Подборнова Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Ординская средняя
общеобразовательная школа»
«Портфолио ученика начальной школы – это средство создания ситуации успеха»
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий вид требований – к личностным результатам - новый. Как его измерить? Как проверить личностные результаты?
В стандартах написано, что личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции, социальные компетенции.
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио.
Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.
Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.
Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО.
П - Начинать работу следует с разработки Положения о Портфолио. В положении прописываются цели, задачи, структура, требования к Портфолио, участники работы над Портфолио и их обязанности. В каждой школе есть своё положение о Портфолио. Государственного образца на данный момент не разработано и не принято. (Показ образца Портфолио нашей школы)
О - Оценка. Портфолио - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
Р - Родители являются главными помощниками классного руководителя.
Т- Труд, да создание Портфолио - это большой и кропотливый труд (ученика, родителей, учителей). Важно помнить, что классный руководитель – это координатор, помощник, направляющий, эксперт…..
Ф - Фиксирование результатов – это важный компонент при оформлении Портфолио. Только фиксирование без анализа – пустое дело.
О – Обьективность. При работе с Портфолио нужно помнить не только о систематичности заполнения, аккуратности, но и обьективности оценки.
Л – Личностные результаты – Как их измерять? Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники. Портфолио позволяет семье и учащемуся планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.
А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как нам (не специалистам - психологам) правильно скорректировать работу, помочь ребёнку. Главное как проследить. Научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа. Которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.
И- Информация, которую мы помещаем в Портфолио не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. А какая информация, отражающая достижения личностных результатов должна быть в Портфолио? Если это рассматривать по новому, по требованиям ФГОС.Что должно добавиться?
О- Опыт создания Портфолио в наших школах есть. Но в Портфолио старого образца мы заносили итоговые оценки, грамоты, сертификаты. В новое добавляем тесты, анкеты, технологические карты.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому составление портфолио в начальной школе - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия младшего школьника в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". |