Е.В., Митюкова М.С. Активное библиотековедение/ Е. Семенова, М. Митюкова //Школьная библиотека -2007. - №5. - С. 50-53.
Неделя детской книги – особенный праздник, когда смеяться, веселиться и радоваться жизни должны все без исключения, а как тут обойтись без книг веселых писателей. Как радостно слышать, когда раздается звонкий, заливистый детский смех. Сразу вспоминаются слова из песни «Должны смеяться дети…», а следом книги С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова Г. Остера, Н Носова, М. Яснова, С. Козлова Л. Гузеевой, Б. Заходера… Не секрет, что юмор в книгах – не просто развлечение, он может предостеречь от дурных поступков, может разрядить обстановку, может заставить просто улыбнуться или засмеяться, потому что у этих авторов – это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Уважаемые коллеги! Проведение конкурсов – нужное и полезное дело в продвижении чтения и книги среди детей и подростков. Он положительно влияет и на репутацию библиотеки, повышая ее общественную значимость. Работа по проведению конкурса непростая и трудоемкая. Но результаты ее заслуживает того, чтобы ею заниматься, хотя бы потому, какую радость и удовлетворение приносит она участникам конкурса, в особенности победителям. Методические рекомендации по проведению городских библиотечных акций, посвященных 70-летию Недели детской книги и Дню защиты детей Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя. Светлана Андреевна Чаусова Главный библиотекарь методического отдела ОДБ им. Гайдара, г. Архангельск Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми. Громкие чтения дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении. Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное. При этом надо иметь в виду, что библиотекарь не должен занимать авторитарную позицию, т.е. он не обязательно является носителем правильной, единственно возможной версии. Библиотекарь должен стремиться обнаружить уникальность и незаменимость точки зрения каждого ребёнка, он разрабатывает и углубляет читательские версии ребят. Дети и библиотекарь должны выступать как реальные герои и соавторы этого мероприятия. Но для того, чтобы встреча ребёнка с книгой была плодотворна, библиотекарю необходимо серьёзно потрудиться на этапе, предшествующем самому громкому чтению, подготовиться к нему. Подготовка к занятию включает в себя: – выбор книги для чтения; определение художественной значимости литературного произведения; – подготовку к выразительному чтению; – составление вопросов для обсуждения прочитанного, творческих заданий, объяснения малопонятных слов и выражений. При выборе произведения необходимо руководствоваться принципами: произведение должно соответствовать возрасту слушателей; текст должен иметь актуальное для детей содержание, чтобы вызывать эмоциональное переживание, стремление поразмышлять; произведение должно быть малой повествовательной формой – рассказ или маленькая повесть, делящаяся на небольшие главы, которые можно прочитать и обсудить за ограниченное время. Книги должны не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и по возможности ограждать от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно и которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость и истину. Но грустное – тоже необходимо для детского сердца. Первое, чему надо научить ребёнка, – сочувствие. У А. Алексина в рассказе «Третий в пятом ряду» есть такие слова: «Дети должны уметь плакать не только тогда, когда расшибают коленку, но и когда коленка болит у кого-то другого». Герои детских книг учат слушателей и читателей сопереживать. Наша задача – помочь детям не только испытать те или иные эмоции, но и поразмышлять: какие чувства испытывает герой и почему именно такие? Как герой реагирует на жизненные ситуации? Как бы вы поступили?.. По структуре такое занятие состоит из трех основных блоков: 1. вступительная беседа, 2. собственно чтение, 3. беседа после чтения и творческие задания. Начать громкое чтение следует с вступительной беседы. Вступительная беседа – важный этап громкого чтения. Её цель – заинтересовать читателя, подготовить его к предстоящей работе с книгой, т.е. до чтения возбудить в читателе необходимые эмоции, оживить в его памяти нужные слова, словосочетания, небольшой опыт, касающийся того, о чём пойдёт речь в книге. Необходимо объяснить незнакомые новые слова, с которыми дети встретятся в данном тексте. Сюда могут быть включены отдельные биографические сведения о писателе, факты, касающиеся истории написания книги, рассказ о том, как вы впервые прочитали её и почему решили познакомить с ней детей. Вступительная беседа должна заинтриговать ребенка, вызвать любопытство и настроить на позитивное отношение к последующему совместному чтению. Очень важно с самого начала создать особую тёплую атмосферу, в которой только и способны рождаться творческий дух, желание раскрыть себя, – без боязни непонимания, собственных ошибок, унижающей оценки взрослого или сверстника. Читая детям литературное произведение, библиотекарь делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную идею произведения. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. Крайне важно овладеть искусством громкого выразительного чтения. Беседа о прочитанном. Вопросы, обращённые к детям, после громкого чтения, – предмет особого разговора. Выделяют следующие категории вопросов, задаваемых после чтения: • Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в произведении: что больше всего понравилось? Нравится или не нравится тот или иной герой? Не оставьте без внимания и такой вопрос: что не понравилось в рассказе? (Когда что-либо не нравится, причём мотивированно, это уже показатель определённого читательского вкуса. Малоразвитым читателям, как правило, всё нравится.) Такие вопросы задают обычно в начале беседы, они оживляют и обобщают первые впечатления. • Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему, что даст возможность узнать, насколько глубоко дети поняли произведение. Постановка проблемного вопроса сложна. От библиотекаря здесь требуется умение найти в произведении узловые моменты и сформулировать вопрос так, чтобы возникло обсуждение, появились различные мнения. • Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Вопросы подобного характера заставляют ребёнка размышлять о поступках героев, причинах и следствиях этих поступков, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий. • Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Они помогают ребёнку понять, что те или иные слова использованы не случайно, помогают понять эмоциональную окраску слов. • Вопросы, направленные: на воспроизведение содержания; на выяснение местонахождения; на выяснение обстоятельств; на констатацию фактов и явлений; на выяснение свойств и качеств. Отвечая на них, ребёнок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их. Отметим, что не следует злоупотреблять вопросами, направленными на воспроизведение содержания, так как это делает беседу скучной и неинтересной. Вопросы такого типа ставятся лишь в тех случаях, когда необходимо напомнить, актуализировать эпизоды, детали как будто неглавные в сюжете, а потому часто ускользающие из поля зрения ребёнка, но на самом деле очень значительные для осознания смысла произведения. • Вопросы, побуждающие ребёнка к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение этих вопросов – вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Например: зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ? Почему писатель так назвал это произведение? Вопросы после чтения побуждают детей не только запомнить и воспроизвести литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. При обсуждении прочитанного с детьми младшего школьного возраста подобных вопросов бывает достаточно. Что же касается подростков, то здесь необходимо продумать также вопросы, направленные на личностное восприятие произведения, на постижение уровня понимания его полноты, глубины, оригинальности. Следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание. Овладеть искусством хороших вопросов не так просто, как кажется на первый взгляд. К любому художественному тексту можно придумать множество вопросов... А можно найти один, ключевой вопрос, вокруг которого, как по спирали, будет раскручиваться всё произведение. Он потянет за собой цепь ясных, убедительных ходов. И покажет — как на ладони — суть всего произведения. У хороших вопросов много общего с символическим образом: они неисчерпаемы, в них скрывается бесчисленное множество ответов, оттенков поворотов мысли. На них нельзя ответить однозначно «да» или «нет». Конечно, нет одного варианта вопроса на все произведения. Но несколько универсальных примеров мы можем предложить: - Почему произошла описанная ситуация? - Почему каждый из героев ведет себя так, а не иначе? - Что хотел сказать нам автор этим произведением? - Как ты относишься к происходящему (описываемому) в книге? Такие вопросы помогают налаживать диалог между произведением и читателями. Они заставляют думать. Они провоцируют споры, рождают читательское вдохновение, задевают за живое. Надо предвидеть и возможность нового поворота в разговоре. Ведь беседа – это всегда диалог на равных. Опыт показывает, что не обилие хороших вопросов вызывает заинтересованное обсуждение прочитанного. Умение поставить 1–3 стержневых вопроса определяет для детей возможность живо обмениваться мнениями. Такая беседа учит разговаривать, а не механически отвечать спрашивающему. Разговор о прочитанном должен вызывать у детей желание вновь и вновь заглянуть в книгу, чтобы посоветоваться с писателем, подкрепить своё мнение. Иногда после прочтения школьникам предлагается составить свой круг вопросов для обсуждения, и это позволяет увидеть, умеет ребёнок анализировать произведение или идёт от пересказа его содержания. Среди специалистов по вопросам детского чтения существует и такое мнение, что Разговор с ребенком о книге не должен быть назидательным. Можно помочь ребенку раскрыть всю глубину текста, но выводы предоставьте делать ему самому. И отнеситесь к Возможные типы заданий для третьей части громкого чтения Инсценировка. «Сыграть» прочитанное в самодеятельном театре – это не только интересная для детей игра. Именно инсценировка помогает младшим школьникам «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер, отработать некоторые правила лексики, грамматики, произношения. Через инсценировку идет развитие коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), крайне необходимых в жизни. Инсценировка – это способ лучше понять замысел автора, характеры героев, встав на их место. РАФТ. Предложите детям сыграть в РАФТ. Это интересный и оригинальный способ рассказать (или написать) о прочитанном, который отчасти схож с инсценировкой. Технология РАФТ определяет 4 параметра рассказа (или отзыва, сочинения): Р – роль. Кто ты? От чьего имени рассказываешь? А – аудитория. Для кого ты рассказываешь? Ф – формат. В какой форме ты рассказываешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня, диалог..) Т – тема. О чем ты пишешь? Какова идея твоего рассказа? Проще говоря, технология РАФТ одновременно позволяет поиграть в игру «Расскажи прочитанную историю от лица какого-то героя» (не забывай при этом, что каждый из них будет рассказывать по-своему) и углубиться в литературоведческую специфику, уточняя особенности литературных жанров и пробуя свои силы в них. Синквейн. Синквейн – короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему). Пример: синквейн о герое– лисенке Феньке: Фенёк Чуткий, неравнодушный Познает, спрашивает, удивляется Ему интересен мир вокруг Чудо-зверёк. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении. Составить синквейн может даже дошкольник. При этом СИНКВЕЙН : - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, - средство творческого самовыражения, - способ обогащения словарного запаса, - подготовка к краткому пересказу, - ключик к основной идее произведения, - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый может почувствовать себя гением-творцом. Синквейн может быть использован: - для интерпретации названия произведения - для краткого пересказа произведения или какой-либо темы (урока) - для характеристики персонажа, явления, события. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА: - 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание(название произведения, имя героя). - 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку. - 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме. - 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть. - 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. «Библиотечное дело» № 1 2009 г. |
Методические рекомендации для библиотек, обслуживающих детей, по организации и проведению информационной областной акции единого... | Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь работникам культурно-досуговых учреждений при планировании,... | ||
«Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации | День фантазёров и мечтателей «Цветной мир» (создание творческих работ с помощью компьютерной графики для читателей библиотеки – дошкольников... | ||
Рекомендации по организации и проведению краевых акций: «Письмо солдату» и «Поздравь защитника» | Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов местного самоуправления городских округов, муниципальных... | ||
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Конкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны | ||
Методические рекомендации для студентов 3-го курса, обучающихся по специальности (31. 05. 03) «Стоматология» | Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |