Этапы и методы диагностики организации Первый шаг Комплексная оценка организационной эффективности
На первом шаге можно провести комплексную оценку организационной эффективности. Для этого можно использовать оценку статистических данных и методики опроса.
Мониторинг по определенным показателям ведется в любой организации. Как правило в организации имеются данные о финансовых показателях деятельности, о запросе на товары и услуги организации, об оттоке и притоке кадров, об инвестиционных предложениях и т.д.
Эти данные необходимо структурировать, выявить динамику по отношению к предыдущему периоду. Анализ динамики данных позволит зафиксировать проблемы. (Но причины этих проблем и возможные варианты решения мы еще не можем указать достоверно.)
Для выявления «узких» мест организации можно можно собрать дополнительные данные путем анкетирования. Для этого существует большое количество методик.
В данном пакете предлагается К. Карналла (см. приложение 1). Апробация методики показала, что она достаточно показательна для организаций в социальной сфере, в сфере услуг.
РассмотреМетодика предполагает оценку состояния организации по следующим параметрам:
понимание целей и задач организации всеми сотрудниками;
качество организационной структуры, адекватность для задач организации;
уровень взаимоотношений между людьми;
качество системы мотивации персонала;
наличие механизмов ресурсной поддержки деятельности сотрудников;
лидерская позиция руководства;
нацеленность организации на творчество, изменения;
результативность деятельности.
Полученные усредненные значения распределяются по группам: наибольшее значение балла по показателю показывает, что этот блок управления является слабой стороной организации, минимальный балл указывает, что блок входит в число сильных сторон.
Таким образом, на первом шаге мы выявили блоки управления, которые требуют изменений и блоки, которые станут базой и ресурсом для этих изменений.
Второй шаг Оценка ресурсов организации
Для этого придется провести анализ внешней среды и, соотнеся возможности и угрозы внешней среды с внутренними ресурсами организации, определиться в стратегическом направлении развития.
Хорошо зарекомендовала себя методика стратегического анализа – SWOT-анализ состояния организации.
Методика предполагает оценку состояния внешней среды по следующим факторам: политический, экономический, социальный, технологический, маркетинговый. Рассматриваются именно те факторы, которые влияют на конкретную организацию. В некоторых случаях большое значение имеет географическое положение, климатические условия, национальный аспект населения, взаимодействующего с организаций. Факторы внешней среды оцениваются, как Возможности для развития организации и Угрозы.
Вторым шагом в методике является оценка внутренней среды организации. Наиболее важным для этого является оценка кадров (состав, профессионализм, возраст и т.д.), оценка материально-технической базы, финансовых ресурсов организации, организационной культуры (мотивация кадров на изменения, поддержка, внутренние коммуникации и т.д.), организационной структуры (гибкость, адаптивность, адекватность задачам и т.д.). Оценка внутренних ресурсов дифференцирует их на Сильные стороны организации и Слабые. (Данный пункт анализа производится при наличии соответствующих данных)
Данные заносятся в матрицу SWOT-анализа (см. приложение 2).
|