ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
МБОУ СОШ № 13 им. К.Л.Хетагурова Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы гимназии по данной проблематике.
Программа коррекционной работы направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Основные направления деятельности психологической службы гимназии:
Диагностико - коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества:
изучение обращений к психологу, поступающих от педагогов, родителей, учащихся (определение проблемы);
формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности учащегося (постановка психологического диагноза);
разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей.
Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя:
обеспечение психологической безопасности учащегося;
разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей учащегося, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на основном уровне общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
(направления деятельности)
| Планируемые результаты
| Виды и формы деятельности,
мероприятия
| Сроки
(периодичность в течение года)
| Ответстве
нные
| Медицинская диагностика
| Определить состояние физического и психического здоровья детей.
| Выявление состояния физического и психического здоровья детей.
| Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,
наблюдение классного руководителя,
анализ работ обучающихся
| сентябрь
| Классный руководитель
Медицинский работник
| Психолого-педагогическая диагностика
| Первичная диагностика для выявления группы «риска»
| Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи
Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ
| Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;
анкетирование родителей, беседы с педагогами
| сентябрь
| Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед
| Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов
| Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей
| Диагностирование.Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)
| сентябрь
| Педагог-психолог
логопед
| Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности
| Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося
| Разработка коррекционной программы
| До 10.10
| Педагог-психолог
логопед
| Социально – педагогическая диагностика
| Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
| Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)
| Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.
| Сентябрь - октябрь
| Классный руководитель
Педагог-психолог
Социальный педагог
Педагог-предметник
| Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности
| Планируемые результаты.
| Виды и формы деятельности, мероприятия.
| Сроки (периодичность в течение года)
| Ответственные
| Психолого-педагогическая работа
| Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов
| Планы, программы
| Разработать индивидуальную программу по предмету.
Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ЗПР, детей-инвалидов.
Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.
| сентябрь
| Заместитель
директора по УВР
Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог
| Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов
| Позитивная динамика развиваемых параметров
| 1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка
| До 10.10
10.10-15.05
| Педагог-психолог
логопед
| Лечебно – профилактическая работа
| Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов
|
| Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ
|
В течение года
| Заместитель
директора по УВР
Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед
Медицинский работник
|
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности
| Планируемые результаты.
| Виды и формы деятельности, мероприятия.
| Сроки (периодичность в течение года)
| Ответственные
| Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования
| 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы
| Индивидуальные, групповые, тематические консультации
| По отдельному плану-графику
| Специалисты ПМПК
логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР
| Консультирование учащихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи
| 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с учащимся
| Индивидуальные, групповые, тематические консультации
| По отдельному плану-графику
| Специалисты ПМПК
Логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР
| Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей
| 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с родителями
| Индивидуальные, групповые, тематические консультации
| По отдельному плану-графику
| Специалисты ПМПК
логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР
| Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности
| Планируемые результаты
| Виды и формы деятельности, мероприятия
| Сроки (периодичность в течение года)
| Ответственные
| Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
| Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования
| Информационные мероприятия
| По отдельному плану-графику
| Специалисты ПМПК
логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР
| Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
| Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования
| Информационные мероприятия
| По отдельному плану-графику
| Специалисты ПМПК
Логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР
другие организации
| Описание специальных условий обучения
С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются: логопедический кабинет, кабинет психолога, медицинский кабинет. Работают специалисты: логопед, психолог, социальный педагог.
Основным механизмом взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий является психолого-медико-педагогическая комиссия. С детьми данной группы работает социальный педагог, который тесно взаимодействует с семьей. Классные руководители, психолог, логопед отслеживают динамику развития и достижений обучающихся через карты динамического наблюдения. Учителя–предметники, планируя тематические блоки, ориентируются на индивидуальные особенности обучающихся данной группы, которые отмечают в приложении к календарно-тематическому плану; разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные на корректировку, выявленных затруднений у обучающихся.
Приложение к календарно-тематическому плану учителя - предметника
предмет _____________ Педагог _____________________________ Класс _________________ Учащийся_______________________________
№ урока дата
| Тема
| Корректируемые и развиваемые умения и навыки
| Методы
| Формы (индивидуальные, групповые)
| Самостоятельная работа учащихся
| Пособия, дидактический материал
| Оценка результата
| Необходимая коррекция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ Ф.И.О. учащегося _____________________________класс __________ предмет___________
-
| Входной
| Промежуточный
| Сравнительный анализ
| Итоговый
| Сравнительный анализ
| Результат
|
|
|
|
|
| Необходимая коррекция
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Педагог _____________________________ Класс _________________ Учащийся_______________________________
Наблюдения
| Сформированность предметных навыков
| Способность понять и принять инструкцию
| Способность работать по образцу
| Способность планировать свою деятельность
| Умение делать выводы и анализировать
| Умение работать в группе
| Владение
устной
речью
| Входной мониторинг
|
|
|
|
|
|
|
| Направление коррекции
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточный мониторинг
|
|
|
|
|
|
|
| Направления коррекции
|
|
|
|
|
|
|
| Итоговый мониторинг
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ
|
|
|
|
|
|
|
| Рекомендации на _________уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Ф.И.О. учащегося ____________________________________________________ класс _______________________
Классный руководитель __________________________________________________________________________
-
Рекомендации
педагога-психолога по результатам первичного обследования
| Направление
работы
| Мероприятия
| Методы и
Формы (индивидуальные,
групповые)
| Оценка результата
| Формирование и развитие коммуникативных навыков
| Формирование
и развитие коммуникативных навыков
|
|
|
| 1.
| 1.
|
|
|
| Социальные (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, в городские программы; профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)
| Социальные
|
|
|
| 1.
| 1.
|
|
|
| 2.
| 2.
|
|
|
|
Планируемые результаты работы:
Снижен уровень тревожности обучающихся в образовательном процессе.
Повышение мотивации к обучению детей с ЗПР.
Повышение качества усвоения предметных программ.
Формируются социальные и коммуникативные компетенции.
Адаптация обучающихся в классном коллективе, вовлечение в общественную жизнь.
Повышение уровня самоорганизации и воспитанности.
Рост достижений обучающихся.
Приложение
В помощь учителю
Анализ урока (сохранение психологического здоровья учащегося)
Цель – помощь педагогам в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого учащегося.
Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока:
помощь педагогу в определении эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;
стимулирование профессиональной рефлексии учителя.
Схема психологического анализа урока:
Оценка внешних условий проведения урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся, дизайн интерьера, дидактическое оформление).
Психологическая оценка урока:
уровень организации урока (доля спонтанности и педагогического воздействия в настрое детей на урок);
соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
психологический климат на уроке;
соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).
Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);
коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
раскрепощенность или скованность;
отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность).
Психологический анализ деятельности педагога на уроке:
наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
преобладающее отношение к классу;
коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учащимся;
способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
способность к делегированию полномочий учащимся;
умение слушать, проявлять эмпатию;
соотношение поощрения и порицания;
способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;
увлеченность преподаваемым предметом;
адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
|