Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим


НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим
страница1/17
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим работникам в организации обучения на заочном отделении
Методические рекомендации созданы для оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы на заочном отделении. Включают себя нормативно-правовую документацию по работе на заочном отделении, а также необходимые положения, регламентирующие деятельность заочного отделения.
Разработчики, рабочая группа учреждений СПО:

ЧТСГХ – Краузе Э.В., заместитель директора по НМР и качеству;

Семенов В.Л., заместитель директора по УПР;

ЦАТТ – Александрова Н.Ю., заместитель директора по УМР;

Ешмейкина И.А. заместитель директора по НИР и ПО;

Моисеев И.Н., заведующий ЗО;

НХМТ - Кузьмина Т.Н., заместитель директора по УР;

Михеркина Т.А., заведующий ЗО.
Руководитель рабочей группы: к.п.н., доцент, заведующий ЦРПО Бородина Т.Л

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Рекомендации по разработке учебного плана по заочной форме обучения.

4

Рекомендации по организации учебного процесса по заочной форме обучения

5

  1. Нормативно-законодательная база организации заочного отделения в СПО

8

  1. Организация учебной деятельности заочного отделения

11

  1. Положение об организации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования по заочной форме обучения

11

  1. Должностные инструкции

15

2.1 Должностная инструкция заведующего заочным отделением

15

    1. Должностная инструкция методиста заочного отделения

18

  1. Положение о нормоконтроле выпускной квалификационной работы

на заочном отделении

19

  1. Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся

22

  1. Положение о реализации сокращенных и ускоренных форм обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной организации

28

  1. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов

30

  1. Положение о порядке перезачета результатов освоения студентами учебных дисциплин, практик

47

  1. Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

49

  1. Положение о выполнении и рецензировании контрольных работ обучающихся на заочном отделении

51

  1. Положение о курсовой и дипломной работе (проекте)

54

  1. Положение о практике обучающихся, осваивающих ППССЗ

64

Введение
Заочное обучение — форма обучения, которая сочетает в себе черты самообучения и очного обучения. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило зимой и летом) происходит сдача сессий.

Заочная форма обучения позволяет сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. На заочном отделении ведется обучение специалистов среднего звена без отрыва от производства. Их отличает знание производства, опыт трудового и человеческого общения в коллективе, умение учиться самостоятельно. Обучение по заочной форме в настоящее время является не только наиболее экономичным способом получения среднего специального образование, но и в первую очередь, позволяет эффективно усваивать теоретические знания и практические навыки одновременно, успешно сочетая обучение с профессиональной деятельностью.

Наряду с обучением в традиционном режиме по заочной форме, ведется обучение студентов-заочников в вечернее время и выходные дни в течение всего учебного года, что позволяет сокращать срок отсутствия на рабочем месте. Большое внимание уделяется организации межсессионной работы студентов.

Особенностью заочного обучения (по сравнению с очной формой) является больший объем самостоятельной работы, связанной с выполнением контрольных заданий, но в то же время обеспечивает определенные преимущества перед очным обучением:

- гибкость: возможность заниматься в удобное время и в удобном темпе;

- возможность обучения без отрыва от основной работы;

- возможность использования в учебных целях современных средства коммуникаций;

- возможность продолжения обучения в ВУЗе по сокращенному учебному плану;

- непрерывное совершенствование учебного процесса и его методического обеспечения.

Заочное отделение образовательной организации является его структурным подразделением. Его задачи и функции, права и взаимоотношения с другими подразделениями и должностными лицами, ответственность отделения в целом и его руководителя определяется нормативными документами, регламентирующими деятельность, представленными в разделе 1 данных методических рекомендаций. Функционирование или организация учебного процесса на заочном отделении осуществляется на основании Устава образовательной организации, Положения о заочном отделении и практического применения рекомендаций по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

На заочном отделении может проводиться подготовка специалистов, как за счет средств бюджета, так и на основе договоров с физическими и юридическими лицами.
Сокращения применяемые в данных методических рекомендациях:

СПО – среднее профессиональное образование

ОО – образовательная организация

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.
Рекомендации по разработке учебного план по заочной форме обучения.
Нормативные сроки обучения по заочной форме получения образования по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

Для лиц, имеющих профессиональное образование или стаж практической работы по профилю специальности, а также родственной ей, продолжительность обучения может быть сокращена по отношению к нормативному сроку обучения по заочной формам при обязательном выполнении Государственных требований. В этом случае образовательное учреждение разрабатывает индивидуальные учебные планы, как для отдельных студентов, так и для всей учебной группы.

Учебный план по заочной форме обучения разрабатывается в соответствии с:

- ФГОС СПО;

- базисного учебного плана;

- примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.

В учебном плане по заочной форме обучения определяет следующие характеристики ППССЗ:

- объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

- перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);

- сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;

- каникулы;

- распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим);

- формы государственной (итоговой) аттестации (обязательные и предусмотренные образовательным учреждением), их распределение по семестрам, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной (итоговой) аттестации.

Учебный план состоит из титульной части, пояснительной записки, таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)»

При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:

- максимальная учебная нагрузка обучающихся включает все виды обязательной учебной нагрузки и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, независимо от формы получения образования, составляет 54 академических часа в неделю;

- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении ППССЗ в заочной форме составляет 160 академических часов в год; в эту нагрузку не входит учебная и производственная практика в составе профессиональных модулей; она реализуется обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета;

- наименование дисциплин и их группирование по циклам должны быть идентичны учебным планам для очного обучения; причем объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов для заочной формы может составлять от 30 % объема часов очной формы обучения; дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего периода обучения, а по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные;

- выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной формы обучения;

- в графике учебного процесса рабочего учебного плана фиксируется только производственная практика (для ППКРС) и преддипломная практика (для ППССЗ), а в разделе «Производственная практика» рабочего учебного плана - все виды практики, предусмотренные ФГОС СПО по конкретной специальности и рабочей профессии.
Рекомендации по организации учебного процесса по заочной форме обучения
В образовательных организациях начало учебного года по заочной форме может переноситься не более чем на 3 месяца. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом для заочной формы обучения (далее - рабочий учебный план), который разрабатывается образовательным учреждением.

Общая продолжительность экзаменационных (лабораторно - экзаменационных) сессий в учебном году на 1 и 2 курсах – 30 календарных дней, на последующих курсах - 40 календарных дней.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной профессиональной образовательной программы по заочной форме составляет 160 академических часов. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в день.

Годовой бюджет времени при заочной форме обучения распределяется следующим образом (кроме последнего курса):

- каникулы - 9 недель (в летний период),

- сессия - 4 или 6 недель в зависимости от курса,

- самостоятельное изучение учебного материала - остальное время.

На последнем курсе бюджет времени распределяется следующим образом:

- сессия - 6 недель,

- преддипломная практика - 4 недели,

- государственная итоговая аттестация (ГИА) - 4 или 8 недель в зависимости от вида ГИА,

- самостоятельное изучение учебного материала - остальное время.

При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, практические занятия, лабораторные занятия, индивидуальные занятия, мелкогрупповые занятия, контрольные работы, курсовые работы (проекты), консультации, производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Самостоятельная работа. Реализация компетентностно-модульного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе по заочной форме обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучения.

Основной формой организации образовательного процесса при заочной форме обучения является лабораторно-экзаменационная сессия (далее - сессия), периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в графике учебного процесса рабочего учебного плана по конкретной специальности.

Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения и проводится с целью определения:

- полноты теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;

- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;

- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой, учебно-методическими материалами;

- соответствия уровня и качества подготовки выпускника.

Сессия, в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени, может быть разделена на несколько частей (периодов сессии), исходя из особенностей работы образовательного учреждения и контингента студентов.

Образовательное учреждение может проводить установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий определяется образовательным учреждением, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на данном курсе. При необходимости образовательное учреждение может проводить установочные занятия по учебным дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом на следующем курсе. Для студентов первого года обучения за счет времени, отводимого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам самостоятельной работы.

При заочной форме обучения оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, текущий контроль успеваемости.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconСреднего профессионального и начального профессионального образования томской области
В конкурсе определены следующие номинации: премии педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций; премии...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconОб организации учебного процесса на заочном отделении
Настоящее Положение разработано для студентов, обучающихся на заочном отделении гапоу «Приморский краевой колледж культуры». В нём...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconНа заочном отделении
Братского педагогического колледжа №1, профессиональные образовательные программы могут осваиваться в образовательных учреждениях...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconМетодические рекомендации Организация самостоятельной работы обучающихся спо
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных...

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательном учреждении...
Разработчик: Перфилова С. Б., директор мку «Центр информационно-методического сопровождения образовательных учреждений»

Методические рекомендации по организации и проведению обучения на заочном отделении в профессиональных образовательных организациях: в помощь педагогическим  iconУчебное пособие по разделу «Кулинария» в 5-7 кл
«Технология» в образовательных организациях: информационно-методический сборник в помощь учителям технологии для организации учебной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск