Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012


НазваниеМетодические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины

Канск 2012

Печатается по решению Педагогического совета колледжа
Автор-составитель: Ю.С. Баранов, зав. директора по информатизации КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Требования к разработке комплектов контрольно-оценочных средств: методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины / автор-сост. Ю.С. Баранов; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 44 с.

Методические рекомендации предназначены для всех специальностей, реализуемых в КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521), БУП по специальностям среднего профессионального образования.

Методические рекомендации устанавливают порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения фондов оценочных средств (далее – ФОС) для контроля знаний обучающихся по учебным дисциплинам, входящим в основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в краевом государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Красноярского края «Канский педагогический колледж».


© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4

Изменение функций оценочных средств в федеральных государственных образовательных стандартах

6

Формы, типы и виды контроля в условиях компетентного подхода

8

Уровни сложности контрольных заданий КОС

22

Методические рекомендации по формированию КОС по учебной дисциплине

28

Структура и содержание КОС по учебной дисциплине

29

Формы и методы организации контроля и оценки результатов обучения (для разработки программы учебной дисциплины)

31

Список использованных источников

33

Приложение 1. Титульный лист КОС по учебной дисциплине (образец).

Приложение 2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств (образец).

Приложение 3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля (образец).

Приложение 4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений для текущей аттестации (образец).

Приложение 5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации (образец).

Приложение 6. Структура контрольных заданий (образец).


ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Одним из таких требований является требование к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

В соответствии со стандартом, конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ОПОП и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин. Обязательным компонентом ФОС являются комплексы контрольно-оценочных средств (КОС) для каждой учебной дисциплины и профессионального модуля.

Приступая к разработке КОС в условиях введения ФГОС третьего поколения, необходимо осознать два принципиальных момента:

1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций;

2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.

Согласно требованиям ФГОС, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;

  • оценка компетенций обучающихся.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. [1].

Изменение функций оценочных средств в федеральных государственных образовательных стандартах

В отличии от предыдущего поколения профессиональных образовательных стандартов СПО, ФГОС ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, а на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей.

Традиционная педагогика требует выработки у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУН). Обучающийся должен, во-первых, обладать необходимой теоретической информацией (знания), во-вторых быть в состоянии применять ее на практике (умения), в-третьих довести это применение до автоматизма (навык).

Под компетенцией же понимают обладание, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и способностью максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность и которые не всегда можно предсказать теоретически.

Можно сказать, что если традиционная педагогика («педагогика ЗУНов») аналитична, потому что предполагает разделение на части единого процесса профессиональной деятельности, выделяя в нем прежде всего теоретический и практический аспекты, то «педагогика компетенций», не отрицая необходимости аналитического разделения при обучении, выступает за дальнейший синтетизм, объединение теории и практики, что достигается в процессе непосредственной профессиональной деятельности [10].

В классической отечественной триаде ЗУНов основное внимание подчас уделяется знаниям, тогда как умения и навыки нередко играют вспомогательную роль.

Соответственным образом строятся и традиционные формы контроля, которые, в основном, проверяют знания (реже умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен, завершающих блок семинарских занятий или курс лекций.

Традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда годятся для определения уровня компетенции обучающегося и выпускника.

Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественного образования, в том числе при реализации ГОС СПО 1-го и 2-го поколений, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт [6].

Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля.

При этом постепенно традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения на практике.

Необходимо осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства).

Формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

Таблица 1.

Фонды оценочных средств

Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Зачет - незачет

Вид контроля по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК)

Аттестация по профессиональному модулю

Экзамен квалификационный

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

Функции

Разработка/ утверждение

Преподаватель/Ц(М)К/ Заместитель директора

Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

В этой связи нелишним будет провести краткий сравнительный анализ сущности контрольно-измерительных материалов (КИМ), традиционно используемых для оценки качества обучения при реализации ГОС и комплекса оценочных средств (КОС), предусмотренных ФГОС (Таблица 1).

Контрольно-измерительные материалы как следует из названия, измеряют, то есть, при реализации ФГОС вполне могут применяться в дисциплинах и МДК. КОСы же представляют собой комплексные оценочные средства, в состав которых могут входить и КИМы, но в их составе есть еще и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, которые оценивают качественно, без выставления балльных отметок. Они, как правило используются на экзамене (квалификационном) в профессиональных модулях (ПМ) [1].
Формы, типы и виды контроля в условиях компетентного подхода

Типы контроля

Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения.

Текущий контроль, осуществляемый преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.).

Основные формы: устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы.

  • Достоинства: систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента.

  • Недостатки: фрагментарность и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.

Рубежный контроль призван определить качество усвоения учебного материала студентами по разделам, темам учебной дисциплины.

Основные формы: собеседование, письменная контрольная работа, практическая, лабораторная самостоятельная работа, зачетное занятие.

  • Достоинства: Оценки, полученные в ходе контрольно-оценочных мероприятий, являются приоритетно - значимыми при выставлении семестровой оценки по учебной дисциплине и виду практики.

Промежуточный контроль - это рубежное оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов).

Основные формы: зачет и экзамен.

  • Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Итоговая государственная аттестация проводится государственной аттестационной комиссией.

Основные формы: государственный экзамен, дипломная работа, дипломный проект.

  • Достоинства: служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.

Содержательная принадлежность разрабатываемых оценочных средств должна отражать иерархию содержательной вложенности по требованиям ФГОС и основной профессиональной образовательной программы СПО:
цикл – учебная дисциплина (МДК) ФГОС – раздел – тема.
В КОС должна предусматриваться классификация оценочных средств по объектам контроля и оценки:

  • компетенции;

  • способности (по основному показателю оценки результата подготовки);

  • практический опыт (по основному показателю оценки результата подготовки);

  • продуктивные умения;

  • репродуктивные умения и знания.


Виды контроля

(по способу выявления формируемых компетенций)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconСамостоятельная работа 61 > Паспорт комплекта контрольно-измерительных...
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего...

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 18 условия...
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconМетодические рекомендации по разработке фонда оценочных средств учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим Основные...

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины
Контрольно-оценочные средства (кос) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу...

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconФонд оценочных средств дисциплины
Комплект контрольно-измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Деловой татарский язык»

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств по программе учебной дисциплины
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 48 условия...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения...
...

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины оп 02. Конституционное право...

Методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных средств учебной дисциплины Канск 2012 iconКомплект контрольно оценочных средств по учебной дисциплине одб....
Комплект контрольно-оценочных средств(кос) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск