Комментарий к федеральному закону


НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/47
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Постатейный)
А.Н. БОРИСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Комментируемый Закон представляет собой новую редакцию одноименного Закона 2002 г., "предшественниками" которого, в свою очередь, являлись Федеральные законы от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ <1> и от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ <2>, имевшие точно такое же название. Первым нормативным правовым актом, регламентирующим порядок выборов депутатов Государственной Думы, являлся Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" <3>, которым было введено в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами РФ и Конституционным совещанием, а также были назначены выборы в Государственную Думу на 11 - 12 декабря 1993 г. (данное Положение, фактически не действующее после принятия Федерального закона от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ, признано утратившим силу наряду с другими актами Президента РФ, вносившими в него изменения, только с изданием Указа Президента РФ от 10 января 2003 г. N 19 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по вопросам избирательных прав граждан Российской Федерации" <4>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3178.

<2> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2398.

<3> САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3597.

<4> СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 206.
Проект комментируемого Закона был подготовлен ЦИК России с учетом рекомендаций парламентских слушаний "Практика проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002 - 2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства", состоявшихся в Государственной Думе 19 октября 2004 г.

Наиболее существенным концептуальным изменением является то, что Законом в России установлена пропорциональная избирательная система, в соответствии с которой все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, в отличие от используемой ранее смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Среди других основных новелл Закона в пояснительной записке к его проекту обозначены следующие положения:

федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые в соответствии с Законом о политических партиях имеют право участвовать в выборах. При проведении выборов депутатов Государственной Думы создание избирательных блоков не предусматривается;

в федеральный список кандидатов включается не более 500 кандидатов (в действующей редакции Закона - 600), которыми могут быть не только члены политической партии, выдвинувшей этот список, но и иные лица. Число таких лиц не должно превышать 50% от числа кандидатов, включенных в указанный список;

федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть, состоящую не более чем из трех кандидатов, и в обязательном порядке разбивается на региональные группы кандидатов, число которых не может быть менее 100. При этом каждая региональная группа должна соответствовать субъекту РФ или части его территории либо группе субъектов РФ. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой всю территорию России;

регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется на основании подписей избирателей либо избирательного залога. В отличие от ранее действовавшего порядка, избирательный залог, внесенный после представления в ЦИК России подписных листов, возвращается политической партии, равно как и подписные листы, представленные после внесения избирательного залога. Политические партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих проводимым, выборах депутатов Государственной Думы, освобождаются от сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога;

порядок информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы, в том числе проведения политическими партиями предвыборной агитации, не претерпел существенных изменений по сравнению с порядком, установленным Законом 2002 г. о выборах депутатов Государственной Думы;

финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии составляет 260 млн. рублей (при принятии Закона данная сумма увеличена до 400 млн. рублей). Кроме того, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий при условии, что в федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая субъекту РФ, в котором зарегистрировано региональное отделение этой политической партии. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий расходуются в основном на проведение предвыборной агитации;

по результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законопроектом также предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися;

установлена новая методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов. За основу берется доля числа голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов на территории, которой соответствует каждая региональная группа кандидатов, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этой территории. Депутатские мандаты передаются по одному региональным группам кандидатов, которые располагаются в порядке убывания доли числа голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов на соответствующей территории. Указанный подход позволит избежать ситуации, когда большинство депутатских мандатов получают одна или несколько региональных групп кандидатов.

Немаловажной причиной установления пропорциональной избирательной системы явился вопрос финансового обеспечения выборов. Как отмечалось в финансово-экономическом обосновании к законопроекту:

в 2003 г. расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы составили 2,8 млрд. рублей, из них около 80% составили расходы, связанные с обеспечением полномочий УИК, и 7% (198,9 млн. рублей) - расходы, связанные с обеспечением полномочий ОИК;

при избрании 450 депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу на очередных выборах в 2007 г. экономия бюджетных средств (с учетом индексации расходов исходя из уровня инфляции, прогнозируемого Минэкономразвития России до 2007 г.) составит 300 млн. рублей;

кроме того, в случае принятия нового Закона после 2007 г. дополнительные и повторные выборы депутатов по одномандатным избирательным округам проводиться не будут. В период с 1996 по 2003 год указанных выборов проводилось от 5 до 17 в год, и на их проведение в одномандатном избирательном округе расходовалось от 5 до 20 млн. рублей. Таким образом, при новом порядке формирования Государственной Думы ежегодная экономия бюджетных средств может составить до 450 млн. рублей.

Примечательно то, что именно в связи с одобрением Государственной Думой концепции проекта комментируемого Закона в целях комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка проведения выборов и референдумов Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ <1> внесены существенные и объемные изменения в Закон о гарантиях избирательных прав и в Закон о выборах Президента РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.
За время действия комментируемого Закона в его положения неоднократно вносились изменения и дополнения. В частности:

изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ <1> в комментируемый Закон и в Закон о политических партиях, уточнены нормы, устанавливающие право политической партии включать в списки кандидатов в депутаты граждан, не являющихся членами данной политической партии. В частности, введено ограничение на включение в списки кандидатов граждан, являющихся членами иной политической партии;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3124.
Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ <1> внесены изменения в федеральное законодательство о выборах, предусматривающие исключение графы "Против всех" в избирательных бюллетенях;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3125.
Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ <1> внес изменения в ряд законодательных актов, устанавливая правило, запрещающее лицам, имеющим двойное гражданство, замещать должности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также депутатов законодательных органов субъектов РФ. Соответственно, изменены и требования к кандидатам при проведении выборов в депутаты Государственной Думы, в том числе досрочных;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3427.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ <1> в комментируемый Закон и ряд других законодательных актов внесены изменения, устанавливающие ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 37.
Особо следует отметить изменения, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ <1>, которые направлены на приведение как комментируемого Закона, так и Закона о выборах Президента РФ в соответствие с Законом о гарантиях избирательных прав с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ <2>:

--------------------------------

<1> Российская газета. 2007. 11 мая. N 98.

<2> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5303.
комментируемый Закон дополнен положениями об ограничении пассивного избирательного права лиц, имеющих на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности; лиц, подвергнутых административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики, а также лиц, в отношении которых решением суда установлен факт совершения (но не ранее чем за четыре года до дня голосования на соответствующих выборах) деяний, определяемых законодательством РФ как экстремистская деятельность;

введение указанных ограничений обусловило существенную корректировку положений названных Законов, устанавливающих основания аннулирования или отмены регистрации кандидата (федерального списка кандидатов), исключения кандидата из федерального списка кандидатов;

ряд изменений связан с отменой "порога явки" избирателей (ранее он составлял 25% от числа избирателей, включенных в списки избирателей), а также с более четкой регламентацией порядка указания наименований политических партий в избирательных документах, использованием изображений кандидатов в предвыборных агитационных материалах;

кроме того, в комментируемом Законе уточнены положения, касающиеся региональных групп кандидатов, на которые разбиваются федеральные списки кандидатов. Так, вместо наименования региональных групп кандидатов установлено указание их номеров, при этом минимальное количество региональных групп в федеральном списке кандидатов снижено со 100 до 80. Одновременно исключено требование, предусматривающее, что региональная группа должна соответствовать части территории субъекта РФ, если численность избирателей, зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ, превышает 3 млн. человек.

Отдельные изменения вызваны необходимостью устранения юридико-технических неточностей и некоторой несогласованности норм комментируемого Закона с Законом о гарантиях избирательных прав.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 188-ФЗ <1> комментируемый Закон дополнен положениями, предусматривающими возможность учета голосов избирателей, проживающих за пределами территории России, при распределении депутатских мандатов между региональными группами кандидатов. В частности, установлено, что соответствующая региональная группа, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса этих избирателей, определяется политической партией при выдвижении федерального списка кандидатов на съезде политической партии.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ <1> внес уточнение, учитывающее изменения законодательства в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму (учтена новая статья 20.29 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за производство и распространение экстремистских материалов).

--------------------------------

<1> Российская газета. 2007. 1 августа. N 165.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ <1> внесены изменения в часть 3 ст. 47 комментируемого Закона, уточняющие порядок возбуждения уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, применения мер пресечения и административного наказания.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2007. 1 августа. N 165.
18 мая 2005 года N 51-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 106-ФЗ,

от 12.07.2006 N 107-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ,

от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ,

от 21.07.2007 N 188-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Комментарий к статье 1
В части 3 ст. 3 Конституции РФ установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа в качестве элемента основ конституционного строя являются референдум и свободные выборы. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно ч. 2 этой же статьи граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ) и органы местного самоуправления (ОМСУ), а также участвовать в референдуме.

Как указал КС России в п. 3 мотивировочной части Постановления от 29 ноября 2004 г. N 17-П <1>, в силу взаимосвязанных положений ст. 1 (ч. 1), ст. 3 (ч. 3) и ст. 32 (ч. ч. 1 и 2) Конституции РФ избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 25. 12. 2008 n 273-фз
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 25. 07. 2002 n 114-фз "О противодействии...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Алексеев В. И. канд юрид наук, ст науч сотрудник ст ст. 12, 23 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А. В. Бриллиантовым)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Смолина Лариса Викторовна, юрист юридической консультации ООО "Юридическая помощь"

Комментарий к федеральному закону iconНазвание документа
Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года n 323-фз...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-фз "О некоммерческих организациях"
Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Комментарий к федеральному закону iconСтатья Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-фз о порядке рассмотрения обращений граждан рреклама

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 10 января 2002 Г
Авторы Комментария известные ученые-экологи и практики, имеющие большой опыт преподавательской работы

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Белянинова Юлия Владимировна юрист, опыт работы более 20 лет, автор многих статей, книг и комментариев

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск