Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей


НазваниеПрограмма коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей
страница1/9
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Работа учреждения по эксперименту по введению ФГОС ООО в МОУ «Новомичуринская СОШ №1» в 2013-2014 учебном году

Есть у великого русского поэта А.С.Пушкина стихотворение «Осень», в заключение которого автор размышляет о том, как жить. «Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, но, чу, матросы вдруг кидаются, ползут, вверх, вниз, и паруса надулись, ветра полны. Громада двинулась и рассекает волны. Плывёт. Куда ж нам плыть?» Такой же двинувшейся громадой в последние годы представляется наше образование. Куда идём и правильно ли всё делаем? Этот вопрос задают себе руководители всех уровней.

В 2013-2014 учебном году МОУ «Новомичуринская СОШ №1» продолжила эксперимент по введению ФГОС ООО, в него вступили 6 классы.

По итогам 2012-2013 учебного года был сделан анализ деятельности школы по реализации требований ФГОС ООО, определены проблемы, их причины и намечены пути решения проблем.

Анализ деятельности школы по реализации требований ФГОС ООО в 2012-2013 учебном




проблемы

причины

пути решения

1.

УМК по предметам не соответствуют требованиям ФГОС, в учебниках не заложены задания, направленные на формирование УУД

Разработки на уровне государства не успевают за инновационными процессами в основной школе

Продоложить работу по формированию УУД на метапредметном курсе «Учись учиться», контролировать их совершенствование на уроках

2.

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей,

Не велась работа по компенсации недостатков развития, с детьми, имеющими проблемы в освоении знаний

Один педагог-психолог физически не может реализовать все направления программы

Деятельность педагога-психолога недостаточно контролировалась

Расширение штата психологической службы (в соответствии с ФОТ), усиление контроля за психологической службой со стороны администрации

3.

Не отслеживалась реализация программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Несовершенна система внутришкольного мониторинга качества образования

Совершенствовать внутришкольный мониторинг качества образования в рамках данной программы

4.

В плане оценивания метапредметных знаний и умений учащихся есть задания, позволяющие оценить только отдельные УУД .

отсутствует система диагностики, контроля за сформированностью метапредметных умений учащихся

Поиск и разработка системы оценки сформированности метапредметных умений учащихся

5.

Курс «Учись учиться» в 5 классах не решил свою задачу по формированию у учащихся метапредметных умений в целеполагании и планировании своей деятельности, к концу учебного года учащиеся научились ставить цели учебной деятельности только под руководством учителя и не научились ставить их самостоятельно

Недостаточная методическая подготовка руководителя, слабое методическое сопровождение курса, недостаточный контроль со стороны администрации

Скорректировать планирование курса в 6 классе, продублировать отдельные темы, провести несколько промежуточных диагностик, систематически контролировать занятия в 5 и 6 классах

6.

50% учителей испытывают затруднения в применении новых педагогических технологий, позволяющих выполнять требования системно-деятельностного подхода в образовании

Отсутствие системы работы по обучению педагогов средствам и методам, реализующим системно-деятельностный подход в образовании

Создание и реализация системы по обучению педагогов средствам и методам, реализующим системно-деятельностный подход в образовании

7.

70% учителей применяют технологию включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке эпизодически,несистемно

Отсутствие системы контроля за применением технологии, отсутствие системы оценки их деятельности и стимулирования педагогов, применяющих данную технологию

Создание и внедрение системы контроля за применением технологии включения учащихся в активную познавательную деятельность, системы оценки и стимулирования педагогов, применяющих данную технологию.

Объединение учителей-новаторов, ранних рационализаторов в творческие группы и возложение на них функций модераторов

8.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся носит эпизодический характер в ходе проведения конкурсов проектных работ (2 раза в год)

Отсутствует система организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Создание и внедрение системы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

9.

Индивидуальные образовательные траектории составлялись учениками только по предметам, дальше этого не продвинулись ни классные руководители, ни психолог школы


Отсутствует технология разработки индивидуальных образовательных траекторий, исключая предметные

Освоение и внедрение технологий составления индивидуальных образовательных траекторий, предполагающих работу с одарёнными детьми, с детьми, испытывающими затруднения в обучении

10.

Портфолио ученики 5 классов составляли недостаточно заинтересованно

Отсутствует система стимулирования учащихся в работе с портфолио

Разработка и внедрение системы стимулирования

учащихся в работе с портфолио

11

Имелись недостатки в организации внеурочной деятельности: не интересны детям оказались занятия по программе «Первые шаги к лидерству», «Поездки и походы по родному краю»

Недостаток в экспертизе рабочих программ Программы не соответствовали возрастным особенностям детей

Совершенствование системы внеурочной деятельности. Поиск и реализация программ внеурочной деятельности, отвечающих требованиям ФГОС , повышение ответственности зам. директора по ВР при экспертизе рабочих программ внеурочной деятельности

12.

Качество реализации программы воспитания и социализации трудно оценить, нет мерителей. Квалиметрическая оценка проводилась 1 раз в год в 5 классе, полной картины сформированности личностных качеств не даёт

Отсутствует диагностика личностных качеств учащихся

Разработка и поиск диагностик личностных качеств учащихся

13

Недостаточная подготовка педагогов в применении ИКТ- технологий, мультимедийных технологий, использовании высокотехнологичного оборудования

Низкая компьютерная грамотность части педагогов

Повышение компьютерной грамотности педагогов через организацию внутришкольных курсов, посещения курсов на базе РИРО

14.

Недостаточно оснащение кабинетов биологии, географии , математики учебно-лабораторным оборудованием для организации полноценного образовательного процесса


Недостаток финансовых средств

Перераспределение областных субвенций нового учебного года с учётом необходимости средств на оснащение кабинетов биологии, географии, математики учебно-лабораторным оборудованием для организации полноценного образовательного процесса


Исходя из определённых проблем, работа строилась в 2013-2014 учебном году по следующим направлениям:

  1. Совершенствование форм, приёмов, методов обучения, поиск и внедрение новых технологий, основанных на системно-деятельностном подходе, который лежит в основе ФГОС.

  2. Освоение метапредметного содержания образования учащимися под руководством учителей.

  3. Совершенствование методического сопровождения введения ФГОС ООО

  4. Совершенствование внеклассной работы, внеурочной деятельности

  5. Совершенствование коррекционной работы

  6. Совершенствование материально-технического оснащения кабинетов

  7. Совершенствование процесса управления введением ФГОС ООО.

Поскольку стандарт как основу обучения определяет системно-деятельностный подход, поэтому все формы, методы и технологии должны отвечать требованиям системно-деятельностного подхода, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Итак, как добиться того, чтобы учителя использовали данный подход в процессе обучения. Что делаем мы в нашей школе? Основная работа ведётся через методические объединения. В центре первых заседаний методических объединений вот уже 3 года вопрос о сущности системно-деятельностного подхода, какие формы и методы отвечают требовниям системно-деятельностного подхода. Каждое методобъединение составило список таких форм, учителя используют их в своей работе.

Например, при изучении иностранного языка – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения, или ещё этот метод называют методом гувернантки.

Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают работу с разными источниками информации, с документами, с понятиями, проектирование монологического ответа по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.

Это лабораторные, практические работы, использование виртуальных лабораторий на уроках химии, биологии, физики.

Результат работы учителей русского языка и литературы по накоплению форм, методов, приёмов, технологий, основанных на системно-деятельностном подходе.

  • Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

  • Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

  • Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

  • Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

  • Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся;

  • Пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;

  • составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект;

  • Составление сводных таблиц, граф-схем и пр.;

  • Подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ,

  • Уроки-диспуты, суд, театрализация или спектакль,

  • Урок-исследование,

  • Лингвистический анализ текста,

  • Творческие мастерские,

  • Составление синквейна,

  • Составление кластера и другие.

Это проблемное обучение, метод проектов, которые также отвечают требованиям системно-деятельностного подхода.

Кроме того, и это мы считаем основным, коллектив осваивает технологию включения учащихся в активную познавательную деятельность уже несколько лет под руководством преподавателей Рязанского института развития образования, Агапова Ю.В.,заведующего кафедрой методологии управления РИРО, кандидата философских наук, доцента;

- Васильченковой Т.В., зав. кафедрой педагогических технологий РИРО, кандидата педагогических наук, доцента , Мишаковой Л.В., старшего преподавателя РИРО

Технология предполагает особую структуру урока.

Структура урока имеет следующие этапы:

первый вариант – через проблемную ситуацию

  • сообщение темы урока

  • мотивация

  • организация пробного действия

  • выяснение причин затруднения

  • определение целей урока

  • анализ предложенного материала, сравнение, обобщение, вывод

  • формулирование правила

  • составление алгоритма действий

  • демонстрация образца действия по алгоритму

  • тренинг

  • рефлексия (что получилось, что нет, выяснение причин)

  • возвращение к выполнению заданий

второй вариант – через анализ темы урока

  • анализ темы урока, выявление неизвестных знаний и неосвоенных умений

  • формулирование целей и задач

  • поиск новых средств и способов решения или знакомство с ними

  • освоение новых знаний и первичных умений

  • контроль и рефлексия

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Как осваивается данная технология? Это кропотливая методическая работа в течение последних 3 лет, предполагающая курсовую подготовку, работу в проблемных и творческих группах как однородных, так и разнородных по составу (одного предмета и разных, разных уровней готовности), открытые уроки, мастер-классы, методические фестивали , педсоветы, методсоветы, на которых демонстрируются и анализируются видеозаписи занятий, основанных на системно-деятельностном подходе. В этом году создана видеотека уроков, построенных в соответствии с технологией, позволяющей включать учащихся в активную познавательную деятельность, подборка сценариев таких уроков. Видеоуроки, их фрагменты демонстрируются, анализируются на заседаниях методобъединений, педсоветах. Разработанная концептуальная модель организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, представленная в виде следующей схемы, является основой деятельности школы по организации образовательного процесса.


Образовательный процесс

Выпускник начальной школы




Результаты



  • Личностные результаты освоения ООП

  • Предметные результаты освоения ООП

  • Метапредметные результаты освоения ООП

mcj04357730000[1]





Развитие качеств личности

  • индивидуальные особенности,

  • физическое развитие,

  • интеллектуальные способности


mcj03433370000[1]




Формирование метапредметных знаний и умений



Формирование предметных знаний и умений




Работа по освоению универсальных учебных действий.

Исходя из требований ФГОС ООО, в школе выстроилась следующая система формирования УУД:

  • предметные уроки,

  • надпредметный курс «Учись учиться»,

  • внеурочная деятельность,

  • внеклассная и внешкольная работа.


Проанализировав требования стандарта к формированию УУД, коллектив пришёл к выводу, что сформировать некоторые УУД только на уроках нельзя. Поэтому их освоение вынесли на специальный надпредметный курс «Учись учиться».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconПрограмма адаптации детей к школе издание второе, исправленное
Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconПрограмма по формированию экологически целесообразного, здорового...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 6

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconПрограмма по формированию экологически целесообразного, здорового...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 8

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconПрограмма коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconОбразовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой...
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать образовательные...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconРабочая программа составлена на основании образовательной программы...
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Я-концепции у большинства детей, поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику контингента обучающихся нашей...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconІІ. Программа работы с сотрудником на период испытательного срока
«Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconРеспублики Коми «Специальная (коррекционная) школа №41»
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со...

Программа коррекционной работы реализовывалась частично, в части отслеживания адаптации пятиклассников к основной школе, развития их умственных способностей iconСовременное технологическое обучение в основной школе
Методика организации непрерывного технологического обучения в основной школе 27

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск