Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»


Скачать 165.17 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
ТипПрограмма
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

МБОУ СОШ № 13 им. К.Л.Хетагурова
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы гимназии по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Основные направления деятельности психологической службы гимназии:

Диагностико - коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества:

  • изучение обращений к психологу, поступающих от педагогов, родителей, учащихся (определение проблемы);

  • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности учащегося (постановка психологического диагноза);

  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей.

Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя:

  • обеспечение психологической безопасности учащегося;

  • разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • выявление психологических особенностей учащегося, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы на основном уровне общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия


Сроки

(периодичность в течение года)

Ответстве

нные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.


Выявление состояния физического и психического здоровья детей.


Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся

сентябрь

Классный руководитель

Медицинский работник


Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель

Педагог-психолог

логопед

Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов


Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

сентябрь

Педагог-психолог

логопед


Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

До 10.10

Педагог-психолог

логопед


Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам


Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь - октябрь


Классный руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагог-предметник

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты.


Виды и формы деятельности, мероприятия.


Сроки (периодичность в течение года)


Ответственные


Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Планы, программы


Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ЗПР, детей-инвалидов.

Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Заместитель

директора по УВР

Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

До 10.10

10.10-15.05

Педагог-психолог

логопед


Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов






Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических образовательных программ


В течение года

Заместитель

директора по УВР

Классный руководитель

Педагог-психолог

логопед

Медицинский работник


Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты.


Виды и формы деятельности, мероприятия.


Сроки (периодичность в течение года)


Ответственные


Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Консультирование учащихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с учащимся

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

Логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные


Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам


Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику


Специалисты ПМПК

Логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

другие организации

Описание специальных условий обучения

С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются: логопедический кабинет, кабинет психолога, медицинский кабинет. Работают специалисты: логопед, психолог, социальный педагог.

Основным механизмом взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий является психолого-медико-педагогическая комиссия. С детьми данной группы работает социальный педагог, который тесно взаимодействует с семьей. Классные руководители, психолог, логопед отслеживают динамику развития и достижений обучающихся через карты динамического наблюдения. Учителя–предметники, планируя тематические блоки, ориентируются на индивидуальные особенности обучающихся данной группы, которые отмечают в приложении к календарно-тематическому плану; разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные на корректировку, выявленных затруднений у обучающихся.

Приложение к календарно-тематическому плану учителя - предметника

предмет _____________
Педагог _____________________________ Класс _________________ Учащийся_______________________________


№ урока дата

Тема

Корректируемые и развиваемые умения и навыки

Методы

Формы (индивидуальные, групповые)

Самостоятельная работа учащихся

Пособия, дидактический материал

Оценка результата

Необходимая коррекция




























ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
Ф.И.О. учащегося _____________________________класс __________ предмет___________





Входной

Промежуточный

Сравнительный анализ

Итоговый

Сравнительный анализ

Результат
















Необходимая коррекция










ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Педагог _____________________________ Класс _________________ Учащийся_______________________________


Наблюдения

Сформированность предметных навыков

Способность понять и принять инструкцию

Способность работать по образцу

Способность планировать свою деятельность

Умение делать выводы и анализировать

Умение работать в группе

Владение

устной

речью

Входной мониторинг





















Направление коррекции





















Промежуточный мониторинг





















Направления коррекции





















Итоговый мониторинг





















Анализ






















Рекомендации на _________уч.г.






















ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ф.И.О. учащегося ____________________________________________________ класс _______________________

Классный руководитель __________________________________________________________________________


Рекомендации

педагога-психолога по результатам первичного обследования

Направление

работы

Мероприятия

Методы и

Формы (индивидуальные,

групповые)

Оценка результата

Формирование и развитие коммуникативных навыков

Формирование

и развитие коммуникативных навыков










1.

1.










Социальные (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, в городские программы; профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)

Социальные










1.

1.










2.

2.











Планируемые результаты работы:

  1. Снижен уровень тревожности обучающихся в образовательном процессе.

  2. Повышение мотивации к обучению детей с ЗПР.

  3. Повышение качества усвоения предметных программ.

  4. Формируются социальные и коммуникативные компетенции.

  5. Адаптация обучающихся в классном коллективе, вовлечение в общественную жизнь.

  6. Повышение уровня самоорганизации и воспитанности.

  7. Рост достижений обучающихся.


Приложение

В помощь учителю

Анализ урока (сохранение психологического здоровья учащегося)

Цель – помощь педагогам  в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого учащегося.

Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока:

  • помощь педагогу в определении  эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;

  • психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;

  • стимулирование профессиональной рефлексии учителя.

Схема психологического анализа урока:

Оценка внешних условий проведения урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся,  дизайн интерьера, дидактическое оформление).

Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока (доля спонтанности и педагогического воздействия в настрое детей на урок);

  • соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;

  • психологический климат на уроке;

  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;

  • темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;

  • адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;

  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).

Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);

  • владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);

  • преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;

  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;

  • организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;

  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;

  • наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;

  • проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;

  • наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;

  • отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);

  • коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);

  • склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);

  • раскрепощенность или скованность;

  • отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);

  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие,  воодушевленность,  энтузиазм,  мажорность).

Психологический анализ деятельности педагога на уроке:

  • наличие психологической дистанции между учителем и детьми;

  • преобладающее отношение к классу;

  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учащимся;

  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);

  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

  • способность к делегированию полномочий учащимся;

  • умение слушать, проявлять эмпатию;

  • соотношение поощрения и порицания;

  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;

  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);

  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие  эмоции;

  • увлеченность преподаваемым предметом;

  • адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;

  • внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

Похожие:

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма профессиональной подготовки водителей транспортных средств...
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B" разработана в соответствии с требованиями

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconВ соответствии с требованиями ст. 189, 190 Трудового Кодекса Российской...
В соответствии с требованиями ст. 189, 190 Трудового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29. 12. 2012г. №273-фз...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа переподготовки водителей транспортных средств с...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма разработана в соответствии с требованиями Федерального...
Программа составлена на основе примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Я-концепции у большинства детей, поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику контингента обучающихся нашей...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconЗаконом РФ «Об образовании»
Оптимальным механизмом для реализации этих требований является деятельность доу по разработке и реализации своей Образовательной...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных...
Программа предназначена для подготовки граждан, имеющих медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными...

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconОбразовательная программа переподготовки водителей транспортных средств...
Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск