Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности»


НазваниеПрограмма элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности»
страница1/6
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа

п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский

Самарской области
Программа элективного курса

по обществознанию

для обучающихся 10 – 11 классов

«Основы финансовой грамотности»

Составитель:

Пучко Александр Михайлович

учитель истории и обществознания


п.г.т. Мирный

2016


Актуальность программы.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения, то есть грамотное управление своими денежными средствами:

  • вести учет доходов и расходов;

  • избегать излишней задолженности;

  • планировать личный бюджет;

  • создавать сбережения;

  • ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора;

  • использовать накопительные и страховые инструменты.


Уровень финансовой грамотности в Российской школе (данные PISA-2012)

  • Наибольшие трудности у учащихся по области содержания – «Деньги и операции с ними» (российские учащиеся недостаточно знакомы с механизмами кредитования, операциями с банковскими вкладами, вопросами обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине; проблемами инвестирования, действием механизмов налогообложения)

  • Наиболее успешно выполнены задания на применение простых финансовых знаний в знакомых ситуациях реальной жизни. Наибольшие трудности вызвали задания, в которых нужно было выявить и проанализировать финансовую информацию, обосновать высказанную позицию или аргументировать ответ, сформулированный самостоятельно.

  • 38% российских учащихся ответили, что не изучали вопросы, связанные с финансовой деятельностью

Результаты анкетирования учащихся 10 – 11 классов показали невысокий уровень финансовой грамотности учеников, особенно в разделах «Страхование», «Риски в мире денег», «Пенсии». По итогам опроса обучающихся и родителей, было выявлено, что необходимо восполнить недостаток знаний по основам финансовой грамотности за счет элективного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Выпускник научится:

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Бреховой Юлии Викторовны «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых

знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

  • понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

  • владение умением решать практические финансовые задачи:

  • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

  • определение стратегических целей в области управления личными финансами;

  • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

  • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

  • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

  • владение коммуникативными компетенциями:

  • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

  • анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Представленный далее тематический план состоит из отдельных разделов , каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия.

Содержание курса финансовой грамотности имеет деятельностный характер, поэтому в структуре дидактических единиц выделяются понятия и знания, сопредельные этим понятиям, личностные характеристики и установки, отражающие надпредметный компонент, а также способы деятельности, обозначенные как «умения» и «компетенции». Все эти компоненты отнесены не к каждой отдельной теме занятия, а к группе занятий сознательно. Поскольку мы говорим о деятельностном подходе, предполагающем в первую очередь освоение способа деятельности в определённой ситуации, а не заучивание определений конкретных понятий, то обучение строится вокруг проблемы, а не понятия. Это означает, что все понятия, знания и умения возникают по сопричастности овладению умением решать определённый круг проблем, в частности финансовых (даже если это достаточно простые понятия). Следовательно, все эти компоненты актуальны при решении проблемы и необходимы в той мере, чтобы её решить, а не просто знать о ней.

Понятия для освоения финансовой грамотности необходимы в той мере, чтобы понимать, как именно устроена эта сфера вообще и конкретные финансовые институты в частности. Учащийся освоил понятия — это означает, что он может установить связь между определением понятия и той реальностью, которую оно отражает, т. е. как бы «увидеть» эту реальность, связать её с другими элементами.

Знания позволяют учащимся полнее охарактеризовывать финансовую реальность и имеют следующую структуру: признаки, функции, характеристики каких-либо объектов или процессов; описание особенностей устройства каких-либо финансовых объектов или процессов в реальности (например, в России или в мире).

Личностные характеристики и установки отражают ценностную составляющую финансовой грамотности. Учитель не должен привязывать учащихся к конкретным идеологическим установкам в сфере финансов, задача учителя — создать поле для определения собственной позиции учащегося, формирования его собственного отношения, важно показать причинно-следственные связи, к чему приводит та или иная деятельность. Общей установкой, конечно, должна стать установка на самостоятельность в принятии решений, стремление к изучению финансовой проблемы со всех сторон, анализ и оценку различных вариантов в решении проблемы. У учащихся должно быть сформировано понимание не только свободы в принятии решений, но и личной ответственности за взятые на себя обязательства.

Умением в дидактических единицах мы называем исключительно предметные умения, необходимые для осуществления простейших операций в сфере финансов.

Компетенции представляют собой способы деятельности в ситуациях необходимости решать финансовые задачи. Компетенции всегда требуют сознательности и знания конкретных действий, необходимых для их воплощения. Особенностью компетенций является их обобщённый характер. Это означает, что если учащийся овладел компетенцией на занятии, то он может в другой подобной ситуации применить это умение. Например, критически относиться к рекламным предложениям из различных источников нужно не только в сфере финансов, но и в том, что касается продуктов питания, лекарств и др.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения

Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств. Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса.

Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.

Практическое занятие может быть проведено в различных формах:

– проблемный семинар;

– презентация докладов.

Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.

Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний

и умений.

В процессе преподавания элективного курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятиях, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры.

Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме тестирования, решения практических мини-задач или написания рассуждения – эссе по теме высказывания одного из ученых, финансистов и общественных деятелей, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.

Контрольно- измерительные материалы представлены в Приложении 1.

Способы реализации содержания

Данный курс предусматривает использование современных образовательных технологий, позволяющих достичь не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, направленных на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. В программе находят отражение следующие технологии:

1)Технология развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Она предполагает соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, выработку решений о том, что можно принять, что дополнить, что отвергнуть, плюс умение обсуждать и взаимодействовать с другими людьми. Иными словами, критическое мышление учит способам активных действий. Данная технология представлена в программе следующими формами работы:

  • работа с информацией;

  • практическая работа с технологическими составляющими;

  • семинар;

  • встречи со специалистами, предусматривающие диалог;

2) Информационно-коммуникационные технологии, призванные повысить эффективность образования, позволяют активизировать познавательную деятельность; расширить информационное поле, повысить информационную культуру; стимулируют интерес учащихся, предоставляют широкие возможности для самореализации личности. В данном элективном курсе нашли применение такие формы ИКТ:

  • использование информации в сети Интернет;

  • презентации.

Курс изучается в течение года, рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю. Длительность занятия – 40 минут.

Критерии и методика оценки учебных достижений учащихся
Критерии оценивания решения задач

Отметка

5

4

3

2

оценка

Формулирование

целей и условия


Адекватно сформулирова-

ны цели деятельности и

определены условия (3—4),

в которых необходимо ре-

шать задачу.


Цель сформулирована

нечётко, или выделены

не все условия.


Цель сформулирована

размыто или не постав-

лена вообще. Или отсутствует описание усло-

вий, в которых решается

задача.

Не осуществлено

Выявление

альтернативных

вариантов


В результате поисковой дея-

тельности выявлены и опи-

саны альтернативы (3-5) решения задачи.

В результате поисковой

деятельности выявлены

не все возможные или необходимые альтернативы.

Альтернативы выявлены спонтанно, без об-

ращения к различным

источникам.


Не осуществлена.


Оценка

альтернатив


Осуществлена оценка каждой альтернативы с точки зрения определённых критериев выбора, на основе

научного знания, представ-

ленного в материалах для

учащихся.

В ходе оценки альтернатив ученик частично не использует научное знание, больше опирается

не на новое знание, а на

опыт или традиции, сте-

реотипы.


Учащийся практически

при оценке не опирается на новое знание,

описанное в материалах

для учащихся


Не осуществлена


Обоснование

итогового выбора


Объяснён итоговый выбор

как оптимальный, т. е. решающий поставленную за-

дачу.

В объяснении может

быть нарушена логика

обоснования.


Итоговый выбор обоснован без опоры на

анализ оценки альтернатив решения задачи.

Не осуществлена.



Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно он участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика. То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно он мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать более подходящие варианты. Оценка работы ученика всё же будет достаточно субъективной, так как здесь невозможно предложить количественные измерители. Учитель должен ориентироваться на качественные характеристики, и самое главное — данную работу необходимо оценивать не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умения. То есть насколько активнее (в нашем понимании) ученик работал на данном занятии, чем на предыдущем. Так, если учащийся абсолютно не участвовал в работе, игнорировал такого рода деятельность, то на усмотрение учителя он может получить 0 или 1 или вообще не иметь никакой оценки. Второй вариант будет более приемлемым и гуманным. Бывают ситуации, когда ученики испытывают психологические барьеры при выступлении или пока не освоили умение вступать в коллективное обсуждение. Если ученик достаточно активен на занятии, то, безусловно, он заслуживает позитивной отметки (4 или 5). Хорошая отметка может стимулировать ученика на ещё более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений.

Проверка овладения учащимися предметными знаниями и умениями может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем письменного, но тем не менее можно выделить общие принципы:

1. Если ученик не отвечает на большинство вопросов, то ответ оценивается 2 баллами, т. е. неудовлетворительно.

2. Если ученик отвечает на половину вопросов или на большинство частично, то ответ оценивается 3 баллами, т. е. удовлетворительно.

3. Если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70 %) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то получает 4 балла, т. е. хорошо.

4. Если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ответ оценивается 5 баллами, т. е. отлично.

Оценка письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

За каждый правильный тестовый вопрос — 1 балл.

За каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

За каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

За развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

По сумме баллов итоговые отметки выставляются так:

0—50 %: неудовлетворительно;

51—70 %: удовлетворительно;

71—90 %: хорошо;

91—100 %: отлично.

Оценка экономического эссе

Эссе — это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявлять свои творческие способности, а развивать их. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя

собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение мыслить самостоятельно. Вообще размышление над высказываниями мудрых людей является высшей степенью понимания сути предмета, поэтому и должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт на дом написать эссе на выбранную тему, а учащийся вообще ничего не написал или отписался, просто пере-

фразировав высказывание, то ученик получает неудовлетворительную оценку. Ставить отметку 3 балла за попытку размышления всё-таки не педагогично — это может отбить желание у учащегося вообще писатьподобные произведения. Поэтому далее мы говорим об отметках 4 и 5. Для начала выделим критерии, в соответствии с которыми ученики пишут эссе, а учитель проверяет его.

Критерии:

1. Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что имел в виду автор.

2. Логичность и системность изложения собственных мыслей. Под логичностью мы понимаем установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности. Системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого.

3. Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено на занятиях (понятия и знания), должно быть использовано для построения и аргументации собственной позиции.

4. Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументация призвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому вопросу.

При оценивании эссе учитель в первую очередь исходит из качественного прироста в результатах творческо-учебной деятельности ученика. При систематических попытках, естественно выполняя работу над ошибками, ученик может достичь существенных результатов. Поэтому учитель должен показывать достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно не подходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Учитель в своей оценке должен больше показывать тот прирост в умениях, который сделал ученик, с тем, чтобы у него возникла внутренняя мотивация к дальнейшему обучению, именно для этого нужно указывать и на достоинства и на недостатки.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconПрограмма повышения квалификации и аттестации тьюторов «Основы финансовой грамотности»
Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconПрограмма курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих...
Основная цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественного или...

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconТема: «Судья инструктор по баскетболу»
Образовательная программа предназначена для обучающихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа элективного...

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconЦелевая программа Калининградской области «Повышение уровня финансовой...
Программа предназначена для обучения взрослых в рамках реализации целевой программы Калининградской области «Повышение уровня финансовой...

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconЭлективный курс 11 класс Пояснительная записка: программа элективного...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconРабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества»
«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по обществознанию студентов спо»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности» iconПрограмма элективного курса по немецкому языку для учащихся 9- ого...
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и направлен на обеспечение выбора профиля дальнейшего обучения. Программа составлена...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск