Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях


НазваниеМетодические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования и молодежной политики

Новгородской области

Государственное областное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования

«Региональный институт профессионального развития»


Методические рекомендации по организации

профессиональной ориентации

в образовательных организациях

Подготовил:

Гормин Аркадий Семенович,

профессор кафедры управления

образовательными системами,

доктор педагогических наук.

Великий Новгород

2017г
Содержание:


  1. Профессиональная ориентациям как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии………………………………………………………………………… с. 3-7

2.Система профессиональной ориентации в дошкольном

образовании...................................................................................................... с.7-11
3. Профессиональная ориентация в начальной школе………………… с.11-17
4.Профориентационная работа в основной школе………………………. с.18-22
5.Профориетационная работа в 10-11 классах…………………………… с. 22-25
6. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………. с.25-31
7.Приложения
Приложение 1 Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы……………………………………………………. с.31

Приложение 2 Организация предпрофильной подготовки по типам профессий в начальном и среднем звене через систему внеклассных занятий……… с.35

Приложение 3 Ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе……………………………………………………………………….. с. 36

Приложение 4 Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей………………………………… с.37

Приложение 5 Календарный план работы с портфолио………………. с. 40
8.Список литературы и Интернет-ресурсов……………………………. с. 42

1.Профессиональная ориентациям как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии.
Система профориентации в образовании является подсистемой общей системы трудовой подготовки, непрерывного образования и воспитания, цель которых - гармоничное развитие личности, раскрытие творческих сил и способностей каждого. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи обучающимся в выборе профессии и, безусловно, профессиональная ориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом профессий, востребованных, в первую очередь, на региональном рынке труда. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Переход образовательных организаций на ФГОС существенно изменил и подходы к реализации профессионального самоопределения школьников, где для каждого уровня обучения достаточно четко определены параметры и особенности профориентации:

  • на уровне начальной школы необходимо сформировать положительное отношение к труду, раскрыть важность и необходимость труда для общества, силу и красоту труда, сформировать потребность ребенка быть полезным людям;

  • уровне основной школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Обучающимся предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере индустриального и сельскохозяйственного производства;

  • уровне полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации должны получить более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Они осознанно принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности, они понимают особенности современного рынка труда. Выпускники должны понимать, что в условиях «жесткого рынка» не все работники на протяжении всей трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, тем более связанную с одной и той же профессией и специальностью.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. Её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса.

Воспитание учащихся должно строиться на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно-полезной деятельности, включения в волонтерское движение. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и является ее логическим завершением. Она обеспечивает «предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций», - отмечено в Поручении Президента РФ (от 02.01.2015. Пр-15ГС, п.2б).

Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему, когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни.

Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С.Кону, А.Е.Голомштоку, Н.С.Пряжникову, С.Н.Частиковой, А.Д. Сазонову.

Е.А.Климов подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Ученый, рассматривая соотношение понятий «профориентация» и «профессиональное самоопределение», говорит «профориентация – это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения».

Н.С.Пряжников считает, что «…профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.

В работе по профориентации необходимо определиться со значением понятий «профессия» и «самоопределение». Профессия (от лат. professio. – объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования. В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».

Специальность (лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, понятие специальность характеризует дифференциацию трудовой деятельности в пределах профессии».

Современная система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности (интеллектуальные, физические, психофизические): потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация устанавливает соответствие индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. (по Н.С.Пряжникову).

Любая система – это единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Необходимо выделить элементы системы профессиональной ориентации. Так Е.Ю.Пряжникова выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее:

  • Самоопределяющаяся личность. Это может быть как школьник, так и специалист в той или иной деятельности;

  • Семья. Для семьи, имеющей в своем составе школьника, очень важно сориентировать его на жизненный успех, кроме того, семья сама ориентирована на успех, поэтому возможен такой вариант как «семейная карьера»;

  • Образовательные учреждения и прежде всего школа. Одной из задач школы является подготовка обучающегося к профессиональному самоопределению. Хотя школа и не всегда дастаточно внимания уделяет профориентационной работе, тем не менее, она не исключается из системы профессиональной ориентации;

  • Профессиональные образовательные учреждения;

  • Психолого-педагогическая наука. Этот субъект следует рассматривать в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов-профконсультантов;

  • Психологические центры и службы, в которых осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении;

  • Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов;

  • Органы управления разных уровней;

  • Государство;

  • Мировая экономика. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации. (Е.Ю.Пряжникова).

В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:

  • обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

  • достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

  • прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

  • содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

В качестве задач определены:

  • формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;

  • развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;

  • обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии

На основе развития профессионального интереса обучающегося формируется его готовность к профессиональному самоопределению.

Особое внимание необходимо уделять профориентации детей-инвалидов. Для более успешной реабилитации профессия инвалида должна соответствовать не только их физическим возможностям, но и их психологическим особенностям. Таким молодым людям свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности. Но для многих характерна и недооценка тяжести своего заболевания

Профориентация обучающихся с ограниченными возможностями тоже имеет свои характерные особенности. Для успешной реабилитации детей с ОВЗ избираемая ими профессия должна соответствовать перечню возможных профессий и ограничений для людей с конкретным заболеванием.

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. Как отмечает И.С. Кон, попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать.

Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню.

Таким образом, профессиональную ориентацию обучающихся необходимо рассматривать через разработку и реализацию (на основе межведомственного взаимодействия) целостного комплекса мер образовательной организации.
2.Система профессиональной ориентации в дошкольном образовании
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение дляформирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимостипрофессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей спрофессиями обоснована в ФГОС в структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования, которая определяет содержание психолого–педагогическойработы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенныхпредставлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей четкихпонятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющийточное значение – удовлетворять ту или иную потребность человека. Следовательно, знаниеназначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытьяпосуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.).

Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиямидолжно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органическийпроцесс.

Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игрукак самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задачпо ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительногоотношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе ижизни каждого человека. Отсюда развиваетсяинтерес к различным профессиям,востребованными в современном обществе.

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младшийдошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); среднийдошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольныйвозраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачиработы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастнойгруппы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

  • обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

  • развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;

  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

  • учить сравнивать профессии;

  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

  • знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных инематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники,облегчающей выполнение трудовых функций человека;

  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детейсредствами художественной литературы;

  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;

  • знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых,связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели исодержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную,социальную и государственную значимость, представления о труде как экономическойкатегории);

  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;

  • формировать представление о видах производственного труда (шить, производствопродуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольногообразования достичь следующих результатов:

  • ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

  • называет профессии разных сфер экономики;

  • различает профессии по существенным признакам;

  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовыедействия, результат);

  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

  • объясняет роль труда в благополучии человека;

  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

  • эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательнойорганизации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

В различные разделы программы дошкольного образования включаются сведения одеятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, методы формированиятрудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональнойдеятельности взрослых.

Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам раннейпрофориентации посвящены авторская программа А.Д.Шатовой «Дошкольник иэкономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П.Кондрашова.

Программа А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьмистаршего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырёх взаимосвязанных блоков:

1) Труд – продукт.

2) Деньги (цена, стоимость).

3) Реклама: желания и возможности.

4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика.

Занятия по программе проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующиеспособы реализации программных задач:

  • ознакомление детей с денежными единицами разных стран;

  • проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие»,«Аукцион»;

  • организация настольных игр экономической тематики («Денежный поток»,«Монополия», «Лунапарк»);

  • организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина»,«Кому что нужно для работы»);

  • проведение экскурсий в магазины и банки;

  • решение арифметических задач;

  • разгадывание кроссвордов экономического содержания;

  • чтение сказок экономического содержания (например, И.В.Липсиц «Удивительныеприключения в стране «Экономика», Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И.М.Котюсова, Р.С.Лукьянова «Экономика в сказках и играх»).

Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, таки для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученныхдетьми знаний в быту и в будущей профессии.

Программа «Мир профессий» В.П.Кондрашова подразумевает формированиепредставлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специальноорганизованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются следующиезадачи программы:

  • выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитиеих природных дарований;

  • психолого-социальная ориентация детей;

  • развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;

  • формирование мотивации и интересов детей с учётом особенностей их возраста исостояния здоровья.

Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными ибытовыми сюжетами основной и других программ дошкольного образования идополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационнойнаправленности.

Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждойвозрастной группе в расширенном и усложнённом виде. Подборка игр производится повозрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями.

Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данноговозраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чемс 80 профессиями.

В дошкольной образовательной организации задачу по формированиюпредставлений о людях разных профессий целесообразно решать не тольконепосредственно в образовательной деятельности, но и вне её. Ранняя профориентациябудет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанногоперспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconЛаборатория профессиональной ориентации
Областной конкурс занятий с элементами профессиональной ориентации обучающихся организации. Материалы конкурса. Часть I. Составитель:...

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по организации и проведению обучения на...
Методические рекомендации созданы для оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы на заочном отделении....

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательном учреждении...
Разработчик: Перфилова С. Б., директор мку «Центр информационно-методического сопровождения образовательных учреждений»

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях iconПсихологические особенности профессиональной ориентации старших школьников
Рекомендации психолога "Психологические особенности профессиональной ориентации старших школьников"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск