Скачать 0.74 Mb.
|
Урок 36/1 7 класс Урок по теме "Географическое положение Антарктиды. История открытия и исследования материка". Цели: Продолжить формирования понятия "физико-географическое положение материка". Продолжить формирование умения работы с картами атласа и контурными картами. Оборудование: Презентация «Антарктида». Атлас по географии материков и океанов. Технологическая карта урока.
Текст к слайдам Антарктида – единственный и необычайный по своей природе материк. Полярные исследователи называли его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом Солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. На Южном полюсе восходом и закатом Солнца можно любоваться только один раз в год. Почти сплошь покрытый ледником, этот материк самый высокий и самый холодный на нашей планете. Здесь самые сильные ветры на Земле. На материке нет постоянного населения. Текст к географическому положению Материк расположен в Южном полушарии, почти целиком в области, ограниченной Южным полярным кругом. Антарктида удалена от других материков. Самый ближайший материк – Южная Америка – отделен от нее проливом Дрейка шириной около 1000 км. Северную полярную область Земли называют Арктикой (от греческого "арктос" – "медведь"), а противоположную – Антарктикой (анти-Арктикой). Она включает Антарктиду и омывающие ее океаны и острова до 50-60° ю.ш. Берега континента почти на сем протяжении представляют собой отвесные ледяные обрывы, с которых лед стекает в воду и лежит на шельфе. Берега материка изрезаны слабо, материк омывают несколько морей, которые носят имена мореплавателей-исследователей: Уэдделла, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена. Крайняя северная точка материка – мыс Сифре, 63° ю.ш. - расположена на Антарктическом полуострове. Типовой план описания географического положения материка.
Открытие Антарктиды Ранним утром 15 июля 1819 г. из Кронштадта отправилась в южные полярные воды первая русская экспедиция на судах «Мирный» и «Восток». О блистательном завершении этого плавания знает весь мир. Результатом этой трудной и опасной экспедиции было одно из самых крупных географических открытий прошлого века. Было доказано существование шестого континента Земли — Антарктиды. На некоторых мировых картах Антарктический материк окаймлен красной линией. Линия то приближается к берегам вплотную, то отходит от них. Кое-где она круто изгибается, а местами даже делает петли. Это путь «Мирного» и «Востока». Их вели русские моряки Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Возглавлял Антарктическую экспедицию Ф. Ф. Беллинсгаузен. В первые дни плавания ветер был попутным, дул ровно, позволяя кораблям идти на всех парусах. В конце августа «Восток» и «Мирный» вышли в Атлантический океан. После перехода через экватор корабли взяли курс на Рио-де-Жанейро. Без особых приключений экспедиция достигла южноамериканских берегов. После короткого отдыха корабли взяли курс на юг. Маленькая флотилия шла в опасные воды. Трудно было привыкнуть к необыкновенно резким скачкам барометра, каких, пожалуй, не знает северное полушарие. Стрелка барометра вдруг падала, предсказывая шторм. Но ветер, налетев несколькими резкими порывами, быстро стихал. Напротив, внезапные страшные ураганы, когда за 10—15 минут океан, медленно и величаво кативший свои волны, превращался вдруг в кромешный ад, и откуда-то набежавшие тучи тотчас разражались ливнем или градом, нередко оставались не предсказанными барометром. Корабли вошли в область «ревущих» сороковых широт, где шторм ревел и рычал, как дикий зверь. Волны достигали высоты двухэтажного дома. Южнее сороковых широт сразу стало холоднее. Изменился цвет воды и неба, изменились обитатели моря. Даже ночью не прекращалась жизнь над сумрачными волнами. В эти часы появлялось особенно много буревестников. Они носились неслышными тенями, словно огромные летучие мыши. А иногда их крик, напоминающий визг побитых щенков, не смолкал ни на минуту. Бакланы, чайки-поморники, глупыши и другие птицы - все спешили воспользоваться летними декабрьскими днями. Первая земля полярных южных широт был остров Южная Георгия, расположенный в открытом океане примерно на одной широте с Огненной Землей, но значительно восточнее ее. Корабли медленно плыли вдоль острова. В береговые ущелья сползли ледники, которые, должно быть, здесь никогда не таяли. У прибрежных камней шумели белые пенные буруны. На берег выползали крупные тюлени — морские львы. В водах, омывающих Южную Георгию, удалось сделать первое открытие. Во время вахты лейтенанта Анненкова с «Мирного» заметили в океане черное пятно; затем ясно обозначились невысокие угрюмые скалы, отвесно обрывающиеся в море... На карте появился остров Анненкова. В утреннем тумане смутно виднелась какая-то большая гора. Неужели опять остров? Но когда шлюпы подошли ближе, оказалось, что это айсберг. Вслед за первой ледяной горой показалась вторая, третья, а там еще и еще... Почти весь день моряки провели на палубе. Они встретились сегодня с первыми полчищами самого грозного врага. Ничтожными и жалкими казались корабли рядом с этими ледяными гигантами. Кончался 1819 год... Отвратительная холодная погода преследовала экспедицию уже много дней. Сильный туман, заволакивающий все вокруг, чередовался со снегопадами. Палубы шлюпов обледеневали. Теплые фланелевые рубахи и шинели плохо защищали матросов от пронизывающего холода и сырости. Весь январь экспедиция боролась со льдами. Кораблям удалось достигнуть, наконец, очень высоких южных широт. Курс кораблей пересек 69-ю параллель. И вот теперь впереди, в поле зрения трубы, на горизонте маячила сплошная белая полоса. Белая полоса льдов росла, приближалась. На шлюпах убавили паруса. Корабли уперлись в сплошные льды, простиравшиеся далеко с востока на запад. Массивное ледяное поле, местами ровное, местами бугристое, не походило на встречавшиеся до тех пор льды открытого океана. В нем не было прохода. Это был материк. 28 января 1820 г., когда русские моряки достигли его берегов, считается днем открытия Антарктиды. |
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии” | Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий... | ||
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В | Учитель Сегодняшний урок мы посвятим нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на... | ||
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление... | Урок построен в нетрадиционной форме: ученикам предлагается путешествие в США для участия в международной игре «Знаешь ли ты историю... | ||
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного... | Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации | ||
Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок | Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |