Познавательные метапредметные умения, 5 класс


Скачать 143.03 Kb.
НазваниеПознавательные метапредметные умения, 5 класс
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Познавательные метапредметные умения, 5 класс

1. Характеристика инструментария

Содержание проверочной работы определялось Кодификатором метапредметных (познавательных) умений для основного общего образования, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного стандарта образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и с учетом материалов раздела «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» Примерной образовательной программы основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов], М., Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения).

Для проведения диагностики было подготовлено 4 равноценных по средней трудности варианта тестов, выполнение которых было рассчитано на 60 минут (с пятиминутным перерывом).

Задания, объединенные в группы и отличающиеся контекстом, были направлены на проверку основных блоков познавательных метапредметных умений:

  • умений, лежащих в основе читательской грамотности (смысловое чтение и работа с текстом);

  • умений по работе с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую);

  • умений, связанных с освоением логических приемов познания (сравнение, моделирование, классификации и т.д.);

  • умений, связанных с овладением различными методами познания.

Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструировались на основе различных познавательных текстов. Методологические умения проверялись на материале естествознания. Задания для проверки логических умений и умений по работе с информацией конструировались на материале предметов: математика, русский язык, история, а также на контексте ситуаций практико-ориентированного характера.

Задания итоговой работы относились к трем уровням по степени овладения способом деятельности:

I уровень - освоение способа деятельности (узнавание алгоритма, следование образцу и т.п.);

II уровень - применение способа деятельности (использование известных алгоритмов, комбинирование алгоритмов);

III уровень - преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи).

В итоговой работе использовалось 4 варианта, каждый из которых состоял из 22 заданий, из которых предлагалось 13 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и 4 задания с развернутым ответом. Все задания были объединены в группы в соответствии с используемым контекстом и проверяемыми умениями. Правильное выполнение заданий с выбором ответа оценивалось 1 баллом, заданий с кратким ответом в 1 или 2 балла, а заданий с развернутым ответом – от 1 до 3 баллов. Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 28 баллов.

В таблице 1 приведена содержательная структура каждого из вариантов теста: распределение заданий по группам проверяемых умений, уровню сложности и максимальному баллу за данную группу заданий.

Таблица 1

Содержательная структура вариантов диагностической работы

Код


Проверяемая группа познавательных метапредметных умений

Количество заданий

Максимальный балл

Всего

I уровень

II уровень

III уровень

1

Методологические умения

3

1

1

1

4

2

Логические умения

8

3

3

2

11

3

Смысловое чтение и работа с текстом

7

4

2

1

9

4

Работа с информацией

4

2

2

-

4




Итого

22

10

8

4







Максимальный балл




11

10

7

28



Данная структура диагностической работы обеспечивала возможности:

  • выявления индивидуального уровня сформированности познавательных метапредметных умений (каждый вариант включал задания по проверке всех блоков умений);

  • определения среднего уровня сформированности познавательных метапредметных умений как для конкретного образовательного учреждения, так и для всей выборки участников диагностики в целом.

Кроме того, по результатам диагностики определялись три уровня овладения учащимися спектром проверяемых познавательных метапредметных умений — высокий, средний и низкий. В таблице 2 приведены диапазоны тестовых баллов для каждого из уровней подготовки.

Таблица 2

Уровень подготовки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Суммарный тестовый балл

Меньше 8

8-16

17-28

2. Основные результаты диагностики

В итоговой диагностике метапредметных умений принимали участие
12225 учащихся из 269 образовательных учреждений, осуществляющих переход на ФГОС ООО.

Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1



По результатам выполнения средний балл составил 12 баллов, а средний процент выполнения теста 43%. Получили менее 8 баллов за выполнение заданий итоговой работы и продемонстрировали низкий уровень подготовки 19% учащихся. Достигли высокого уровня, получив по результатам выполнения заданий от 17 до 28 баллов, также 19% пятиклассников. Остальные учащиеся (62%) показали средний уровень сформированности познавательных метапредметных умений.

Обобщенные результаты диагностики по всей выборке участников представлены в таблице 3.


Таблица 3

Уровни овладения метапредметными

умениями

Количество учащихся, продемонстрировавших данный уровень подготовки (%)

Высокий (от 17 до 28 баллов)

19%

Средний (от 8 до 16 баллов)

62%

Низкий (менее 8 баллов)

19%


Средний процент выполнения заданий

Всех заданий теста

Заданий

уровня 1

Заданий

уровня 2

Заданий

уровня 3

43%

60%

33%

27%


При интерпретации результатов тестирования выделено три уровня овладения учащимися спектром проверяемых метапредметных умений — высокий, средний и низкий.

Низкий уровень показывает, что учащийся узнает отдельные изученные способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения метарпедметными умениями может испытывать серьезные трудности в процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.

Средний уровень говорит о том, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.

Высокий уровень показывает, что учащийся достаточно свободно владеет проверяемыми способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.

В таблице 4 приведено распределение по уровням подготовки в сравнении со стартовой диагностикой метапредметных результатов.

Таблица 4




Процент учащихся, продемонстрировавших данный уровень подготовки




Стартовая диагностика

Итоговая диагностика


Низкий уровень

15%

19%

Средний уровень

68%

62%

Высокий уровень

17%

19%


По сравнению со стартовой диагностикой метапредметных результатов распределение обучающихся по группам подготовки немного изменилось: увеличилось число учащихся с низким уровнем подготовки и число учащихся с высоким уровнем подготовки. Усиление дифференциации по группам подготовки традиционно для перехода обучающихся к обучению в основной школе. В целом же можно говорить о достаточно хорошей адаптации учащихся к обучению в основной школе по новым образовательным стандартам.

По результатам стартовой и итоговой диагностики познавательных метапредметных умений были выделены классы с высоким результатом (коэффициент результативности1 выше 1,1) и классы с низким результатом (более 40% обучающихся продемонстрировали низкий уровень подготовки), данные о которых приведены в таблице 5.

Таблица 5




Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Классы с низким результатом

10% (58 классов)

15 % (84 класса)

Классы с высоким результатом

14% (86 классов)

14 % (77 классов)

Для классов с высоким образовательным уровнем отмечаются стабильные результаты, что говорит об успешном вхождении этих классов в процесс обучения по новым стандартам. По итогам диагностики отмечается увеличение количества классов с низким уровнем овладения метапредметными умениями.

3. Анализ выполнения диагностической работы по метапредметным умениям

Структура овладения учащимися проверяемыми познавательными метапредметными умениями представлена в таблице 6 и отображена на диаграмме 2.

Диаграмма 2



Таблица 6

Код

Проверяемые метапредметные умения

Средний процент выполнения

1.1.1

Формулировать гипотезу опыта

53%

1.3.1

Формулировать выводы, адекватные полученным результатам, интерпретировать результаты исследований

49%

1.4.1

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, описывать ход опытов

9%

2.1.1

Давать определение понятиям; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений

48%

2.3.1

Устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

58%

2.5.1

Осуществлять группировку, упорядочивание и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

21%

2.6.1

Комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них

18%

2.8.1

Планировать оптимальный порядок действий или принимать оптимальное решение

39%

3.1.2

Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Различать темы и подтемы специального текста. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

59%

3.1.3

Отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

59%

3.1.5

Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Сопоставлять информацию из разных частей текста

55%

3.2.3

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора

68%

3.2.5

Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач

34%

4.1.1

Поиск информации . Формулирование информационных запросов.

54%

4.5.1

Преобразование информации из одного вида в другой (совместная работа с таблицами, схемами, диаграммами, графиками)

30%


Ниже приведен анализ результатов выполнения заданий по группам проверяемых умений.
3.1 Методологические умения

По учебному плану, соответствующему стандарту второго поколения, образовательное учреждение может выбирать между преподаванием интегрированного курса природоведения и началом изучения систематических курсов биологии и географии. Однако при любом построении системы естественнонаучного образования формирование умений, связанных с пониманием методов научного познания, является приоритетным направлением, наиболее полно реализующим деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

В каждый вариант стартовой диагностики было включено три задания на проверку методологических умений на материале естествознания. Задания с выбором ответа проверяли умения формулировать гипотезу опыта по его описанию и вывод по предложенным результатам опыта. При выполнении задания с развернутым ответом необходимо было самостоятельно описать ход опыта, проверяющего предложенную гипотезу.

Результаты выполнения данных групп заданий по каждому из проверяемых умений показаны в таблице 7.

Таблица 7

Проверяемые умения

Средний процент

выполнения

Формулировать гипотезу опыта

53%

Формулировать выводы, адекватные полученным результатам, интерпретировать результаты исследований

49%

Описывать ход опыта

9%



Обучение пониманию отдельных этапов опытов (проверяемое предположение или гипотеза опыта, ход опыта и выводы по результатам опыта) начинается еще на уроках окружающего мира в начальной школе. В пятом классе на уроках биологии или природоведения эти умения должны получить свое развитие. Поэтому задания на проверку этих умений включались как в стартовую диагностику метапредметных умений, так и в итоговую диагностику.

Ниже приведен пример группы заданий по проверке методологических умений на основании описания опыта.

Пример 1

Прочитайте текст и выполните задания 17, 18 и С4.


17

Какое предположение проверяли пятиклассники в своём опыте?


1)

Для чего необходима галька в этом опыте?

2)

Не прорвётся ли плёнка под действием положенного сверху камешка?

3)

Можно ли из солёной воды получить питьевую воду?

4)

Сколько соли можно растворить в стакане с водой?



1 Коэффициент результативности определяется по формуле: Ri = , где Xi - результат выполнения диагностической работы обучающимися данного класса, Xср. – результат выполнения работы в среднем по всем ОУ, участвующим в данной диагностике.



Похожие:

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconМаоу «Ординская средняя общеобразовательная школа»
Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя зуны (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий...

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconСценарий классного часа по профориентации службы в органах прокуратуры...
Сформировать у учащихся навыки дискуссии, умения выражать и отстаивать свою точку зрения

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconДоклад на педсовете
Мониторинг предметных и метапредметных результатов (регулятивные, познавательные, коммуникативные ууд)

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconПриказ, ок росстандарта от 31. 01. 2014 №№14-ст, 029-2014 ок 029-2014...
...

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconУрок 36/1 7 класс Урок по теме "Географическое положение Антарктиды....
Цели: Продолжить формирования понятия "физико-географическое положение материка". Продолжить формирование умения работы с картами...

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconУрока по химии. Класс: 10 Тема: Практическая работа №2 «Распознавание...
Образовательные: совершенствовать практические умения и навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила от и тб. Получить...

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconРабочая программа основного общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconПояснительная записка. Цели и задачи создания образовательной программы
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

Познавательные метапредметные умения, 5 класс icon«Актуализация грамматического материала при интенсивной подготовке к гиа»
При этом грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе ее формирования. Бесспорно, коммуникация возможна лишь...

Познавательные метапредметные умения, 5 класс iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №97»
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск