Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ)


НазваниеСоотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ)
страница1/14
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная квалификационная работа на тему:

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ)
по направлению подготовки 37.03.01 – Психология

основная образовательная программа «Психология»




Выполнил:

обучающийся 4 курса

очной формы обучения

Дмитриева Дария Юрьевна

Рецензент:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии здоровья

и отклоняющегося поведения

Горбатов Сергей Владимирович

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Василенко Виктория Евгеньевна

Санкт-Петербург
2018

Аннотация

Задачи развития (developmental tasks) – это умения, которые человек приобретает в течение всей жизни, чтобы в дальнейшем функционировать в качестве зрелой личности. Целью нашего исследования является выявление взаимосвязей задач развития и кризисных проявлений у подростков с учетом возраста. Выборка: 195 учащихся 6-9 классов двух гимназий Санкт-Петербурга: 101 юноша и 94 девушки в возрасте 11-16 лет.
Методы исследования: авторская методика для выявления задач развития в подростковый период; метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (в модификации Н.Н. Толстых); рисуночный тест «Какой я и каким бы я хотел себя видеть» (в модификации В.Е. Василенко); опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков).

Методы математической статистики: метод множественных сравнений Шеффе для выявления микровозрастных различий, дисперсионный анализ по факторам пола и образовательной среды, корреляционный анализ по Спирмену.

Для подростков всех возрастов важно развитие эмоционально коммуникативной сферы, однако, чем старше они становятся, тем важнее становятся задачи, связанные с саморазвитием и самореализацией. При этом, чем старше подростки, тем ниже они оценивают успешность решения задач, связанных с саморазвития. При этом чем старше подростки тем, больше в их поведении проявляются нормативные симптомы кризиса.

Были получены следующие результаты: задачи, связанные с физическим развитием чаще всего коррелируют с общим показателем кризиса и реакцией имитации, задачи, связанные с эмоционально-коммуникативной сферой - с реакциями имитации и гиперкомпенсации. Задачи, связанные с саморазвитием и самореализацией, а также с профессиональным самоопределением и социумом взаимосвязаны с гиперкомпенсацией. Задачи, связанные с формированием идентичности коррелируют с гиперкомпенсацией и интересом к внутреннему миру. Наибольшее количество взаимосвязей выявлено в 6 классе, особенно у задач, связанных с эмоционально-коммуникативным и физическим развитием. В 7 классе добавляются взаимосвязи у задачи формирования идентичности. В 8 классе наибольшее количество взаимосвязей переходит к эмоционально-коммуникативному развитию и саморазвитию. В 9 классе взаимосвязей задач развития с симтоматикой кризиса значительно меньше, наибольшее количество взаимосвязей имеет задача построения идентичности.
Abstract

Developmental tasks are skills that a person acquires throughout life in order to function as a mature person in the future. Considering adolescence, you can notice that there are a lot of tasks that society makes adolescents solve while there are changes in their internal and social life. The aim of the study: to find out relationship between the developmental tasks and the crisis manifestations in adolescents.

Sample: 195 students of grades 6-9 of two gymnasiums of St. Petersburg: 101 boys and 94 girls aged 11-16.

The study used such methods as author’s questionnaire to identify developmental tasks in adolescence (by V.E. Vasilenko, D.Y. Dmitriyeva) ; method of motivational induction by J. Nutten (modificated by N.N. Tolstykh); test "Me now and me in the future" (modificated by V.E. Vasilenko); a questionnaire on the severity of the symptoms of the adolescent crisis by V.E. Vasilenko (form for teenagers). Statistics methods: correlation analysis, ANOVAand analysis of multiple comparisons by Shefe.

Results. For all micro age group the importance of emotionally communicative sphere is high. Than older they become, the more important are the tasks related to self-development and self-realization. At the same time, the older adolescents are, the lower the success of solving problems related to self-development is. At the same time, the older the adolescents are, the more in their behavior the normative symptoms of the crisis appear.
Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………...6
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по теме: «Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ )………………………………………………….........8

    1. Понятие и концепции возрастных кризисов. ………………………………..8

    2. Психологическое содержание подросткового возраста и проявления подросткового кризиса…………………………………………………….19

    3. Задачи развития в подростковый период…………………………………31

Выводы к главе 1………………………………………………………………..36

Глава 2. Организация и методы исследования ……………………………....38

2.1 Цель и задачи исследования …………………………………………....38

2.2 Характеристика выборки …………………………………………………39

2.3 Описание методов исследования ……………………………………..41

2.3.1 Авторская анкета для выявления задач развития в подростковый период ( Василенко В.Е., Дмитриева Д.Ю.)…………………………………………..42

2.3.2 Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (в модификации Н.Н. Толстых);…………………………………………………………………………44

2.3.3 Рисуночный тест «Какой я и каким бы я хотел себя видеть» (в модификации В.Е. Василенко);………………………………………………..51

2.3.4. Опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков)…………………………………………....52

2.4 Методы математической обработки данных………………………………54

Глава 3. Анализ и обсуждение эмпирических данных……………………55

3.1 Значимость задач развития для подростков разных микровозрастных групп……………………………………………………………………………..55

3.2 Особенности мотивации и ее временных характеристик…………………………………………………......…………….73

3.3 Образ Я- реального и Я-идеального………………………………………..80

3.4 Симптомы кризиса подросткового возраста……………………………….90

3.5 Взаимосвязи задач развития, мотивации, образа Я и симптомов подросткового кризиса………………………………………………………….96

Выводы…………………………………………………………………………113

Заключение …………………………………………………………………….116

Список использованной литературы …………………………………………117

Приложение……………………………………………………………………120

Введение

Подростковый возраст — это время, когда маленький человек должен научиться быть взрослым. Именно поэтому общество ставит перед ним задачи, задачи развития. На данном этапе развития общества наблюдается такой феномен, что рамки детства расширяются, а вместе с ними продлевается и время отрочества. В таких условиях складывается ситуация, что макросреда (т .е. социум, общество) дает ребенку толчок к развитию, предоставляет ему условия, формирует социальную ситуацию развития, в то время как микросреда ( родители, учителя) смотрят на будущих взрослых как на детей, пытаясь немного продлить им «счастливое детство», что несомненно сказывается на успехе решения задач развития. Наверное, в таких условиях трудно находиться не только формирующейся личности, но и взрослому человеку.

Часто говорят, что подростку сложно найти место в мире, ведь для предыдущих увлечений он уже слишком взрослый, а для взрослой деятельности слишком мал. Естественным ходом событий является то, что подросток начинает искать себя, пересматривать все то, что было приобретено, выбирать нужное и оставлять позади то, что уже не понадобится. В это же время наступает кризис подросткового возраста. Время, когда перестраиваются взаимоотношения с близкими людьми, когда пересматриваются ценности, когда изменяется самовосприятие, когда формируется представление о будущем. Время, когда человек обретает себя и может дальше сам выстраивать свой путь. Это все то, что он приобретает в кризисе, и вместе с том то, что он должен приобрести.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи задач развития и кризисных проявлений у подростков с учетом возраста. Основными гипотезами нашего исследования являются утверждения, что, во- первых, чем старше подростки, тем более значимы задачи, связанные с формированием идентичности, личностным самоопределением; саморазвитием и самореализацией; с профессиональным самоопределением и социумом. Во-вторых, у старших подростков по сравнению с младшими более выражены реакции эмансипации и конструктивные проявления кризиса. И в-третьих, структура взаимосвязей задач развития и кризисных проявлений различна у подростков разного возраста. Объектом исследования являются задачи развития, особенности мотивации, образ реального и идеального «Я» и симптомы кризиса у подростков. Предметом нашего исследования являются микровозрастные различия задач развития, мотивации, образа реального и идеального Я и симптомов кризиса у подростков, а также их взаимосвязей.

Наша выборка состоит из учащихся 6- 9 классов частной и государственной школ.
В нашем исследовании мы использовали следующие методы. Авторский опросник для выявления задач развития в подростковый период (Василенко В.Е., Дмитриева Д.Ю.), чтобы выявить значимость и успех решения задач развития, а также построить иерархию значимости задач для каждого возраста; Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (в модификации Н.Н. Толстых) для выявления направленности мотивации школьников; Рисуночный тест «Какой я и каким бы я хотел себя видеть» (в модификации В.Е. Василенко) для определения уровня сформированности Я- реального и Я- идеального ; Опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков) для выявления выраженности подросткового кризиса, а также для выявления ведущих для каждого возраста симптома кризиса.

Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по теме: «Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ)»
1.1 Понятие и концепции возрастных кризисов

Возникновением, характером протекания и значимостью подросткового кризиса занимались многие зарубежные и отечественные авторы. На сегодняшний день существуют различные теории и концепции, где возрастные кризисы описываются с помощью специфических терминов и изучаются с помощью специфических для данных концепций методов исследования. Несомненно, каждый из исследователей, работающий в рамках той или иной концепции принес в систему знаний о механизмах возрастных кризисов неповторимый вклад, которым пользуются другие исследователи.

Основными подходами в психологии, изучающими возрастные кризисы являются культурно-исторический подход и теория деятельности. В рамках данных направлений трудились выдающиеся исследователи, которые формировали представления о механизмах, причинах и характере протекания возрастных кризисов.

Основоположником культурно-исторического подхода был Л.С. Выготский. Возраст в его понимании представляет собой целостное динамическое образование, структура которого определяет роль и удельный вес каждой стадии развития (Выготский Л.С., 1984). Понятие «возраст» выводится с помощью представления о социальной ситуации развития, т.е. специфического для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его средой, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходную точку для всех динамических изменений, которые будут происходить в развитии в течении данного возрастного периода (Выготский Л.С., 1984). Это понятие Выготский выводит из представления об реальных и идеальных (высших) формах. Под идеальными формами подразумевается нечто, будь то материальный объект или образ, идея или знак, которые стоят перед ребенком, к которым он стремится, однако, в силу своего развития, которых он еще не достиг. Источником идеальных форм является культура, именно в культуре ребёнок обнаруживает их. Ребенок способен не только осознавать и обнаруживать высшие формы, но и сопоставлять их с собственными действиями, то есть реальными формами. Большая роль в развитии ребёнка отводится Выготским среде. Он считает, что среда является источником развития, ведь именно в ней находятся идеальные формы.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что сопоставление реальных и идеальных форм являются движущей силой развития. Однако, для определения возраста важна не только среда, но и отношение ребенка к ней, его восприятие. Таким образом, Выготским выделяются следующие ситуации социального развития – объективная - среда и субъективная - отношение ребенка. Именно на их сопоставлении и строится возрастная концепция Л.С. Выготского.

В конце каждого возрастного периода возникают качественно новые психологические новообразования. Они несут в себе все социальные и психические изменения, которые определяют развитие ребенка в данный период жизни. Новообразования представляют собой результат всех пройденный ранее этапов жизни и формируют фундамент для дальнейшего развития.

Опираясь на данное положение, Выготский выделяет два типа возрастов - стабильный и критический. Данные возраста чередуются, обеспечивая развитие. Во время стабильного возраста развитие индивида происходит вследствие едва заметных изменений, которые постоянно накапливаются, а затем резко проявляются в виде новообразования. Приобретенное новообразование начинает изменять потребности индивида, разрушает гармонию во взаимодействии со средой. Появляется осознание того, что старый способ взаимодействия стал малоэффективным и не в состоянии удовлетворять новые потребности. Из этого происходит конфликт между реальными и идеальными формами, между тем, что человек может и тем, что бы он хотел. Именно этот конфликт определяет специфику критического возраста. Таким образом, возникает кризис, и стабильный период сменяется критическим.

Особенностью критического периода является то, что ребенок способен к резким и быстрым изменениям, которые заметны окружающим. Таким образом, в концепции Л.С. Выготского возрастной кризис представляет собой период, когда внутренние изменения, постепенно накапливаясь, достигают своего апогея, обуславливают качественные изменения в отношении человека со средой. Вследствие этого старый способ взаимодействия ребенка с миром пересматривается, отбрасывается и замещается новыми формами.

Описывая возрастные кризисы, Л.С. Выготский утверждал, что внешними характеристиками кризиса являются неотчетливость границ между началом и окончанием кризиса, а также наличие кульминационной точки. В поведении ребенка также заметны изменения. Наблюдаются ухудшение поведения и трудновоспитуемость. Однако нужно рассматривать поведение ребенка в его жизненном контексте. Чаще всего изменения проявляются в поведении. Важно помнить, что изменения могут происходить как в сторону ухудшения поведения, так и в сторону улучшения. Все будет зависеть от того, как ребенок вел себя раньше. Именно здесь можно заметить важность наблюдения за внешними проявлениями относительно предыдущего периода жизни. Во время кризиса человек теряет больше, чем приобретает. Развитие ребёнка замедляется, а первостепенной задачей становится процесс отмирания и распада того, что образовалось на предыдущих стадиях, происходит проверка актуальности.

Еще одним подходом в изучении возрастных кризисов является деятельностный подход, в рамках которого работал А.Н. Леонтьев. Определяя понятие «возраст», он говорил о том, что в ходе развития и под влиянием определенных обстоятельств жизни ребенка изменяется место, которое он занимает, это и является движущей силой развития. Однако не сам возраст определяет развитие ребенка, а наполненность определенных возрастных границ специфическим содержанием. Под содержанием понимается деятельность. «Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые их реализуют и вступают в противоречие с побудившими их мотивами .<…>они-то и образуют так называемые кризисы развития<…>.» (Леонтьев А.Н.,2004, с.160). Так, А.Н. Леонтьев вводит понятие «ведущая деятельность». Это такая деятельность, с развитием которой наступают важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка, находящегося на определенной стадии развития. Таким образом, каждая стадия психического развития характеризуется ведущим типом деятельности и определенным отношением ребенка к действительности. В ведущей деятельности формируются новые виды деятельности, а также перестраиваются частные психические процессы. От нее зависят основные наблюдаемые изменения личности ребенка.

Сравнивая подходы Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, стоит обратить внимание на то, что в культурно-историческом подходе возраст определяется через социальную ситуацию развития и новообразованиями, а в теории деятельности через отношение места ребёнка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью (при этом развитие психики происходит вместе с развитием деятельности).

А.Н. Леонтьев полагал, что кризис, как нечто негативное и разрушающее не является обязательной частью развития. Наоборот, кризис свидетельствует о том, что переход не был совершён своевременно. А.Н. Леонтьев выдвигал положение о том, что при правильном воспитании кризисных проявлений можно и вовсе избежать. Это было подтверждено в работах М.И. Лисиной (Лисина М.И., 1997). Она считала, что в процессе развития ребёнка наступает момент, когда содержание общения со взрослым изменяется, вследствие чего старый способ общения перестает работать и на его месте образуется новый. Таким образом именно общение со взрослым является стимулом для перехода к новой ведущей деятельности. Из этого можно сделать вывод, что протекание кризиса обусловлено отношением взрослого к ребенку. А бескризисность – гибкими отношениями между ребёнком и взрослым.

Л.И. Божович в своих работах говорила о таком понятии как «переживание». Под переживаниями она понимала единство средовых (отношение к чему-то) и личностных (мое переживание) моментов, она показывает, что именно среда представляет собой в данный момент для личности (Божович Л.И.,1995). Л.И. Божович говорит о внутренней позиции как о стремлении занять определённое место в социуме. Из этого положения следует, что кризис возникает тогда, когда человек готов перейти на новую ступень, однако, по каким-то причинам до сих пор этого не сделал. Таким образом, кризис рассматривается скорее не как нормативный период, а как патология развития.

Такой же позиции придерживалась Т.В. Драгунова, изучая конфликтное поведение у подростков. Она выяснила, что при адекватном отношении взрослых, как родителей, так и педагогов симптомы кризиса не наблюдаются. Трудновоспитуемость же представляет собой ответ на ригидность взрослых (Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., 1967). Таким образом, ригидность образовательной системы или воспитания может быть одним из факторов проявления кризиса.

Исследованием возрастных кризисов также занимался Д.Б. Эльконин. Он утверждал, что главным условием развития является система «ребенок-общество», которая состоит из двух компонентов, заключающих в себе ведущую деятельность - «ребенок - взрослый» (деятельность первого типа) и «ребенок - общественный предмет» (деятельность второго типа). Они сменяют друг друга, образуя закономерную последовательность. Период смены деятельности первого типа на деятельность второго типа составляет возрастную эпоху. В деятельности первого типа развивается мотивационно- потребностная сфера, а в деятельности второго типа – операционально- техническая. Таким образом, сначала ребёнок понимает, что он хочет сделать или что ему нужно сделать, а затем он осознает, что он может сделать, а чему ему предстоит научиться. Всего ребенок до достижения взрослости проходит через три глобальные эпохи: раннее детство, детство и подростничество. Переходы между эпохами были названы «большими» кризисами – кризис эмансипации и сепарации, поведенческие проявления которых можно наблюдать, а переход между периодами внутри эпохи – «малыми» кризисами, то есть кризис дифференциации, когда ребёнок осознает себя отдельным человеком. Д.Б. Эльконин утверждал, что в результате того, что одна сторона человеческой деятельности стремительно развивается, а вторая – отстает, в какой-то момент это отставание достигает критической точки и происходит смена ведущей деятельности. Наступает кризис. В критический период возникает то, что отсутствовало изначально внутри ведущей деятельности стабильного периода. Д.Б. Эльконин говорил также о том, что даже если сделать отношения взрослого с ребёнком пластичными, то критический период пройдет менее болезненно, однако, даже в таких случаях ребёнок может начать искать возможности противопоставления себя взрослому, вступая с ним в конфликт только потому, что такое противопоставление является для него внутренней необходимостью.

Такие авторы как В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, предлагают собственную периодизацию развития субъективной реальности, которая включает в себя (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. 2000):

1) Эпигенетический принцип, говорящий о том, что периодизация является не схемой из формальных временных отрезков, которые дут друг за другом, но является общей структурой, в которой присутствуют все возраста. Данная структура содержит в себе комплекс стадий универсальный для всех людей.

2) Представленная структура периодизации описывает саморазвитие человека, его выбор, его действия. Человек является автором собственной биографии. Указываются возможные достижения и формирования положительных качеств, для данного возраста.

Критические периоды представляются авторами с помощью динамики протекания и преобразования системы связей отношений между людьми, со схожими ценностями. Таким образов вводится новое понятие «событийная общность» то есть, устойчивая, определенная система связей и отношений между людьми, которая имеет единые ценностно-смысловые образования.

Выдвинуты следующие виды возрастных кризисов:

Кризис рождения – тотальная смена типов развития в период образования и становления новой формы событийной общности, которая несет под собой начало нового этапа развития субъектности. Решается задача саморазвития.

Кризис развития - это переломный момент в развитии, связанный с вырастанием из существующей формы событийности, с другими людьми и освоением новых, способностей и проба их в жизни.

Стоит отметить, что Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин и их последователи в своих трудах говорили о кризисах детско-юношеского периода т.к. считали, что у кризисов взрослости другие закономерности. Это можно подтвердить положением В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачевой, которые утверждали, что развитие взрослого является осознанным и целенаправленным, т.к. взрослый может контролировать и направлять свою деятельность.

Ещё одним исследователем возрастных кризисов является К.Н.Поливанова. В своих трудах она берёт за основу концепцию Л.С.Выготского и его определение кризиса как противоречие идеальных и реальных форм. Т.е. конфликтом между тем, что имеет человек и тем, чего он хочет достичь. Осознавая не идеальность реальных форм, ребенок начинает рефлексировать, преодолевать преграды на пути к развитию, появляется желание разрешить конфликт и преодолеть кризис и, как следствие, создаются условия для преодоления. С помощью этого, К.Н. Поливанова выделила структуру возрастных кризисов, тем самым дополнив концепцию Л.С. Выготского.

Предкритическая фаза – конфликт между реальным и идеальным. Человек стремится выйти из своего настоящего и постичь идеальную форму, которую он постоянно превозносит и сравнивает со своим текущим положением.

Собственно критическая фаза (делится на три подфазы):

1) Проба. Попытка материализовать идеальную форму, примерить ее на себя

2) Конфликт. Осознание того, что идеальная форма не может быть воплощена в жизни. Также приходит осознание того факта, что идеальная форма – это не только ее внешние проявления, но и внутренние аспекты. Это формирует мотивы к действию и развитию.

3) Рефлексия. Сопоставление собственных возможностей с идеальной формой. Интериоризация конфликта.

Посткритическая фаза – создание новой социальной ситуации развития. Воплощение идеальной формы, которая является не идеализированной, а адекватно оцененной.

Говоря о содержании критического периода К.Н.Поливанова утверждала, что деятельность, уже, будучи интериоризированной, не является самостоятельной. Субъект еще не способен выполнять задания, требующие применения данных способностей. Он склонен проявлять данную способность только в тех ситуациях, в которых он о ней узнал, так образуется связка условие - действие. Это приводит к необходимости разделения способности от условий, в которых она возникла. Для этого требуется умение абстрагироваться от целостности «условие – действие» и превратить действие в способность самого действующего. Этот процесс называется «субъективация способностей». Необходимым условием подобного освобождения будет проба. Субъективация способностей требует того, чтобы ребенок применил свою способность в новых условиях. Таким образом, ребенок или подросток может опробовать совершенно новые способы действия в уже привычных ситуациях, или пользоваться уже привычными действиями в новых ситуациях только для того, чтобы узнать, что из этого получится. Проба совершается медленно и аккуратно: сначала нужно понять суть механизма действия, только после этого происходят попытки непосредственно совершить новую деятельность. Чтобы процесс пробы прошел удачно, необходимо соблюдать ряд условий:

1) Должна быть возможность многократного повторения.

2) Условия должны быть безопасными, то есть, должна присутствовать уверенность, что проба не разрушит ситуацию, в которой она происходит.

Итак, кризис в концепции К.Н. Поливановой – психологическое пространство, в котором совершается акт развития, т.к. субъект приобретает новое видение ситуации.

Сопоставив концепции Л.С. Выготского и К.Н. Поливановой с концепциями Л.И. Божович и А.Н. Леонтьева можно заметить тот факт, что, по мнению первых, кризис как таковой носит в себе нормативный характер, и даёт ребёнку толчок к развитию, позволяя ему пересмотреть всё приобретенное до этого. В то время как А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович утверждают, что при правильно выстроенном общении ребенка со взрослым кризисных проявлений в нормальном протекании развития быть не должно.

В западной психологии одной из самых известных концепций развития человека является концепция Эрика Эриксона. Он разделил жизнь человека на восемь возрастов, которые представляют собой восемь последовательных стадий развития человека. Переход одного возраста к другому обусловлен кризисом. Он утверждал, что на каждой стадии развития формируется новое качество личности. Для Эриксона кризис состоит в потенциальном выборе между конструктивным и деструктивным направлениями развития. От этого выбора зависит успешность прохождения и завершения каждой стадии развития. Исход разрешения кризиса формирует у человека представление о себе и об окружающем его мире. В кризисный период определенная сторона личности активно развивается, но из-за этого именно она является наиболее уязвимой. Сама суть кризиса заключается в том, что к определенному моменту у человека уже сформировалась устойчивая конструкция личности, но для дальнейшего развития ему нужно поставить все, что у него есть под удар ради своего благополучия. Таким образом, каждая пройденная стадия является фундаментом и опорой для прохождения следующей, однако в случае «поражения» негативные последствия будут мешать двигаться дальше. В кризисные периоды для человека очень важную роль играет его близкое окружение т.к. именно оно поддерживает человека и в некотором смысле направляет его развитие.

При рассмотрении данных стадий стоит обратить внимание на то, что первые пять стадий уточняют подход Зигмунда Фрейда, а остальные являются нововведением Эриксона, т.к. он первый начал описывать не только кризисы детства, но и кризисы взрослости. Также нужно отметить, что для каждой стадии есть свое уникальное новообразование, которое имеет два пути развития:

Базисное доверие против Базисного недоверия (оральная стадия)

Автономия против Стыда и сомнения (Анальная стадия)

Инициатива против Чувства вины (фаллическая стадия)

Трудолюбие против Чувства неполноценности (Латентная стадия)

Идентичность против Смешения ролей (Стадия психосексуального моратория)

Близость против Изоляции ( молодость)

Генеративность против Стагнации (Зрелость)

Целостность эго против Отчаяния (старость)

(Э.Эриксон.,2000)

Сопоставляя концепцию Эрика Эриксона и теорию Л.С, Выготского можно заметить, что кризис для них несёт в себе разный характер. Опираясь на положения Л.С. Выготского можно сказать, что Эрик Эриксон описывает скорее стабильные, а не критические возраста. По сути, для Эрика Эриксона кризисный период является сенситивным. Разделив всю жизнь человека на восемь стадий, он подразумевал, что каждый возраст будет сенситивным для развития особенного личностного новообразования. Выражаясь в терминах культурно - исторического подхода можно сказать, что в концепции Эриксона описано как один стабильный период плавно переходит в другой. Еще одним важным отличием является то, что не происходит отмирания старого. Эриксон говорит о том, что все приобретения предыдущих возрастов сохраняются, хотя при определенных обстоятельствах могут сменить полюс. А так как все новообразования по своей сути полярны – это уже может вызывать внутренний конфликт.

Ещё одним зарубежным автором, изучающим возрастные кризисы была Шарлотта Бюлер. В своих трудах она уделяет большое внимание таким терминам как самость и самоосуществление. Говоря о самости, она подразумевает изначально данное человеку духовное новообразование, стремящееся реализовать все свои внутренние потенциалы. Под самоосуществлением же понимается итог жизненного пути и ощущение человеком реализации всех своих ценностей, потенциалов и намерений. При этом как самоосуществление протекает как процесс на всех жизненных стадиях и знаменует собой их завершение. Вместе с эти Шарлота Бюлер утверждала, что полнота самоосуществления зависит от того насколько личность готова ставить перед собой соизмеримые своим силам и адекватные для своего внутреннего мира цели. Такая способность была названа самоопределением. Именно через понятие самосознания и самоопределения Шарлота Бюлер строит возрастную периодизацию. Она выделяет пять фаз развития. Первая фаза характеризуется низким уровнем самосознания и самоопределения. Далее следует вторая фаза, на которой человек начинает пробовать свои силы в деятельности и построении отношений, самоопределение носит диффузный характер. На третьей фазе , после того как человек нашел себе постоянное занятие происходит спецификация самоопределения, личность ставит перед собой определенные специфичные для себя цели. Четвертая фаза совпадает с выходом на пенсию, человек перестает реализовывать свои способности и самоопределение перестаёт функционировать. На пятой стадии человек живет прошлым, поэтому, Ш. Бюлер не считает данную фазу частью жизненного пути. При этом выделяются негативные и позитивные стадии каждого возрастного периода. Негативная стадия характеризуется заострением внимания личности на негативно окрашенных эмоциях, переживаниях и мыслях, снижением работоспособности. Позитивная стадия характеризуется открытием новых источников радости, радостным жизнеощущением. Стоит отметить, что стадии сменяются плавно, переходя из одной в другую. Таким образом, кризис знаменуется особенностями возраста и возможностью самоопределения.

Подводя итоги можно сказать, что разными авторами выделяются различные механизмы и причины возрастных кризисов. Кто-то видит в кризисе норму, а кто-то видит норму в отсутствии кризиса. Однако, стоит отметить, что многие авторы сходятся на том, что возрастные кризисы несут в себе не только развитие, но и потенциальную угрозу в виде непрохождения и застревания на определённой стадии. Возрастной кризис знаменуется не только сменой социальной ситуации развития, ведущей деятельности и способов взаимодействия, но и пересмотром всего того, что человек приобрел за всю свою жизнь, проверку умений, знаний, и самого себя на эффективность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconАнализ глубинных интервью 56
Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconПрофилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков терроризм
Терроризм — насильственные акты, совершаемые против лиц или объектов, находящихся под защитой международного права

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconЗаседания
Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися в каждом задании. Количество и процентное соотношение

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconРазвитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных...
Современные педагогические технологии развития социальной компетентности детей и подростков

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconИнструкция по предупреждению возникновения газоводо проявлений и...
По составу компонентов в флюида различают два вида проявлений – газопроявления и нефтепроявления

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconТемы курсовых и вкр для магистров : Организация эффективной работы...
Анализ развития систем моделирования и оценка потребности их применения для решения задач управления в бизнес-системах

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconАнкета Просим направить ответ до 24. 01. 12
Мы вновь, как и в прошлом году, обращаемся к Вам с просьбой найти время и ответить на вопросы нашей анкеты, направленной на анализ...

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconАнкета Просим направить ответ до 25. 01. 2013
Мы вновь, как и в прошлом году, обращаемся к Вам с просьбой найти время и ответить на вопросы нашей анкеты, направленной на анализ...

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) iconШкольный тест умственного развития [19]
К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова. Школьный тест умственного развития предназначен...

Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ) icon2 анализ и оценка эффективности потребительского кредитования в ОАО...
Анализ финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» за 2010 – 2012 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск