Министерство культуры и архивов Иркутской области
Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева
Методические рекомендации для библиотек, обслуживающих детей, по организации и проведению информационной областной акции единого действия, посвященной Международному дню детского телефона доверия «Защитим детей вместе»
Иркутск
2015 ББК 78
М54
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Редактор Е. М. Солодова
Ответственный за выпуск Я. Ю. Гавриш
Методические рекомендации для библиотек, обслуживающих детей, по организации и проведению информационной областной акции единого действия, посвященной Международному дню детского телефона доверия/ ред. Е. М. Солодова. – Иркутск : Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2015. – 57 с.
© Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева
СОДЕРЖАНИЕ
| Страница
| Положение о проведении Областной акции единого действия «Защитим детей вместе»…………………….
| 2
| Примерные сценарии мероприятий……………………...
| 5
| Примеры оформления листовок, буклетов, плакатов, флаеров…………………………………………………….
| 21
| Примеры содержания памяток, листовок, буклетов……
| 25
|
Уважаемые коллеги! 17 мая 2015 года в Российской Федерации традиционно отмечается Международный день детского телефона доверия.
Инициатива отмечать этот день принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия, которое официально признано Комитетом по правам ребенка ООН и включает в себя представительства более 150 стран мира. Представителем России в этой организации является Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Служба детского телефона доверия является одним из ключевых моментов реализации прав ребенка на информацию и защиту от всех форм насилия и жестокого обращения, и выполняет такие задачи, как психологическое консультирование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, экстренное реагирование при кризисных обращениях, предупреждение суицидов, жестокого обращения с детьми и подростками.
Государственное бюджетное учреждение культуры «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева» приглашает муниципальные библиотеки, работающие с детьми, принять участие в организации и проведении областной акции единого действия «Защитим детей вместе», посвященной Международному дню детского телефона доверия.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Областной акции единого действия
«Защитим детей вместе» Организатор акции:
Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева
Соорганизаторы акции:
Библиотеки муниципальных образований области, работающие с детьми и подростками
Партнеры акции: Психологические, кризисные центры; образовательные учреждения, правоохранительные органы, отделы социальной защиты населения и др.
Цель акции: активизировать работу библиотек по защите прав детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; массовое информирование детей и подростков, их родителей, опекунов, усыновителей о возможности получения психологической и правовой помощи по телефону, привлечь внимание и популяризировать Детский телефон доверия.
Задачи акции:
улучшение качества консультативной, информационной и просветительской работы библиотек по защите прав детей;
привлечение внимания к детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
выявление и профилактика детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с детьми.
Целевая аудитория акции: дети и подростки до 14 лет, родители, опекуны, педагоги.
Сроки проведения акции: 18–19 мая 2015 года
Порядок проведения акции:
В муниципальных образованиях области необходимо к Международному дню детского телефона доверия провести широкую информационную кампанию и одно или несколько рекомендуемых мероприятий:
беседы, День информации, информационный час «Твой друг - детский телефон доверия», «Телефон доверия – шаг к безопасности ребёнка», «Скажи телефону доверия - «Да», «Телефон доверия – гарантия помощи», «День детского телефона доверия», «Как устроен телефон доверия»; «Где истоки доброты?», «Чем может помочь друг»;
тренинги «Пожелаем друг другу добра и доверия»;
родительские собрания «Что объединяет семью, или 17 мая -Международный день детского Телефона доверия»;
консультации, тренинги для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми «Конфликт прав»;
родительские собрания и беседы с приглашением специалистов (юристов, психологов) «Все начинается с семьи: о недопустимости жестокого обращения с детьми»; «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей», «Оглянись во гневе», «Семья – территория без насилия»;
акция «Твори добро от всей души» (подготовка и раздача листовок, пропагандирующих семейный здоровый образ жизни);
конкурс рисунков и плакатов «Дети против насилия»;
конкурс детского художественного творчества «Дети – без насилия», «Моя семья», «Фотография как образ мира»;
организация и проведение фотовыставки «Моя семья»;
проведение обучающих семинаров по теме «Профилактика жестокого обращения с детьми и методы противостояния насилию» для библиотек, обслуживающих детей и подростков;
подготовка тематических выставок правовой, психологической и педагогической литературы по правам детей;
цикл бесед с детьми «Не унижать человека!»;
конкурс слайд-презентаций «Мои родители – лучшие!»;
семинары для сотрудников детских библиотек: «Права ребенка: правовое просвещение в детской библиотеке», «Право и собственность»;
проведение мероприятий по правовому просвещению детей и подростков: познавательный час «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», правовой час «Знай свои права», игровая программа «Ваши права - наши обязанности»; ролевая игра «Самое главное право для меня» и др.
Реклама акции
В ходе проведения акции рекомендуем в муниципальных библиотеках:
оформление информационного стенда (например, «Дети без обид и унижений» по информированию детей о действующих службах, в том числе психологической помощи для детей и подростков);
разработку, выпуск и распространение памяток, буклетов, листовок о телефоне доверия, по профилактике жестокого обращения, насилия над несовершеннолетними, неблагополучия детей;
размещение интернет-баннеров с номером детского телефона доверия на сайтах библиотек (необходимая информация размещена на сайте «Я-родитель», раздел медиагалерея: www.yaroditel.ru/media/banners/).
Отчет о проведении акции
Краткий информационный отчет по электронной почте (iodb-met@yandex.ru) предоставить до 1 июня 2015 г. (количество библиотек, число участников, количество и названия мероприятий, до 5 фотографий)
Полный отчет о проведении акции предоставить в «Годовом анализе деятельности библиотек, работающих с детьми за 2015 год».
Приложение 2 Примерные сценарии мероприятий
Телефон доверия
Беседа для детей 13-14 лет
| Цели: проинформировать детей о том, для чего предназначен Телефон доверия и как работает Служба детского Телефона доверия; рассказать о Службе детского Телефона доверия как о виде психологической помощи; порассуждать на тему: «Как поддержать друг друга в семье родителям и детям в сложных ситуациях?»; обсудить примерные вопросы, с которыми дети могут обратиться на Телефон доверия.
Ведущий (1) : В 2008 году Указом Президента Российской Федерации создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2010 года в Российской Федерации проводится Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. Кампания стала началом системного противостояния жестокому обращению с детьми как в информационно-просветительском плане, так и путем принятия конкретных мер по профилактике насилия, создания условий для незамедлительной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Важная роль в этой кампании отводится развитию служб экстренной психологической помощи детям и подросткам по единому общероссийскому номеру телефона доверия – 8-800-2000-122.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне детского телефона доверия.
Детский телефон доверия - самый популярный и широко известный вид экстренной психологической помощи детям. Вот уже 5-ый год, начиная с 17 мая 2009 года, Россия присоединилась к его празднованию. В рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся акции на площадях и улицах.
В школах проходят классные часы, уроки доверия, творческие конкурсы, на которых дети узнают о Телефоне доверия.
В 26 регионах нашей страны дети могут бесплатно посещать парки культуры и отдыха, музеи, кинотеатры, концерты, мероприятия в библиотеках в связи с объявленным праздником. Так государство и организации, работающие с детьми, привлекают внимание детей и общественности к важной и полезной услуге.
Разные средства массовой информации 17 мая одновременно размещают материалы о празднике, о Службе детского Телефона доверия и напоминают россиянам, что с 2010 года во всех городах России номером Детского телефона доверия стал общероссийский номер 8-800-2000-122.
Ведущий (2) : Что такое телефон доверия? Телефон доверия – это служба, куда может анонимно обратиться абсолютно любой человек, чтобы обсудить отношения с друзьями, близкими, семейные и школьные отношения. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.
Ведущий (1) : Для чего нужен телефон доверия? В жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным! И это очень важно! Принципы работы телефона доверия. Секретность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется. Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.
Ведущий (2) : История возникновения Телефона доверия
Первый такой телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – как профилактика суицидов. Англичанин Эдвард Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны, думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится всё время нарастающая лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться и стал искать добровольных помощников. Из этой истории использования телефона для доступной помощи одних людей другим вскоре родилось всемирное движение людей, оказывающих эту помощь.
Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи.
Ведущий (1) : Прежде, чем обратиться в трудной ситуации за профессиональной помощью, многие люди обычно ищут поддержки в семье, у друзей.
Как поддержать друг друга в семье родителям и детям?
Что делают подростки, когда у них плохое настроение?
Как они «сигналят» о том, что им плохо?
(Обсуждение и возможные ответы: замыкаются, не хотят общаться, капризничают, злятся, жалуются кому-то, говорят об этом родителям)
Какой помощи ждут дети от родителей в случае неудачи, волнения, огорчения? ( Обсуждение)
Ведущий (2) : Если дети подростки говорят о своем плохом настроении родителям - это признак доверия. Значит, они надеются, что взрослые помогут им найти способ справиться с таким состоянием.
Какие ситуации могут волновать детей в школе? (Обсуждение и возможные ответы: мало или совсем нет друзей; кто-то из одноклассников обзывается; поссорился со своим другом или подругой; волнение перед контрольной, диктантом, тестом и т.д.)
Какие ситуации вызывают нервозность у детей?
Ведущий (1) : А что волнует тебя?
(Обсуждение и возможные ответы: оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных; первая любовь; проблемы с учителями; непростые отношения с родителями; конфликты и разводы в семье; не могу найти общего языка со сверстниками; изгои в школе; плохие отметки в школе; кошмарные сны; непростые отношения с любимым человеком и т.д.)
Что могут сделать родители?
(Обсуждение и возможные ответы: что-то посоветовать; рассказать о похожем случае из своего детства; выслушать; ободрить; обнять; отвлечь, рассказать что-то веселое)
Что из этого списка вам кажется самым важным? (Обсуждение)
Ведущий (2) : А вы умеете поддерживать других членов своей семьи – братьев, сестер? Каким способом? С какого возраста надо это делать?
(Обсуждение)
Ведущий (1) : Какими умениями должен обладать хороший друг, помощник?
(Обсуждение и возможные ответы: не осуждает других, больше выслушивает чем советует, допускает, что при определенных обстоятельствах подобная трудная ситуация могла приключиться и с ним; терпелив; заинтересован в другом человеке; разговаривает без всякой снисходительности, на равных)
Ведущий (2) : Согласитесь, это не простой набор качеств. Не все родители, братья, сестры, друзья умеют выслушать и поддержать. В этом нет ничьей вины. Просто в некоторых случаях не так легко найти подходящий способ, который ободрит ребенка, придаст ему надежду и уверенность. Кроме того, в некоторых вопросах ребенку не хочется волновать родителей, или он может бояться критики и активного вмешательства взрослых в те его дела, где для него важно справиться и разобраться самому.
Ведущий (1) : В этих случаях помощь специалиста, который настроен дружелюбно и нейтрально ( не испытывает волнения и недовольства) может оказаться весьма полезной и подходящей для тебя.
Примечательно, что позвонившие дети никогда не жалуются на родителей. Даже, если поводом звонка послужила ссора с ними. Дети интересуются тем, что именно они сами могли бы предпринять в трудной ситуации. Дети всегда преданы своим родителям. А консультант использует всё своё мастерство для поддержки и примирения близких.
В настоящее время в России активно действует профессиональная Российская Ассоциация Детских телефонов доверия. Её цель – обеспечить российских детей и подростков качественной и профессиональной помощью в Службах детского Телефона Доверия.
| |