Скачать 18.5 Mb.
|
Документ предоставлен КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2002 Г. N 7-ФЗ "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2015 года Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Л. ДУБОВИК Авторы Комментария - известные ученые-экологи и практики, имеющие большой опыт преподавательской работы. В Комментарии даны разъяснения норм, содержащихся в каждой статье Федерального закона "Об охране окружающей среды". Помимо толкования ограничений, запретов, дозволений, содержания прав и обязанностей органов экологического управления, граждан, их объединений и других субъектов, являющихся участниками экологически значимой деятельности, в нем отражены цели и сфера действия правовых предписаний, разъяснены понятия и понятийные обороты, юридические и фактические следствия применения норм Закона. Каждая глава комментируемого Закона снабжена вводными замечаниями, позволяющими сориентироваться в значении содержащихся в ней норм, их связях с другими предписаниями, смысле, целях и причинах изменений, внесенных за период с 2004 года по август 2015 года в текст данного Закона, основных проблемных ситуациях и трудностях его применения на практике. В Комментарии в необходимых случаях даны ссылки на судебную и арбитражную практику, а также ссылки на статистические справочные материалы и библиографию работ по наиболее актуальным проблемам экологического права, касающимся реализации данного Федерального закона. Смежный законодательный и иной нормативно-правовой материал учтен по состоянию на 1 октября 2015 г. Комментарий предназначен для студентов и преподавателей юридических и иных вузов, научных работников, сотрудников природоохранных и правоохранительных органов, прокуратуры, судей, а также для всех граждан, интересующихся охраной окружающей среды в России и средствами ее правового обеспечения. Коллектив авторов Андросов Михаил Владимирович, кандидат юридических наук, адвокат, Адвокатское бюро "Ошеров, Онисковец и партнеры" - комментарий к ст. ст. 4.2, 41 (совместно с Л.Н. Чолтян и В.Т. Калиниченко), ст. 48 (совместно с Л.Н. Чолтян). Бажайкин Анатолий Леонидович, кандидат юридических наук, доцент Удмуртского государственного университета - комментарий к ст. ст. 3, 11 - 13 (совместно с В.С. Степаненко и О.Л. Дубовик), ст. ст. 18, 18.1 (совместно с Л.Н. Чолтян), ст. 53. Бортник Ирина Юрьевна, кандидат химических наук, мл. научный сотрудник Института государства и права РАН (ИГП РАН) - комментарий к ст. ст. 32, 33 (совместно с М.М. Бринчуком). Бринчук Михаил Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий сектором экологического права ИГП РАН - комментарий к ст. ст. 2, 32, 33 (совместно с И.Ю. Бортник). Вершило Николай Дмитриевич, доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия - комментарий к ст. ст. 42, 43. Вершило Татьяна Александровна, кандидат юридических наук, доцент Российской академии правосудия - комментарий к ст. 16 (совместно с Л.Н. Чолтян), ст. 17. Дубовик Ольга Леонидовна, доктор юридических наук, профессор, гл. научный сотрудник ИГП РАН - предисловие, вводные замечания к гл. I - XVI, комментарий к преамбуле; ст. ст. 1, 4, 4.1 (совместно с М.М. Каленченко), ст. ст. 11 - 13 (совместно с А.Л. Бажайкиным и В.С. Степаненко), ст. 34 (совместно с Н.С. Куделькиным), ст. ст. 43.1, 45, 46 (совместно с Т.В. Редниковой), ст. ст. 57, 63 - 63.2, 69, 70 (совместно с Т.В. Редниковой), ст. 75. Зозуля Вадим Владимирович, кандидат юридических наук, заведующий отделом экологического законодательства Научного центра "Охрана биоразнообразия" (РАЕН), доцент кафедры конституционного и муниципального права Российской правовой академии Минюста РФ - комментарий к ст. ст. 58, 59, 61, 62. Каленченко Михаил Михайлович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки Федерального агентства научных организаций - комментарий к ст. 4.1 (совместно с О.Л. Дубовик), ст. 20 (совместно с Т.В. Редниковой), ст. 21 (совместно с Л.Н. Чолтян и В.В. Калиниченко), ст. ст. 26, 30 (совместно с Л.Н. Чолтян), ст. ст. 31.1, 31.2, 49, 50 (совместно с Л.Н. Чолтян), ст. ст. 52, 56, 81, 82. Калиниченко Виктор Тарасович, кандидат юридических наук, помощник нотариуса - комментарий к ст. 21 (совместно с Л.Н. Чолтян и М.М. Каленченко); ст. 22 (совместно с Л.Н. Чолтян); ст. ст. 22, 23, 41 (совместно с Л.Н. Чолтян и М.В. Андросовым). Куделькин Николай Сергеевич, кандидат юридических наук, мл. научный сотрудник ИГП РАН - комментарий к ст. 34 (совместно с О.Л. Дубовик), ст. ст. 60, 83, 84. Кузнецова Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московского городского педагогического университета - комментарий к ст. ст. 65, 67.1; ст. ст. 66, 67, 68 (совместно с Л.Н. Чолтян). Мисник Галина Анатольевна, доктор юридических наук, заведующая кафедрой земельного и экологического права Южно-Российского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - комментарий к ст. ст. 16.1 - 16.5, 76 - 80. Редникова Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, мл. научный сотрудник ИГП РАН - комментарий к ст. ст. 19, 28.1, 35 - 39, ст. 20 (совместно с М.М. Каленченко), ст. ст. 43.1, 45, 46, 63 - 63.2, 69, 70 (совместно с О.Л. Дубовик), ст. ст. 71, 73, 74. Семенихина Валентина Алексеевна, кандидат юридических наук, юрист фирмы Morgan Lewis - комментарий к ст. ст. 40, 54, 55. Степаненко Вера Станиславовна, кандидат юридических наук, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по экологической политике - комментарий к ст. ст. 11 - 13 (совместно с А.Л. Бажайкиным и Дубовик О.Л.), ст. ст. 24, 25 (совместно с Л.Н. Чолтян), ст. ст. 47, 51 (совместно с Л.Н. Чолтян). Чолтян Людмила Николаевна, кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Белгородского университета кооперации, экономики и права - комментарий к ст. ст. 5 - 10, 16 (совместно с Т.А. Вершило), ст. 18.1 (совместно с А.Л. Бажайкиным), ст. 22 (совместно с В.Т. Калиниченко), ст. ст. 23.1, 24, 25 (совместно с В.С. Степаненко), ст. ст. 27 - 29, 30 (совместно с М.М. Каленченко), ст. 31, ст. 41 (совместно с В.Т. Калиниченко и В.Т. Андросовым), ст. 44, ст. 48 (совместно с М.В. Андросовым), ст. ст. 49, 50 (совместно с М.М. Каленченко), ст. 51 (совместно с В.С. Степаненко), ст. ст. 66 - 68 (совместно с О.Н. Кузнецовой), ст. ст. 69.1, 69.2. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 1. Нормативные акты Конституция РФ - Конституция Российской Федерации АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ГсК - Градостроительный кодекс Российской Федерации ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2. Официальные издания БВС (СССР, РСФСР, РФ) - Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ) БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств (СССР, РСФСР, РФ); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР ВСНД и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации ВВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР ВВС СССР - Ведомости Верховного Совета СССР 3. Термины НДС - норматив допустимых сбросов ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду ООПТ - особо охраняемые природные территории ПДК - предельно допустимые концентрации СПС - справочная правовая система ТБО - твердые бытовые отходы ВСВ - временно согласованные выбросы ПДУ - предельно допустимый уровень НДТ - наилучшая доступная технология ВСС - временно согласованный сброс ПДС - предельно допустимый сброс 4. Органы управления Минприроды России - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Минобрнауки России - Министерство образования и науки Российской Федерации ООН - Организация Объединенных Наций Росводресурсы - Федеральное агентство водных ресурсов Рослесхоз - Федеральное агентство лесного хозяйства Росприроднадзор - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Росгидромет - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Россельхознадзор - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый Комментарий по своей структуре и содержанию отличается от других изданий, вышедших ранее. По замыслу авторов, он должен служить нескольким целям. Во-первых, предоставить исходную базу для изучения текста Федерального закона "Об охране окружающей среды" и, более того, российского экологического права в целом не только студентам юридических и иных вузов, но и практикам, реализующим его нормы в ходе экологического управления, контроля и надзора за соблюдением законности и правопорядка, обеспечивающим исполнение требований Закона и осуществляющим природоохранные мероприятия. Во-вторых, объяснить пользователям причины внесения изменений в действующий с 2002 г. Закон, их содержание и цели. В-третьих, обеспечить системное, комплексное толкование положений Федерального закона "Об охране окружающей среды" с учетом их значения и связанности с нормами административного, гражданского, уголовного, конституционного, налогового и иного смежного законодательства, в первую очередь с предписаниями федеральных актов об охране атмосферного воздуха, животного мира, лесов и иной растительности, водных объектов и др. Для более быстрой, хотя и предварительной ориентации в структуре, содержании и практическом значении Закона к каждой его главе даны вводные замечания, в которые включены перечни вопросов, нуждающихся в особо внимательном освоении, общий обзор главы и ее статей, перечни основных понятий, значимых для понимания сути предписаний. В необходимых случаях коротко освещается история развития данного правового института или группы норм, выделенные на основании эмпирических исследований наиболее часто возникающие проблемные ситуации, трудности применения норм и способы их преодоления, а также дискуссионные проблемы, обсуждаемые в доктрине экологического права, но пока не решенные учеными. В комментариях к каждой статье, кроме того, дается ее общая характеристика, выявляются цели, сфера действия и адресаты содержащихся в ней норм, разъясняются используемые понятия и понятийные обороты, поскольку юридическая техника, используемая российским законодателем, нередко осложняет понимание того, кому и для чего предназначены те или иные правила, запреты, ограничения. Толкование норм Закона основано на учете конкретизирующих их нормативных правовых актов и связанных с ним предписаний смежного законодательства. Оно сопровождается в необходимых случаях практическими примерами, мнениями, зафиксированными в постановлениях и решениях высших судебных органов Российской Федерации, статистическими данными, характеризующими состояние, качество и изменения окружающей среды, а также эффективность реализации норм Закона. Комментируемый Закон внес значимые изменения в экологическое законодательство России. Действовавший до его вступления в силу Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" <1> обеспечивал реализацию правовых подходов к охране окружающей среды в стране на протяжении 10 лет. По оценкам специалистов, он являлся комплексным актом прямого действия и устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а также обеспечивал правовую основу сохранения, восстановления, улучшения окружающей среды и усиления экологической безопасности населения и территорий, а также экологического правопорядка. По объему и кругу урегулированных вопросов Закон значительно превосходил республиканский Закон от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" <2>. В нем было выделено 15 разделов, включавших 94 статьи. В них последовательно формулировались задачи и принципы охраны окружающей среды, был дан перечень объектов охраны (естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, особо охраняемые природные территории - практически все они в той или иной мере защищались и средствами уголовного закона), определена компетенция органов законодательной и исполнительной власти РСФСР и ее субъектов, а также специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления (разд. I "Общие положения"). -------------------------------- <1> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457. <2> ВВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 580. В Законе впервые были установлены экологические права граждан и их гарантии, что оказало существенное воздействие на содержание статьи 42 Конституции РФ 1993 г., а также полномочия граждан и их объединений в области охраны окружающей среды, включая их обязанности (разд. II "Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду"). Эта часть Закона отразила в максимальной степени тенденции, наметившиеся в сфере установления и защиты экологических прав граждан в разных странах. Авторов проекта неоднократно упрекали в том, что в Законе даны лишь общие правоустанавливающие положения, касающиеся планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, учета и социально-экономической оценки природных ресурсов, разрешительного порядка на комплексное природопользование (договор и лицензия), лимитирования и платности природопользования, создания и функционирования экологических фондов, экологического страхования и способов экономического стимулирования природоохранительной деятельности (разд. III "Экономический механизм охраны окружающей природной среды"). Отмечалось, что в этом акте отсутствуют конкретные правовые предписания. Но нельзя забывать, что в период его принятия многие из перечисленных институтов только начинали формироваться, и важно было обозначить их, показать их место в системе экологических требований. Удачно были определены нормативы качества окружающей среды, предельно допустимых вредных воздействий, предельно допустимых концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов этих веществ, а также нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиационного и иного вредного воздействия, предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, экологические требования к продукции, предельно допустимые нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон (2>1>2>1> |
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 25. 07. 2002 n 114-фз "О противодействии... | Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона | ||
Саратовской Государственной академии права, доцент Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) рпа министерства юстиции... | Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №115-фз о правовом положении иностранных граждан | ||
Алексеев В. И. канд юрид наук, ст науч сотрудник ст ст. 12, 23 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А. В. Бриллиантовым) | Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист | ||
Смолина Лариса Викторовна, юрист юридической консультации ООО "Юридическая помощь" | Президента рф, вносившими в него изменения, только с изданием Указа Президента РФ от 10 января 2003 г. N 19 "О признании утратившими... | ||
Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |